лексико-грамматических игр у детей с нарушениями речи.




Актуальность темы

Структура речевого дефекта детей дошкольного возраста с ОНР и ФФНР включает недоразвитие лексико-грамматического строя речи. У детей недостаточный словарный запас, в речи часто встречаются аграмматизмы, нарушено употребление глаголов, падежных окончаний, предлогов, а также наблюдается неправильное согласование слов в роде и числе, что влияет на общение детей с окружающими. Как показывает практика, число дошкольников, имеющих такие нарушения, постоянно увеличивается.

Требования ФГОС ДО нацеливают нас на формирование у дошкольников умения владеть грамматическим строем языка, связной монологической и диалогической речью, правильно и грамотно выражать свои мысли и желания.

Кроме того, современный ребёнок на этапе окончания дошкольного образования должен уметь аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, применять свои знания и умения в различных ситуациях, добывать знания в ходе самостоятельного поиска и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Это обеспечит успешное овладение предметными и метапредметными умениями в школе.

Поэтому очень важно в дошкольном возрасте стимулировать речевое развитие детей и помогать успешно преодолевать имеющиеся трудности.

Опыт показывает, что работа с дошкольниками наиболее эффективна, когда задания даются в форме игры.

Игра – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием.

Именно поэтому в своей работе мы стараемся использовать разнообразные дидактические пособия, которые помогают заинтересовать детей и, вместе с тем, способствуют формированию лексико-грамматического строя речи.

Предлагаем вашему вниманию используемую нами систему игр, направленных на накопление словаря и развитие грамматических категорий по лексической теме «Дикие животные наших лесов».

 

Картотека игр, направленных на формирование

лексико-грамматических игр у детей с нарушениями речи.

Д/и «Опиши предмет- угадай по описанию»

Цели: Закрепить знания о лесных животных, упражнять в умении описывать внешний вид и особенности каждого животного. Учить правильно согласовывать слова в предложении. Развивать связную речь.

Ход игры: Взрослый или ребенок задумывает животное, окружающие

задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.

Д/и «Кого не стало? »

Цель игры: развивать память, упражнять в употреблении существительных в родительном падеже.

Ход игры: Перед ребенком выкладываются изображения животных и предлагается запомнить все картинки. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый переворачивает одну из картинок. Нужно вспомнить, кого не стало.

Д/и «Назови маму и детеныша»

Цель игры: закрепить в активном словаре детей названия детенышей диких животных в единственном и множественном числе.

Ход игры: Ребенку предлагается помочь найти мамам их детенышей. Ребенок находит нужное изображение, называет и прикрепляет с помощью липучки.

Д/и «Назови, сколько животных»

Цель игры: упражнять детей в согласовании числительных с существительными.

Ход игры: Ребенку говорится, что на цветном изображении - самое главное животное, а остальные животные (силуэты) хотят следовать за вожаком. И нужно помочь животным отыскать своих вожаков. При этом ребенок проговаривает, сколько животных изображено на картинках (Одна белка, две белки, пять белок и т. д.).

Д/и «Чьи следы?»

Цель игры: упражнять детей в употреблении притяжательных прилагательных.

Ход игры: Ребятам предлагается стать следопытами и назвать, чьи следы они видят.

Д/и «Угощение»

Цель игры: упражнять детей в употреблении существительных в дательном падеже. Ход игры: Педагог предлагает накормить животных и озвучить, кому дали угощение.

Д/и «Гости»

Цель игры: упражнять детей в употреблении существительных в дательном падеже. Ход игры: Педагог выкладывает группу насекомых и спрашивает, кто к кому сегодня пойдет в гости.

Д/и «Прятки»

Цель игры: упражнять детей в употреблении предлогов ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА.

Ход игры: Педагог прячет фигурки животных в разных местах. Ребенок находит их и говорит, кто где находится.

Д/и «Спасатели»

Цель игры: стимулировать тактильные ощущения, упражнять детей в употреблении существительных в винительном падеже.

Ход игры: Фигурки животных прячутся в пальчиковом бассейне из фасоли. Ребенку предлагается найти животных, озвучивая при этом, кого он достал.

Д/и «Он или она?»

Цель: закреплять умение определять род существительных и правильно подбирать к ним личные местоимения.

Ход игры: ребенку даются две фигурки с изображением девочки и мальчика (или дедушки). Девочка решила позвать в гости тех животных, про которых можно сказать ОНА, а мальчик позовет в гости тех животных, про которые можно сказать ОН. Ребенок раскладывает картинки с изображениями животных в два ряда, в зависимости от рода существительного.

 

Имеющиеся в арсенале нашей логопедической группы игровые упражнения помогают разнообразить работу по формированию лексико-грамматического строя речи, делают задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, привлекательными и значительно повышают эффективность работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: