Как поспешный запуск мусорной реформы в Республике Коми порочит идею установления порядка в решении мусорной проблемы.




Доклад на XIV отчетно-выборной конференции общественной организации «Комитет спасения Печоры» по реализации мусорной реформы в Республике Коми. 28.09.2019 – Ижма. В.П. Торлопов

Реализация мусорной реформы идет по проторенному пути реализации реформы ЖКХ в Республике Коми. С 2005 года и до сих пор нет понимания ее здравого смысла у граждан республики.

24.06.1998 принят Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», который установил правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот.

28.09.2012 Постановлением правительства Республики Коми утверждена Госпрограмма по реконструкции и созданию объектов размещения ТКО на 2012-2016 годы, на реализацию которой из бюджета РК выделено более 357 млн. рублей, в т.ч. на мероприятия по организации раздельного сбора мусора около 5,5 млн. рублей ежегодно. Основная сумма предназначалась для реконструкции восьми полигонов для размещения ТКО, двадцати двух новых объектов размещения, десяти площадок хранения древесных отходов. Однако целевые показатели программы не выполнены.

29.12.2014 внесены существенные изменения в Федеральный закон № 89-ФЗ, обусловливающие реализацию реформы в области обращения с отходами. Среди изменений главной стала передача полномочий организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с 01 января 2016 года от органов местного самоуправления органу исполнительной власти республики. В полномочия ОМС отнесено лишь участие в организации деятельности по обращению с отходами.

Дополнения в Федеральный закон № 89-ФЗ пять лет тому назад прописали направления государственной политики в области обращения с отходами: максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов. С 01 июля 2016 введено лицензирование на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, а обладателями лицензий определены региональный оператор и операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Появилось понятие Региональный оператор – лицо, обязанное оказывать услуги по обращению с ТКО на основании договора на оказание услуг, заключаемого с собственниками ТКО, являющимися потребителями коммунальной услуги по обращения с ТКО или уполномоченными лицами. Собственник жилого дома или части жилого дома не позднее, чем 01 января 2017 обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором. Соответствующие изменения внесены в Жилищный кодекс РФ. Оператор – это индивидуальный предприниматель, юрлицо, осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением ТКО). При наличии Регионального оператора, операторы обязаны заключать с РО соответствующие договоры на выполнение части его задач.

16.03. 2016 Постановлением Правительства РФ № 197 устанавливаются требования к составу и содержанию территориальных схем по обращению с отходами, в том числе ТКО. В субъектах РФ начинается разработка соответствующих документов для запуска мусорной реформы.

В августе 2016 по заказу АО «Коми коммунальные технологии» частная московская фирма «Международный центр наилучших природоохранных технологий» разрабатывает Территориальную схему обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, Республики Коми за 9,6 миллиона рублей. В документе установлен Порядок ее корректировки: не реже одного раза в год путем издания приказа о внесении изменений.

С 01 января 2017 г. организация и осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должны производиться на основании и в соответствии с территориальной схемой и региональной программой в области обращения с отходами, а также инвестиционных программ операторов по обращению с отходами. На основании данных документов должно осуществляться строительство, реконструкция и (или) модернизация объектов, используемых для обращения с ТКО, а также выделение федеральных субсидий, на установленные Федеральным законом № 89-ФЗ цели из средств, поступивших в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора.

Из информации на сайте Прокуратуры РК: «постановлением Правительства РК от 15.06.2017 № 302 утвержден Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора). К сожалению, на сегодняшний день наш регион не располагает необходимой инфраструктурой для решения этой задачи, поскольку ни муниципальные власти ранее, ни региональные власти после 1 января 2016 г. этим вопросом не занимались. Ни один из действующих в республике официальных объектов размещения ТКО не предназначен для сортировки отходов в целях их последующей утилизации, в том числе вторичного использования».

Территориальная схема обращения с ТКО в РК составленная в 2016 году ни в 2017, ни в 2018 годах никем не корректировалась. Например, спустя два прошедших года в соответствии с ТС продолжают накапливать ТКО ряд не существующих предприятий и организаций, а вновь образованные предприятия и прочие юрлица вовсе не мусорят. При этом не уточняются данные размещения мест накопления и объемы ТКО для физических и юридических лиц, а также не устраняются ошибки по данным выпавших из ТС ряда государственных и муниципальных организаций. ТС предполагает быть доступной, понятной, полной и правдивой. Каждый гражданин при желании мог узнать, сколько и куда надо ему нести разделенный им мусор, видеть, где накапливают ТКО ближайшие от его дома торговые точки и прочие юридические лица, понимать каким образом, сколько и куда транспортируют ТКО, где его перерабатывают, обезвреживают и производят захоронение.

Не озаботилась местная власть и исполнением ПП РФ № 505 установкой весовых устройств на полигонах также с 2017 года, что способствовало появлению расчетов завышенных тарифов на ТКО региональной властью, в основе которых были кубы, а не тонны принимаемых полигонами объемов ТКО.

21.03.2018 совместными приказами МинЖКХ и Минприроды РК утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО Республики Коми в редакции 2016 года.

06.06.2018 в результате конкурсного отбора Региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Коми стало ООО «Ухтажилфонд», а 22.06.2018 с ним подписывает МинЖКХ РК Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории республики.

31.08.2018 ПП РФ № 1039 в Правилах обустройства мест накопления ТКО установило, что обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица. Документ вступил в силу с 1 января 2019 года.

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении, подтвержденные схемой размещения площадок, данными их технических характеристик (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а если у ОМС таковых нет, то - на портале Правительства РК.?

Постановление Правительства РФ 12.11.2016 года, с дополнением 15.09.2018, утвердило Правила обращения с ТКО и форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО. А еще операторов, транспортирующих ТКО, обязали оснащать транспортные, технические средства и системы аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS". Понятно, что с целью пресечения несанкционированный свалок.

По Типовому договору на оказание услуг по обращению с ТКО оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги РО по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Важно для юрлиц, что о бъем ТКО, места накопления ТКО, в том числе КГО, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к настоящему договору в виде схемы.

Порядок осуществления учета объема и (или) массы ТКО указывается в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО или исходя из массы ТКО.

Все изменения, которые вносятся в договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при их наличии). При этом неотъемлемой частью договора является Информация в графическом виде о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов, для которых это указано в Реестре).

22.09.2018 г. принятоПП РФ № 1130 требующее общественного обсуждения территориальной схемы с 3.10.2018 г.

В России с 01.01.2019 стартует мусорная реформа, но Республика Коми запустила ее на своей территории с 01.11.2018 г. Объяснить действия чиновников сложно. То ли надеялись на перенос начала реформы в связи с не готовностью ее запуска по причине не исполнения в регионе мероприятий по ее подготовке, то ли решили сработать по принципу: «война начнется – план подскажет».

Как поспешный запуск мусорной реформы в Республике Коми порочит идею установления порядка в решении мусорной проблемы.

МинЖКХ РК приказом от 05.10.2018 № 37/1-Т установил нормативы накопления ТКО на территории РК для домовладений на одного проживающего в МКД и жилых домах с централизованным отоплением – 1,9 кбм в год (плата в месяц составила 165 руб. с человека), а в МКД и жилых домах без централизованного отопления, при наличии печного отопления, расположенных в сельской местности – 0,83 кбм в год (плата в месяц составила 72,1 руб. с человека). Возмущение общественности привело к снижению платы за услугу по обращению с ТКО по сравнению с ранее заявленной на 30 % (похоже убрана из норматива накопления составляющая крупногабаритные отходы). Ежемесячная плата за услугу по обращению с ТКО с 1 ноября 2018 составила для жителей домов с отоплением любого вида, кроме печного - 115,5 рубля в месяц за одного проживающего, а для жителей домов с печным отоплением - 50,37 рубля в месяц за одного проживающего. При этом норматив для физического лица независимо от возраста составил 1,33 кбм в год.

Для объектов общественного назначения нормативы накопления ТКО установлены исходя из одного сотрудника, ребенка, учащегося, посетителя, участника, 1 места, 1 кв. м общей площади. То есть утилизацию мусора будут оплачивать все: вокзалы и кинотеатры, магазины и рестораны, школы и детсады, бани и парикмахерские, музеи и кладбища… Приказом МИН ЖКХ РК №37/1-Т министерство определило объемы и нормы мусора на каждый объект. Из этого следует, что МинЖКХ своим приказом установил нормативы накопления ТКО, например, с ссылкой на дошкольника в детсаде 0,49 кбм/год (при этом на ребенка распространяется норматив 1,33 куб/год как проживающему дома), а с ссылкой на работающего в офисе 0,87 кбм/год (при этом на него распространяется и норматив 1,33 куб/год как проживающему в доме). А если работающий в офисе гражданин является дачником, то он дополнительно накапливает ТКО на своем участке в объеме 0,83 кбм/год. И так далее. Похоже, нет предела чиновничьей мысли для придумывания способов собрать дань с граждан. Выходит, что даже сами чиновники могут мусорить в объеме более трех кбм/год.

С одобрения чиновников МинЖКХ республики решено использовать имеющуюся базу данных КЭСК для начисления и сбора платы потребителям за услуги по обращению с ТКО c 1 ноября 2018 г. В октябре 2018 был заключен агентский договор между «мусорным» оператором и КЭСК. Согласно этому договору КЭСК начала выставлять потребителям счета за мусор и получать деньги на свой расчетный счет. За эту «услугу» энергосбытовой компании положено «скромное» вознаграждение – по 6,24 руб. (без НДС) за каждый лицевой счет потребителя и дополнительно 2% (без НДС) от суммы денег, поступивших на расчетный счет компании. Условия договора стали коммерческой тайной. Однако стало известно, что расходы на заключение и обслуживание договоров с потребителями составляет 5,48 % от необходимой валовой выручки Ухтажилфонда в 2019 году или 125,6 млн. рублей, которые получит КЭСК. Понятно, что указанная сумма включена в единый тариф регоператора приказом МинЖКХ от 20 декабря 2018 г. Кстати, не лишне напомнить, что еще до заключения биллингового договора и до того, как «Ухтажилфонд» стал региональным оператором, между этими двумя фирмами сложились непростые финансовые отношения. «Ухтажилфонд» в то время задолжал КЭСКу крупную сумму. Возможно, агентский договор как раз и помог решить эту проблему? Только какое отношение мы, рядовые потребители, имеем к финансовым разборкам между частными фирмами? (см. «Трибуну» от 27.09.2019).

 

Относительно законности сделки РО и КЭСК есть вопросы, которые до сих пор рассматривают госорганы. В соответствии Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» оператор по сбору платежей вправе их собирать только на специальный банковский счет после постановки общества на учет в Росфинмониторинг, который осуществляет противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем. Поступающие именно на этот счет средства могут расходоваться только на определенные цели и строго контролируются. А средства, поступающие на обычный расчетный счет, указанный в квитанциях, могут использоваться руководителем на любые цели и фактически бесконтрольно. Ведь туда поступают деньги от всех операций, и проследить правильность их использования невозможно. Так, на сегодня возник вопрос о неизвестном расходовании около 500 млн. рублей РО (см. «Трибуну» от 27.09.2019).

 

Надзорным органам некогда разбираться, что разделом 7 Жилищного кодекса РФ не предусмотрены платежи за коммунальные услуги третьим лицам путем заключения агентского договора. Далее Определением Верховного Суда РФ от 27 января 2015 года по делу № 310-КГ14-9029 признано недопустимым (в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 закона о защите конкуренции) навязывание собственникам помещений МКД платежей за коммунальные услуги путем заключения с третьим лицом агентского договора. Кроме того, согласно пункту 8.8 Соглашения от 22 июня 2018 года, заключенного между РО и МинЖКХ республики, ООО «Ухтажилфонд» не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из Соглашения.

Согласно Правил обращения с ТКО региональный оператор «Ухтажилфонд» обязан заключить договор с потребителями услуг на условиях типового договора, утвежденного Правительством России. В договоре указывается количество проживающих в помещении собственника, а также размер оплаты. При наличие договоров не пришли бы квитанции по адресам пустующих в глубинке домов, собственники которых были жители других поселений, не было бы требования оплаты услуги по ТКО к родственникам покойников. Но самым нелепым было то, что платить надо и тем, кому услуга по ТКО вовсе не оказывалась из-за бездорожья и прочих сложностей жизни в удаленных от цивилизации поселений. «Ухтажилфонд» вынужден обратиться с официальным письмом к КЭСК о перерасчете начислений по обращению с ТКО за ноябрь и декабрь 2018 года. Что сделано в этом направлении – неизвестно.

Как тут не вспомнить Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В нем сказано, что собственник, как потребитель услуг, имеет право на получение надлежащего оказания услуги в строго оговоренные сроки (должен быть договор, где все должно быть прописано), а в случае ненадлежащего исполнения, требовать исполнения, уменьшения стоимости, безвозмездного исполнения услуги, возмещения расходов, отказ от услуги и возмещения убытков. Кстати, Роспотребнадзор на вопрос почему нет практики защиты прав потребителей услуг по ТКО ответил, что нет заявлений от конкретных граждан.

Напомним, МинЖКХ РК определяет нормы образования отходов,устанавливает размеры тарифов для физических и юридических лиц иотслеживает исполнение законодательства по внедрению реформы в республике. Чиновники разъясняют, что на услуги регионального оператора по обращению с ТКО установлены предельные тарифы. Значит ли это, что там, где установленные правила регоператор не соблюдает, тариф может быть уменьшен или вовсе снижен до нуля? Увы! На телевидении и на встречах чиновников и представителей РО с населением гражданам говорят, что оплачивать невыполненную работу или выполненную не качественно надо сполна.?!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: