Методика «Опасения и страхи у детей»




Тест для родителей

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, настолько они характерны для вашего ребенка. Если это выражено – ставьте «+», если это проявление встречается периодически, ставьте «0», если отсутствует «–».

Тест выполняют родители детей 4-10 лет.

Ваш ребенок:

  1. Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.
  2. Чуть что – в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.
  3. Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.
  4. Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
  5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.
  6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.
  7. Как и в первые годы, снова сосет палец, соску, все вертит в руках.
  8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается. Не может сразу прийти в себя утром.
  9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.
  10. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.
  11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.
  12. Все быстрее устает, отвлекается, не может сконцентрировать внимание продолжительное время.
  13. Все труднее найти с ним общий язык, договориться: становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя.
  14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; не редко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.
  15. Снижается аппетит, часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.

Возможные варианты ответов:

  • данный пункт выражен и возрастает в последнее время – 2 балла;
  • данный пункт проявляется периодически – 1 балл;
  • данный пункт отсутствует – 0 баллов.

Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположенности к нему.

  • От 20 до 30 баллов – невроз.
  • От 15 до 20 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.
  • От 10 до 15 – нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания.
  • От 5 до 9 баллов – необходимо внимание к этому ребенку.
  • Менее 5 баллов – отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.

Методика «Рисунок семьи» со сложной и дифференцированной интерпретационной схемой предложен Г. Т. Хоментаускасом в 1985 г.
Инструкция: «Нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-то заняты».
ВЫПОЛНЕНИЕ.
Для выполнения рисунка предлагают стандартный чистый лист бумаги, карандаш 2М, ластик. Дополнительно можно предложить цветные карандаши.
В протоколе фиксируется время выполнения задания, все вопросы и высказывания испытуемого, стирания, поправки и прочее.
Беседа после окончания рисования включает в себя примерно такие вопросы:
1. Кто нарисован на рисунке?
2. Что делает каждый член семьи?
3. Где они находятся?
4. Им весело или скучно?
5. Кто из них самый счастливый и почему?
6. Кто самый несчастный, почему?
Кроме вопросов ребенку можно предложить решение нескольких ситуаций для выявления позитивных я негативных отношений в семье:
1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал пойти с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и у тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь «N» число билетов (на один меньше, чем членов в семье) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там пожить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
1. Анализ структуры рисунка.
1) Сравнение состава нарисованной семьи с реальной:
а) Если семья нарисована в полном составе — это признак эмоционального благополучия семьи.
б) Если на рисунке изображен не полный состав семьи, это может обозначать недовольство семейной ситуацией, наличие эмоциональных контактов в семье и даже агрессию.
в) Случай, когда на рисунке вообще нет людей или когда изображаются люди не связанные с семьей может свидетельствовать о:
— неких травматических переживаниях по поводу семьи;
— о чувстве отверженности, покинутости (например, дети из интерната);
— об аутизме;
— о высоком уровне тревожности, связанном с чувством небезопасности;
— а также, отсутствии контакта между психологом и ребенком.
2) Случаи уменьшения состава семьи на рисунке можно объяснить тем, что ребенок не рисовал тех, кто для него менее всего эмоционально привлекателен или тех, с кем у него существуют конфликты в семье. На вопрос, почему он их не нарисовал, ребенок» дает ответ защитного характера: «не хватило места», «боюсь, это плохо получится» и пр. Вместо них ребенок иногда рисует зверушек или птиц.
3) Если ребенок не рисует себя или рисует только себя, это обозначает отсутствие чувства общности с семьей. Вариант, когда ребенок рисует только себя объясняется дополнительно в зависимости от того, как он это делает:
— если он украшает образ на рисунке большим количеством деталей, аксессуаров, цветов и пр., а также делает изображение очень большим, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричности и, возможно, истероидных чертах характера;
— если величина рисунка маленькая я «совокупности с негативным эмоциональным фоном это признак чувства отверженности, покинутости, иногда — аутических тенденций.
— вариант, когда ребенок на рисунке увеличивает состав семьи может объясняться наличием таких тенденций, как:
— неудовлетворенные психологические потребности в кооперативных равноправных связях, то есть желание иметь для общения ребенка того же возраста (брат, сестра);
— потребность быть в обществе других людей;
— желание занять родительскую охраняющее–руководящую позицию по отношению к другим детям (то есть на рисунке изображен ребенок или какое-нибудь животное, птица и пр.);
— потребность в человеке, способном удовлетворить стремление к близкому эмоциональному контакту;
— кроме того, иногда это может быть связано с символическим разрушением целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.
2. Расположение членов семьи, особенности их взаимодействий.
а) Семья нарисована в полном составе, с соединенными между собой руками, или семья занята одним делом — все это признак сплоченности, эмоционального благополучия семьи, включенности ребенка в эту ситуацию.
б) На низкий уровень эмоциональных связей в семье могут указывать такие признаки как:
— разобщенность членов семьи на рисунке;
— большое расстояние между ними;
— помещение между ними различных предметов или стены, например, отец — газета, мать — плита или гладильная доска.
Особо неприятные персонажи помещаются в рамку или рисуются отдаленно от остальных. Если ребенок нарисовал себя в стороне от других, это свидетельствует о чувстве отчужденности.
в) Если члены семьи вовлечены в какую-нибудь соревновательную игру, например, игру в мяч — это обозначает, что ребенок признает существование связи, взаимного интереса между ними, а также, наличия соперничества за влияние в семье.
Мяч, находящийся между двумя или несколькими персонажами указывает на баланс любви и соперничества.
Мяч возле головы одного из персонажей означает, что ребенок признает за ним активную, решающую роль в семейной жизни.
Мяч лежит или подпрыгивает возле ноги какого-нибудь персонажа — неадекватная роль этого персонажа в процессе соперничества.
3. Последовательность и особенности рисования членов семьи.
а) Наиболее значимый персонаж рисуется первым, большего размера, чем все остальные, более тщательно и детадизированнее, дольше всех остальных. В процессе рисования ребенок может возвращаться, подправлять и дополнять его.
б) Отрицательное отношение к какому-либо члену семьи может выражаться через недетализированное или неполное (без каких-либо частей тела, например) изображение. Использование штриховки для изображения персонажа может обозначать наличие конфликтов в отношении с ним или отсутствии аффективных связей. Так же можно объяснить и паузы, сомнения перед рисованием какого-либо персонажа.
в) Величина фигуры рисовальщика по сравнению с другими фигурами может быть разной. Если она больше или наравне с другими, то это трактуется либо как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом — сестрой. Если же фигура автора меньше остальных, что не слишком соответствует реальности, то это — признак чувства незначительности или требование заботы со стороны родителей. По тому, как или в каком стиле ребенок рисует себя (насколько он напоминает других персонажей), можно установить, с кем он себя идентифицирует, соответствует ли это его полу.
4. Символика рисунка:
а) Грязь (сваленные в кучу грязных листьев в саду, грязные пятна на полу и т. д.) — символ внутреннего беспокойства ребенка из-за неприятных для него моментов: дисгармония, действия и поведения, вызывающие у него чувства вины и т. д.
б) Вода, лед, дождь, звезды, холодильник и все, что касается холода — символ депрессивного настроения в данный момент или в потенции. Об этом же могут свидетельствовать кровати и лежащие на них спящие или больные люди, если ребенок идентифицирует себя с ними.
в) Символы соперничества: спортивные игры или оборудование, дерущиеся кошка с собакой.
г) Цветы и бабочки — символ реального или желаемого спокойствия и безмятежности.
д) Шарики, бумажные змеи — символ чувства давления, от которого ребенок пытается избавиться.
е) Символы агрессии: детская кроватка или клетка, как символ «пленения», лишения свободы, наказания (например, младший братик в кроватке). Здесь же — барабан, оружие, молот, мотыга или грабли, дикие животные (например, при посещении зоопарка).
ж) Дорожные знаки — символ сдерживания эмоций, подчинения правилам, навязанным ребенку в большей степени школой.
з) Символы власти и угрозы: метла, выбивалка для одежды, пылесосы, грузовики, промышленная техника (экскаваторы, краны), поезда, огромные, нависшие над головой здания.
и) Изображение опасных для жизни предметов между персонажами (оружие, даже игрушечное, ножницы, столовые ножи и т.д.) — символ агрессивности, существования фактора соперничества.

Методика «Опасения и страхи у детей»

(предложена А.И. Захаровым)

Данная методика представляет собой индивидуальную беседу с детьми. Беседу ведут неторопливо, обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая от ребенка ответов «да» или «нет». Всего в основном списке 29 страхов. В качестве единицы отсчета используется среднее число страхов для каждого ребенка. В норме для детей 6–7 лет для мальчиков должно быть 9 страхов, для девочек – 12.

Инструкция:

«Скажи, пожалуйста, Ты боишься или не боишься…»:

1 – когда остаешься один;

2 – нападения;

3 – заболеть, заразиться;

4 – умереть;

5 – того, что умрут твои родители;

6 – каких-то людей;

7 – мамы…папы;

8 – того, что они тебя накажут;

9 – ты боишься: Бабу Ягу, Кощея, Змея Горыныча, Черную Руку, Пиковую Даму, скелетов, призраков, приведений, чертей, инопланетян (страхи сказочных персонажей);

10 – опоздать в детский сад (школу);

11 – перед тем как заснуть;

12 – страшных снов (каких именно);

13 – темноты, когда темно;

14 – животных (волка, медведя, собак), насекомых (пауков, змей);

15 – машин, поездов, самолетов;

16 – бури, урагана, наводнения, землетрясения;

17 – когда высоко;

18 – когда глубоко;

19 – в маленькой тесной комнате, помещении, туалете, метро, переполненном автобусе;

20 – воды;

21 – огня;

22 – пожара;

23 – войны;

24 – больших улиц, площадей;

25 – врачей (кроме зубных);

26 – крови, когда идет кровь;

27 – уколов;

28 – боли, когда больно;

29 – неожиданных резких звуков, когда внезапно что-нибудь стукнет, упадет (ты боишься, вздрагиваешь).

Среднее число возрастных страхов у детей и подростков

Возраст, лет Мальчики Девочки
     
     
     
     
(дошкольники)    
(школьники)    
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Методика "Паровозик"

Цель: выявление психического состояния ребенка

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне. Инструкция: "Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.".

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

Обработка данных.

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый - на третью; красный, желтый, зеленый - на шестую.

2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на вторую; красный, желтый, зеленый - на седьмую, синий - на восьмую.

3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий - на седьмую; красный, желтый, зеленый - на восьмую позицию.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах - как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 - 9 баллах - как НПС средней степени; больше 9 баллов - НПС высокой степени.

Оценка результатов

4 балла - позитивное психическое состояние

3 балла - негативное психическое состояние низкой степени

2 балла - негативное психическое состояние средней степени

1 балл - негативное психическое состояние высокой степени

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: