Картотека игр для детей первой младшей группы
Подвижные игры
№ 1
«Птички и автомобили»
Задачи: Совершенствовать ходьбу в разных направлениях, по ограниченной поверхности. Развивать внимание, умение реагировать на сигнал. Побуждать к активному взаимодействию.
Содержание игры. Дети изображают птичек. Роль автомобиля вначале выполняет взрослый. Он говорит: «Птички вылетели погулять». Дети-птички летают по группе, машут крыльями, клюют зерна. По сигналу взрослого: «Автомобиль!» — птички быстро убегают с дороги.
При повторе игры можно поменяться ролями.
№ 2«Мыши в кладовой»
Задачи: Учить развивать внимание. Учить действовать по сигналу. Развивать воображение, подражание.
Содержание игры. Дети-мышки находятся за чертой на одной стороне площадки это их дом. Перед домом натянута веревка (резинка). В стороне - кошка (ребенок). По сигналу «Кошка спит» мыши бегут в кладовую, подползая под резинку. В кладовой тихо бегают, прохаживаются, ищут крошки. По сигналу «Кошка проснулась» убегают из кладовой.
№ 3
«По ровненькой дорожке»
Задачи. Упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности. Развивать равновесие. Укреплять стопу. Учить действовать ритмично, согласуя действия с ритмом стихотворения. Поощрять самостоятельность. Поддерживать уверенность в своих действиях.).
Содержание игры. Взрослый произносит текст, а дети выполняют движения в соответствии с текстом.
(идут по дорожке).
1.По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два.
2. По камешкам, по камешкам (прыгают).
По камешкам, по камешкам.
Раз-два, раз-два.
3. По ровненькой дорожке (останавливаются).
По ровненькой дорожке,
Устали наши ножки,
|
Устали наши ножки.
Вот наш дом –
В нем мы живем.»
№4
«Солнышко и дождик»
Задачи: Развивать у детей умение быстро реагировать на сигнал.
Содержание игры. Дети сидят на стульях. По сигналу воспитателя «солнышко» все идут гулять, бегают, играют и т. д. По сигналу «дождик» быстро возвращаются на свои места. В игре можно использовать зонт, взрослый раскрывает его на втором сигнале – «дождик». Дети бегут прятаться под зонт.
№ 4
«Догони мяч»
Задачи. Совершенствовать бег в разном направлении. Вызывать оживление, радость у ребенка. Поощрять самостоятельность.
Содержание игры. Взрослый бросает мяч и говорит: «Раз, два, три, беги.» Ребенок должен побежать только после слова «беги» и догнать мяч. Взрослый бросает мяч в разных направлениях.
№5
«Раздувайся пузырь»
Задачи: Закреплять у детей умение становится в круг, постепенно расширять и сужать его.
Содержание игры. Дети вместе со взрослым берутся за руки и образуют круг, затем говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Одновременно с этим все постепенно расширяют круг и держатся за руки до тех пор, пока взрослый не скажет: «Лопнул пузырь!». Дети опускают руки и приседают на корточки, говоря: «Хлоп». Можно после слов «лопнул пузырь» предложить детям, по– прежнему держась за руки, двигаться к центру круга, произнося «ш-ш-ш». малыши вновь надувают пузырь, отходят назад, образуя большой круг.
Произносить текст надо медленно, чётко, привлекая детей к повторению слов. Вместо четверостишия можно произносить звуки, имитирующие надувание шара: «пф-пф-пф». Когда шар лопнет, хлопнуть в ладоши и присесть.
|
№6
«Поезд»
Задачи: Учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия, побуждать к самостоятельным действиям.
Содержание игры. Взрослый предлагает поиграть в «поезд»: «Я буду паровоз, а вы - вагончики». Дети встают друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «чу-чу». Взрослый ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время снова раздается гудок, и поезд опять отправляется в путь. Можно меняться ролями.
№7
«Самолёты»
Задачи: Упражнять детей выполнять движения по сигналу.
Содержание игры. Дети сидят на стульях, расположенных на одной стороне комнаты, площадки. Взрослый делает вращательные движения рук перед грудью и произносит: «р-р-р», показывает, как завести мотор у самолёта. Затем обращается к детям: «Встали, приготовились к полёту, завести моторы!». Все повторяют движения рук. По сигналу «полетели» дети разводят прямые руки в стороны (крылья у самолёта) и бегают в разных направлениях по комнате, площадке. По сигналу «на посадку» все направляются к своим стульям и садятся на них. Игра повторяется.
Взрослый сначала показывает движения, а затем всё игровое задание выполняет вместе с детьми.
№8
«Кот и мышки»
Задачи: Повышать двигательную активность; развивать имитационные движения.
Содержание игры. С помощью шнура огораживается место для мышек. Выбирается кошка. Она садиться на стульчик или пенек. Мышки сидят в норках.
|
Взрослый говорит:
Кошка мышек сторожит,
Притворилась, будто спить.
Мышки вылезают из «норок» и начинают бегать.
Через некоторое время воспитатель говорит:
Тише, мышки, не шумите,
Кошку вы не разбудите….
Это сигнал кошке; она слезает со стула, встает на четвереньки, выгибает спинку, громко произносит «мяу» и начинает ловить мышей, которые бегут в свои норки.
Малоподвижные игры
№1
«Зайка»
На все слова игры имитируйте движения вместе с ребёнком.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
«Солнышко»
Вот как солнышко встает (Медленно поднимают руки вверх)
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет (Медленно опускают руки)
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо («Фонарики»)
Солнышко смеется,
А под солнышком всем (Хлопают в ладоши)
Весело поется.
игра-имитация «Котята»
Ребёнок выполняет движения соответственно тексту.
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко-сладко засыпали:
Вот так, вот так!
№2
«Где же наши ручки?»
Взрослый проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют соответствующие движения.
У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои? (руки за спиной)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять, (показывают руки)
У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои? (уши закрывают ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять, (показывают уши)
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои? (глаза закрывают ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять, (убирают ладошки от глаз).
№3
«Шарик»
Ход игры: Дети изображают как воздушный шарик постепенно наполняется воздухом: медленно поднимают руки вверх и надувают щеки. Но шарик «лопнул»:дети медленно в расслабленном состоянии и опускаются на пол произнося: ш-ш-ш
№4
«Зернышки»
Задачи: учить детей действовать по правилам, развивать выносливость.
Ход игры: Воспитатель: Посадили зернышки в землю. (Дети садятся на пол, сжимаются в комок.) Полил дождь,а потом засветило солнце. Стали зернышки прорастать, появились росточки. (Дети медленно поднимаются, подтягиваются, поднимая руки-«росточки» вверх -и поворачиваясь к «солнышку»
№5
«Шалтай-болтай»
Дети стоят в расслабленной позе, руки свободно свисают. Под текст, который произносит взрослый поворачивают корпус вправо-влево (руки должны болтаться свободно, как у тряпочной куклы).
Взрослый:
Шалтай-балтай
Сидел на стене.
Шалтай- болтай.
Свалился во сне.
Дети расслабленно опускаются на пол. Игру можно проводить с одним ребенком или с подгруппой детей.
№7
«Холодно-тепло»
Задачи: развивает внимание, мышление.
Ход игры:
Дети сидят на ковре.
Воспитатель: Подул северный ветер. Стало холодно-холодно. (Дети сжимаются в комочки, скрестив руки на груди.)
По сигналу «Выглянуло солнышко. Стало тепло-тепло» дети расслабляются обмахиваются. Игра повторяются 2-3 раза.
№8
«Найди игрушку»
Воспитатель показывает игрушку, и предлагает детям закрыть глаза. Дети закрываю глаза, воспитатель в это время быстро прячет игрушку. По команде: «Открыли глаза!» дети открывают глаза и начинают искать лягушонка. Кто первый найдет игрушку, несет её воспитателю.
Игра повторяется 2-3 раза.
Сюжетно-ролевые игры
№ 1
«Игрушки у врача»
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Ход игры:
Воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктора, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру
№ 2
«Строим дом»
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Ход игры:
Взрослый предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом) ». Взрослый предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем строят дом.
№ 3
«День рождения Степашки»
Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда; закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь; расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».
Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы –тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.
Ход игры:
Взрослый сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью взрослого сервируют стол в процессе игры.
№ 4
«Собираемся на прогулку»
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Ход игры:
В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью взрослого в правильной последовательности они одевают куклу.
№ 5
«Печем пирожки»
Цель: знакомить детей с процессом приготовления пирожков и правилами безопасности на кухне; учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов; развивать игровые умения и навыки, обогащать словарный запас; воспитывать уважение к чужому труду.
Оборудование: кухонная посуда, куклы, детали строительного набора (небольшие шарики, разрезанные пополам, предметы-заместители
В ходе игры пекут пироги.
№ 6
«Куклы на прогулке»
Цели: продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом; учить пользоваться приобретёнными умениями при сооружении несложных построек.
Оборудование: набор крупного строительного материала: кирпичики, кубики, призмы, пластины, куклы разных размеров, машины разной величины, образные игрушки: матрёшки, зайцы, мишки.
В ходе игры ребенок выводит кукол на прогулку, но сначала их одевает, рассказывает, что на прогулке можно делать.
№ 7
«Купание куклы»
Цели: учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложить спать, правильно называть предметы и их назначение; закреплять разнообразные игровые действия; развивать игровые умения и навыки; обогащать словарный запас; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Оборудование: ванночка, мыло (кирпичик, мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземплярах); кукла Катя (у неё «испачканы» руки).
Ход игры:
Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает:
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Затем говорит детям.
-Кукла Катя испачкалась. Надо её выкупать. Что нам для этого нужно?
Когда мытьё куклы закончено, воспитатель предлагает Эле вытереть её полотенцем.
-Кукла стала чистой.
Затем куклу одевают и укладывают спать.
Игру можно повторить 2-3 раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений и навыков.
№ 8
«Зоопарк»
Цели: обеспечить у детей интерес к сюжетно – ролевой игре, помочь создать игровую обстановку; научить детей различать характерные признаки внешнего вида диких животных; развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение; познакомить с особенностями поведения этих животных; способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их; воспитание доброго отношения к животным, любовь к ним, заботу о них.
Оборудование: строительный материал (крупный, мелкий лего, набор зверей, белый халат для врача, градусник, фонендоскоп, аптечка, касса, билеты.
Ход игры:
Сегодня к нам приехал зоопарк. В зоопарке вы можете увидеть разных диких животных! Спешите, спешите!
В зоопарке весёлые зверята.
2 часть: Раздаю детям билеты в «зоопарк».
3 часть:
- Ребята, а кто из вас был в «зоопарке»?
- Скажите, а зоопарк – это что?
ЗООПАРК – зоологический парк, то место, где можно увидеть разных животных. Их привезли из разных стран.
- А кто ухаживает за животными в зоопарке?
(человек).
- А что он ещё делает в зоопарке? (охраняет, оберегает).
- Из чего сделан наш мини – зоопарк? Это значит какой? (маленький).
- А чтобы звери не разбежались, что сделано для зверей (вольеры).
- А вольеры из чего построены? (из лего).
- Очень красивый зоопарк. Большой и просторный.
- Давайте посмотрим, какие животные живут в нашем зоопарке? (дети перечисляют)
- Наши животные приехали к нам из жарких стран, где зимой тепло, и им будет холодно у нас.
- Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы они смогли перезимовать нашу холодную зиму? (построить им домики).
- Я вам предлагаю построить домики из деревянного строительного материала.
Домики для животных мы построили. Теперь им не страшна наша суровая и холодная зима.
- Вам понравилась игра в зоопарк?
- Какие животные вызвали у вас интерес?
- С какими животными вам не хотелось бы встретиться в лесу?
- Как ты думаешь, дикие животные нуждаются в нашей помощи, как домашние?
- Почему нельзя заводить диких животных в квартире?
Наша экскурсия по зоопарку закончилась, но мы ещё с вами сюда приедем.
№9
«Профессии»
Цели: развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку; обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение; формировать у детей умение использовать строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним; закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера.
Ход игры:
Взрослый предлагает выбрать какую-нибудь профессию, создать рабочее место и поиграть.
Взрослый:
В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, парикмахерская, магазин. Все убираем на место.
№ 10
«Стирка кукольного белья»
Цели: способствовать становлению сюжетно игры с куклами, развиавть воображение.
Материал и оборудование: ванночка, мыльница, мыло (предмет-заместитель, стиральная доска, утюг; кукольное бельё; стойка для развешивания белья; гладильная доска.
Ход игры:
Взрослый обращается к детям:
-Мы с вами купали кукол и забыли постирать их грязное бельё. Что нам для этого нужно?
-Какая нам нужна вода? (тёплая).
-Давайте принесём воды и нальём её в таз (в тазы).
Затем взрослый показывает, как надо стирать бельё. Дети повторяют действия взрослого. Выстиранное бельё складывают в отдельные тазики.
-Когда бельё выстирано, выполоскано, его надо отжать, встряхнуть (показывает) и повесить сушить.
Дети повторяют все действия взрослого. После того как бельё развешено, воспитатель предлагает убрать всё на место и приготовить утюги, чтобы погладить высохшее бельё.
№ 11
Дидактические игры
Дидактические игры по ознакомлению детей с цветом предметов.
Дидактическая игра "Найди и назови".
Дидактическая задача: Знакомить детей с характерными явлениями природы для осени: жёлтые листья.
Материал: осенние листья.
Дидактическая игра " Найди флажок".
Дидактическая задача: Знакомить детей с красным цветом предметов. Учить детей узнавать и называть красный флажок.
Материал: флажки.
Дидактическая игра "Найди и назови"
Дидактическая задача: Научить детей узнавать и называть овощи. Обращать внимание на их цвет: помидор красный, репа жёлтая.
Материал: овощи.
Дидактическая игра "Парные картинки"
Дидактическая задача: Учить детей находить одинаковые картинки с изображением овощей, называя их цвет: красный, жёлтый.
Материал: парные картинки с изображением овощей.
Дидактическая игра "Найди такой же"
Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по цвету: красные к красным, жёлтые к жёлтым.
Материал: кубики красного и жёлтого цвета.
Дидактическая игра "Подбери пёрышко"
Дидактическая задача: Учить детей называть и различать красный и жёлтый цвета. Учить детей группировать предметы по цвету.
Материал: картинка с изображением петуха с пышным хвостом, не раскрашеннным, где перья- прорези. Перья двух цветов: красный и жёлтый.
Дидактическая игра "Собери и назови какого цвета"
Дидактическая задача: Знакомить детей с зелёным цветом предметов. Фиксировать внимание детей на том, что цвет является основным признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Материал: пирамидки зелёного цвета, состоящие из колец одного размера.
Дидактическая игра "Посадим цветы у домиков"
Дидактическая задача: Учить детей соотносить разнородные к предметы по цвету: красные цветы к красному дому, жёлтые цветы к жёлтому дому на зелёной полянке. Упражнять детей в различении цветов: красный, жёлтый, зелёный.
Материал: домики, цветы, полянка.
Дидактическая игра "Помоги матрёшкам найти свой домик"
Дидактическая задача: Продолжать учить детей различать и называть красный, жёлтый, зелёный и синий цвета. Учить детей соотносить разнородные предметы по цвету: синюю матрёшку к синему домику и т. п.
Материал: домики и матрёшки основных цветов.
Дидактическая игра "Помоги матрёшкам найти свои бусы"
Дидактическая задача: Упражнять детей в различении основных цветов. Продолжать учить детей соотносить разнородные предметы по цвету: красные бусы к красной матрёшке и т. п.
Материал: матрёшки и бусы основных цветов.
Дидактическая игра "Разноцветные бусы"
Дидактическая задача: Учить детей чередовать предметы по цвету: красный, жёлтый, зелёный.
Материал: бусины красного, жёлтого и зелёного цветов.
Дидактическая игра "Выкладывание из мозаики на тему "Гусята пошли на речку гулять""
Дидактическая задача: Знакомить детей с синим цветом предметов. Фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов.
Материал: элементы жёлтой и синей мозаики.
Дидактическая игра "Поручения"
Дидактическая задача: Учить детей называть и различать игрушки, обозначая их основные цвета.
Материал: мячи-красный и синий, ёлка- зелёная, машины- синяя и красная.
Дидактическая игра "Разложи по цвету"
Дидактическая задача: Учить детей группировать однородные объекты по цвету.
Материал: грибы с разными по цвету шляпками: по три гриба каждого цвета.
Дидактическая игра "Подбери ниточку для шарика"
Дидактическая задача: Продолжать учить детей соотносить предметы по цвету: красную нитку к красному шарику и т. п.
Материал: демонстрационный материал: фланелеграф, полоски и круги из цветного картона.
Дидактическая игра "Подбери блюдца к чашкам"
Дидактическая задача: Продолжать учить детей соотносить предметы по цвету: жёлтое блюдце к жёлтой чашке и т. п.
Материал: фланелеграф, блюдца и чашки из картона.
Дидактическая игра "Подбери по цвету"
Дидактическая задача: Закреплять у детей умение подбирать предметы по цвету.
Материал: у каждого ребёнка карточка, разделённая на 4 клетки основных цветов, мелкие игрушки тех же цветов.
Дидактическая игра "Спрячь мышку"
Дидактическая задача: Упражнять детей в умении подбирать предметы по цвету: синяя дверь к синему домику, где живёт мышка и т. п.
Материал: Карточки большие и маленькие в середине с мышкой, двери тех же цветов, игрушка- кошка.
Дидактическая игра "Составь картинку"
Дидактическая задача: Учить детей составлять картинку целого предмета из двух- четырёх частей.
Материал: разрезанные картинки-прдметные, образцы.
Дидактическая игра "Сложи цветок"
Дидактическая задача: Продолжать учить детей составлять целые предметы из трёх частей.
Материал: разрезные цветы основных цветов.
Дидактические игры по ознакомлению детей с величиной предметов.
Дидактическая игра "Составь башенку"
Дидактическая задача: Учить детей называть и различать величину предметов: большой, маленький. Развивать у детей понимание этих слов.
Материал: Однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера.
Дидактическая игра "Что там? "
Дидактическая задача: Учить детей сопоставлять предметы по величине: маленькая, большая.
Материал: матрёшки: большая двухместная и маленькая неразъёмная.
Дидактическая игра "Какой мяч больше"
Дидактическая задача: Учить детей находить разные по величине предметы, называя их основные свойства: величину и цвет.
Материал: большие и маленькие мячи.
Дидактическая игра "Найди и назови"
Дидактическая задача: Знакомить детей с характерными явлениями природы для осени: жёлтые и красные листья. Учить детей называть и различать предметы по величине: большие, маленькие.
Материал: листья большие и маленькие.
Дидактическая игра "Соберём пирамидку"
Дидактическая задача: Упражнять детей в умении собирать пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей находить одинаковые по величине предметы путём накладывания одного предмета на другой.
Материал: пирамидки из пяти колец; два кольца одинаковой величины.
Дидактическая игра "Разложи- ка кубики"
Дидактическая задача: Учить детей группировать объекты по величине: большие, маленькие.
Материал: большие и маленькие кубики красного цвета.
Дидактическая игра "Узнай и назови"
Дидактическая задача: Учить детей узнавать и называть овощи.
Учить детей группировать овощи по величине.
Материал: большие и маленькие овощи.
Дидактическая игра "Разложи по величине"
Дидактическая задача: Продолжать учить детей группировать предметы по величине.
Материал: Грибы из картона разной величины.
Дидактическая игра "Большие и маленькие"
Дидактическая задача: Продолжать учить детей называть и различать предметы на картинках по величине.
Материал: картинки с изображением разных по величине предметов.
Дидактическая игра "Подбери блюдца к чашкам"
Дидактическая задача: Учить детей соотносить предметы по величине: большие блюдца к большим чашкам, маленькие блюдца к маленьким чашкам.
Материал: фланелеграф, блюдца и чашки из картона разной величины.
Дидактическая игра "Помоги матрёшкам найти свой домик"
Дидактическая задача: Продолжать учит детей соотносить предметы по величине: большую матрёшку к большому дому, маленькую матрёшку к маленькому дому.
Материал: Матрёшки и домики разной величины.
Дидактическая игра " Помоги матрёшкам найти свои бусы"
Дидактическая задача: Продолжать учить детей соотносить предметы по величине.
Материал: бусы и матрёшки разной величины.
Дидактическая игра "Собери бусы"
Дидактическая задача: Учить детей чередовать элементы по величине.
Материал: Леска, бусины разной величины.
Дидактическая игра "Помоги матрёшкам найти свою ленту"
Дидактическая задача: Учит детей соотносить предметы по величине: большой матрёшке широкую ленту, маленькой матрёшке узкую ленту. Учить детей различать и называть величину предмета: узкая, широкая.
Материал: Матрёшки, ленты- широкая, узкая.
Дидактическая игра "Поручения"
Дидактическая задача: Учить детей узнавать и называть игрушки, обозначая их свойства- цвет, величину- большие, маленькие, узкие, широкие.
Материал: игрушки разной величины.
Дидактическая игра "Как машины зверят катали"
Дидактическая задача: Продолжать учить детей соотносить предметы по величине: большие зверята на большой машине, маленькие зверята на маленькой. У зайца короткий хвост, у лисы длинный.
Материал: машины и игрушки разной величины.
Дидактическая игра "Поможем кукле Кате одеться на прогулку"
Дидактическая задача: Учить детей запомнить название одежды, обуви; последовательность одевания на прогулку, обозначая их цвет, величину: шапка- маленькая, шарф- длинный, сапоги- короткие.
Материал: кукла с комплектом одежды.
Дидактическая игра "Украсим ёлочку игрушками"
Дидактическая задача: Учить детей называть величину предметов, украшающих ёлку.
Материал: фланелеграф, ёлка и игрушки из цветного картона.
Дидактическая игра "Кто топает"
Дидактическая задача: Упражнять детей в назывании величины предметов: большой медведь топает громко, маленький тихо.
Материал: ширма, игрушки-медведи разной величины.
Дидактическая игра "Узкий, широкий"
Дидактическая задача: Уточнить представление детей о величине: узкий, широкий.
Материал: цветы с узкими и широкими листьями.
Дидактические игры по ознакомлению детей с формой предметов.
Дидактическая игра "Найди свой домик"
Дидактическая задача: Учить детей ощупывать контур и отверстие геометрических фигур.
Материал: игра- панно с отверстиями, вкладыши геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Дидактическая игра "Узнай и назови"
Дидактическая задача: Знакомить детей с круглой формой предмета.
Материал: помидор, яблоко, апельсин.
Дидактическая игра "Соберём башню из колец"
Дидактическая задача: Учить детей определять круглую форму предмета, ощупывая её пальцами.
Материал: пирамидки.
Дидактическая игра "Бусы для кукол"
Дидактическая задача: Продолжать учить детей называть круглую форму предмета.
Материал: бусины, леска, куклы.
Дидактические игры для младшей группы детского сада на тему: «Природа. Животные. Птицы. Цветы».
Найди листочек.
Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства.
Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя.
Ход игры
Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три - такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.
Отгадайте что в руке.
Цель: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе.
Материал: овощи и фрукты.
Ход игры
Дети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю.
Деревья и их плоды.
Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.
Материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).
Ход игры
Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.
Назвать птицу.
Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.
Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).
Ход игры
Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.
Какого цветка не стало.
Цель: учить детей называть цветы «уголка природы» (традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях.
Материал: цветы «уголка природы».
Ход игры
Воспитатель выставляет на стол растения из «уголка природы», дети называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одно растение.
Дети открывают глаза, они должны отгадать: какой цветка не стало, назвать его.
Ухаживать за цветами.
Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.
Материал: лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т.д.).
Ход игры
На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делают.
Магазин цветов.
Цель: закреплять названия и внешние признаки цветов, растущих в «уголке природы»; учить описывать растения двумя-тремя предложениями развивать связную речь, память.
Материал: растения «уголка природы».
Ход игры
Воспитатель «продавец» предлагает детям «купить» цветы, но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан цветок. Например: «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее цветы маленькие, красивые, нежные, фиолетового цвета».
Кто в лесу живет.
Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.
Материал: наборы игрушек: «Дикие животные» и «Домашние животные».
Ход игры
Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу.
Найти цветок.
Цель: закреплять умение детей находить и называть цветы «уголка природы».
Материал: цветы «уголка природы».
Ход игры
Воспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети находят его, повторяют его название.
Волшебный мешочек.
Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.
Материал: «волшебный мешочек», овощи.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.
Узнайте животное.
Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание.
Ход игры
Вариант 1
Воспитатель издает звуки животных, а дети их отгадывают.
Вариант 2
Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ему животное. Ребенок издает звуки животного, а дети отгадывают.
Овощи и фрукты.
Цель: закреплять умение детей находить названные овощи или фрукты развивать внимание, память.
Материал: муляжи овощей и фруктов.
Ход игры
На столе перед детьми на тарелочках лежат овощи и фрукты, воспитатель поочередно вызывает детей и просит найти тот или иной овощ или фрукт. Ребенок находит его. Дети знаками показывают, согласны ли они с выбором или нет.
Назвать дерево.
Цель: учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.
Материал: деревья на уличной площадке.
Ход игры
Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.
Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе.
Игра продолжается, пока дети не устанут.
С какого дерева листочек.
Цель: учить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать зрительную память, внимание.
Материал: засушенные листочки с деревьев, колокольчик.
Ход игры
На коврике по кругу разложены листочки с деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок. Как только звонок замолкает - дети останавливаются и по очереди называют, с какого дерева листочек, у которого они остановились.
Узнаете по описанию.
Цель: учить детей узнавать деревья и кусты по описанию; развивать внимательность, память.
Ход игры