Тема урока: А. А. Фет «Ласточки пропали».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовительная работа.
1. Загадки.
Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь.)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер.)
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ! (Осень.)
· Что объединяет эти загадки? (Тема осени.)
2. Речевая разминка
Осенью.
Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,
Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.
А. А. Фет
· Прочитаем стихотворение в медленном темпе.
· Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?
·
· Прочитайте с интонацией удивления.
· Прочитайте с утвердительной интонацией.
· Прочитайте с интонацией раздражения.
· Прочитайте с интонацией восхищения.
· Прочитайте с весёлой интонацией.
· Прочитайте выразительно.
III. Проверка домашнего задания.
· Вспомните имена поэтов, произведения которых мы изучали.
· Стихи каких поэтов похожи по настроению? (Стихи К. Бальмонта, А. Плещеева.)
IV. Работа по теме урока.
1. Подготовительная работа.
Афанасий Афанасьевич Фет родился (1820 – 1892) – замечательный русский поэт. Он родился в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии. Когда мальчик подрос, он воспитывался в пансионе Крюммера и Погодинском пансионе в Москве. В 1838 г. Он поступил в Московский университет, где начал писать стихи. В 1840 г. Вышел его первый поэтический сборник под инициалами А. Ф.
С детства поэт любил природу родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается:
|
Снова птицы летят издалёка,
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
А за весной – лето приходило с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях
За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подёрнуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые приходят облака…
Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко – далеко, за синие горы. И наступала осень. Какая она в стихах Фета? Я предлагаю вам узнать это. Послушайте стихотворение «Ласточки пропали».
2. Первичное восприятие и обсуждение стихотворения.
(Слушают аудиозапись, следят по учебнику на с. 71.)
· Что представили, слушая стихотворение?
· По каким признакам вы узнали, что в стихотворении изображена осень?
· Найдите строки, в которых изображается осеннее замирание природы
· О какой осени рассказывает автор?
V. Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
VI. Продолжение работы по теме урока
· А сейчас мы будем анализировать стихотворение по частям.
1 часть (прочитайте 1 часть вслух).
· Что вы представили?
· Что сказано о ласточках?
· Что значит «пропали»?
· О каких ещё птицах говорится в этой части?
· Когда грачи летали?
· Что такое заря?
· Почему следующая строчка начинается со слова «всё»? (Значит, долго грачи летали.)
|
· С чем сравнивает автор стаю грачей? (С сетью)
· Почему используется такое сравнение?
· Сравнивая стаю с сетью, автор использует приём, который называется – сравнение.
· Как летала стая, похожая на сеть?
· Что значит «мелькала»?(Работа со словарём)
· Где мелькала стая?
· Для чего автор использует слово «вон»?
· Как прочитаете это слово?
2 часть. (читаем 2 часть вслух).
· Какую картину вы увидели?
· Что вы услышали?
· Прочитайте 1 и 2 строчки. О каком явлении природы говорит автор?
· Как автор сказал об этом?
· Что значит спится?
· Прочитайте 3 строчку.
· Почему лист, а не листья?
· Почему лист сухой?
· Что значит «валится»?
· Обратите внимание на ударение в этом слове.
· Ещё раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе.
· Что услышали? (Повторяется звук [с])
· Автор, подобрав такие слова, создаёт шорох листьев звуками. Такой приём называется – звукопись.
· Прочитайте последние строчки этой части.
· Какой образ появился? (Образ ветра.)
· Что сказано о ветре?
· О ком можно так сказать?
· Ветер, как человек – злится.
· Какой приём использует здесь автор? (Олицетворение.)
· Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?
· Как ветер может стучать в окно?
Часть.
· Прочитаем 3 часть вслух.
· В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах.
· Докажите. Найдите эти строчки, прочитайте.
· О чём просит автор?
· Почему?
· Какой знак стоит в конце предложения?
· Для чего автор использует этот знак?
|
· Автор просит зиму поскорее наступить.
· Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Журавли.)
· Как они летят?
· Почему они кричат?
· Они, действительно, испугались?
· Автор сравнивает. Определите, какой прием использовал автор? (Сравнение.)
· Почему журавли кричат?
· Куда летят птицы?
· Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках. После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу, почему?
· Подготовьте выразительное чтение этой части плану самостоятельно.
· Обратите внимание на знак, который стоит в конце 3 части. Как он называется? (Многоточие.)
· Как вы думаете, почему здесь поставлен этот знак?
· Я думаю, что вам будет интересно узнать, как заканчивается это стихотворение.
· Попробуйте узнать это самостоятельно дома.
VIII. Подведение итогов урока.
· Назовите автора стихотворения, которое мы сегодня читали.
· Какое настроение вы почувствовали?
· Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения: восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, раздражение, тоска, грусть, безразличие.
Домашнее задание.
Выучить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…» наизусть (с. 71).