Результаты построения уравнения тренда в ППП Excel




Ряды динамики

Решение типовых заданий

Пример 9.1. По данным об общеобразовательных учреждениях (на начало года):

Таблица 9.1.1

             
Число общеобразовательных учреждений, тыс.   66,8   65,5   64,2   62,5   60,3   57,3
Число учащихся в общеобразовательных учреждениях, тыс. чел.            

 

  1. Определите вид каждого динамического ряда.
  2. Постройте производный ряд динамики, на основе имеющихся.
  3. По одному ряду динамики, рассчитайте за каждый год показатели абсолютного прироста, темпа роста, темпа прироста, абсолютного значения 1% прироста.
  4. Сделайте выводы о тенденциях развития системы школьного образования в 2002-2007 гг.

 

Решение примера 9.1.

 

Пункт 1. Поскольку оба динамических ряда представлены данными на начало года, они являются моментными. Только моментные динамические ряды могут быть преобразованы в интервальные, путем пересчета исходных данных в среднегодовые, и не наоборот.

 

Пункт 2. Третий динамический ряд, который можно получить на основе исходных моментных динамических рядов, и также будет моментным; он может быть получен делением числа учащихся в общеобразовательных учреждениях всего на число общеобразовательных учреждений, в результате будет получен динамический ряд «Число учащихся, проходящих обучение в среднем в 1 общеобразовательном учреждении, чел.»:

 

Таблица 9.1.2

             
Число учащихся, проходящих обучение в среднем в 1 общеобразовательном учреждении, чел                        

 

Производный динамический ряд демонстрирует ту же тенденцию, что и исходные ряды динамики – тенденцию к снижению числа школьников в среднем на одно общеобразовательное учреждение.

 

Пункт 3. Показатели динамики удобно рассчитывать при помощи ППП Excel, введя необходимые формулы для определения абсолютного прироста (цепного и базисного), темпов роста (цепных и базисных), и т.п. Рассчитаем показатели изменения уровня ряда на примере первого динамического ряда – о числе школ. Результаты оформим в таблицу 9.1.3.

 

Таблица 9.1.3

Годы Число общеобразо-вательных учреждений, тыс. Абсолютный прирост, тыс. Темп роста, % Темп прироста, % Абсолютное значение 1 % прироста, учреждений
цепной базисный цепной базисный цепной базисный
Yi Yi – Yi -1 Yi -Y0 (Yi /Yi-1) × 100 (Yi /Y0) × 100 (Yi /Yi-1) × 100 - 100 (Yi /Y0) × 100 -100 Yi -1 / 100
               
  66,8 - - - - - - -
  65,5 -1,3 -1,3 98,1 98,1 -1,9 -1,9  
  64,2 -1,3 -2,6 98,0 96,1 -2,0 -3,9  
  62,5 -1,7 -4,3 97,4 93,6 -2,6 -6,4  
  60,3 -2,2 -6,5 96,5 90,3 -3,5 -9,7  
  57,3 -3 -9,5 95,0 85,8 -5,0 -14,2  

В результате выполнения процедуры расчета семи формул (результаты оформлены в 2-8 столбцах табл.9.1.3) в пакете Excel, достаточно быстро можно найти показатели изменения уровня того ряда динамики, который изучается. По данным таблицы 9.1.3 можно констатировать, что изучаемое явление, а именно, число школ, имеет тенденцию к снижению (цепные темпы роста ни разу не превысили 100%), за пять рассмотренных лет с 2002 по 2007 г. число школ уменьшилось на 14,2% или на 9,5 тыс. общеобразовательных учреждений. Среднегодовое снижение числа школ (графа 8 табл. 9.1.3) было максимальным в 2003 г. и минимальным – в 2007 г.

Пункт 4. Дополняя выводы, сделанные при выполнении п.п.2-3 задания, отметим, что система общего (или школьного) образования относится к фундаментальной части образовательной системы любой страны. Общее среднее образование в России можно получить как в школах и гимназиях в течение 11 лет обучения, так и параллельно с получением среднего профессионального образования – в колледжах и лицеях. За период с 2002 по 2007 г. наблюдается снижение числа общеобразовательных учреждений с 66,8 тыс. до 57,3 тыс. учреждений, или на 9,5 тыс. школ. Это вызвано, в первую очередь, снижением контингента учащихся, вызванного в свою очередь снижением рождаемости в РФ после 1992 г. Наметившаяся с 2002 г. положительная тенденция роста численности родившихся еще не успела отразиться на численности школьников за рассматриваемые периоды времени, несмотря на то, что в среднем на одно общеобразовательное учреждение численность обучающихся в 2007 г. оказалась выше, чем в 2006 г. (см. табл.9.1.2).

 

Пример 9.2. По данным Росстата во II квартале 2009 г в Российской Федерации наблюдалась следующая помесячная динамика изменения индекса реальных располагаемых денежных доходов населения, % к предыдущему периоду:

Таблица 9.2.1

месяцы апрель май июнь
Изменение индекса реальных располагаемых денежных доходов населения, % +1,4 +0,3 -1,0

 

Определите темп прироста в целом за II квартал 2009 г.

Варианты ответа, %:

а) 100,7;

б) +0,7;

в) +0,42.

 

Решение примера 9.2. Для ответа на поставленный вопрос необходимо перевести исходные данные в цепные индексы и найти базисный индекс реальных располагаемых денежных доходов населения, путем перемножения цепных:

 

+1,4 означает 100 + 1,4 = 101,4% (или 1,014)

+0,3 означает 100 + 0,3 = 100,3% (или 1,003)

-1,0 означает 100 -1,0 = 99,0 % (или 0,99)

 

Базисный индекс реальных располагаемых денежных доходов населения найдем путем перемножения цепных индексов, выраженных в виде коэффициентов:

 

 

1,014 × 1,003 × 0,99 = 1,0069 × 100 = 100,7%

 

Таким образом, общей за II квартал 2009 г. темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения составил 100,7%, а темп прироста соответственно +0,7% (100,7 – 100). Правильный ответ: б.

 

 

Пример 9.3. По данным обследований населения по проблемам занятости, о численности граждан, имеющих статус безработного (на конец года), были рассчитаны показатели динамики:

Таблица 9.3.1

Годы Численность граждан, имеющих статус безработного, тыс. чел. Абсолютный прирост, тыс. чел. Темп роста, % Темп прироста, % Абсолютное значение 1 % прироста, тыс. чел.
цепной базисный цепной базисный цепной базисный
  * 282,7 * * * * * 16,376
  1830,1 * * * * * * *
  * * * 95,18 * * * *
  * * * * 80,87 * * *
  * * * * * -2,0 * *
  1. Восстановите пропущенные показатели (*).
  2. Определите средний за рассматриваемый период уровень ряда динамики.
  3. Сделайте выводы о развитии изучаемого явления в период с 2004 по 2008 гг.

 

Решение примера 9.3.

 

Пункт 1. Восстановление пропущенных характеристик выполняется на основе знания формул расчета показателей изменения уровней ряда динамики – абсолютного прироста, темпа роста, темпа прироста, абсолютного значения 1 % прироста. Например, по данным табл.9.3.1 в 2004 г. цепной абсолютный прирост числа безработных составил 282,7 тыс. чел. (цепной, значит, по сравнению с 2003 г.). В том же 2004 г. абсолютное значение 1 % прироста числа безработных, определяемое как 1/100 часть предыдущего уровня (в данном случае – уровня 2003 г.), составило 16,376 тыс. чел. Отсюда, численность безработных в 2003 г. равна:

 

16,376 × 100 = 1637,6 тыс. чел.

 

Зная численность безработных в 2003 г. и цепной абсолютный прирост 2004 г., можно найти уровень 2004 г.:

 

Y2004 = Y2003 + (Y2004 –Y2003) = 1637,6 + 282,7 = 1920,3 тыс. чел.

 

Найдя численность безработных в 2004 г. и зная численность безработных в 2005 г. (по исходным данным), можно заполнить все недостающие показатели по строке за 2005 г.:

 

Абсолютный прирост цепной = Y2005 –Y2004 = 1830,1 – 1920,3 = - 90,2 (тыс. чел.) – именно на такую сумму снизилась численность граждан, имеющих статус безработного, в 2005 г. по сравнению с 2004 г.

 

Абсолютный прирост базисный совпадает в 2005 г. с цепным, так как база сравнения одна и та же - уровень 2004 г.

 

Темп роста цепной = Y2005: Y2004 = 1830,1: 1920,3 = 0,953 × 100 = 95,3% - уровень числа безработных 2005 г. составляет 95,3% от уровня 2004 г.

 

Темп роста базисный совпадает в 2005 г. с цепным, так как база сравнения одна и та же - уровень 2004 г.

 

Темп прироста цепной = (Y2005 : Y2004) × 100 – 100 = - 4,7% - в 2005 г. не наблюдается прироста числа граждан, имеющих статус безработного, поскольку данный показатель меньше 0, то есть имеет место снижением темпов прироста, что в случае с безработицей можно интерпретировать как положительную тенденцию.

 

Абсолютное значение 1 % прироста2005 = Y2004 : 100 = 1920,3: 100 = 19,20 тыс. чел. – поскольку в 2005 г. прироста (%) не наблюдается, а имеет место убыль (%), соответственно, можно найти вторым способом абсолютную убыль численности безработных граждан, путем перемножения абсолютного значения 1% прироста (19,20 тыс. чел.) на темп прироста (-4,7%):

 

Абсолютный прирост цепной2005 = 19,20 ×(-4,7) = -90,24 тыс. чел., что практически совпадает с суммой абсолютной убыли, полученной путем прямого сравнения двух рядом стоящих уровней ряда динамики (Y2005 –Y2004).

 

Аналогичным образом, используя взаимосвязи между показателями динамики (например, темп прироста (в %) есть темп роста (в %) за минусом 100), находим остальные пропущенные характеристики показателей динамики за 2006-2008 гг. Результаты расчетов оформим в таблице 9.3.2.

Таблица 9.3.2

Годы Численность граждан, имеющих статус безработного, тыс. чел. Абсолютный прирост, тыс. чел. Темп роста, % Темп прироста, % Абсолютное значение 1 % прироста, тыс. чел.
цепной базисный цепной базисный цепной базисный
Yi Yi – Yi -1 Yi -Y0 (Yi /Yi-1) × 100 (Yi /Y0) × 100 (Yi /Yi-1) × 100 - 100 (Yi /Y0) × 100 -100 Yi -1 / 100
  1920,3 282,7 * * * * * 16,376
  1830,1 -90,2 -90,2 95,30 95,30 -4,70 -4,70 19,203
  1741,9 -88,2 -178,4 95,18 90,71 -4,82 -9,29 18,301
    -188,9 -367,3 89,16 80,87 -10,84 -19,13 17,419
  1521,8 -31,2 -398,5 97,99 79,25 -2,01 -20,75 15,53

Пункт 2. Определим средний за период уровень безработных в 2004-2008 гг. по средней хронологической, так как информация характеризуется равноудаленными моментами времени:

 

½ Y1 +Y2 +…+Yn-1 + ½ Yn ½ 1920,3 + 1830,1 + 1741,9 +1553,0 +½ 1521,8

Yср. = -------------------------------- = ------------------------------------------------------------- =

n-1 5-1

 

 

= 1711,5 тыс. чел. – средняя численность граждан, имеющих статус безработного в России, в период с 2004 по 2008 гг.

 

Пункт 3. По данным табл. 9.3.2 можно констатировать, что численность безработного населения России имеет тенденцию к снижению, с 1,9 млн.чел в 2004 г. до 1.,5 млн. чел. в 2008 г., то есть уменьшилась почти на 400 тыс. чел. или на 20,75%. Самое большое снижение числа безработных наблюдалось в 2007 г., о чем свидетельствует темп роста 89,2%, или темп прироста: -10,8%. Самое незначительное снижение численности безработных наблюдалось в 2008 г., когда их число уменьшилось лишь на 31 тыс. чел. или на 2%.

 

 

Пример 9.4. Имеется следующий ряд динамики коэффициента рождаемости в РФ, промилле:

Таблица 9.4.1

               
Родившихся, на 1000 чел. населения   9,0     9,7   10,2   10,4   10,2   10,4   11,3

 

  1. Определите средний уровень ряда динамики; средний годовой абсолютный прирост и среднегодовой темп роста и прироста.
  2. Выберите функцию тренда для описания изучаемого явления и найдите ее параметры.
  3. На основе тренда дайте точечный прогноз числа родившихся (в промилле) в 2009 г.

Решение примера 9.4.

Пункт 1. Средний уровень ряда динамики данного интервального ряда динамики, построенного из относительных характеристик, можно определить по средней арифметической простой:

 

 

Y = Σ Yi / n = (9,0 +9,7 +10,2 +10,4 +10,2 +10,4 +11,3) / 7 = 10,2 ‰

 

 

Средний годовой абсолютный прирост определим через уровни ряда динамики, а не через цепные абсолютный приросты, что также возможно:

 

Δ = -- (Yn –Y0),

n

где Yn – последний уровень ряда динамики;

Y0 – уровень ряда динамики, принятый за базу сравнения;

n – число промежутков времени между последним и базисным уровнем.

1 (11,3 -9,0)

Δ = -- (Yn –Y0) = -------------- = 0,38 ≈ 0,4 ‰

n 6

 

 

Среднегодовой темп роста можно также определить, используя информацию о базисном темпе роста, после извлечения из него корня 6-ой степени:

 

Т = √ Yn / Y0,

где n – число периодов, разделяющих последний (n-ый) и базисный уровни.

 

Т = √ 11,3: 9,0 = 1,0386 ≈ 1,039 × 100 = 103,9%

 

Тогда средний за год темп прироста определим как разность между среднегодовым темпом роста и 100%:

 

К = Т – 100, %

К = 103,9 -100 = 3,9%

 

Таким образом, в среднем за год коэффициент рождаемости увеличивается на 0,4‰, что составляет 3,9% прироста.

Пункт 2. Построить уравнение тренда означает найти его параметры. Найти параметры прямой можно вручную, построив систему нормальных уравнений, либо, воспользовавшись методами машинной обработки информации в одном из пакетов прикладных программ (Excel, SPSS, Statgrafics).

Уравнение линейного тренда как наиболее прозрачного для интерпретации желательно строить первым из возможных, и если оно будет отвечать требованиями статистической значимости, можно будет им воспользоваться для целей прогноза.

Воспользуемся ППП Excel для построения линейного тренда Y t = a + b×t. Внеся в качестве исходной информации два столбца данных: Y i и t. При этом параметр t задается в обычном измерении, во возрастанию от 1, в объеме числа уровней ряда: в нашем случае от 1 до 7. Затем, обратившись в «Меню – Сервис – Анализ данных», запрашиваем функцию «Регрессия», отметив в качестве параметра Y – диапазон расположения ряда исходных уровней Y i, в качестве параметра X - диапазон расположения ряда t. После вывода итогов (табл.9.4.2) выписываем уравнение тренда, интерпретируем параметры. Уравнения тренда, характеризующиеся высоким значением коэффициента детерминации, F-критерия Фишера, значениями t -статистики, послужат хорошим основанием для построения прогноза изучаемого явления.

Таблица 9.4.2

Результаты построения уравнения тренда в ППП Excel

ВЫВОД ИТОГОВ        
Регрессионная статистика      
Множественный R 0,909511      
R-квадрат 0,827209      
Нормированный R-квадрат 0,792651      
Стандартная ошибка 0,320602      
Наблюдения        
Дисперсионный анализ        
  Df SS MS F
Регрессия   2,460357 2,460357 23,93676
Остаток   0,513929 0,102786  
Итого   2,974286    
         
  Коэффициенты Стандартная ошибка t -статистика P-Значение
Y-пересечение 8,985714 0,270958 33,16273 4,69E-07
t 0,296429 0,060588 4,892521 0,004504

Следовательно, уравнение линейного тренда будет следующим:

Y t = 8,99 + 0,296 t

Значение параметра b = 0,296 в линейном тренде интерпретируется как совокупное влияние всех факторов на изучаемый признак за один рассматриваемый период, или, ежегодное увеличение (b > 0) коэффициента рождаемости составляет 0,3‰. Иными словами, практически на 3 чел ежегодно становится больше на каждые 10 000 населения страны. Значение параметра a = 8,99 соответствует теоретическому значению уровня 2000 г (когда t =0), в нашем примере практически совпадая с фактическим (исходным) уровнем ряда.

Пункт 3.На основе тренда получаем возможность дать точечный прогноз числа родившихся (в промилле) в 2009 г.

 

Поскольку уравнение тренда Y t = 8,99 + 0,296 t построено по данным 2001-2007 г., и 2007 г. соответствует t =7, а 2009 г.- t =9, подставив в уравнение тренда вместо t значение 9, мы получим представление о том, какое значение может принять коэффициент рождаемости в 2009 г., при условии, что наблюдаемая в 2001-2007 гг. тенденция в этой области сохранится:

 

Y 2009 = 8,99 + 0,296 × 9 = 11,65‰.

 

Более точным считается интервальный, а не точечный прогноз, выполняемый по данным уравнений трендов, однако, и точечный прогноз имеет свою аналитическую ценность. В данном случае, речь идет о том, что рождаемость растет и в 2009 г. ее уровень можно ожидать равным 11,65‰, или на каждые 10000 чел. будет приходиться 116 чел. новорожденных.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: