Желаю вам цвести, расти,




Библиотечный урок

(для начальных классов)

«Путешествие по стране Маршака»

 

 

Подготовил библиотекарь –

Берендакова Т.Е.

 

 

м.Володарка,

2020г.

 

 

«Путешествие по стране Маршака».

Цели:

1. Обобщить знания детей о писателе С.Я.Маршаке, его произведениях.
2. Развивать эстетический вкус, любознательность, внимание, наблюдательность, память, воображение.
3. Содействовать приобщению обучающихся к чтению детских книг. 4. Воспитание любви и интереса к литературе.

 

Предварительная работа:

Книжная выставка «Путешествие по стране Маршака», чтение произведений Маршака.

 

 

 

Оборудование:

книги, кроссворд, карта – путешествия, мягкий кубик с цифрами, мешочек с потерянными вещами из стихов Маршака.

Ход библиотечного урока:

- эмоциональный настрой

- Коррекционно – развивающее упражнение (кроссворд из загадок Маршака)

Библиотекарь: Дорогие ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать побольше об очень хорошем человеке – известном детском писателе. Если кто - нибудь начнёт грузить в вагон всякую всячину: пакеты, чемоданы, ящики, сумки, то и дело беспокойно пересчитывая их при этом, роняя, суетясь, непременно уж послышится со стороны: «Да, как говорится, дама сдавала в багаж: диван, саквояж, корзину, картину, картонку…». А кто - то добавит: «Ещё бы сюда маленькую собачонку».

Оставит нечаянно какой - нибудь гражданин портфель на прилавке, и мы тот час же скажем: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!» Над мальчуганом, взявшимся что - то мастерить, но всё поломавшим, подшутят: «Эх ты, мастер – ломастер».

Может быть, и не поймёт иностранец, от куда взялось такоё прозвище, но зато почти всякий россиянин, будь он почётный гражданин в летах или малыш, знает, откуда повелись эти весёлые, меткие запоминающиеся слова.

Они пришли в нашу жизнь из хорошо известных детских книжек. А сочинил эти книги любимый ребятами, ставший знаменитым среди взрослых детский писатель. А как его фамилия, вы узнаете разгадав кроссворд, состоящий из загадок, придуманных этим замечательным человеком.

Кроссворд:

1. Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

(мяч)

2. Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья,

Мы за обедом под столом,

А ночью под кроватью.

(сапоги)

3. Под новый год

Пришёл он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днём терял он вес

И наконец совсем исчез.

(календарь)

4. Пучеглазая особа,

Из болота смотрит в оба.

Ква – ква – ква, да ква – ква – ква,

Вот и все её слова.

(лягушка)

5. Мы ходим ночью,

Ходим днём, но никуда мы не уйдём.

(часы)

 

А теперь посмотрим, что же у нас получилось.

 

 

Сообщение темы:

Фамилия этого детского писателя Маршак, а зовут его Самуил Яковлевич. И сейчас я приглашаю вас в путешествие по стране Маршака.

 

 

Родился Самуил Яковлевич, ребята в позапрошлом веке, в 1887году в г.Воронеж, 3 ноября ему исполняется 133 года со дня рождения.

Отец его был талантливым человеком, работал мастером на разных заводах, поэтому семья часто переезжала с места на место. Сочинять стихи Маршак начал раньше, чем начал писать, любимыми авторами стали для его Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Толстой, Чехов. С 20 лет Маршак стал печатать свои стихи. Затем он уезжает в Англию, где слушает лекции в Лондонском университете и глубоко и серьёзно изучает английский язык. Отличное владение языком помогла Самуилу Яковлевичу стать замечательным переводчиком. После революции Маршак работал в детских журналах, писал стихи для детей, пьесы для детского театра. В годы Великой Отечественной войны он работал в газетах, выезжал на фронт с бригадами артистов и продолжал писать для детей. Он твёрдо верил в победу добра, справедливости над жестокостью и злом. Об этом одна из его лучших сказок «Двенадцать месяцев». Эта сказка заставляет поверить в то, что чудеса обязательно случаются в жизни, что, только пожелай, только будь хорошим, чистым, честным, зацветут для тебя подснежники в январе и будешь ты счастлив…

Чудесным своим талантом С.Маршак, радовал детей много, много лет. И сегодня дети с тем же удовольствием читают его книги. О самых важных вещах нашей жизни миллионы ребят узнали из стихотворений, сказок, пьес этого чудесного поэта. Даже простая азбука сделалась по – новому интересной, когда С.Я. взялся за неё и придумал стихи про каждую из букв – «От А до Я».

А ист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где – то.

Б егемот разинул рот,

Б улки просит бегемот.

Обыкновенный календарь становится волшебным, когда Маршак рассказывает про каждый из 12 месяцев. Все цвета радуги, все краски и оттенки природы по - новому засверкали перед нашими глазами в книге С.Я.Маршака «Круглый год». Вот, например, месяц январь:

Открываешь календарь –

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идёт столбом.

 

Миллионы мальчишек и девчонок помнят его стихи наизусть. Например, книга о верном и неутомимом письмоносце, который в любую погоду и по любому адресу вовремя доставит почту:

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне….

Познавательная история о том, как живут «Детки в клетке» - зверята в зоологическом саду.

Эй, не стойте слишком близко!

Я тигрёнок, а не киска!

Я страусёнок молодой,

Заносчивый и гордый.

Когда сержусь – я бью ногой

Мозолистой и твёрдой.

Когда пугаюсь – я бегу,

Вытягивая шею.

А вот летать я не умею.

Для того, что бы рассказать обо всём этом, потребовались и огромный писательский талант, и самые разнообразные знания, и постоянный труд, заполнявший всю жизнь писателя до самого последнего его дня.

Другой известный детский писатель К.И.Чуковский, однажды весело рассказывал, что знал не одного, а пятерых Маршаков: Маршака – детского поэта, Маршака, пишущего стихи для взрослых, Маршака – автора пьес для театра, Маршака переводчика, который сделал понятными русским читателям многих поэтов, писавших на английском, латышском, казахском, армянском, еврейском, венгерском, польском языках. И, наконец Маршака – сатирика, который своими меткими беспощадными стихами в годы Великой Отечественной войны высмеивал фашистов.

И в каждом из этих пяти совсем разных видов литературной работы Маршак стал изумительным автором.

А теперь мы с вами немного отдохнём, представим себя зверушками из стихотворения Маршака «Детки в клетке» и поиграем.

/Физкультминутка/

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках

А потом на пятках

Пойдём мягко, как эскимосская собака,

И как мишка косолапый,

И как заинька - трусишка,

И как серый волк – волчишко,

Посидим, как пингвинята,

И продолжим путь.

Давайте вспомним, какие книги С.Я.Маршака вы прочитали? (ответы детей)

Молодцы!

А теперь, дорогие ребята, посмотрим, кто из вас лучше других знает стихи С.Я.Маршака.

Игра: «Потерянные вещи»

(Угадать из какого стихотворения Маршака потерялась данная вещица)

 

а) мяч – (Мяч)

б) мыло – (Усатый полосатый)

в) буква - (Азбука в стихах и картинках)

г) котёнок – (усатый полосатый)

д) очки – (четыре глаза) и т. д.

 

 

Молодцы ребята, все вещи вернули на свои места.

А теперь давайте разделимся на две команды.

(Класс делится на две команды.)

Команды пытаются как можно быстрее добраться от портрета С.Я.Маршака до его книги «Любимые детские стихи». Каждая из команд по очереди бросая кубик, определяет, на сколько остановок она продвигается.

На каждой остановке будет задан вопрос, на него нужно обязательно ответить.

За правильный ответ игрок получает жетон. Кто больше всех наберет жетонов, будет считаться главным знатоком Маршака.

Будьте внимательны, если вы попали на остановку чёрного цвета, вы возвращаетесь на 3 остановки назад, а если на кружок жёлтого цвета, шагаете вперед тоже на 3 остановки.

 

Вопросы:

1.Вспомните, что принесла девочка - хозяйка своему котёнку в стихотворении «Усатый полосатый»?

(Принесла

Кусочек

Мыла

И мочалку

Раздобыла

И водицы

Из котла

В чайной чашке

Принесла.)

2.Про кого эти стихи?

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки.

Хорошо играть им в прятки

На лугу среди травы.

Разлинованы лошадки,

Словно школьные тетрадки,

От копыт до головы.

(Зебры).

3.Что велел пёс сшить коту в сказке «Кот – скорняк?

(«Здорово, кот! – промолвил пёс,

Протягивая лапу,-

Трещит на улице мороз,

Скорее сшей мне шапку!»)

4.А теперь отгадайте, о чём идёт речь в книге «Что такое перед нами»?

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадает

И никуда я не иду,

Покуда он идёт.

(Дождь).

5.Какие няньки в «Сказке о глупом мышонке» приходили качать его?

(утки, жаба, лошадь, свинья, наседка, щука, кошка)

6. Что сдавала дама в багаж?

(Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку).

7. Что ловил вместо мышек котёнок из стихотворения «Усатый полосатый»?

(Карандаши).

8.Что одел вместо рубашки Человек рассеянный с улицы Бассейной?

(Сел он утром на кровать,

Стал рубашку одевать.

В рукава просунул руки,

Оказалось - это брюки).

9.Что одел вместо шляпы Человек рассеянный с улицы Бассейной?

(Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду).

 

10.Кого учили вежливости в стихотворении «Урок вежливости»?

(Медведя лет пяти – шести

Учили как себя вести).

11. А скажите мне, ребята, где обедал воробей?

(в зоопарке у зверей).

12. В каком городе жил знаменитый почтальон Маршака?

(Ленинград)

13. Почему рассеянный так и не смог уехать из города?

(Он сел в отцепленный вагон).

14.Кто важней, солдат или король? Вспомните сказку про короля и солдата.

(Ты проживёшь без королей?

Солдат сказал: «Изволь.

А ты без армии своей?»

-«Ну нет, - сказал король).

15.Что за домик?

Синий домик у ворот.

Угадай: кто в нём живёт?

Дверца узкая над крышей

Не для белки, не для мыши,

Не для вешнего жильца –

Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,

Пол часа проводят вместе.

Вести долго не гостят-

Во все стороны летят!

(Почтовый ящик)

16. Кто такая Вакса – Клякса?

(Это Коля с братом Васей.

…Есть у них собака такса

По прозванью Вакса – Клякса)

17.Кто вместе с мистером Твистером приехал в Ленинград?

(Старуха и дочь.)

18.Что за пароход?

В полотняной стране,

По реке- простыне

Плывёт пароход.

То назад, то вперёд.

А за ним такая гладь-

Ни морщинки не видать.

(Утюг).

19. Собираясь на урок, куда попали лодыри из стихотворения «Кот и лодыри»?

(Каток)

20. Сколько лет было коту, который встретил лодырей на катке?

(Год)

 

В конце путешествия вручается грамота команде – победительнице. Подсчитываются жетоны - выявляется главный знаток и ему вручается медаль.

Библиотекарь: Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Маршака,. Я хочу закончить его прекрасными словами Самуила Яковлевича:

Желаю вам цвести, расти,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: