Тренировочные упражнения. Класс: 8-А,Б,В




Дата:19.03.20

Класс: 8-А,Б,В

Тема: Обращения как особая синтаксическая единица в составе предложения, способы его выражения. Культура речи. Использование обращений в разных стилях речи как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему

Ход урока

Ребята, для того, чтобы наша работа принесла нам хорошие результаты, постараемся сейчас выяснить, что вам известно об обращении.

А поможет нам в этом игра "Интеллектуальная разминка"

2.1. "Интеллектуальная разминка". Запись:

  • колосс
  • колоссальный

Что означает слово "колосс"?

Определите его лексическое значение. Если затрудняетесь, обратитесь к толковому словарю.

Запишите эти слова и запомните их написание и значение.

Постановка проблемы

Ребята, посмотрите на схему и предложение.

Запись в тетрадь:

Ребята, наша команда выиграла!

Составляется схема:

Какие мысли у вас возникли?

(Обращение не является членом предложения.)

А почему к обращению нельзя поставить вопрос?

Изучение новой темы.

Исследование

Чтобы найти ответ на эти вопросы, постараемся пойти другим путем. Предлагаю вам провести исследование: "Почему обращение нельзя включить в схему предложения?"

(Потому что оно не отвечает ни на какой вопрос, оно не связанно грамматически ни с каким членом предложения.)

Выпишем пары слов. Запись в тетрадь:

  • Команда (что сделала?) - выиграла.
  • Команда (чья?) - наша - согласование.

Обращение нельзя объединить в пару ни с одним словом. Следовательно, оно не связанно ни с каким словом: ни связью согласования, ни связью управления, ни связью примыкания.

Продолжаем исследование:

Запись в тетрадь:

1) Пограничники охраняют рубежи нашей родины.

2) Пограничники, охраняйте рубежи нашей родины.

Анализируем эти предложения:

  • по цели высказывания,
  • по характеру грамматической основы,
  • по наличию главных и второстепенных членов,
  • наличию главных и второстепенных членов предложения.

Подчеркните главные члены предложения.

Чем первое предложение отличается от второго?

Почему в I предложении слово пограничники является подлежащим, а во II нельзя поставить вопрос?

Значит, обращение не является членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос?

Как выделяются обращения в устной речи и на письме?

Кто мне сможет сформулировать результат исследования?

А теперь постараемся сформулировать вывод. Для этого обратимся к учебнику на стр. 195-202.

Объяснение нового материала

Слово учителя:

Простые предложения могут быть осложнены такими словами, которые не являются членами предложения. Сегодня речь пойдет об обращении. Обращения находятся в границах простого осложненного предложения, но не являются его членами. Они не связанны грамматически с членами предложения: к ним нельзя поставить вопрос. Основная функция обращения - " звательная". Иногда обращение бывает риторическое, передающее экспрессивно-эмоциональное отношение говорящего.

Углубление темы

Самостоятельное чтение параграфа 55. Перед чтением обучающимся ставится задача: найти неизвестные им сведения об обращении.

Упражнение №342 (устно).

Анализ таблицы стр.196 (подготовка связанного рассказа об обращении).

Закрепление изученного

Работа с учебником

Упражнение №343 (письменно).

Чтение теоретического материала на стр.195, его обсуждение (новое в этом уроке),

Способы выражения обращений

Чем выражено? Примеры
1. Существительным 2. Частями речи, употребленными в значении существительного: А) Прилагательным Б) Причастием В) Числительным 3. Существительным или прилагательным с "О" Доброе утро, бабушка!     Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая: Обучающиеся 8-х классов, завтра идем в поход! На первый второй рассчитайсь, первый, шаг вперёд. О мудрейший, помоги мне разрешить один вопрос!

 

Тренировочные упражнения

1. Перестройте предложение так, чтобы подлежащие стали обращениями.

На доске:

1) Ветер споёт нам про дикие горы.

2) Мой друг настойчиво добивается цели

3) Не шумит рожь спелым колосом.

1. "Третье лишнее"

На доске:

Итоги урока

- Что узнали нового, чему научились?

- Что особенного запомнилось при изучение темы?

Домашнее задание

6.1 параграф 55, упр. 345

6.2 Задание на "5":

Составьте текст рекламы обращения. Сделайте это так, чтобы обращение было в каждом предложении. Верно расставьте знаки препинания.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: