КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ




И

СТОРИЯ происхождения человека начинается в далеком прошлом. Современная антропология не дает окончатель­ного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь.

Большая часть истории человечества приходится на период перво­бытности. Он длился много сотен тысяч лет.

Сaмыe древние орудия человека датируются около 2,5 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археоло­ги делят историю первобытного мира на три века: каменный, бронзовый и железный. В свою очередь каменный век делится на несколько эпох: древнекаменный век, или палеолит (примерно от 2,6 млн. до 12 тыс. лет до н.э.), среднекаменный, или мезолит (примерно от 12 до 7 тыс. лет до н.э.), новокаменный век, или неолит (примерно от 7 до 4 тыс. лет. до н.э.). меднокаменный, или энеолит (примерно 3 - начало 2 тыс. до н.э.). Бронзовый век - примерно 2 начало 1 тыс. до н.э., железный век - примерно с середины 1 тыс. до н.э.

В свою очередь, палеолит подразделяется на три периода: нижний, средний и верхний (или поздний).

Характерной особенностью первобытного искусства на самом ран­нем этапе был синкретизм (от греч. synkretismos - соединение) - со­четание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и фор­мированию самого г о м о с а п и е н с а (человека разумного). На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний перво­бытного человека находились в зародыше, в коллективном бессозна­тельном состоянии, в так называемом архетипе (от греч. arche - нача­ло и typos - образ) - прообразе, первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живо действие.

Первые дошедшие до нас произведения nервобытного изобрази­тельного искусства относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33 - 18-е тыс. до н.э. Это женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизирован­ными головами - так называемые "Венеры", по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные "Венеры" найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах.

В это же время появляются обобщенно выразительные изображе­ния животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лоша­ди, оленя.

Древнейшие памятники искусства найдены в Западной Европе. Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа. Памятники первобытной живописи откры­ты более 100 лет назад. В 1879 г. испанский археолог М. С а у т у о л а открыл многокрасочные

 

изображения палеолитической эпохи в пещере Альтамира (Испания). В 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля Мут во Франции. Во Франции в 1901 г. А н р и Б рей ль О877 - 196 I) обнаружил около 300 рисунков мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя в пещере Ле-Комбатель в долине Везера. Есть и изображение человека (в большинстве случаев в масках). В том же году недалеко от Ле-Комбателя археолог П е с т р о н и в пещере Фон де Гом открыл целую "картинную галерею": 40 рисунков диких лошадей, 23 - мамонта, 17 - оленей. Рисунки выполнены охрой и другими красками, секрет производства которых не найден и поныне.

Первоначально первобытное искусство, необособленное в специ­альный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его пер­вые представления об окружающем мире.

Некоторые искусствоведы выделяют т р и э т а п а изобразитель­ной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы:

натуральное творчество - композиция из туш, костей, нату­ральный макет;

искусственная изобразительная форма - крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур;

верхнеnалеолитическое изобразительное творчество - рос­пись пещер, гравировка на кости.

Аналогичные этапы можно проследить и при изучении музыкаль­ного пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено движения, жестов, возгласов, мимики.

Музыкальный элемент "натуральной пантомимы": имитация зву­ков природы - звукоподражательные мотивы. Искусственная интона­ционная форма - мотивы с зафиксированным звуковысотным положе­нием тона. Интонационное творчество – дву и трехзвучные мотивы.

В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Прежде люди исполь­зовали для своих нужд то, что давала природа, - камень, дерево, кость.

Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на дру­гую создают порой впечатление объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно-спон­танным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутст­вует фон, нет композиции в современном смысле слова.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искус­ства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, вы­полненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Появилось декоративное искусст­во - резьба по камню и кости, рельефы.

Интересны произведения палеолитического искусства, найденные на Мезинской стоянке (Украина). Еще в XIX в. вместе с каменными и костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками были обнаружены костяные изделия с искусно на­несенным на них геометрическим орнаментом. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные статуэтки и фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент, состоящий в основном из

 

множества зигзагообразных линий, - основной элемент Мезинского искусства. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Ев­ропы.

Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Попыток решить этот вопрос было много. Уж очень не соответствовал геометри­ческий стиль блестящим по реализму рисункам пещерного искусства. Однако изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонтов, ученые заметили, что они тоже состоят из зигзагооб­разных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мо­тивы мезинских изделий. Таким образом, основа мезинского геометри­ческого орнамента - узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они вносили впервозданный орнамент новые композиции и элементы.

В одном из домов Мезинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназна­чался для воспроизведения шумовых или ритмических звуков. Найден­ные на Урале сосуды, относящиеся к каменному веку, имеют богатый ор­намент. Чаще всего рисунки выдавливали специальным штампом, изготовленным, как правило, из округлых тщательно отшлифованных плос­ких галек желтоватого или зеленоватого с блесками камня. По острым краям их наносились прорези. Штампы делались также из кости, дерева, раковин. При надавливании таких штампов на мокрую глину получался рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто на­зывают гребенчатым, или зубчатым.

Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металличес­ких орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный че­ловек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводст­вом.

В эпоху неолита и бронзового века появились изображения, пере­дающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались мно­гие виды декоративно-прикладного искусства - керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы, глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет·назад. Они были кованые - литье появилось гораздо позднее. На Урале около 5 тыс. лет назад уже делали из меди шилья, ножи, крючки, а около 4 тыс. лет назад - и первые художественные отливки. Напри­мер, на рукоятках ножей из Турбинского могильника на Каме отлиты фигурки баранов, причем настолько искусно, что специалисты без труда определили природу животных.

Культура населения Северного Кавказа в III тыс. до Н.э., В эпоху ранней бронзы, получила название Майкопской по знаменитому памят­нику, ее представляющему, - Майкопскому кургану. Майкопская культура была распространена на Северо-Западе от Таманского полуост­рова на Юго-Востоке до Дагестана.

Последний этап в развитии племен бронзового века на Северо-За­падном Кавказе характеризуется металлургией и металлообработкой. Велась добыча медных руд, выплавлялась медь, было налажено произ­водство готовых изделий из сплавов (бронзы). В конце этого периода на­равне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, кото­рые знаменуют начало нового этапа.

 

 

Развитие производительных сил приводит к тому, что часть пасту­шеских племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития - к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги внутри племен.

В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра.

К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений - крепости. Чаще всего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Запад­ной Европы и Кавказа. А в средней, лесной полосе, Европы со второй половины первого тысячелетия до н.э. распространились поселения и погребения.

 

Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укреп­ленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памят­ники эпохи бронзы и железа под стоянками подразумеваются поселе­ния каменного и бронзового веков. Термин "стоянка" очень условен. Сейчас он вытесняется понятием "поселение". Особое место занимают мезолитические поселения, называемые "къекенмеддингами", что в переводе с датского означает "кухонные кучи" (они действительно похожи на длинные кучи отбросов устричных раковин), поскольку в Дании и были обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страны они встречаются на Дальнем Востоке. Раскопки поселений дают сведения о жизни древних людей.

Стоянки охотников каменного века, и Помпеи, и Геркуланум, и Троя, и другие древние города - все это поселения.

Особым видом поселения являются римские террамары (от лат. terra - земля) - укрепленные поселения на сваях. Строительный материал этих поселений - мергель, вид ракушечника. В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары не на болоте или озере, а на сухом месте, а потом все пространство вокруг строении заполняли водой для защиты от врагов.

 

Погребения делятся на два основных вида: погребе ни я с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и погребения грунтовые, Т.е. без каких-либо надмогильных сооружений. Наиболее сложные сооружения - мегалитические nогребения (от греч. megas. - большой, lithos - камень), Т.е. погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, - дольменов, менгиров.

 

В Западной Европе и на юге России распространены дольмены (от бретонского tol - стол и теп - камень). Менгиры (от бретонского теп - камень и hir - длинный) - отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной более 21 метра и весом около 300 тонн. В Карнаке (во Франции) 2683 менгира

 

 

поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни расположены в виде круга. Их уже называют иначе' - кромлех (от бретонского сгот - круглый и lech - камень). Кромлехи - культовые сооружения.

 

Верования в древнем человеческом обществе являли собой реак­цию совокупной личности на ее восприятие совокупной Вселенной. Тесно связанные с первобытными мифическими воззрениями, они осно­вывались на анимизме (от лат. anima - дух, душа) - наделении природных явлений человеческими качествами.

Наиболее древней формой религии является магия (от греч. mageia - волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.

Известный английский религиовед и этнолог Д ж е й м с Фре з ер (1854 - 1941) в работе "Золотая ветвь" отмечает, что магическое мышление основывается на двух принципах симпатической магии (закон симпатии). Первый он называет гомеопатической магией, или законом подобия, второй - контагиозной магией (законом контакта), в него он включает колдовские приемы, основанные на законе сопри­косновения. Вероятно, наиболее привычным применением принципа "подобное производит подобное" являются предпринимавшиеся многи­ми народами в разные эпохи попытки нанести вред врагу или погубить его путем нанесения увечий его изображению.

Разновидностью магии является фетишизм (франц. fetiche ­идол, талисман) - вера в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и сделанных человеком.

В истории религии многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным: деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим "братом" и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от северо-индейского "о тотеман" - его род) - вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным.

Остатки этих форм сохранились фактически во всех регионах, а также в традициях и быту народов мира.

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития МИРОВОГО искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

Вопросы для самопроверки

•. Расскажите о периодизации первобытной эпохи.

• Что такое архетип?

· Расскажите об изобразительных и музыкальных формах первобытной эпохиэ

 


Термины и понятия

Архетип

Синкретизм

Палеолит

Мезолит

Неолит

Гомо сапиенс

Анимизм

Магия

Фетишизм

Симпатическая магия

Гомеопатическая магия

Контагиозная магия

Тотемизм

Композиция

Скульптура

Барельеф

Пантомима

Интуиция

Спонтанность

Орнамент



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: