1.1. Предмет и задачи курса. Принципы и методы экономики социальной работы
Экономика социальной работы – это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг. Экономическая деятельность проявляется в экономической функции социальной работы. В свою очередь, под экономической функцией понимается деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом.
Субъектами реализации экономической функции являются государство, общество, человек. Деятельность субъектов состоит из формирования и рационального распределения экономических ресурсов, контроля их эффективного использования.
Как экономическая категория социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан. В этом смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источника образования фондов и организации обеспечения.
Таким образом, социальное обеспечение – это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться. Социальная защита как социальный институт это, в широком смысле, деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе и на достойный уровень жизни. В узком же смысле, социальная защита – это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового, организационного характера для поддержания населения и сохранения источника средств существования при наступлении социальных рисков.
|
Социальное обеспечение можно определить как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных внебюджетных фондов, создаваемых на страховой основе, и ассигнований государством.
Игнатов В. Г., Батурин Л. А. и др. считают, что основными организационно-правовыми формами социальной защиты в настоящее время выступают социальное страхование и государственная система социального обеспечения По мнению Юрьевой Т., структура социальной защиты населения представляет собой систему, включающую несколько подсистем: социальные гарантии, социальное обеспечение, социальное страхование, социальную помощь.
Реализацию государством конституционных прав граждан на получение важнейших социальных благ и услуг называют социальными гарантиями. К последним относят:
• право граждан на выбор места работы, на профессиональную деятельность;
• право на минимальный размер заработной платы;
• минимальный размер пенсии;
• пособия при рождении ребенка;
• минимальный размер пособия по безработице;
|
• минимальный размер стипендии;
• право на жилище;
• право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
• право на образование.
Под социальным обеспечением понимают систему обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а так же семей, имеющих детей. В ст. 39 Конституции РФ указывается «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом». Система социального обеспечения включает пенсии, пособия работающим, пособия семьям, воспитывающим детей, содержание и обслуживание престарелых граждан и инвалидов, пособия по безработице.
Социальное страхование – это одна из основных форм социального обеспечения граждан, представляющая собой систему обеспечения граждан при наступлении страхового случая.
Социальную помощь также можно отнести к форме социального обеспечения – предоставление гражданам, нуждающимся в поддержке, денежных и натуральных выплат.
Сфера производства нематериальных услуг, или социальная сфера, имеет специфические особенности. Продукты труда (предметы потребления) выступают не в виде товара, а в виде определенной деятельности, то есть услуги. Социальная сфера включает отрасли национального хозяйства, создающие социальные блага в виде услуг социальной работы, образования, здравоохранения, культуры и т. д. Отрасли социальной сферы оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния, качество жизни населения.
|
От социальной сферы во многом зависит выполнение основных целей социальной рыночной экономики.
Таким образом, предметом изучения курса «Экономические основы социальной работы» являются закономерности экономических процессов в социальной сфере, в частности, и в системе социальной защиты населения, влияние экономических факторов на социальное благополучие общества в целом, отдельных социальных групп и слоев, каждого индивида в условиях формирования рыночных отношений.
Задачи курса:
1. изучение экономических отношений в обществе (например, социальная стратификация, безработица);
2. изучение процессов, происходящих в экономике, и их влияния на социальную жизнь общества, его отдельных групп, семей, индивидов;
3. анализ реализации политики социальной защищенности.
Следовательно, экономика социальной работы занимается изучением, во-первых, воздействия экономики на жизнеобеспечение людей, а, во-вторых, определением государственных стандартов социальной поддержки нуждающихся граждан.
К основным функциям учебной дисциплины относятся познавательная, методологическая, практическая.
На профессиональном уровне экономика социальной работы призвана ответить на вопросы, какова эффективность ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные звенья, каковы критерии этой эффективности.
1.1.2. Принципы и методы экономики социальной работы
Принципы экономики социальной работы – это научно обоснованные проверенные на практике положения в формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений социальной защиты населения.
Система социальной защиты на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) остается в собственности государства. Социальную работу в данном случае необходимо рассматривать как профессиональную деятельность, имеющую цель оказания гражданам различного вида социальные услуги. Под социальными услугами понимаются действия по оказанию клиенту социальной службы помощи. Деятельность учреждений, организаций социальной защиты населения (социальных служб) регулируется сверху вниз. Учреждения считаются обслуживающими. Перечень социальных услуг, предоставляемых клиентам социальных служб, не может быть меньше типового федерального перечня, утверждаемого правительством. Перечень услуг ограничен недостаточным объемом ресурсов.
К основным принципам, которые реально находятся в основе экономики социальной работы, относятся:
• принцип гуманизма предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его прав, создание условий для социально-экономического благополучия человека;
• принцип общественной целесообразности – основываясь на этом принципе, государство должно оказывать поддержку гражданам, которые в силу объективных причин не могут себя обеспечить;
• принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения заключается в том, что государство гарантирует гражданам экономическое обеспечение на минимальном уровне;
• на основе принципа экономической эффективности – соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование, отчисления на социальную сферу должны соотноситься с макроэкономическими показателями (валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др.) – оптимальное соотношение между социальными выплатами и заработной платой;
• разграничение экономических полномочий субъектов различных уровней осуществляется на основе принципа экономической самостоятельности.
Методы экономики социальной работы это способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. Правильность применения методов определяется их эффективностью. Эффективность, в свою очередь, означает достигнут ли эффект для отдельного человека и общества в целом при оптимальных затратах.
Методы выполняют свои задачи через правовую и социальную политики государства.
Методы следующие:
• система минимальных социально-экономических гарантий (минимальная заработная плата, прожиточный минимум);
• компенсация доходов;
• система льгот;
• система государственных пособий;
• нормативный анализ (изучение и определение научно обоснованных таких социально-экономических стандартов и нормативов, как размер пенсий, пособий);
• позитивный анализ изучает взаимосвязь экономических явлений (например, рост цен и снижение уровня жизни).
1.1.3. Экономическое пространство социальной работы
Свою деятельность социальные работники и специалисты по социальной работе осуществляют в экономическом пространстве, входящем в социальное пространство. Как считают ученые (Холостова Е. И., Яковлева А. И.), социальное пространство рассматривают как форму общественного бытия в виде обширного «поля», где на разных уровнях и в разных сферах взаимодействуют органы и учреждения, всесторонне обеспечивающие общественную жизнедеятельность, осуществляются социальные связи и отношения между общественными субъектами.
В социальном пространстве осуществляются экономические связи, выражаются многообразные экономические формы и способы сосуществования и взаимодействия социальных субъектов, образуя экономическое пространство.
Экономическое пространство это постоянно развивающаяся социальная система, экономическое взаимодействие институтов социальной защиты, ее субъектов и объектов, обеспечивающих условия для нормальной жизнедеятельности членов общества, удовлетворения их потребностей.
Понятие экономического пространства связано с понятием социальная сфера.
Экономическое пространство социальной работы включает экономику системы социальной защиты населения, экономику здравоохранения, образования, сферы трудовых отношений.
Социальная сфера, с одной стороны зависит от государства, а, с другой – влияет на развитие всего общества. Социальная работа осуществляется в учреждениях социальной защиты различных типов и видов. Экономическая деятельность социальных служб во многом зависит от других субъектов экономики. Изучение материального благосостояния населения позволит говорить о различных видах дифференциации доходов населения. Определение располагаемых ресурсов отдельных граждан позволит более адресно предоставлять государственную социальную помощь. Медицинские учреждения оказывают минимум услуг населению, в основном, за счет средств бюджетов и страховых взносов. В настоящее время здоровье рассматривают как экономическую категорию. Так как здоровье трудовых ресурсов необходимо считать составной частью фактора экономического роста и элементом национального богатства. Образование выполняет функции, связанные с развитием личности и воспроизводства квалифицированной рабочей силы. В учреждениях здравоохранения и образования социальные работники чаще всего выполняют свои функции. Для удовлетворения насущных потребностей населения учреждения социальной сферы нуждаются в определенных ресурсах. Кроме государственных финансовых источников, используются и средства благотворительных фондов.
Итак, изучение экономического пространства социальной работы позволит определить экономические связи субъектов и совершенствовать их экономические отношения.
1.2. Экономическая и социальная политика государства
1.2.1. Экономические функции государства
Главной целью социально-экономической политики России на долгосрочную перспективу является последовательное повышение уровня жизни населения.
Государство, как один из субъектов реализации экономических функций социальной работы, призвано корректировать негативные стороны, присущие рыночному механизму.
Назовем некоторые недостатки рынка. Во-первых, рынок не учитывает влияния так называемых отрицательных внешних эффектов – производители не хотят нести затраты по восстановлению ресурсов. Во-вторых, рынок не в полной мере учитывает влияние таких положительных внешних эффектов, как услуги образования, здравоохранения. Учитывается только индивидуальный коммерческий аспект этих эффектов, но при этом не учитывается значение социального воздействия этих факторов. Рынок как бы не недооценивает полезность этих благ и услуг. В-третьих, рыночной системе свойственны неполная занятость и безработица, но она не способна решить социальные проблемы безработных. Рынок безразличен к производству общественных благ, он ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Как пишет А. Бломквист, «…Хотя рынок обеспечивает высокую степень свободы участникам экономической деятельности, но слабым и беззащитным он может дать не больше, чем умереть с голоду». Рынку чужды нравственные идеалы добра и справедливости.
В современных условиях ни в одной развитой стране мира нет экономической системы, которая бы функционировала без вмешательства государства. Рыночный механизм нуждается в регулировании.
Государственное регулирование экономики – это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Роль государства в рыночной экономике проявляется через его многообразие экономических функций.
Выделим основные направления экономических функций государства.
1) Разработка и утверждение правовых основ экономики. В социальной рыночной экономике особое место отводится законодательству, регулирующему социальные отношения. Государство в лице своих парламентских и правительственных структур определяет правила экономической игры, которую ведут экономические субъекты (производители, потребители, государство). Когда говорят о правилах экономической игры, то имеют в виду правовую основу, созданную государством. В свою очередь под правовой основой подразумевают законы и другие нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность (например, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность и др.). Государство устанавливает продолжительность рабочей недели, минимальную заработную плату, определяет механизм обязательного социального страхования, порядок начисления пенсий. Кроме этого разрабатываются специальные законы, гарантирующие населению социальную стабильность: помощь семьям, установление различного вида пособий, возможность получения образования, услуг здравоохранения, жилья.
2) Антимонопольное регулирование. Целью антимонопольного регулирования является предотвращение последствий, связанных с несовершенством конкуренции.
Государство посредством соответствующего законодательства устанавливает контроль над ценами, препятствует слиянию крупных фирм. Государство не ставит перед собой задачу только бороться с монополиями, а предлагает сделать возможным доступ к достоверной информации о ситуации на рынке и о состоянии экономики в целом.
3) Проведение стабилизации экономики. Правительство, используя финансовую и денежную политики, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы. Известны два пути проведения стабилизации экономики: увеличение государственных расходов при снижении налогов или сокращение государственных расходов при увеличении налогов. Эта функция направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне.
4) Распределение ресурсов. Государство своей экономической политикой регулирует деятельность предприятий на микроэкономическом уровне. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на здравоохранение, образование.
5) Перераспределение ресурсов. Перераспределение доходов представляет изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более нуждающимся. Через налоговое перераспределение доходов, принятые программы социальной защиты государство берет на себя заботу о не защищенных гражданах.
6) Обеспечение социальных гарантий. Государство гарантирует выполнение своих обязательств на уровне минимальных социальных стандартов.
К средствам государственного регулирования экономики относятся административные и экономические средства.
Административные средства – запрещение, разрешение, принуждение. Запрещение – запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредной. Продукт не допускается к использованию, применению. Разрешение – это согласие, выданное в письменной форме на ведение экономической деятельности. Принуждение это метод управления, основанный на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм.
Одним из экономических средств государственного регулирования является финансовая политика государства.
Экономическая деятельность человека имеет цель – создание материальной базы для улучшения условий жизни. Экономическое развитие – средство улучшения жизни. В своей экономической деятельности люди тесно взаимосвязаны: изменение условий жизни одного человека зависит от изменения условий жизни другого. Эти изменения требуют согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.
Деятельность государства и его институтов, учреждений, общественных организаций, граждан по развитию и управлению социальной сферой общества и есть социальная политика.
1.2.2. Социальная политика государства
Социальная политика рассматривается как деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение достойных условий жизни и труда.
Социальная политика выражает конечные цели и результативность социальной рыночной экономики. С одной стороны, эффективная социальная политика является одной из основных целей социально рыночной экономики, а с другой – фактором, поскольку рост благосостояния, уровня жизни способствует повышению ее результативности. Кроме этого, экономика предъявляет повышенные требования к уровню образования, квалификации, здоровью, культуре населения. Все это обуславливает ускоренное развитие социальной сферы, а так же говорит о взаимосвязи экономической и социальной политик государства.
Объектом социальной политики выступает социальная сфера. Функциональная роль социальной сферы заключается в том, что в ее рамках проходит воспроизводство трудовых ресурсов, условий и образа их жизнедеятельности, условий формирования и удовлетворения их жизненных потребностей.
Суть социальной политики в том, чтобы способствовать оптимальному развитию условий и образа жизни членов общества, совершенствовать социальные связи и отношения между ними, обеспечивать необходимую социальную дифференциацию и одновременно предотвращать разрывы в уровне жизни разных слоев населения.
Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономической деятельности:
1. государственная социальная политика – учитываются интересы всего общества, всех слоев и групп населения;
2. региональная социальная политика – учитываются интересы населения региона (субъекта Российской Федерации);
3. местная социальная политика - учитываются интересы населения города, района, предприятия;
4. локальная – оказание помощи и поддержки граждан, пострадавших от стихийного бедствия;
5. межгосударственная (интеграционная) – скоординированная социальная политика двух или более стран при решении глобальных вопросов.
В нашей стране рассмотрены и одобрены основные направления социально-экономического развития на долгосрочную перспективу. Приоритетом в области социальной политики названы инвестиции в человека. Поставлены стратегические цели социальной политики: создание условий для реализации гражданами прав на образование, улучшение здоровья, сохранение и развитие культурного потенциала, создание цивилизованного рынка труда, усиление адресности социальной поддержки, обеспечение устойчивости пенсионной системы.
Разработчики программы отмечают позитивную динамику большинства макроэкономических показателей и считают, что экономическая и финансовая ситуация в стране улучшается. Поэтому важнейшей задачей на первом этапе (2001-2003 годы) является закрепление полученных результатов, дальнейшее их улучшение. Поставленные цели могут быть достигнуты посредством осуществления комплекса мер, которые обеспечат приемлемые жизненные стандарты для всех категорий населения:
• стабилизацию развития социальной сферы на основе роста реальных доходов, уровня жизни;
• реализацию программы структурных преобразований, в том числе реформирование монополий и развитие частного сектора;
• оптимизацию регулирующих функций государства в экономике;
• реализацию налоговой реформы, бюджетной политики; сдерживание инфляции.
Экономический рост невозможен без проведения социальной политики. В Плане действий Правительства выделено три блока задач, которые предстоит решить в социально-трудовой сфере: социальная поддержка населения; пенсионное обеспечение и страхование; трудовые отношения.
Для выполнения первого блока задач, а именно социальной поддержки населения, определен основной принцип – принцип адресности.
Россия отказывается от патерналистской модели социального развития из-за низкой ее эффективности, неспособности решать современные проблемы. К. Лайкам выделяет такие недостатки модели, как несоответствие финансовых возможностей государства объему законодательно определенных социальных обязательств; недостаточная межведомственная координация органов, участвующих в формировании и реализации социальной политики; отсутствие системного подхода к формированию социальной защиты населения. И как следствие, практически ни одна из социальных функций государства не реализовалась в соответствии с законодательно определенными требованиями. Другие авторы (Н. Е. Тихонова, О. И. Шкаратан) отмечают, что формально продолжают сохраняться конституционные гарантии и существуют разнообразные льготы и выплаты. Однако нарушается право на труд и получение за него оплаты, на образование, на получение бесплатной медицинской помощи, происходит обнищание огромных масс населения.
В настоящее время приоритетным направлением реформирования социальной политики называют более эффективную модель – адресную социальную систему.
Согласно адресной модели, государство будет выполнять свои социальные функции в отношении различных слоев населения дифференцированно. Это позволит перераспределять ресурсы в пользу особо нуждающихся категорий населения, и в первую очередь семьям с детьми, престарелым, инвалидам и безработным с доходом ниже величины прожиточного минимума. Следовательно, адресный подход направлен на защиту социально уязвимых домохозяйств, которые не могут самостоятельно решить свои материальные проблемы.
В переходный период предполагается:
• заменить большинство льгот адресной формой социальной поддержки;
• передать на региональный и муниципальный уровни значительную часть полномочий по определению размеров и форм предоставления социальной помощи;
• постепенно перевести льготы различных категорий населения в форму денежных выплат;
• изменить принципы и источники финансирования выплат ежемесячного пособия на ребенка семьям, имеющим на него право;
• расширить рынок социальных услуг.
Одни авторы сложившуюся ситуацию в социальной сфере рассматривают как этап антикризисного управления социальными процессами, другие – экономикой выживания.
С. Пронин и его коллеги называют главным направлением на ближайшую и среднесрочную перспективу для России борьбу с бедностью и нищетой. По их мнению, приоритет должен отдаваться формированию эффективной системы распределения доходов и эффективного механизма заработной платы. В первую очередь минимальная заработная плата должна превратиться в инструмент реального воздействия на экономические процессы. Следующим шагом должно быть выравнивание заработной платы, недопущение резких различий в оплате труда. Тем самым можно добиться снижения уровня дифференциации доходов.
Переход к новой модели социальной политики невозможен без эффективных механизмов реализации адресной социальной политики. Необходимо сформировать базу данных о получателях, разработать эффективные методы проверки нуждаемости.
На данном этапе развития социальная политика переориентирована на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье.
Таким образом, важнейшей целью социальной политики является обеспечение более полного удовлетворения членами общества своих жизненных потребностей. В социальной политике воплощается забота общества о своих членах, нуждающихся в поддержке и помощи. При этом используется имеющийся финансово-экономический потенциал. Такая помощь, в общем, виде может быть названа социальным вспомоществованием. Следует, что социальная политика призвана обеспечивать удовлетворение жизненных потребностей не всех людей, а лишь тех, которые не могут в силу объективных обстоятельств обеспечить их самостоятельно. В отношении же трудоспособных людей, роль социальной политики заключается в том, чтобы создавать благоприятные условия для людей, позволяющие им решать свои проблемы.
Основная масса здорового и трудоспособного населения должна сама зарабатывать приемлемым для общества способом средства для обеспечения своих жизненных основных потребностей, а не рассчитывать на то, что все это им будет давать общество посредством проведения социальной политики. Но, тем не менее, социальная политика оказывает регулирующее воздействие на многие проблемы, в том числе и на связанные с оплатой труда.
Механизмы реализации социальной политики представляют собой поддержку государством или другими социальными институтами определенных категорий населения и учреждений, необходимые для жизнедеятельности общества и сами не могут зарабатывать себе средства на существование. Такая поддержка необходима системам образования, здравоохранения, социального обеспечения.
Существуют показатели результативности социальной политики – уровень и качество жизни населения. Уровень жизни понимается как совокупность условий жизни населения страны, соответствующих достигнутому уровню ее экономического развития. Уровень жизни определяется экономическим, социальным, политическим строем общества. Уровень жизни зависит не только от производства, но и от размеров национального богатства и накопленного личного имущества людей. Качество жизни является обобщающей социально-экономической категорией, посредством которой оценивается уровень потребления товаров и услуг, возможность удовлетворить духовные потребности, здоровье населения, продолжительность жизни, условия среды, окружающей человека. Уровень качества жизни населения меняется в зависимости от социально-экономического положения страны, поскольку решить поставленные задачи перед социальной политикой можно, используя ресурсы государства, которые оно может направить на их решение. Величина ресурсов напрямую зависит от уровня экономического развития страны.
3. Финансовая система государства и финансирование социальной работы
3.1. Финансовая система государства
В современных условиях понятие «финансы» определяется как система экономических отношений, которая связана с образованием и распределением денежных ресурсов. Условно в финансовой системе можно выделить: государственные финансы, финансы предприятий (хозяйствующих субъектов) и финансы населения (физических лиц).
Государственные финансы – это та часть финансовой системы общества, которая охватывает движение денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций.
Финансы предприятий – это денежные активы, которые образуются, распределяются и используются в процессе экономической деятельности этих хозяйствующих субъектов.
Финансы населения – это та часть финансовой системы, которая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.
Выделяют типичные внутренние связи и финансовые отношения на разных уровнях: государство – предприятие и наоборот; государство – население и наоборот; государство – государство и т. п.
Мы остановимся на рассмотрении государственных финансов.
Государственные финансы представляют сложную систему, которая включает четыре основных звена: государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации, муниципальные бюджеты, финансы государственных предприятий, а так же финансы внебюджетных специальных фондов.
Главным звеном этой системы является государственный бюджет (чемодан, мешок с деньгами). Вторым по значению звеном являются местные бюджеты, на их долю приходится от 30% до 50% всех ресурсов финансовой системы. Необходимо отметить, что эти бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. Финансы государственных предприятий – это закрепленные за предприятиями основные и оборотные фонды. Предприятия несут затраты на производство и реализацию продукции, получают прибыль, финансируют капитальные вложения. Четвертое звено государственной финансовой системы – внебюджетные специальные фонды, подразделяющиеся на два вида: социальные и экономические.
Государственный бюджет – план доходов и расходов государства (финансовый план) на текущий год и имеет силу закона. Бюджет России утверждается Федеральным собранием. Государственный бюджет в РФ включает три уровня: консолидированный бюджет, федеральный бюджет и бюджеты территорий.
Основными функциями государственного бюджета являются:
1. перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта;
2. государственное регулирование и стимулирование экономики;
3. финансовое обеспечение социальной политики.
Консолидированный бюджет объединяет федеральный и территориальные бюджеты (субъектов РФ). Он не подлежит утверждению, используется для расчетов и анализа.
Федеральный бюджет – это центральный бюджет, утверждаемый Государственной Думой.
Бюджеты территорий – основной финансовый план формирования и использования денежного фонда региона, утверждаемый высшим законодательным органом административно-территориальных образований.
Организация бюджета предполагает бюджетное устройство и бюджетный процесс.
Бюджетное устройство – это организационные принципы и структура построения бюджетной системы. Государственная бюджетная система России включает федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет, 56 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, окружные и местные бюджеты.
Бюджетный процесс – это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней. В России бюджетный процесс охватывает четыре стадии:
1. составление проекта бюджета;
2. рассмотрение и утверждение бюджета;
3. исполнение;
4. составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Основное внимание при анализе бюджетных проблем уделяется рассмотрению двух основных частей бюджета – доходной и расходной частей бюджета.
К методам образования бюджетных доходов относятся налоги, займы и эмиссия денег.
Главным методом формирования доходной части бюджета всех уровней являются налоги (около 90% доходной части). Вторым по значению источником доходов бюджета являются государственные займы. И самый неэффективный и непопулярный метод – это эмиссия денег, так как усиливает инфляционные процессы и сопутствующие им негативные социально-экономические последствия (1991 – 1996 годы в России).
Расходная часть бюджета – это затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных, политических и административных функций.
В России расходная часть государственного бюджета подразделяется на следующие группы:
1. финансирование отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.);
2. финансирование социально-культурного развития и науки;
3. расходы на национальную оборону;
4. содержание правоохранительных органов, органов власти и управления;
5. расходы на внешнеэкономическую деятельность;
6. создание резервных фондов;
7. расходы по обслуживанию государственного долга;
8. прочие расходы.
Расходы бюджетов субъектов федерации не повторяют расходов федерального бюджета.
В странах с социально-рыночной экономикой первое место в бюджетных расходах занимают затраты на финансирование социально-культурного развития. В российском бюджете расходы на социальные цели составляют около 30% всех затрат.
Важным аспектом использования средств бюджета является финансовый контроль. В России финансовый контроль осуществляют Государственная Дума и Совет Федерации.
Высшим специальным органом финансового контроля является Счетная палата, которая подотчетна Федеральному собранию. Счетная палата проводит экспертизу бюджета, контролирует его исполнение. Важная роль в системе финансового контроля принадлежит Казначейству, которое представляет собой единую централизованную систему (Главное управление и территориальные органы). Казначейство подчиняется Министерству финансов, которое организует и контролирует исполнение бюджета и внебюджетных фондов на всех уровнях экономической системы.
Государственный бюджет представляет собой план доходов и расходов государства.
Оптимальный вариант, когда расходы равны доходам. На протяжении многих лет расходная часть государственного бюджета России превышала доходную часть. Сумму, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы, называют бюджетным дефицитом или дефицитом бюджета.
Среди причин бюджетного дефицита можно назвать следующие причины:
1. спад производства;
2. массовый выпуск «пустых» денег;
3. многочисленные социальные программы;
4. огромный оборот «теневого» капитала и др.
Дефицита можно покрыть следующими способами: продавать ценные государственные бумаги; занимать у внебюджетных фондов; получать кредиты у банков; дополнительная эмиссия денег.
Регулирование бюджета является бюджетной политикой государства. Отметим некоторые цели бюджетной политики:
1. приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами – будут отменены не финансируемые или частично финансируемые обязательства;
2. ресурсы бюджета направлять на решение ключевых соци