I. Сопоставительный анализ повестей «Сын полка» И.Катаев и «Иван» В.Богомолов




Мохова Лада 19ИПД1

Книга о Великой Отечественной войне в детском чтении

I. Сопоставительный анализ повестей «Сын полка» И.Катаев и «Иван» В.Богомолов

  «Сын полка» И.Катаев «Иван» В.Богомолов
Где и в какое время происходит действие Действие происходит глубокой осенью во время Великой Отечественной войны Дейсвтие происходит в период Великой Отечественной войны в тылу у немцев налевом берегу Днепра рядом с деревнями Сосновка и Новоселки.
Герои в системе образов Ваня Солнцев — главный герой. Не смотря на свой юный возраст (12 лет), мальчик очень ответственно относится к заданиям, которые ему поручают, также он храбрый и решительный, уважает старших. Я считаю, что Катаев в образе Вани Солнцева собрал образы всех мальчишек, которые были вынуждены встать в ряды бойцов, защищавших родину. Иван — юный главный герой. Этому мальчику пришлось стать разветчиком, чтобы помочь победить неприятеля. Мальчик превратился в хладнокровного человека, в душе которого ненависть, что сделала его сердце холодным. Всё счастливое и радостное неоходимое для ребят перешло у него на второй план. Навсегда. И ему кажется, что когда он отомстит, то будет легче. Но теперь жажда мести завладела с ним навсегда.
Характеристики персонажей и приемы создания Ваня Солнцев —двенадцатилетний мальчишка, потеряв всех своих родных, был найден в лесу бойцами советской армии. Это храбрый и решительный мальчик, смекалистый и разумный. Он сразу понравился всем бойцам, видевшим в нем своих детей и мирную жизнь. Ваня Солнцев стал сыном полка, с честью неся звание советского солдата. Это отзывчивый, воспитанный мальчик, который уважает своих старших собратьев по оружию, ответственно относится к возложенным на него обязанностям. По последнему желанию капитана Енакиева, решившего усыновить мальчика, Ваня становится воспитанником суворовского училища. Приемы создания: эпитеты «воспаленными губами», «густые ресницы», «выпуклые веки закрытых глаз были нездорового, малокровного цвета»; сравнение «[веки]Они казались почти голубыми, как снятое молоко» Егоров — сержант. Молодой человек лет двадцать двух. Несмотря на свою молодость, молодые считали его бывалым солдатом. Товарищи его уважали, но вместе с тем побаивались Приемы создания: эпитеты «молодой человек», «бывалый солдат» Капитан Енакиев — командир батареи, настоящий боевой офицер, справедливый и мужественный командир. Немцы убили его семью, в том числе, и маленького сына, и Енакиев решает усыновить Ваню. Ему с первого раза приглянулся боевой мальчишка, и капитан мечтает вырастить из него достойного офицера. Енакиев – требовательный и строгий командир не только к своим бойцам, но и к себе. Он отважно сражается с фашистами, мужественно защищая свою родную землю. В решительный момент, капитан вызывает огонь противника на себя, не забыв о мальчике, которого успевает отослать с донесением в штаб, и сам геройски погибает. Приёмы создания: эпитеты «холодноват, сдержан, расчётлив» Ахунбаев — капитан. Начальник боевого участка, командир стрелкового батальона. Он был темпераментный, нетерпеливый. Его храбрость доходила до дерзости Приемы создания: эпитеты «был горячий, нетерпеливый, смелый до дерзости» Седых — лейтенант, командовавший разведчиками. Приёмы создания: эпитеты Биденко — бывший донбасский шахтер, а теперь – разведчик. Огромный великан, получивший от остряков- друзей прозвище «шкелет». Справедливый и честный боец, отличный разведчик. Всем сердцем привязался к Ване, названному разведчиками «пастушком». Не смог довести мальчика до штаба фронта, Ваня сумел сбежать от него. Втайне гордится смекалкой мальчика, друзья над ним подшучивают, что такой прославленный разведчик упустил маленького «пастушка». Приёмы создания: эпитеты «добродушным щербатым ртом», сравнение «непомерно длинными, как грабли, руками», метафора «костистый великан» Горбунов — в «Сыне полка» герои остаются настоящими людьми и во время войны, не теряют своего человеческого облика, и разведчик Горбунов – тому пример. Это добродушный и гостеприимный человек, хлебосольный и общительный собеседник. Хозяйственный, аккуратный, он и в боевых условиях старается максимально обустроить солдатский быт, навести порядок. Закадычный друг Биденко. Гордится званием разведчика, в нем живет доброе тщеславие: Горбунов любит прихвастнуть особым положением в отряде. Надежный друг, готовый всегда прийти на помощь. Приёмы создания: эпитеты «гладкий, упитанный, круглолицый», «белобрысыми ресницами и светлой поросячей щетиной на розовой голове», «был какой-то белый, березовый», метафора «богатырь» Ефрейтор Вознесенский — сын полка, подросток 14 лет. Был награжден медалью. Он гордился своим положением и не прочь был похвастаться перед незнакомым мальчишкой Приёмы создания: эпитеты   Иван Буслов — мальчик двенадцати лет. Образ героя раскрывается не сразу, а постепенно. Вначале Иван не производит хорошего впечатления. Правда, он вызывает, скорее, сострадание, а не презрение и насмешку. Мальчик нервный и злой, командир батальона Гальцев, знает что делать. Вместе с тем мальчик чересчур самоуверенный и нагловатый, упрямый и скрытный. Несмотря на жалкий, измученный вид, он разговаривает с офицером уверенно и властно, не просит, а требует. Старшего лейтенанта это, естественно, коробит, и он нехочет исполнять необоснованные, как ему кажется, требования задержанного. Мальчик настолько угрюмый и сосредоточенный, что выглядит старше своих лет. Кажется, у него отсутствуют такие нормальные для ребенка качества, как общительность, любознательность, непосредственность. Трудно представить его играющим со сверстниками, увлеченно читающим интересную книгу, беззаботно смеющимся, радующимся новой игрушке. Но при встрече с офицером разведки Холиным Иван преображается, становится оживленным, улыбчивым. Его сердце как будто оттаивает, и он нуждается во внимании, участии. Оказывается, жесткость и сдержанность мальчика — не природные качества. Ему довелось пережить смерть отца и сестры в концентрационном лагере в Тростянце. И ненависть к захватчикам захлестнула душу, а боль утраты близких ожесточила сердце. Постороннему человеку трудно пробиться сквозь броню настороженности и недоверия мальчика. С близкими людьми Иван совсем не такой. Он по- детски восторженно любуется богато отделанным ножом Гальцева и просит подарить ему понравившуюся вещь. Старший лейтенант уже стал для него своим. Лед недоверия и отчужденности растоплен. Иван очень нуждается в человеческом тепле. Как он переживает, что старший товарищ не пришел его проводить, как трогательно обижается на него. Своим произведением автор утверждает, что детство и война — противоестественны и несовместимы. Приёмы создания: эпитеты «лицо у него было скуластое, темновато-серое», «уши маленькие, розовые, нежные и, как я заметил, ассиметричные» Старший лейтенант Гальцев — старший лейтенант, командир батальона. Смелый, открытый, добрый. Хорошо знает немецкий, после ранения становится переводчиком. Гальцев любит мальчика. Он ищет подходы к характеру Ивана, сделал ему нож, провожает его в тыл врага. Хочет поцеловать на прощание, да не решается… Гальцев пронёс память о мальчике через всю войну. Ему досталась тяжкая доля прочитать в архивах фашистов сообщение начальника тайной полиции о гибели юного разведчика.   Холин — капитан разведки. Человек грубый, прямолинейный, громкоголосый, красивый, высокого роста. Любит Ваню как собственного сына. Хочет усыновить его, но в то же время понимает, что пока не может стать ему настоящим отцом: не созрел душевно, бесшабашен, порой грубоват. Холин сам как бы большой ребёнок и относится к мальчику как к родному, а в чём – то даже побаивается его, беспрекословно выполняет просьбы и указания юного разведчика. Приёмы создания: эпитеты «рослый темноволосый красавец» Катасонов — старшина разведки. Невысокий, худенький, вежливый. Убит шальной пулей. Катасоныч относится к мальчику по – отцовски, всё готов для него сделать. Когда Гальцев спрашивает у него об Иване, Лицо Катасонова «озаряется нежной, необыкновенно тёплой улыбкой. - Чудный малец! Только характерный, беда с ним! Он один из всех окружающих называет мальчика Ванюшкой. Тихий, скромный, спокойный, лучший в армии охотник за языками, Катасоныч как никто из взрослых понимает, как опасна работа, которую выполняет ребёнок для штаба армии. Приёмы создания: эпитет «рот маленький, нос небольшой, приплюснутый, глазки голубовато-серые, живые», сравнение «Симпатичным, выражающим кроткость лицом Катасонов походит на кролика»   Грязнов — подполковник разветки
  Ковалев — знаменитый на весь фронт наводчик артиллерийского орудия, заслуживший почетное звание Героя Советского Союза. Имея полное право не ходить на фронт по возрасту, бывший артиллерист первой мировой войны, он и в 1941 году не стал оставаться в стороне от защиты родной земли, и уже в первый день войны, добровольцем ушел на фронт защищать родную землю. Ковалев – настоящий герой, беззаветно любящий свою родину, и люто ненавидевший врагов. Трепетно и с любовью относится к своему орудию, содержит его в идеальном порядке. Мужественный, храбрый, и волевой герой. Приемы создания: эпитеты  
Сюжет Красноармейцы находят двенадцатилетнего мальчика, Ваню. Он сирота, вся его семья погибла на войне. Командующий отправляет ребенка в тыл, в детский дом, однако по пути смышленный паренек сбегает от сопровождающего – служивого Биденко – и возвращается обратно в часть. Енакиев проникается к мальчику отеческими чувствами и разрешает оставить его. О мальчике заботятся разведчики, и вскоре Ваню отдают учиться артиллерийскому делу. Енакиев говорит, что хочет усыновить его, и мальчик соглашается. Во время боя с немцами Красная Армия терпит большие потери. Енакиев погибает. Мальчика отвозят в Ленинград в военное училище. Рассказ начинается с находки армией мальчика у берегов Днепра. История происходит во времена Великой отечественной войны. Выясняется, что Иван юный разведчик. Он даже переплыл реку для выполнения задания. Лейтенант Гальцев сначала не мог поверить в это и нелестно принял мальчика. Но вскоре об этом пожалел и изменил свой взгляд. К нему по-разному относились, но часто ценили за храбрость. Вскоре приехал Холин и вручил Ивану форму и награды за отличную службу. Они вместе уезжают. Как оказалось, семья Ивана погибла на войне, поэтому он решил мстить врагам, содействуя красной армии. Автор рисует и картины игр мальчика. Тот все равно остался ребенком, война не его дело. Иван собирал информацию на фашистов. В конце концов последовал арест юного солдата и расстрел немцами.
Проблематика Автор поднимает проблему «дети и война»   Проблема влияния войны на личность ребенка. Ведь Иван стал очень жестоким человеком, когда воевал, так как жаждал отомстить. Также автор рассматривает проблему раннего взросления детей в период войны.
Авторские акценты в решении темы «дети и война» Ваня мечтал стать сыном полка и его мечтасбылась. Этот мальчик сам «рвался в бой», то есть с полной ответственностью выполнял порученные ему задания. Но при этом он оставался ребенком. Это можно понять по тому как его называет ласково автор — Ваня. Война воспитала в нем лучшие качества настоящего советского солдата. Да и сам мальчик сыграл в жизни капитана Енакиева большую роль. С появлением мальчика в дивизии меняется жизнь капитана: Он понимает, что ему есть о ком заботиться и любить, так как война у капитана отняла всех его близких В повети Богомолова война мальчика сломила. Он стал очень холодным, так как жажда мести засела в нем навсегда. Война также сделала его совершенно взрослым не по годам. Это отмечает сам автор: «Он был совсем еще ребенок <...> хотя по лицу, угрюмому, не по-детски сосредоточенному, с морщинками на выпуклом лбу, ему можно было дать,<...> и все тридцать». Также автор отмечает при помощи имени, что в нем уже нет той детскости. Ласковые имена, которые практически не произносили взрослые, понимая, что это неуместно. Ведь нельзя же жалеть мальчонку, а потом снаряжать туда, где не им, а ему придется риковать жизнью. Боевые офицеры пытались не посылать его к немцам, но он уходил сам, так как выбрал для себя путь мести фашистам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: