Духовная жизнь в России в XVI-XVII веках




На рубеже 16-17 веков активное воздействие на духовную жизнь и развитие культуры оказали:

1. Образование единого Российского государства

2. Освобождение страны от монголо-татарского владычества

3. Завершение формирования Русской народности и единого русского языка

4. Огромное влияние церкви на культуру (церковь активно борется с «латинством», распространением светских знаний, была установлена жёсткая регламентация зодчества, живописи, литературы)

Следует помнить, что XVI и XVII века в истории русской культуры это 2 различных периода. В XVI веке культура еще полностью средневековая. Этот период тесно связан с предыдущим, отмеченным борьбой за государственный суверенитет и объединение земель, которое завершается только при Иване Грозном. Культура XVII столетия, порожденная бурями смутного времени по сути своей уже переходная, направленная на формирование нового типа культуры, которая будет сформирована в эпоху петровских преобразований. Большое влияние на духовную жизнь в XVII в. оказала тенденция косвобождению от влияния церкви, разрушение религиозного средневекового мировоззрения.

События XVI в. вызвали обсуждение в русской публицистике многих проблем того времени: о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран и т. д.

В первой четверти 16 века формируется политическая доктрина государства. В историческом повествовании «Сказание о князьях Владимирских» подчёркивается идея преемственности власти, московских государей от Византийских императоров. Эти легенды обосновывали право московских князей на самодержавную форму правления.

Среди церковников был выдвинут тезис о Москве – «третьем Риме». Первый Рим – «вечный город» погиб в результате нашествия варваров. «Второй Рим» - Константинополь захвачен мусульманами. «Третий Рим» - истинный хранитель христианства – Москва будет существовать вечно. Автор: Филафей

Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И. С. Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальным государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского.

В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. К сочинениям этого жанра относится «Летописец начала царства», в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти на Руси. Другим крупным сочинением того времени является «Книга Степенная царского родословия». В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию XVI в.— так называемую Никоновскую летопись.

Перемены в политике, заключающиеся в становлении самодержавия, стимулировали идейную борьбу, которая способствовала расцвету публицистики. Литература Руси 16-го в. включает в себя «Истории о казанском царстве» и 12-томник «Великие Четьи-Минеи», содержащий все чтимые на Руси произведения для домашнего чтения. Об обмирщении культуры свидетельствует написанная в это время книга, содержащая разнообразные полезные сведения, руководства как в духовной, так и в мирской жизни,— «Домострой» (в переводе — домоводство), автором которой считаю Сильвестра.

В 17 в. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная»

Симеон Полоцкий основал два новых жанра - поэзию и драматургию. Он – автор первых стихотворных произведений и пьес, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.

Одно из литературных течений того времени - народно-обличительное. Его представитель – протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.

Расширение сферы торгово-ремесленной деятельности, рост аппарата власти, усиление внешнеполитических связей России, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных людей.

Если в 16 веке обучение в основном сводилось к выучиванию правил чтения, письма, арифметики под руководством церковников, то в 17 веке было создано несколько государственных школ. В 17 веке появляются и широко распространяются первые единообразные учебные пособия: первый печатный русский букварь Василия Бурцева, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Большой букварь» и Энциклопедия «Полис» Кариона Истомина.

В конце 17 века читать и писать умел каждый 3 горожанин. Неграмотным в основном оставалось крестьянство. В 1665 г. в Заиконоспасском монастыре открывается школа под руководством Симеона Полоцкого, в 1680 г. - школа при Печатном дворе.

В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которая стала первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

Развитие образования обусловило начало книгопечатания. В 1564 г. была издана первая русская книга «Апостол». Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы — книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался один из талантливейших русских людей XVI в.— Иван Федоров. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь — «Азбуку». За 16-17 вв. в России типографским способом было около 500 книг.

Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники. В 16-17 веках идёт активный процесс накопления научных знаний. Доказательствами этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, переведённый немецкий медицинский справочник «Вертоград» и первая аптека, открывшаяся в Москве.

17 век стал веком великих русских географических открытий: 1648 - Семён Дежнёв и Федот Алексеев – открыли пролив между Азией и Америкой; Василий Поярков и Ерофей Хабаров путешествовали по р. Амур, исследуя близлежащие земли, а также установили, что Сахалин – это остров; Владимир Атласов обследовал Камчатку.

В целом же Российская наука отставала от западноевропейской науки из-за низкого уровня теоретических разработок.

Одним из распространённых стилей строительства в XVI в. становится шатровый стиль. В отличие от крестово-купольных храмов, шатровые не имет внутри столбов и вся масса здания держится на фундаменте. Однако строительство шатровых храмов не получило широкого распространения. В середине XVII в. патриарх Никон запретил их возведение.

Другим направлением в архитектуре XVI в. стало строительство больших пятиглавых монастырских храмов.

В XVI в. велось активное строительство каменных кремлей. В 30-е гг. XVI в. прилежащая с востока к Московскому кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной: так появился Китай-город. Позже – Белый город и Земляной город. (Современное Садовое кольцо)

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко – московское или нарышкинское барокко.

Для него характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве здания. Чётко прослеживается многоярусноть, симметричность и применение в качестве декоративных украшений колонны.

Крупнейшим русским иконописцем, жившим в конце XV — начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. Авторскому стилю Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или фрески. Именно он открывает новое направление в иконописном искусстве.

Во 2-й половине 17 в. появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.

Родоначальник портретной живописи в России Симон Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение дерева российского государства», на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи. К работам Ушакова также отсносят икону «Спас Нерукотворный», написанную для храма Троицы.

Таким образом, важной составляющей духовной жизни в России в XVI в. стало завершение процесса формирования русской народности, сложение единого русского языка и культуры. В XVII в. обмирщение культуры продемонстрировало тенденцию к освобождению человека от религиозного мировоззрения к рациональному восприятию мира.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: