Северо-Кавказский филиал
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
Российский государственный университет правосудия
Северо-Кавказский филиал
(г. Краснодар)
Кафедра уголовно-процессуального права
ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учебно-методический комплекс для студентов
Очной (заочной) формы обучения
Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») - 40.03.01
Краснодар
Автор: Гаевой А. И. – к.ю.н., доцент, доцент кафедры уголовно-процессуального права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия.
Рецензенты:
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки бакалавров.
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Северо-Кавказского филиала ФГБОУ ВО РГУП (протокол № ___ от «____»___________2016 г.)
Утвержден Учебно-методическим советом Северо-Кавказского филиала ФГБОУ ВО РГУП (протокол № __ от __ _______ 20__ г.)
© Российский государственный университет правосудия
Гаевой А.И. 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………….. | ||
1. | Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)…………………………………………………… | |
2. | Объем дисциплины и виды учебной работы………………………. | |
3. | Программа…………………………………………………………… | |
4. | Разделы и темы дисциплины, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)………………… | |
5. | Планы лекционных, семинарских (практических) занятий……….. | |
6. | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов ………………………………………………….. | |
7. | Методические рекомендации для написания контрольного задания студентами заочной формы обучения……………………. | |
8. | Комплект заданий для выполнения контрольного задания студентами заочной формы обучения по дисциплине …………… | |
9. | Задания для самостоятельного контроля…………………….... | |
10. | Методические указания по подготовке к проведению семинарских (практических) занятий……………………………… | |
11. | Методические указания по подготовке к промежуточной аттестации……………………………………………………………. | |
12. | Критерии оценки результатов промежуточной аттестации студентов…………………………………………………………….. | |
13. | Вопросы для подготовки к зачету………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Целью курса «Прокурорская деятельность» является знакомство студентов с особой формой государственной деятельности, осуществляемой прокуратурой, по обеспечению надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также выполнению прокуратурой иных функций, указанных в Законе «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокурорская деятельность преподается студентам выпускного курса, поскольку для его усвоения необходимо знание не только системы и структуры правоохранительных органов, но и знания уголовного, гражданского, арбитражного судопроизводства, административного права и многих других юридических дисциплин.
Задачей курса является приобретение студентами навыков правильного ориентирования в действующем законодательстве, регламентирующем вопросы борьбы с нарушениями законности и нарушениями прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в сфере борьбы с преступностью. При изучении курса особое внимание отводится определению места и роли деятельности органов прокуратуры в системе органов государственной власти, а также реализации основных ее функций, в том числе и вопросам координации деятельности прокуратуры с другими правоохранительными органами.
Ключевым моментом в образовательном процессе, являются меры направленные на воспитание у будущих юристов глубокого уважения к праву, закону, к осуществлению надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнению действующих на ее территории законов, непримиримости к нарушениям законности, прав и свобод человека и гражданина.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина «Прокурорская деятельность» представляет собой систему теоретических знаний о правовой и социальной природе, роли данного вида государственной деятельности, ее функциях, формах и методах, которые будут необходимы выпускнику в будущей профессиональной деятельности.
Данная учебная дисциплина входит в блок дисциплин профессионального цикла (ООП), вариативную часть (реализуется по выбору студента), преподается на третьем курсе в шестом семестре. На ее освоение отводится 72 часа (28 часов - аудиторной работы и 44 - самостоятельной работы). Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.
В процессе ее освоения и в связи с возможным осуществлением в будущем профессиональной деятельности сотрудника органов прокуратуры, выпускник должен овладеть следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
- осознавать социальную значимость деятельности сотрудников прокуратуры и обладать достаточным уровнем профессионального правосознания необходимого для осуществления своих должностных полномочий (ОК- 1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности сотрудника органов прокуратуры (ОК-2);
- иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
-способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов издаваемых органами прокуратуры в связи с осуществлением своей деятельности (ПК -1);
- способен осуществлять профессиональную деятельность сотрудника органов прокуратуры на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
-способен, в связи с осуществлением должностных обязанностей сотрудника органов прокуратуры, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способен в связи с осуществлением должностных обязанностей сотрудника органов прокуратуры, применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права (ПК);
- готов к выполнению должностных обязанностей сотрудника органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК8);
- способен выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12);
- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в документах, издаваемых органами прокуратуры (ПК-13);
- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции(ПК-14).
В результате освоения программы настоящей дисциплины студент должен:
- знать: требования и положения Конституции РФ, касающиеся вопросов законности; основные понятия, предмет и систему дисциплины; законодательство и иные правовые акты о прокуратуре Российской Федерации; причины, условия и необходимость учреждения прокуратуры, ее функции, тенденции и этапы ее развития, принципы деятельности, сущность и направления развития органов прокуратуры; организационную структуру, направления и отрасли прокурорской системы, способы формирования кадров органов прокуратуры, полномочия органов прокуратуры в свете Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»;
- иметь представление: о месте и роли органов прокуратуры в системе государства, ее положении среди других правоохранительных органов; сущности и значении координации и взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами и иными органами государства в деятельности по укреплению законности и правопорядка;
- уметь: пользоваться законами и нормативными актами, регламентирующими деятельность органов прокуратуры; применять в конкретных ситуациях нормативные установления и методические рекомендации при решении задач прокурорского надзора; использовать знания, полученные по другим правовым дисциплинам, при определении полномочий и задач прокурорского надзора.
- владеть: теоретическими и практическими знаниями по изучаемой дисциплине; юридической терминологией; навыками работы с законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Прокурорская деятельность» представляет собой типовой учебно-методический материал, раскрывающий основные цели и задачи изучения дисциплины, ее место и роль в структуре основной образовательной программы, требования, предъявляемые к результатам ее освоения, критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций, а также содержание, объем и виды учебной работы.
В процессе освоения дисциплины используются следующие активные и интерактивные[1] образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций:
- лекция (традиционная и проблемная), с использованием мутимедийных презентаций;
- интерактивная лекция обучающихся с использованием мутимедийных презентаций;
- анализ и написание текстов докладов (сообщений);
- анализ и составление процессуальных документов, выносимых органами, прокуратуры в связи с осуществлением прокурорского надзора; выполнение проблемных заданий;
- дискуссия;
- работа в малых группах, круглый стол, с использованием подготовленной презентации.