Мотивы и мотивация в структуре личности




Психологические понятия «мотивы» и «потребности» тесно связаны между собой и часто в обыденной жизни употребляются как синонимичные. Однако, подробно рассмотрев в предыдущем параграфе термин «потребность», остановимся теперь на причинах, вызывающих активность человека и определяющих направление этой активности – на понятиях «мотив» и «мотивация». Сложность, многоаспектность этих понятий обусловливает многообразие подходов к пониманию их сущности, заставляет авторов по-разному трактовать эти термины.

По мнению А. Н. Леонтьева, наличие потребности составляет лишь необходимую предпосылку деятельности, однако потребность сама по себе не способна придать деятельности определенную направленность. Мотив же определяется им как «опредмеченная потребность» и входит в структуру самой деятельности. Термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее» (Леонтьев А.Н., 1983, с.243).

Согласно Л.И. Божович, мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» (Божович, 1995, с.170).

Мотивы формируются у человека под воздействием множества факторов. Поэтому большинство отечественных ученых сходятся во мнении, что мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) – это сложное интегральное психологическое образование, это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.

Определяя границы мотива, Е.П. Ильин считает, что границами мотива являются, с одной стороны, потребность, а с другой – намерение что-то сделать, включая и суждение к этому. Установление границ мотива и рассмотрение стадий его формирования позволили автору обозначить те компоненты, которые могут входить в структуру мотива (рис. 2.7.I.). Эти компоненты Ильин Е.П. относит к трем блокам: потребностному, «внутреннему фильтру» и целевому. В первый блок входят социальные и биологические потребности, долженствование, мотивационная установка; во-второй - нравственный контроль, оценка внешней ситуации и своих возможностей, предпочтения, интересы, склонности, уровень притязаний; в третий - потребностная цель, опредмеченное действие, процесс удовлетворения потребности. Структура каждого конкретного мотива строится из сочетания тех компонентов, которые обусловили принятое человеком решение, и является многокомпонентной. Компоненты, как составляющие кирпичики, могут создать здание, именуемое мотивом. Образ этого «здания» закладывается человеком в память и сохраняется не только в момент осуществления действия или деятельности, но и после их завершения. Набор компонентов в каждом конкретном случае может быть разным. Но и сходство внешней структуры мотива не означает их тождества по смысловому содержанию. Ведь у каждого человека свои склонности, интересы, ценности, своя оценка ситуации и т.п.

Раскрывая содержание мотива, важно учитывать соотношение блоков в его структуре. При этом мотив, как и потребность, может иметь не только горизонтальную, но и вертикальную структуру, что характеризует, «полимотивированную» деятельность, в которой один компонент может оказаться ведущим, а остальные выполняют сопутствующую, соподчиненную, подкрепляющую роль.

Многие исследователи отмечают, что мотивов в жизни человека может быть бесконечно много. Часто они формируются под воздействием конкретной ситуации, но также зависят и от таких факторов как возраст, индивидуальная истории жизни, инстинктивный тип и темпераментные особенности, культура отрасли и организации, в которой человек осуществляет деятельность или работу, профессиональные ценности, социально-статусная позиция.

Понятие «мотивация » шире понятия «мотив». Большинством авторов мотивация понимается как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. Это сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности. При этом необходимо отметить, что мотивационная сфера личности постоянно развивается, изменяется в течение всей жизни человека.

С.Л. Рубинштейн писал, что по мере взросления «человек перестаёт быть рабом непосредственной ситуации» и его действия определяются не только стимулами наличной ситуации, но задачами и целями за её пределами. С накоплением практического, интеллектуального и эмоционального опыта о мире, людях, о себе через все более полное осознание своего «Я» в мотивационной сфере личности дошкольника и младшего школьника появляется и ближайшая и отдаленная перспектива удовлетворения потребностей и целей, а вместе с расширением круга интересов и осваиваемых деятельностей, обогащается содержание мотивов.

Мотивационная сфера может остановиться у «неблагополучного» взрослого на детской стадии, и проявиться в стиле «жизни без плана», «плыть по течению», пользоваться тем, что попадает в руки. Такая волевая демобилизация возможна не только при анормальном, психопатическом складе личности, но также и при эпизодическом утомлении, жизненных трудностях.

В подростковом и юношеском возрасте в мотивационную структуру включаются мечты, идеалы, формируется мировоззрение – ценностно-мотивационное отношение к миру, и сознательно-волевая регуляция поведения. Особое значение приобретает самовоспитание, результаты которого у подростка могут приобретать гиперболизацию задач «воли», нарочитая постановка личных задач и целей. Например, подросток чрезмерно стремится подавить любые побуждения, а также чувства страха, голода, боли, отвращения и т.д. Осознание социальной значимости поступков, которое происходит с участием, как сверстников, так и авторитетного взрослого, придаёт мотивационной сфере человека целенаправленный и осмысленный характер.

Исследователи не имеют единой позиции и по поводу структуры мотивации. Однако интересную концепцию предложил Б.И. Додонов. Автор выделил четыре структурных компонента мотивационной сферы:

1. удовольствие от самой деятельности;

2. значимость для личности непосредственного ее результата;

3. «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность;

4. принуждающее давление на личность.

Первый компонент назван автором «гедонической» составляющей мотивации, а оставшиеся три – целевыми составляющими. При этом первый и второй компоненты выявляют направленность человека на саму деятельность, на ее процесс и результат, и являются внутренними по отношению к ней. Третий и четвертый компоненты определяются Додоновым как внешние факторы воздействия, которые могут восприниматься человеком в качестве отрицательных или положительных по отношению к деятельности, или же, как награда или избегание наказания.

Таким образом, в широком смысле, понятие «мотивация» понимается многими авторами как стержень личности, как процесс, побуждающий человека к деятельности, который включает в себя такие свойства, как ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие характеристики личности.

Для классификации мотивов и мотивации исследователями выбирались самые разные основания. В качестве самых частых классификационных основ в отечественной психологии выступают:

– характер участия в деятельности (А.Н. Леонтьев);

– осознаваемость целей деятельности (И.А. Джидарьян, Е.П. Ильин);

– характер общения (деловые и эмоциональные, по П.М. Якобсону);

– социальная значимость деятельности (социальные и узколичные мотивы, по Л.И. Божович);

– определенный вид деятельности (профессиональная, учебная мотивация).

Примером зарубежной классификации мотивов может служить популярная модель структуры мотивации Г. Мюррея. Им были выделены следующие мотивы: достижения, руководства, порядка, самопредъявления, автономии, общительности, понимания со стороны других, помощи извне, доминантности, зависимости, готовности помочь, ориентации на новое, выдержки, секса, агрессии. Однако, как и в большинстве классификаций, мотивы здесь отождествляются с потребностями. Видимо, это происходит из-за слишком большого разнообразия мотивов в различных видах деятельности, как уже отмечалось выше.

Еще один вариант классификации Мюррея включает два дополнительных вида потребностей: это созидательные потребности, цель которых в построении новых полезных мыслей или объектов, и негативные потребности, цель которых избежать или отсрочить возникновение неприятных и вредных условий. В современной психологии теория мотивации достижения успехов и мотивации избегания неудач разрабатывалась многими исследователями (Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, X. Хекхаузен и др.). Рассмотрим основные положения данной теории.

У людей есть два мотива, связанных с деятельностью: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Поведение людей, деятельность которых обусловлена этими мотивами, различается достаточно заметно. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой некую цель, достижение которой однозначно расценивается ими как успех. Они активно включаются в такую деятельность, выбирают средства, приближающие их к поставленной цели. Такие люди, берясь за какую-нибудь работу, уверены в том, что добьются успеха. Связанная с такой работой деятельность вызывает положительные эмоции, мобилизацию всех сил, сосредоточенность и концентрацию их действий в достижении поставленной цели.

Иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудач. Для них главным в деятельности является избегание поражения и неудачи, их действия подчинены именно этой цели. При этом человек проявляет неуверенность в себе, не верит в успех, боится критики.

Еще одним отличительным признаком людей, мотивированных на успех, является большая настойчивость в достижении поставленных целей. При этом такие индивиды обычно предпочитают задачи средней степени трудности. Люди с преобладанием мотивации избегания неудачи чаще выбирают задачи наиболее легкие или самые трудные. Исследователи описывают еще одно отличие в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу. Для человека, стремящегося к успеху, привлекательность задачи, стремление к ее решению после неудачи возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу, - падает. Отмечено, что люди, нацеленные на успех, после неудачи обычно добиваются лучших результатов, а те, кто с самого начала настроен на поражение, напротив, лучших результатов добиваются после успеха.

 

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте понятие «потребность». Как связаны потребности и активность человека?

2.Приведите примеры классификаций потребностей.

3. Какие компоненты образовывают структуру мотива в концепции Е.П. Ильина?

4. Расскажите, что отличает поведение людей, мотивированных достижением успеха

5. В чем схожи и чем отличаются понятия «мотив» и «потребность»?

 

Рекомендуемая литература

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. – М.; Воронеж, Ин-т практической психологии, 1995.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.

3. Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. – М., 1998.

4. Верещагина Л.А., Карелина И.М. Психология потребностей и мотивация персонала. – Харьков, 2002.

5. Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. – СПб., 2005.

6. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М., 2001.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2002.

8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М., 1983.

9. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 2006.

10. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – Мю, 1981.

11. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.

12. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб., 2003.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: