Подверженным кредитному риску




Национальный банк Республики Беларусь в целях поддержания стабильности и устойчивости функционирования банковской системы, а также компенсации финансовых потерь, возникающих в результате кредитной деятельности банков, устанавливает для них порядок формирования и использования специального резерва на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску.

Специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, создается банками для поддержания ликвидности своих активов и обеспечения более стабильных условий финансовой деятельности. Под кредитным риском понимается риск возникновения у банка убытков по причине неисполнения, несвоевременного или неполного исполнения должником обязательств перед банком в установленный договором и (или) законодательством срок.

Резерв создается по всем активным операциям банка, являющимися кредитными по своей экономической сущности:

v все виды кредитов физических и юридических лиц;

v учет векселей;

v лизинг;

v факторинг;

v межбанковские кредиты.

Отчисления в резерв относятся на расходы банка до налогообложения и включаются в затраты в полном размере независимо от величины полученных доходов. Резерв формируется на сумму основного долга. В сумму основного долга не включается задолженность по процентам, неустойкам, штрафам, пене и иным платежам. Резерв создается в белорусских рублях. По активам в иностранной валюте резерв по усмотрению банка может создаваться в иностранной валюте. В целях определения величины создаваемого резерва кредиты юридических лиц классифицируются по следующим признакам:

§ способность должника вернуть долг – оценивается путем комплексного и объективного анализа показателей финансового состояния должника, а также внешних факторов, влияющих на способность должника исполнить свои обязательства перед банком. К показателям финансового состояния должника можно отнести размер чистых активов, показатели финансового результата, коэффициенты ликвидности, платежеспособности, показатели деловой активности (оборачиваемость и рентабельность) и другие. В свою очередь, внешними факторами, определяющими способность должника выполнить свои обязательства, выступают данные о страновом риске, обязательствах перед другими лицами, конъюнктуре рынка, на котором работает должник, информация о его конкурентном положении в своей отрасли и деловой репутации, используемых технологиях, зависимости от поставщиков, покупателей и иных контрагентов, от государственных субсидий, вовлеченности должника в судебные разбирательства и иная имеющаяся в распоряжении банка информация о негативных явлениях (тенденциях), которые могут привести к появлению у должника финансовых трудностей.

§ достаточность обеспечения – в зависимости от качества и достаточности обеспечения задолженность по кредитам юридических лиц, микрокредитам (кредитам, предоставляемым по упрощенной процедуре) подразделяется на:

обеспеченную – имеющую обеспечение в виде залога, сумма которого достаточна для компенсации банку основной суммы долга и процентов по нему в полном объеме (100 %);

недостаточно обеспеченную – кредиты, имеющие частичное обеспечение, по стоимости менее 100 процентов, но более 70 процентов от размера кредита и процентов по нему;

необеспеченную – реальная (рыночная) стоимость залога составляет менее 70 процентов от размера кредита и процентов по нему.

§ количество пролонгаций

§ длительность просроченной задолженности.

К классификации кредитных рисков по кредитам физических лиц, микрокредитам, лизингу, факторингу применимы аналогичные критерии классификации кредитных рисков за исключением использования критерия, характеризующего достаточность обеспечения.

Классификация активов, подверженных кредитному риску, по степени надежности производится в зависимости от уровня кредитного риска:

I группа – резерв на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, за исключением средств, размещенных на корреспондентских счетах в других банках и средств в расчетах по операциям с банками, формируется в размере 0,5 % от общей суммы задолженности по соответствующим активам, классифицированным по данной группе риска

II группа – резерв создается в размере от 10 до 30 % от суммы задолженности

III группа – величина резерва составляет от 30 до 50 % от суммы задолженности

IV группа – резерв формируется в размере от 50 до 100 % от суммы задолженности

V группа – резерв создается в размере 100 % от суммы задолженности

Таким образом, банк может использовать дифференцированный размер отчислений в специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, при наличии в его локальных нормативных правовых актах критериев, применяемых для классификации активов, подверженных кредитному риску. В случае, если в локальных нормативных правовых актах банка данные критерии не установлены, отчисления в специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, осуществляются в размере 10, 30 и 50 процентов по II, III и IV группам риска соответственно.

Исходя из всей совокупности факторов, принимаемых во внимание при классификации активов, подверженных кредитному риску, в том числе способности должника исполнить свои обязательства, классифицируемая задолженность по решению уполномоченного органа банка может быть отнесена к группе с более высоким уровнем риска, чем это вытекает из установленных критериев.

Созданный банком резерв используется для списания задолженности по активам банка, отнесенным к безнадежным (V группа риска) в части основного долга.

Списание безнадежной задолженности за счет созданного по ней резерва производится по истечении одного года с момента отнесения ее к V группе риска. Списание безнадежной задолженности за счет созданного резерва не является основанием для прекращения обязательств должника. Банки регулярно, не реже одного раза в квартал направляют клиенту-должнику выписки по внебалансовому учету, подтверждающие наличие остатка задолженности клиентов банка по основному долгу.

Также банк может создавать резерв на покрытие возможных убытков по портфелям однородных кредитов, под которыми понимают группу кредитов со сходными характеристиками. Для этих целей банки имеют право формировать портфели из кредитов, предоставленных физическим лицам, общая сумма которых по всем договорам в совокупности на одного должника на дату оценки риска не превышает 40 миллионов белорусских рублей.

В локальных нормативных правовых актах банка должны быть определены подходы банка к формированию портфелей однородных кредитов, в том числе признаки однородности, порядок, методы, сроки включения кредитов в портфели однородных кредитов, методику, процедуры классификации и формирования резерва на покрытие возможных убытков по портфелям однородных кредитов, а также их мониторинга. К признакам однородности могут быть отнесены:

· способы кредитования (например, кредитование на потребительские нужды путем выдачи наличных денежных средств, с использованием кредитных банковских пластиковых карточек, овердрафтное кредитование по банковским пластиковым карточкам и т.д.);

· целевое назначение (например, на покупку автомобилей, на иные потребительские нужды, на финансирование недвижимости и т.д.);

· способы обеспечения (залог, поручительство, без обеспечения и т.д.);

· процентные ставки, сроки кредитования, сумма кредита и т.д.

Резерв на покрытие возможных убытков по портфелю однородных кредитов создается в целом по задолженности по всем кредитам, включенным в портфель однородных кредитов, не реже одного раза в месяц, не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца. При этом, резерв на покрытие возможных убытков по каждому портфелю однородных кредитов формируется в размере, устанавливаемом на календарный год в процентном отношении к общей сумме данного портфеля, и соответствует доле просроченной задолженности в общей сумме данного портфеля, рассчитанной на 1 января данного года, но не менее 1 процента от общей суммы портфеля.

В течение года банком на постоянной основе, но не реже одного раза в месяц осуществляется анализ портфелей однородных кредитов с целью уточнения состава включенных в них кредитов, а также уточнения размера резерва по каждому портфелю однородных кредитов в связи с изменением общей суммы портфеля и доли просроченной задолженности в общей сумме данного портфеля, в том числе вследствие изменения официального курса белорусского рубля, установленного Национальным банком по отношению к соответствующей иностранной валюте.

В случае, если по результатам анализа портфеля однородных кредитов будет установлено, что доля просроченной задолженности в общей сумме портфеля увеличилась по сравнению с установленным размером резерва на покрытие возможных убытков по данному портфелю, размер резерва устанавливается исходя из указанной доли, рассчитанной на дату проведения анализа.

Если по результатам анализа портфеля однородных кредитов будет установлено, что доля просроченной задолженности в общей сумме портфеля уменьшилась по сравнению с установленным размером резерва на покрытие возможных убытков по данному портфелю, размер резерва не корректируется.

Кредиты, включенные в портфель однородных кредитов, по которым возникает задолженность, просроченная свыше 90 дней, подлежат исключению из портфеля и классификации на индивидуальной основе с созданием специального резерва на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску.

Банк не реже одного раза в месяц документально оформляет и включает в досье по портфелю однородных кредитов информацию о проведенном анализе портфеля и его результатах, а также информацию о расчете резерва на покрытие возможных убытков по портфелю однородных кредитов.

Кассовые операции банка

В Республике Беларусь рядом нормативных документов определен порядок ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории страны, а также правила организации кассовой работы в банках Республики Беларусь.

Под кассовыми операциями понимают операции юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса между собой, с банком и (или) с физическими лицами, которые связаны с приемом в кассу и (или) выдачей из кассы наличных денег с отражением этих операций в соответствующих книгах учета. Исключительную роль в осуществлении кассовых операций играют банки. Исключительным правом эмиссии денег и регулирования денежного обращения обладает Национальный банк Республики Беларусь. В свою очередь, банки осуществляют кассовое обслуживание юридических и физических лиц.

Для осуществления комплексного обслуживания клиентов, а также выполнения операций с денежной наличностью и другими ценностями банки создают у себя кассовые узлы. Устройство и оборудование кассовых узлов должны соответствовать техническим требованиям на проектирование и устройство кассовых узлов в банках Республики Беларусь и обеспечивать нормальные условия для работы персонала и обслуживания клиентов, а также сохранность ценностей, документов и безопасность работников. Помещения кассового узла планируются и строятся в таком порядке, чтобы исключить нахождение в кассовом узле лиц, не совершающих операций с ценностями. Помещения кассового узла должны быть размещены компактно, чтобы максимально сократить путь перемещения ценностей из одного помещения в другое. Кабины касс со стороны кассового помещения должны быть оборудованы таким образом, чтобы имелась возможность осуществления зрительного контроля за работой кассиров.

Рекомендуется, чтобы рабочее место кассира имело следующее оснащение: специально оборудованный кассовый стол с ящиками, имеющими индивидуальные секреты замков, стул поворотный, счетно-денежную машину (в необходимых случаях монетосчетную машину), средство для транспортировки денег (тележка закрытого типа), индивидуальное средство хранения ценностей (металлический шкаф, шкатулка, сейф, тележка закрытого типа с замком), калькулятор с пишущим устройством, компьютер, приборы для определения подлинности денежных знаков, средства для упаковки банкнот и монет. В зависимости от выполняемых кассиром операций его рабочее место может оснащаться дополнительными техническими средствами. Все производимые в кассовом узле операции должны выполняться с максимальным использованием средств автоматизации и механизации кассовой работы.

В состав кассового узла банка включаются:

· кладовая (сейфовая комната) – наиболее укрепленное помещение кассового узла, которое используется для хранения ценностей. В зданиях банков, где строительство кладовой невозможно из-за отсутствия площадей или нецелесообразно из-за небольшого объема ценностей, в качестве хранилища ценностей могут быть использованы сейфовая комната для хранения ценностей в сейфах или отдельные сейфы.

· приходные кассы – создаются в банке для приема денежной наличности от клиентов в течение банковского дня.

· расходные кассы – применяются для выдачи денежной наличности клиентам в течение банковского дня.

· приходно-расходные кассы – данные кассы предполагают сочетание операций приема-выдачи наличности.

· валютные кассы – предполагают осуществление операций с наличной иностранной валютой.

· вечерние кассы – создаются для приема денежной выручки от юридических лиц и предпринимателей, имеющих постоянную денежную выручку, а также валютных и других ценностей обменных пунктов после завершения банковского дня.

· кассы пересчета денежной наличности – служат для пересчета проинкассированной денежной выручки. Количество кассиров в кассе пересчета определяется исходя из объема поступающей в кассу денежной выручки и оснащения кассы техническими средствами обработки денежной наличности.

Также для приема денежной выручки от кассиров секций торговых предприятий, работников транспортных и других предприятий могут быть созданы кассы банка при предприятиях, операционные кассы банка вне кассового узла за пределами здания банка.

Для оприходования всей поступающей денежной наличности и выполнения расходных кассовых операций в банке создается операционная касса.

При отсутствии в операционной кассе банка суммы денежной наличности, необходимой для обслуживания клиентов, банк представляет в учреждение Национального банка Республики Беларусь заявку на подкрепление денежной наличностью операционной кассы банка. Заявка составляется в двух экземплярах с учетом выдач наличных денег на заработную плату, стипендии, пенсии, пособия и т.д. Сумма подкрепления списывается с корреспондентского счета банка. Банк может приобретать денежную наличность у другого банка. При этом подкрепление операционной кассы банка осуществляется на основе договоров, заключенных между банками. Также банк может осуществлять перераспределение денежной наличности между своими филиалами (отделениями). Перераспределение денежной наличности между филиалами (отделениями) банка, расположенными в разных областях, осуществляется только по согласованию с Главным управлением Национального банка Республики Беларусь по соответствующей области.

Приходные и расходные операции совершаются банками на основании документов, оформленных клиентами. К числу этих документов можно отнести объявление на взнос наличными, приходный кассовый ордер, извещение и квитанция, чеки, расходный кассовый ордер.

В соответствии с действующим в Республике Беларусь порядком ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях Национальным банком Республики Беларусь определены основные правила осуществления кассовых операций и расчетов посредством наличных денежных средств в национальной валюте:

1. Наличные деньги юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов подлежат обязательному зачислению и хранению на соответствующих счетах в банках, если иное не установлено законодательством. Юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, уполномоченные лица могут сдавать наличные деньги:

· в кассы банков;

· работникам службы инкассации;

· в организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

2. Расчеты между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами на территории Республики Беларусь осуществляются в безналичном порядке в соответствии с законодательством. Наличные деньги могут использоваться при расчетах между субъектами хозяйствования только при продаже товаров по мелкому опту и в иных случаях, определенных Национальным банком Республики Беларусь.

3. Наличные деньги могут быть получены юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами в обслуживающих банках на цели, установленные законодательством (например, на закупку сельскохозяйственной продукции, осуществление хозяйственных расходов). Наличные деньги, полученные субъектами хозяйствования из касс банков, расходуются на те цели, на которые они были получены.

4. Обслуживающий банк устанавливает для своих клиентов:

· порядок и сроки сдачи выручки в банк – устанавливаются исходя из необходимости ускорения оборачиваемости и своевременного поступления их в банки, но не реже одного раза в 7 календарных дней, размер потребности в разменных наличных деньгах не должен превышать 5 базовых величин на каждое уполномоченное лицо. Вся выручка уполномоченных лиц (за исключением размера потребности в разменных наличных деньгах в случае его установления каждому уполномоченному лицу приказом руководителя юридического лица, подразделения, индивидуальным предпринимателем) сдается в порядке и сроки, установленные юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.

· предельный размер остатка кассы (лимит)

Лимит остатка кассы – это предельный остаток, максимально допустимая сумма наличных денег, которая может находиться в кассе юридического лица (у индивидуального предпринимателя, частного нотариуса в случае установления им лимита остатка кассы) по состоянию на конец рабочего дня.

Лимит остатка кассы устанавливается с учетом особенностей деятельности клиента, режима его работы, порядка и сроков сдачи наличных денег в банк, времени заезда инкассации, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок наличных денег, среднедневной выручки, среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов). При установлении лимита определяется:

§ среднемесячная выручка – для этого из среднемесячного розничного товарооборота вычитается сумма продаж по мелкому опту, сумма товаров проданных в кредит, расходы из выручки на месте

§ среднедневная выручка – представляет собой отношение между среднемесячной выручкой и количеством рабочих дней в месяце

§ среднечасовая выручка – отношение между среднедневной выручкой и количеством часов работы в течение дня.

При установлении лимита учитывается время заезда службы инкассации:

- если инкассатор заезжает утром, то лимит устанавливается в размере среднедневной выручки;

- если время заезда инкассатора середина рабочего дня, то лимит определяется путем умножения среднечасовой выручки на количество часов работы после заезда инкассатора;

- если инкассатор заезжает в конце рабочего дня, то лимит равен среднечасовой выручке.

Лимит остатка кассы устанавливается для индивидуальных предпринимателей в том случае, если они открыли текущие (расчетные) банковские счета и по ним поступила выручка наличными деньгами за предыдущий месяц (за исключением декабря) в размере, превышающем 500 базовых величин. Данные субъекты обращаются в банк для установления порядка и сроков сдачи наличных денег, размера расходования наличных денег из выручки до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором размер выручки превысил 500 базовых величин.

При образовании сверхлимитного остатка кассы наличные деньги должны быть сданы в банки независимо от установленного срока сдачи наличных денег. Наличные деньги, полученные от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) после заезда работников службы инкассации, сдачи выручки самостоятельно, не являются сверхлимитными в случае наличия документального подтверждения времени продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и сдачи их на следующий рабочий день обслуживающему банку либо организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

Субъекты хозяйствования имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленного лимита остатка кассы только на оплату труда, выплаты стипендий, пенсий, пособий, дивидендов, выплаты педагогическим работникам на приобретение методической литературы на срок не свыше 3 рабочих дней в городской местности и не свыше 5 рабочих дней в сельской местности.

· норму расходования выручки на месте

Расходование наличных денег из выручки производится без разрешения обслуживающего банка в следующих случаях:

- юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами – на выплаты сумм, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке, исходя из списочной численности работников, и размеру оплаты отпусков, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию;

- юридическими лицами, обособленными подразделениями – на расчеты с физическими лицами, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, за закупаемые сельскохозяйственную и дикорастущую продукцию, вторичное сырье, возвратную стеклотару;

- юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями – на расчеты с магазинами-складами в пределах норм, установленных законодательством;

- индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами – на расчеты наличными деньгами между юридическими лицами, предпринимателями, частными нотариусами в пределах норм, установленных законодательством;

- юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами – на выплаты физическим лицам в соответствии с законодательством о защите прав потребителей;

- комиссионными магазинами – на выплату физическим лицам - комитентам;

- юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами – при использовании возврата наличных денег, ранее выданных на оплату труда, командировочные расходы, на расчеты, осуществляемые между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами на указанные цели.

5. Кассовые операции по приему и выдаче наличных денег оформляются формами первичной учетной документации, утвержденными в соответствии с законодательством.

Обслуживающий банк может осуществлять проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами порядка ведения кассовых операций, порядка расчетов наличными деньгами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь.

При проведении проверок рассматриваются следующие вопросы:

ü полнота оприходования наличных денег, полученных из кассы обслуживающего банка, и полнота их сдачи в обслуживающий банк;

ü соответствие записей в кассовой книге данным обслуживающего банка (по суммам, полученным из кассы обслуживающего банка и сданным в кассу обслуживающего банка), и в случае расхождения между данными обслуживающего банка и записями в кассовой книге выясняются причины этих расхождений;

ü соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи выручки в обслуживающий банк, уточняется сумма наличных денег, поступивших в кассу юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса за проверяемый период, и сопоставляется с суммой наличных денег, сданных в обслуживающий банк;

ü соответствие суммы и даты сдачи наличных денег в обслуживающий банк с соответствующими записями в кассовой книге, и при обнаружении расхождений между данными обслуживающего банка и записями в кассовой книге выявляются причины создавшегося положения;

ü расходование по целевому назначению наличных денег, полученных из кассы обслуживающего банка;

ü соблюдение согласованных с обслуживающим банком условий расходования на месте поступающих в кассу юридического лица, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса наличных денег;

ü соблюдение установленного предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами;

ü соблюдение юридическим лицом, установленного обслуживающим банком лимита остатка кассы на каждый день проверяемого периода и определение сверхлимитных остатков по каждому дню, когда имело место превышение лимита остатка кассы;

ü соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям (приходные и расходные кассовые ордера, журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в белорусских рублях, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром наличных денег);

ü своевременность оприходования в кассу наличных денег, полученных в результате предпринимательской деятельности, соблюдение периодичности составления первичных кассовых документов по приему и выдаче наличных денег, соответствие записей в приходных и расходных кассовых ордерах записям в кассовой книге, соответствие оборотов кассовой книги данным бухгалтерского учета;

ü соблюдение порядка выдачи наличных денег под отчет, сроков составления отчетов об израсходованных суммах (наличные деньги, банковские пластиковые карточки) и сроков возврата неизрасходованных сумм;

ü соблюдение порядка проведения инвентаризаций наличных денежных средств, ценных бумаг, бланков строгой отчетности юридического лица, подразделения;

ü устранение недостатков, выявленных предыдущими проверками.

РАЗДЕЛ 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: