Роль и место учебного предмета.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

Начальное общее образование, 1 класс

Количество часов – 66

Учитель Черкасова Светлана Николаевна

 

 

Программа разработана на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI век», 2 – е изд.; дораб. и доп. – М. «Вентана- Граф»2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир » разработана в соответствии с:

- Федеральным Законом «Об Образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012г;

- Федеральным Государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования;

- образовательной программой НОО МБОУ Позднеевская СОШ;

- уставом МБОУ Позднеевская СОШ;

- авторской программой Н.Ф. Виноградовой,(Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI век», 2 – е изд.; дораб. и доп. – М. «Вентана- Граф» 2013 г).

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

 

 

Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
  • ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко– культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 

Роль и место учебного предмета.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 33 недели. В учебном плане МБОУ Позднеевская СОШ на 2014-2015 уч.год на предмет окружающий мир отведено 2 часа в неделю, всего курс реализуется за 66 часов.
Изучение Окружающего мира «позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и об­разовательные цели естественно-научного и обществоведческого образова­ния младших школьников.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Человек и природа.(31 ч.)

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди. Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России. Реализовывать в уголке природы действия по уходу за животными и растениями. Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных.

Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей).

Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.

Человек и общество (35ч.)

Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей. Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе.

Семья. Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Родной город (село). Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос. Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества.

Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).

Тематическое планирование

Человек и природа Времена года 12 ч    
  Природа вокруг нас 10 ч Диагностическая работа
  Природа неживая и живая 6 ч  
  Человек – часть природы 1 ч  
  Тело человека 2 ч  
Итого:   31 ч  
Человек и общество Я - школьник 7 ч  
  Правила безопасной жизнедеятельности 6 ч Диагностическая работа
  Моя Родина 7 ч Диагностическая работа
  Родной край – частица Родины 3 ч  
  Человек – член общества 3 ч  
  Значение труда для человека и общества 5 ч  
  Наша Родина – Россия, Российская Федерация 4 ч Комплексная контрольная работа
Итого:   35 ч  
ИТОГО:   66 ч

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир».

№ п/п Дата план Дата факт Тема урока мониторинг
  02.09   Природа вокруг нас. Нас окружает удивительный мир.  
  04.09   Я – школьник. Давай познакомимся.  
  09.09   Я – школьник. Мы – школьники.  
  11.09   Я – школьник. Правила поведения в школе.  
  16.09   Времена года. Сентябрь – первый месяц осени. (экскурсия в парк)  
  18.09   Природа неживая и живая. Что нам осень подарила.  
  23.09   Природа неживая и живая. Грибная пора.  
  25.09   Моя Родина Семья. Взаимоотношения в семье. Диагностич. работа
  30.09   Моя Родина О маме.  
  02.10   Родной край – частица Родины Любимые занятия.  
  07.10   Моя Родина Воскресный день.  
  09.10   Значение труда для человека и общества Как из зерна получилась булка  
  14.10   Природа вокруг нас Человек и домашние животные.  
  16.10   Времена года Октябрь уж наступил.  
  21.10   Природа неживая и живая Явления природы.  
  23.10   Моя Родина Где ты живешь. Памятные места города.  
  28.10   Правила безопасной жизнедеятельности Правила поведения на дорогах. Беседа по вопросам Диагностич.работа
  06.11   Значение труда для человека и общества. Ты и вещи.  
  11.11   Значение труда для человека и общества. Кто работает ночью  
  13.11   Тело человека Что такое здоровье  
  18.11   Тело человека Твои помощники – органы чувств  
  20.11   Правила безопасной жизнедеятельности Правила гигиены  
  25.11   Я – школьник О режиме дня.  
  27.11   Я – школьник О времени и часах.  
  02.12   Правила безопасной жизнедеятельности Урок в спортивном зале  
  04.12   Времена года Ноябрь – зиме родной брат. Экскурсия  
  09.12   Времена года Дикие животные.  
  11.12   Природа вокруг нас Звери - млекопитающие  
  16.12   Времена года Что мы знаем о птицах  
  18.12   Родной край – частица Родины Родной край  
  23.12   Моя Родина Дом, в котором ты живешь  
  25.12   Значение труда для человека и общества Зачем люди трудятся. Уважение к труду людей.  
  30.12   Основные нравственно-этические понятия (трудолюбие – леность).  
  13.01   Природа неживая и живая Какая бывает вода. Диагностич.работа
  15.01   Человек – член общества О дружбе. Как нужно относиться к друзьям.  
  20.01   Человек – член общества Идем в гости  
  22.01   Моя Родина С Новым годом!  
  27.01   Времена года Январь – году начало, зиме середина  
  29.01   Природа вокруг нас Хвойные деревья. Названия, внешний вид.  
  03.02   Природа вокруг нас Жизнь птиц.  
  05.02   Наша Родина – Россия, Российская Федерация Наша страна – Россия  
  17.02   Природа неживая и живая Богата природа России  
  19.02   Наша Родина – Россия, Российская Федерация Мы – россияне  
  24.02   Наша Родина – Россия, Российская Федерация Народная сказка  
  26.02   Времена года Февраль – месяц метелей и вьюг Экскурсия.  
  03.03   Природа вокруг нас Звери - млекопитающие Диагностич.работа
  05.03   Природа вокруг нас Наш уголок природы. Экскурсия.  
  10.03   Наша Родина – Россия, Российская Федерация Мы – граждане России  
  12.03   Человек – член общества О правилах поведения  
  17.03   Моя Родина 8 Марта – праздник всех женщин.  
  19.03   Времена года Март – капельник. Экскурсия.  
  31.03   Правила безопасной жизнедеятельности Здоровая пища. Режим питания.  
  02.04   Ты и твое здоровье Закаливание  
  07.04   Я – школьник Какое бывает настроение  
  09.04   Времена года Апрель – водолей.  
  14.04   Природа неживая и живая Весенние работы  
  16.04   Весенние работы  
  21.04   Значение труда для человека и общества Кто работает на транспорте  
  23.04   Моя Родина День космонавтики.  
  28.04   Времена года Май весну завершает, лето начинает.  
  30.04   Природа вокруг нас Жизнь земноводных весной.  
  05.05   Человек – часть природы Животное – живое существо  
  07.05   Времена года Скоро лето  
  12.05   Правила безопасной жизнедеятельности Ты - пешеход  
  14.05   Я – школьник.Комплексная контрольная работа. Комплексная работа
  19.05   Комплексное повторение пройденного.  
  21.05   Повторение. Времена года.  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: