Место спорта в системе экономических отношений




(...) Сфера услуг ФКС в условиях рынка — это сложное структурное образование, включающее сектора с различными формами собственности и хозяйствования первичных звеньев: частный и общественный секторы, рыночные и нерыночные услуги, коммерческие и некоммерческие организации. Вне зависимости от места и роли тех или иных услуг ФКС на шкале общественных и частных благ и масштабов их внешнего эффекта. В условиях рынка сфера услуг ФКС на макроэкономическом уровне функционирует на принципах смешанной экономики. На уровне отдельных физкультурно-спортивных организаций формы собственности, хозяйствования и финансирования строятся с учетом дифференцированного подхода к производству частных, общественных и смешанных общественных благ.

Соотношение рыночного и государственного сектора в области физкультуры и спорта, как и в других областях социальной сферы, исторически меняется. До 80-х годов XX века спорт в смешанной экономике был делом преимущественно государственным. (...)

Сегодня, как правило, объем вклада государственных средств в социальную сферу растет, но доля расходов государства в ВВП на социальную сферу не увеличивается. Традиционные методы финансирования спорта постепенно уступили место так называемой системе «финансового жизнеобеспечения», когда деньги на развитие спорта стали поступать от бизнеса. (...)

Спорт финансируют четыре источника: федеральный бюджет; региональные бюджеты; деньги от спонсоров; деньги от граждан, которые покупают абонементы в спортзалы/оплачивают секции и пр.

На сегодняшний день бюджетное финансирование спорта во многих странах является основным. Расходы бюджета на спорт в развитых зарубежных странах колеблются от 1 до 4%. В среднем это 2% ВВП. Бюджетные расходы европейских стран на спорт составляют от 1 до 2% валового национального продукта ежегодно.

В США спорту не оказывается прямая финансовая поддержка со стороны федерального правительства — большой спорт, не говоря уже о профессиональном спорте, отдан на откуп частного сектора. В других странах государство может брать на себя ответственность за развитие сферы спортивных услуг, при этом финансирование — смешанное с преобладанием в ряде случаев средств из государственного бюджета.

На центральном уровне ответственность за спорт может быть поручена специальным министерствам по спорту, советам или комитетам с функциями, сходными с функциями министерств, или различным министерствам, курирующим спорт в разных аспектах. Но для обеих моделей — как американской, так и европейской — характерно значительное участие в финансировании спортивного движения местных органов власти. (...)

Спортивные специалисты ЕС определили пять основных направлений вложений общих спортивных субсидий: спорт высших достижений; спортивные организации, прежде всего, федерации; спортивные клубы; спортивные сооружения; спортивные мероприятия.

(...) Национальные сборные находятся исключительно на государственном финансировании. Но и это финансирование вряд ли должно быть безвозвратным. Например, в Италии 80% бюджетных поступлений составляют доходы от футбольных тотализаторов Totocalcio и Totogol — около 500 млн. евро ежегодно. В Китае, несмотря на политический строй, основную часть спортивного бюджета составляют поступления от национальных спортивных лотерей (около $1 млрд. в год). В Германии Фонд помощи немецкому спорту, основной целью которого является финансирование спортсменов для подготовки и участия в Олимпиадах, а также помощь спортсменам, пополняется, в том числе, за счет отчислений от доходов спортивных лотерей и добровольных пожертвований. И таких примеров множество. Государство, таким образом, не только вкладывает в спорт, но и получает своеобразную прибыль, сводя к минимуму расходы на спорт высших достижений.

Массовый спорт, по международному опыту, финансируется как из основных источников, так и за счет средств граждан, которые этими видами спорта занимаются. Здесь важная роль принадлежит региональным властям, ибо у них больше возможностей, когда речь заходит о деньгах и о полезных связях на местах для привлечения внебюджетных средств.

Особенность регионального управления массовым спортом в большей мере заключается в регулировании этой сферы, нежели ее финансировании из местных бюджетов. Во многих странах мира существует именно такая практика финансирования массового спорта — в основном на региональном уровне и в основном из внебюджетных источников. (...)

Спорт в современном мире — не только отрасль индустрии услуг и не только оказываемая государством в рамках социальной политики важнейшая социальная услуга, помогающая укрепить здоровье нации, но еще и сфера зарабатывания денег, предпринимательства. Действительно, спортивная индустрия имеет широчайший потребительский рынок, производя как массовые спортивные услуги в виде спортивных зрелищ и услуг физической культуры, так и разнообразную материальную спортивную продукцию, в том числе наукоемкую и высокотехнологичную. Из этого следует, что современная спортивная индустрия объективно может и должна стать высокоэффективным сектором национальной экономики, способным не только поддерживать собственное развитие и обеспечить рост массового спорта и спорта высших достижений, но и вносить весьма существенный вклад в решение всего комплекса проблем национального социально-экономического развития. (...)

Не случайно сегодня в индустриально развитых странах спорт финансируется в большей степени предпринимательским сектором, нежели государством. Например, во Франции доля финансирования спорта частным бизнесом превышает государственную долю в 1,5-2 раза, а в Швейцарии — даже в 16 раз. Правительство Великобритании в ходе реформ 1980-х гг. приватизировало некоторые спортивные центры, ранее находившиеся под управлением местных властей, именно в попытке повысить уровень и массовость спортивных услуг, спрос на которые в обществе объективно высок. При этом приватизация, переводя спорт в русло прибыльного бизнеса, эффективно выполняла и важнейшую социальную задачу — широкого вовлечения людей в сектор массового спорта, поскольку предпринимательство в области спортивных услуг больше всего заинтересовано в расширении своего потребительского рынка.

Инвестиции в спорт идут в основном из сектора частного капитала, хотя, разумеется, разные виды спорта имеют неодинаковые возможности зарабатывать деньги, используя те или иные финансовые каналы. В целом для спортивного бизнеса, включая секторы спорта высших достижений, профессионального спорта и массового спорта, характерны следующие источники доходов:

- отчисления фирм-спонсоров и реклама;

- доходы от продажи билетов, сезонных абонементов и телевизионных трансляций.

В международном спортивном движении сложились следующие направления спонсорства:

- Олимпийских игр, где утвердились такие обозначения, как «официальный спонсор национальной олимпийской команды (Национального олимпийского комитета)» и «официальный спонсор Олимпийских игр»;

- спортивных соревнований различного ранга: чемпионатов мира, национальных чемпионатов, турниров, народно-традиционных соревнований, массовых соревнований и т.д.;

- национальных олимпийских комитетов, национальных олимпийских академий, национальных спортивных федераций, различных спортивных фондов, национальных олимпийских сборных команд по видам спорта, клубных команд, профессиональных команд, клубов по интересам, отдельных спортсменов, школьного спорта, повышения квалификации тренеров и т.д.

Между тем спонсор в спорте, как, собственно, и в любой другой сфере деятельности, отличается и от мецената и от инвестора. Инвестор заинтересован в развитии спорта постольку, поскольку ожидает извлечь из своей инициативы прибыль, ибо он вкладывает средства с целью извлечения прибыли из объекта, в который они вкладываются. При этом инвестор, как правило, контролирует инвестиционный проект, скажем, в отношении строительства, эксплуатации спортивно-промышленного, спортивно-зрелищного объекта и т.д.

В отличие от инвестора, меценат вкладывает в спорт по идейным соображениям. Спонсор оказывает услугу в обмен на услугу по отношению к себе. Он, в отличие от мецената, не благодетель и, в отличие от инвестора, не ждет для себя прямой материальной прибыли от данного вложения, но он платит за рекламу собственной деятельности. Так, спортивный клуб или любая другая спортивная организация отрабатывают деньги спонсора, распространяя рекламу о нем, его товарах, брендах. Спонсорство — это вложение средств в имидж спонсора, его репутацию, приносящее спонсору опосредованный доход. Основными формами спонсорской помощи являются: выпуск атрибутики, расходы по организации пресс-центров, транспортные расходы, учреждение ценных призов, организация лотерей и т.д.

Достаточно велики доходы от продажи билетов и сезонных абонементов. (...) Поэтому в мире идет острая конкурентная борьба между спортивными организациями за свободное время зрительской аудитории. Каждый из наиболее популярных видов спорта стремится привлечь внимание зрителя, средств массовой информации и старается в связи с этим демонстрировать максимально увлекательное шоу.

В мировой практике широко распространено привлечение средств в спорт за счет отчислений от лотерейного бизнеса. В СССР за двадцать лет существования объединения «Спортлото» объем средств, поступивших от этого объединения в физическую культуру и спорт, составил 7,5 млрд, рублей.

Существенной статьей доходов спорта является продажа товаров со спортивной атрибутикой. (...) И, конечно же, спорт вовлечен в сферу бизнеса через свою производственную инфраструктуру — производство разнообразных спортивных товаров: одежды, обуви, снарядов (аппаратов), инвентаря и аппаратуры для оборудования спортивных сооружений и спортивных соревнований. (...)

Спорт как бизнес — это и решение проблемы занятости. В 2002 г. в Великобритании связанная со спортом деятельность давала 1-1,5% региональной добавленной стоимости и обеспечивала 1,5% занятости. (...)

Супиков, В.Н. Спорт как сфера услуг: экономика, право, управление
/ В.Н. Супиков; под ред. В.А. Пономарчука. - Мн.; 2005.

Вопросы

1. Дайте характеристику основным каналам финансирования большого спорта. Какова ситуация с финансированием массового спорта?

2. Назовите основные источники доходов спортивной индустрии.

3. Чем обусловлена важность спорта как сектора национальной экономики?

4. Каковы отличия спонсора от инвестора и мецената?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: