Подвижные игры как средство формирования личности ребенка.




РЕФЕРАТ

 

 

Студентки 1 курса 112 группы

направления 44.03.01 «Педагогическое образование»

профиль «Начальное образование»

ФИО

 

Проверила______________________

 

Саратов, 2020 г


Оглавление

Введение. 3

Глава 1. История и значение подвижных игр. 6

Глава 2. Классификация подвижных игр. 11

Глава 3. Подвижные игры как средство формирования личности детей разных возрастов. 15

3.1 Подвижные игры для детей дошкольного возраста. 16

3.2 Подвижные игры для детей начальных классов. 19

3.3 Подвижные игры для детей 4 – 6-х классов. 20

3.4 Подвижные игры для детей 7 – 9-х классов. 21

3.5 Подвижные игры для детей 10 – 11-х классов. 22

Глава 4. Рекомендации и примеры для проведения подвижных игр. 24

Заключение. 27

Список использованной литературы.. 29

 


 

Введение

В современном мире, в эпоху информационных технологий, люди все чаще задаются вопросами здоровья. В моде здоровый образ жизни. Но постоянная занятость современных родителей не позволяет им уделять должное внимание сохранению и укреплению здоровья детей. Поэтому им на помощь приходит детский сад.

Движение – это жизнь! Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма. Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия в детском саду – самая эффективная школа обучения движениям. Физкультурно-оздоровительная работа является одной из главных задач укрепления и сохранения здоровья детей.

От уровня удовлетворенности ребенка двигательной активностью во многом зависит улучшение деятельности его сердечно - сосудистой и дыхательной систем, повышение функциональных возможностей организма, развитие двигательных способностей, физическая работоспособность, успешное освоение материала познавательной деятельности и, наконец, настроение.

Дети по своей природе активны и подвижны. Мы сами, родители, снижаем эту активность: «Не бегай! Не прыгай! Поиграй в спокойные игры!» - очень часто мы так говорим своим детям. А ведь это неправильно!

Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни дошкольника и является главным средством воспитания.
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Благодаря играм обыденное дело становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество игр перед строго определенными заданиями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка. Он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, бросании, ловле и т. д. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

В городе есть парки, зоны отдыха, развлекательные центры. Во дворе каждого дома оборудованы детские игровые площадки. Это прекрасная возможность помочь ребенку провести время с пользой для физического и психического здоровья.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа.

Подвижные игры классифицируются по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большей подвижностью, по видам движений (игры с бегом, метание и т. д., по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие.

Дети должны учиться ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. В играх необходимо ставить перед детьми задачи для самостоятельного решения. При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игры, новые сюжеты, более сложные игровые задания. Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. В подвижных играх детям предоставляется возможность проявлять творческую инициативу в выборе способов достижения цели. В играх, связанных с выполнением приятных двигательных действий, всегда заложен элемент нового, непознанного, ведь в одной и той же игре, даже периодически повторяемой, действия участников неидентичные. Она всегда проходит по-новому и таит в себе много неожиданностей. Таким образом, уже одно предвкушение предстоящей игры часто вызывает у детей положительные эмоции, приятные волнения, причём это проявляется перед началом игры безотносительно к предполагаемым результатам: закончится участие в игре победой или поражением.

 

Глава 1. История и значение подвижных игр.

Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всего многообразия игр, следует особо выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Е. А. Покровский утверждал, что игры во все времена и у всех народов были непременно. Многие из игр представляли собою большую оригинальность, смотря по свойствам и образу жизни народа. Справедливо также мнение Н. С. Воловик о том, что назначение древних игр — не развлекательное, а практическое. Действиями игры и словами песни люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих работах. Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д. Б. Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры». Уже в наиболее ранних этнографических и географических описаниях русских путешественников имеются указания на приучение маленьких детей к выполнению трудовых обязанностей и включение их в производительный труд взрослых. Так, Г. Новицкий в описании остяцкого народа писал, что во всех играх общим являлись ловля птиц, рыбы, охота на зверя. Дети, чтобы прокормиться, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу. Орудия зависели от того, какая отрасль труда являлась основной в данном обществе. Согласно теории, развитой К. Гроссом, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. Если наблюдать за играми молодых животных и за играми детей, то этот факт выступает с полной ясностью: игры всюду служат средством для упражнения и развития органов движения, органов чувств - особенно зрения, а в то же время и для развития внимания, наблюдательности, часто и мышления. Воспитательная и художественная ценности подвижной игры сохранились до настоящего времени. В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине XIX в. появляются работы виднейших педагогов Н.И.Пирогова, позднее Е.Н.Водовозова, П. Ф. Каптерева и др. В них подчеркивается первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка. Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Он указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. По утверждению П.Ф. Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Идеи П.Ф. Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками (В.В. Гориневским, Е.А. Аркиным). В.В. Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре. Серьезные требования В.В. Гориневский предъявлял воспитательной ценности сюжета игры, методике ее проведения. Он требовал от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры. Значительную роль в результативности игры Е. А. Аркин отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог; при необходимости педагог успешно может подключиться к игре. В создание теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д.Б.Элькониным, А. А. Леонтьевым, А.В.Запорожцем, Н.Н.Поддъяковым и др. В разработке содержания, организации и методики подвижных игрважную роль сыграли работы А.И.Быковой, М.М.Конторович, Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Л.В.Артамоновой и другими. Игровая деятельность возникает уже в преддошкольном возрасте.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение, увеличивается словарный запас, обогащается речь детей. Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью. Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни. игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные. Игры этого вида используются во всех возрастных группах. Бессюжетные подвижные игры не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетным наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр, и дети играют по упрощенным правилам.

Воспитывать потребность, любовь к подвижным играм лучше всего в семье с раннего возраста. Игры в семье имеют громадное значение. Играя, дети овладевают новыми навыками, умениями, знаниями, усваивают правила общения. Однако анкетные данные и опрос родителей показывают, что подавляющее большинство родителей основное внимание уделяет умственному воспитанию детей, обучая их чтению, счету, письму, музыке, иностранному языку. Бесспорно, это очень хорошо. Но такой подход в воспитании является односторонним.

Большие резервы для укрепления здоровья детей, обучения их необходимым двигательным навыкам с помощью подвижных игр имеют детские сады и ясли. Но это не значит, что не нужно обучать детей движениям дома, на свежем воздухе, в гостях.

 

 

Глава 2. Классификация подвижных игр.

Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни. игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные. Игры этого вида используются во всех возрастных группах. Бессюжетные подвижные игры не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетным наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр, и дети играют по упрощенным правилам. Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность.

Подвижные игры классифицируются по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большей подвижностью, по видам движений (игры с бегом, метание и т. д., по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

Существует огромное количество подвижных игр для детей дошкольного возраста. Поэтому, чтобы было легче ориентироваться в этом потоке их целесообразно делить на группы. Прежде всего ПО ВОЗРАСТУ:

- Подвижные игры для детей I младшей группы;

- Подвижные игры для детей II младшей группы;

- Подвижные игры для детей средней группы;

- Подвижные игры для детей Старшей группы;

- Подвижные игры для детей подготовительной к школе группы.

Для каждой возрастной группы можно создать картотеки подвижных игр, которые соответствуют возрасту и психофизическим возможностям ребенка на данном этапе развития.

Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от степени его двигательной активности.

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Е. А. Покровский утверждал, что игры во все времена и у всех народов были непременно. Многие из игр представляли собою большую оригинальность, смотря по свойствам и образу жизни народа.

Игровая деятельность возникает уже в дошкольном возрасте. Для того чтобы игра малышей была полноценной, необходимо создавать для них педагогически целесообразную внешнюю обстановку, правильно подбирать игрушки. Дети второго года жизни очень подвижны. Для удовлетворения их потребности в движении необходимо иметь горку, скамейки, ящики и другие пособия. Детям должно быть предоставлено достаточно места, чтобы бегать, подниматься на ступеньки, сползать по скату горки и т.д., играть в прятки, догонялки. В играх детей старше полутора лет можно заметить признаки подражания взрослым. Учитывая это, воспитатель вовлекает детей в игры с помощью игрушки, старается разбудить в них интерес эмоциональным образным объяснением. В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа «ловишек», а также игры-забавы. Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т.д. Важно научить ребенка действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Успех проведения игры в младшей группе зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, дать образцы движений. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам или поручает наиболее активному ребенку, иногда готовит к этому кого-то из старших групп. При проведении сюжетных игр рекомендуется пользоваться методикой, которая обращена к воображению ребенка. С этой целью используют образные возможности сюжетного рассказа. Проводя игру, необходимо постоянно напоминать детям об игровом образе. Значительно оживляют игру различные атрибуты: головные уборы с изображением птичек, руль автомобиля. Для младшей группы рекомендуются игры с текстом. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма. Дети, слушая воспитателя, стараются подражать его движениям. Педагог отмечает успехи детей в игре, воспитывает доброжелательность, формирует честность, справедливость, обращает внимание на качество движений, следит за тем, чтобы они были легкими, красивыми, уверенными. Дети должны учиться ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. В играх необходимо ставить перед детьми задачи для самостоятельного решения. При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игры, новые сюжеты, более сложные игровые задания. Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи. Для того чтобы игра малышей была полноценной, необходимо создавать для них педагогически целесообразную внешнюю обстановку, правильно подбирать игрушки. Дети второго года жизни очень подвижны. Для удовлетворения их потребности в движении необходимо иметь горку, скамейки, ящики и другие пособия. Детям должно быть предоставлено достаточно места, чтобы бегать, подниматься на ступеньки, сползать по скату горки и т.д., играть в прятки, догонялки. В играх детей старше полутора лет можно заметить признаки подражания взрослым. Учитывая это, воспитатель вовлекает детей в игры с помощью игрушки, старается разбудить в них интерес эмоциональным образным объяснением. В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа «ловишек», а также игры-забавы. Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т.д. Важно научить ребенка действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Успех проведения игры в младшей группе зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, дать образцы движений. Педагог отмечает успехи детей в игре, воспитывает доброжелательность, формирует честность, справедливость, обращает внимание на качество движений, следит за тем, чтобы они были легкими, красивыми, уверенными.

 

Глава 3. Подвижные игры как средство формирования личности детей разных возрастов.

Игры – это двигательная деятельность, проявляющаяся в форме творческого соревнования в постоянно изменяющихся условиях, ограниченных установленными правилами. Она позволяет удовлетворить потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.

Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры, способствует воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости, моральных и волевых качеств. Одновременно с этим в играх совершенствуются жизненно важные умения и навыки. Круг игр, используемых в целях физического воспитания, в настоящее время весьма велик и разнообразен. Их можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные. К подвижным относятся простые игры с элементарными правилами и несложными взаимодействиями. Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятии спортом.

В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры.

Коллективные подвижные игры – это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.

Индивидуальные (одиночные) подвижные игры – обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.

Из всего арсенала средств физической культуры подвижные игры имеют большое гигиеническое и оздоровительное значение. Они оказывают благотворное влияние на сердечно – сосудистую, мышечную, дыхательную и другие функции организма, активизируют обмен веществ, стимулируют функции желез внутренней секреции.

В подвижных играх детям предоставляется возможность проявлять творческую инициативу в выборе способов достижения цели. В играх, связанных с выполнением приятных двигательных действий, всегда заложен элемент нового, непознанного, ведь в одной и той же игре, даже периодически повторяемой, действия участников неидентичные. Она всегда проходит по-новому и таит в себе много неожиданностей. Таким образом, уже одно предвкушение предстоящей игры часто вызывает у детей положительные эмоции, приятные волнения, причём это проявляется перед началом игры безотносительно к предполагаемым результатам: закончится участие в игре победой или поражением.

 

3.1 Подвижные игры для детей дошкольного возраста.

Первая младшая группа (дети 3-го года жизни)

Кругозор детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, в которых действуют лица хорошо знакомые детям из повседневной жизни (кот, птички) или с которыми легко познакомить малышей, используя картину, игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих играх очень просты и тесно связаны с сюжетом. Во время игры все дети выполняют одинаковые роли и движения. В игру не вводится несколько разных образов. В одних играх дети должны уметь двигаться друг за другом или в определённом направлении («Поезд»), в других – соразмерять свои движения в парных действиях («Лошадка»), в-третьих – самостоятельно построиться в круг, подравняться или найти своё место по сигналу («Пузырь», «Птички в гнёздышках»). Таким образом одно и то же движение выполняется при разном построении, в разных ситуациях. Это имеет большое значение для развития координации движений малышей, ориентировки в пространстве, способствует воспитанию активности и самостоятельности.

В играх с пением и небольшим художественным текстом слова и ритм речи подсказывают детям движения и заменяют правила игры («Зайка беленький сидит», «Мой весёлый звонкий мяч»)

Вторая младшая группа (дети 4-го года жизни)

Сюжеты подвижных игр в связи с расширением кругозора и двигательного опыта детей становятся более разнообразными. Основным содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движения транспорта, деятельности людей. В играх появляются задания, связанные с узнаванием и запоминанием предметов, форм (кубы, кружки, квадраты), задания на различение основных цветов («Цветные автомобили», «Бегите к флажку»). Большинство подвижных игр имеет развёрнутые сюжеты и обусловленные роли. От них чаще всего исходят ролевые наименования игр («Кот и мыши», «Поезд», «Наседка и цыплята и др.). Они определяют игровое поведение детей.

Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно и привлекательно для детей. Это повышает их активность в игре, придаёт действиям яркую, эмоциональную окраску. Подвижная игра ещё не всегда является по-настоящему совместной игрой группы детей. Особенно это проявляется в игровых упражнениях. В этом возрасте широко применяются игры с пением и рифмованным текстом.

В таких играх можно уже добиваться общности и одновременности действий детей.

Средняя группа (дети 5-го года жизни)

Разнообразие сюжетов подвижных игр связано с растущими представлениями и знаниями детей о широком круге явлений окружающей жизни. Двигательная активность детей в играх во многом обусловлена запасом навыков и умений, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением совместно выполнять движения, проявляя выдержку, ловкость, сообразительность. Усложняются взаимодействия детей в игре. Включаются игры с ловлей («Гуси – лебеди», «У медведя во бору»). Результаты некоторых игр зависят от согласованных действий двух или нескольких детей («Найди себе пару», «Пилоты»), умения быстро и организованно построиться в звенья, считаясь с интересами товарищей. Таким образом, в подвижных играх возникают ситуации, способствующие проявлению детьми элементов коллективной ответственности за выполнение правил, исход игры.

В среднем возрасте выполнение взятой на себя роли становится основным содержанием игрового поведения ребёнка. Он старается выполнить роль ответственно, подчиняясь правилам (кошка старается поймать как можно больше птичек и т. п.). Часто раскрывает и дополняет содержание игр, служит в них сигналом к действию рифмованный текст. Применяется преимущественно хоровое произношение текста.

Старшая группа (дети 6-го года жизни)

В этой возрастной группе содержание подвижных игр ещё больше усложняется в связи с расширением кругозора детей. В них включаются новые сюжеты и образы, которые знакомы детям из книг, рассказов воспитателя и родителей, кинофильмов.

В творческих ролевых играх нередко воспроизводятся яркие события современной общественной жизни. Эти игры насыщены активной деятельностью, что делает их ценными для физического воспитания детей. В играх дети могут делиться на группы («Чьё звено быстрее построится?»), а также выполнять уже несколько разных ролей (пастух, волк и гуси в игре «Гуси-лебеди»).

Большое место в старшей группе начинают занимать бессюжетные игры типа «Ловишки», а также игры с элементами соревнований («Кто скорее до флажка?», «Попади в обруч» и т.п.). Сначала имеет место индивидуальное соревнование, а потом и коллективное. Правила в играх становятся сложнее и требуют большей точности в их выполнении, большего внимания детей, выдержки, умения быстро реагировать на сигналы, произвольно ограничивать свои действия (убегать в определённом направлении, пойманным отходить в сторону и т. д.).

Правила игры способствуют формированию умения управлять своим поведением. У детей формируются положительные привычки поведения, развивается инициатива в самостоятельной реализации игрового замысла сообразно с интересами других играющих. Дети привыкают договариваться между собой об игре.

Подготовительная группа (дети 7-го года жизни)

В этом возрасте особенно велико положительное значение подвижных игр в закреплении и совершенствовании основных движений детей. Проявлению высоких физических и морально-волевых качеств более всего способствует участие детей в подвижных играх, в которых общий результат зависит от взаимодействия играющих («Горелки», «Чьё звено быстрее соберётся?»). Особое место среди таких игр занимают игры-эстафеты, в которых общий результат зависит от действий каждого ребёнка. Это возлагает большую ответственность за свои действия.

В подвижных играх детей 7-го года уже не имеет такого большого значения занимательность сюжета. Выполнение игровой роли лишь в отдельных случаях повышает эффективность игры. Теперь уже регулируют поведение детей игровые правила, которыми сознательно руководствуются дети.

Требования точного выполнения правил содействует воспитанию у детей выдержки, дисциплинированности, ответственности, однако оно нисколько не ограничивает возможность проявления активности, инициативы, сообразительности и находчивости у детей в процессе игры. Эмоциональность подвижных игр, большой интерес к ним детей приводит к тому, что старшие дошкольники всё чаще начинают играть в них самостоятельно, по собственной инициативе.

3.2 Подвижные игры для детей начальных классов.

Дети младшего школьного возраста много играют в свободное время. Они владеют всеми видами естественных движений, хотя ещё недостаточно совершенно, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны. При проведении подвижных игр среди учащихся младших классов необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость. Скелет младшего школьника ещё продолжает формироваться. Значительная прослойка хрящевой ткани обуславливает большую гибкость костей, особенно позвоночника. Мускулатура относительно слаба (в частности, мышцы спины и брюшного пресса). Прочность опорного аппарата также ещё невелика. Поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.

Функция внимания у младших школьников ещё недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая активность чередуется с короткими передышками. Сигналы в играх для детей младших классов лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, ещё очень несовершенной в этом возрасте.

Преимущественное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа «догоняй-убегай»; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условное препятствие (начерченный «ров») и через предметы (невысокую скамейку); игры с передачей, бросанием, ловлей, метанием в цель и на дальность; игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера. Каждая игра состоит в основном из одного- двух вышеперечисленных движений.

3.3 Подвижные игры для детей 4 – 6-х классов.

Подвижные игры для детей 10 – 12 лет становятся более сложными. Костно- связочный аппарат ещё довольно гибок, пластичен. Мышцы продолжают расти и укрепляться, поэтому силовые данные детей ещё невелики; организм пока не готов к большим физическим напряжениям, к односторонним нагрузкам.

Игры для 10-12 летних по времени более продолжительны, чем игры для младших школьников, иногда играющие довольно долго находятся в постоянном движении, что способствует развитию выносливости. Детям этого возраста интересны игры, в которых усилия направлены на достижение единой цели. Их начинают привлекать игры, в которых перед каждой командой ставится конкретная задача: общими усилиями добиться превосходства над другой командой, одержать победу в игре.

Действия детей в подвижных играх становятся более согласованными, точными, совершенствуется их игровая тактика. Заметно повышается способность быстро и ловко увёртываться от преследующих игроков (или мяча, направленного в играющего); обогащается выбор приёмов ухода от соперника, а также способов борьбы с ним в единоборстве или при поддержке товарищей. Условия выполнения действий становятся сложнее, правила игры усложняются, а разрешение игровых конфликтов требует от участников достаточно развитых волевых способностей.

Подвижные игры детей этого возраста по характеру действий и видам движений разнообразны. Преимущественно это игры с бегом наперегонки, с прыжками через неподвижные и движущиеся препятствия, бросанием, ловлей и передачей мяча и мелких предметов на дальность, в неподвижные и подвижные мишени. Становится возможным сочетание в играх нескольких видов движений (например, метание во время бега, перебрасывание и ловля мяча с прыжками и дополнительными движениями туловища, бег с прыжками через препятствия и т.п.)

У детей повышается интерес к самим действиям. Их интересует не только конечный результат, но и качество выполнения того или иного действия. В данном возрасте учащиеся прислушиваются к мнению товарищей и иногда считаются с ними больше, чем со взрослыми, поэтому руководитель должен обладать умением воздействовать на отдельных играющих через коллектив.

 

3.4 Подвижные игры для детей 7 – 9-х классов.

Этот возрастной период можно охарактеризовать как период роста. Усиленно растёт костно-связочный аппарат, что несколько нарушает координацию движений. Значительно увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Потребность организма в кислороде велика, но дыхательный аппарат ещё недостаточно развит, вследствие этого дыхание у подростков часто бывает поверхностным, в силу чего большое значение приобретают игры различными энергичными действиями, способствующими выработке более глубокого и экономичного дыхания. Сердечно – сосудистая система у де



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: