1. Описание проблем, жалоб индивида.
2. Описание плана и программы диагностики.
3. Краткое описание специфики работы испытуемого с методиками (уровень сопротивления, защитные реакции, заинтересованность в исследовании, критичность в самооценке).
4. Ответ на конкретный вопрос заказчика. Эта часть заключения излагается в виде отдельных положений, доказывающих или опровергающих исходную гипотезу, и иллюстрируется данными тестирования.
5. В конце заключения резюмируются наиболее важные данные, полученные при тестировании
В диагностической деятельности психолога могут возникать ошибки. Диагностическая ошибка – это ошибка, возникшая на одном из этапов распознавания психологической симптоматики, при расхождении мысленной картины состояния субъекта, выраженного в диагнозе с реальным его состоянием, в результате чего ставится психологический диагноз неверный, неточный или недостаточно полный.
При решении психодиагностических задач существует шестнадцать видов типичных ошибок, допускаемых субъектами диагностики, которые А.Н. Рыжкова предлагает разделить на четыре класса:
1. ошибки субъекта диагностики - ошибки, связанные с диагностом:
o ошибки, связанные со сбором данных: ошибки наблюдения, связанные с психологическими эффектами; ошибки регистрации данных; ошибки связанные с качеством информации – ее недостатком, избытком, искажением со временем, влияние барьеров, информационных шумов;
o ошибки инструментальные (неумение пользоваться тестами, аппаратурой и другой измерительной техникой как в техническом, так и в интерпретационном аспекте; нарушение/незнание психометрических требований психодиагностики; использование «модных» и/или «устаревших» тестов и т.д.);
o логические ошибки: нарушения в соотношении категорий общих и частных (норма-патология, социальное-биологическое и др.); нарушения формально-логического характера требований, методов, законов; ошибки, связанные с несформированностью диагностического мышления психолога-диагноста (нарушение этапов диагностического процесса и ошибки, возникающие на каждом этапе; несамостоятельность, ригидность, механистичность и консерватизм мышления; разновидности когнитивных стилей; диагноз по интуиции).
o Ошибки, связанные с личностными особенностями психодиагноста: характерологические, особенности эмоционально-волевой сферы, особенности познавательной и психомоторной сфер, особенности мотивационно-потребностной сферы, особенности профессиональных характеристик и компетентности диагноста, стаж работы и опыт диагностической деятельности; «узость специалиста»; его положение по отношению к испытуемым, особенности состояния здоровья и функционального состояния диагноста.
1. ошибки объекта диагностики - ошибки, связанные с обследуемым:
o ошибки, связанные с восприятием личности диагноста и отношением к нему;
o ошибки, связанные с мотивацией испытуемого;
o ошибки, связанные с личностными особенностями клиента;
o инструментальные ошибки (неправильное понимание инструкции или утверждений тестов; эффекты «психологического барьера» и «сверхдоверия» при компьютерном обследовании и др.).
1. ошибки взаимодействия субъекта и объекта диагностики - ошибки сообщения диагностических данных; ошибки, связанные с презентацией диагностических данных (наличие психологических барьеров; способ сообщения информации без содержательного объяснения, без учета личностных особенностей интервьюера, его образовательного уровня, отсутствие знаний по психологии и ожидаемой эмоциональной реакции на информацию);
2. ошибки средств диагностики - ошибки, связанные с несовершенством психологических методик.
Наибольшее количество ошибок связано с гностическим компонентом диагностического процесса (избыточные или неполные данные в резюме по феноменологии, выдвижение неоперациональных или неадекватных гипотез, проверка не всех гипотез, неадекватность и стилистическая неточность заключения, отсутствие его формулировки, игнорирование противоречивой информации в ранее сформулированном диагностическом заключении).
Среднее количество ошибок возникает в семиотическом компоненте диагностики и связаны они с незнанием типологии запросов и их психологических причин (неадекватность резюме по феноменологии, отсутствие гипотез, выдвижение недостаточного количества гипотез, стилистическая неточность резюме и выдвигаемых гипотез).
Наименьшее число ошибок связано с техническим компонентом диагностики, т.е. с отбором и использованием диагностических методик (несоответствие методики проверяемой гипотезе, использование избыточного количества методик для ее проверки).
Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. К наиболее распространенным классификациям методов психодиагностики относят:
Классификации методов по Й.Шванцаре. Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
o по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);
o по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
o тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;
o по психической активности испытуемых:
o интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
o экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
o проективные, когда испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
o исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.
Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову. Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:
o по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;
o по назначению: общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта); тесты профессиональной пригодности; тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов); тесты достижений;
o по материалу, которым оперирует испытуемый: бланковые; предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера); аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
o по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
o по форме ответа: устные и письменные;
o по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
o по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
o по комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
o по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
o по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
o по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.
Классификации психодиагностических методов по А.А. Бодалеву, В.В. Столину. Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:
o по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема: объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания); стандартизованные самоотчеты: тесты-опросники, открытые опросники; шкальные техники (семантический дифференциал Ч. Осгуда), субъективная классификация; индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток; проективные техники; диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);
o по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой.
Измерительные методы (тесты) должны удовлетворять следующим требованиям:
o должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных понятий. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение). Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, административных решений, для прогноза стабильности коллектива и т. п.;
o процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний, или ввода в компьютер, используемый для предъявления заданий и анализа ответов;
o процедура обработки должна использовать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов;
o тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы);
o процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы;
o головная методическая организация определенного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.
Экспертные методы должны удовлетворять следующим требованиям:
o должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных понятий. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение). Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, административных решений, для прогноза стабильности коллектива и т. п. Инструкции по применению снабжаются указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;
o инструкции по применению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (текстов, рисунков, звуко- или видеозаписей и т. п.);
o процедура обработки результатов должна включать в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;
o пользователи-разработчики должны иметь возможность воспроизвести нормативное исследование по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных;
o головная организация должна вести банк данных, обеспечивая подготовку пользователей и их переподготовку (в соответствии с пересмотренными стандартами методики).
Любая методика, неудовлетворяющая перечисленным выше требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической методикой. Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций в обязанности которых входит составление библиотек «аттестованных психодиагностических методик». Вся инструктивная литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться пригодной для применения в практической психологии. Это не исключает возможность применения неаттестованных методик в исследовательских целях.