ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО. Проф. А. А. Красновский
{1592-1670)
I.
Я. А. Коменский родился 28 марта 1592 г. в неболь-
шом городке Нивнице в Моравии (Чехословакия), в семье
члена общины так называемых „богемских (чешских)
братьев". Сотепіиз, а по-чешски — Котепзку, было присвое-
но ему потому, что его родители переселились из ме-
стечка Комны. В студенческих списках Герборнского и
Гейдельбергского университетов его называют еще и
Кі\УПІгЄП8І8 (Нивниченский), КІ\УПІС2ЄПи8 (Нивниченец), а
также Niwanus (Ниванский), а еще позже—Сотепіиз Нип-
поЬго(іеп8і8 Могауиз (Коменский Венгеробродский Морава-
нин). Все эти три местности — Комна, Нивница, Венгерский
Брод — расположены по соседству. Присвоение Яну Амосу
такого рода фамилии объясняется тем, что в те времена
в Моравии фамильные имена еще не были окончательно
установлены.
В точности неизвестно, кто были родители Коменского.
Весьма распространено мнение, что отец его был мельни-
ком. Однако, по исследованиям проф. Новака в архивах
Венгерского Брода, выясняется только, что его отец был
весьма уважаемым членом „чешских братьев", имел дом
на площади этого местечка, в одном весьма важном про-
цессе представительствовал от общины „братьев".
Неизвестно также, как протекало воспитание Комен-
ского в раннем детстве. Предполагают, однако, что обес-
печенное имущественное положение отца Коменского и его
принадлежность к братству обеспечили Яну внимательное
воспитание в семье и в общинной школе.
Двенадцати лет Ян Амос Коменский, после смерти,
в 1604 г., родителей и двух сестер, остается круглым сиро-
той на попечении родственницы в г. Стражнице (Зігагпісе).
Здесь, в Стражннце, в течение одного сезона, 1604/05 гг.
Коменский посещает школу братства, повидимому, повы-
иленпого типа, которая развивает в нем любовь к родному
языку и усиливает вынесенную из семьи религиозность
в духе братства.
Только в 1608 г., после трехлетнего перерыва, 16 лет
от роду, Коменский поступает в латинскую щколу в Пре-
рове. Эта школа находилась под покровительством графа
Карла Жеротинского, просвещеннейшего человека своега
времени, получившего образование в гимназии известного
Иоганна Штурма в Страсбурге и в школах Швейцарии.
Школа в Прерове работала по уставу школы в Сент-Галл
(Saint-Gall). Несмотря на это, она мало чем отличалась от
обычных школ того времени. Глубокое несовершенство
постановки учебной работы, как в этой школе, так и в
других школах того времени, послужило для будущего
реформатора воспитания серьезным толчком к изысканию
более совершенной постановки учебно-воспитательного
дела. Недаром впоследствии Я. А. Коменский с грустью
вспоминал свои школьные годы стихом из Виргилия: „О,
если бы Юпитер возвратил мне прошедшие годы!" И вслед
за грустными воспоминаниями об этой школе Коменский
писал: „Прошедший день не возвратится, и нам остается
помогать подрастающему поколению"...
Уже в Прерове Коменский обнаружил блестящие даро-
вания и исключительную работоспособность. По окончании
школы, 30 марта 1611 г. Коменский поступает в Герборн-
ский университет в герцогстве Нассау, в котором господ-
ствовало кальвинистское богословие, наиболее родственное
религиозным взглядам братства.
В Герборнском университете на Коменского производят
наибольшее впечатление профессора Пискатор и, в особен-
ности, Альштед. Под влиянием этих профессоров зреют
философские и педагогические взгляды Коменского. Эти
мсе профессора ввели Коменского и в курс так назы-
ваемого „хилиазма", т. е. веры в тысячелетнее царство-
вание Христа на земле, когда будто бы и возможно будет
идеальное благополучие человека. Классовые источники
хилиазма. - по разъяснению Фр. Энгельса,—коренятся в тя-
желом положении плебеев того времени: „Плебеи в это-
время,—пип1ет Фр. Энгельс, -- были единственным классом,
сгояншим conepnieHHO вне официального обп1ества. Они
стояли вне как феодальных, так и городских связей.
У них не 6i,M() ни привилегий, ни собственности, пи даже
отягощенного тяжелыми повинностями владения, которое
супюстнонало у крестьян и мелких горожан. Они были
во всех отнон1еннях неимун1ими и бесправными;..." „Это
но.южеши' плебеев,— продолжает Энгельс, — объясняет
<9
\
мам, почему плебейская часть общества уже тогда не
могла ограничиться одной только борьбой против фео-
дализма и привилегированных горожан; почему она, по край-
ік'й мере в мечтах, должна была выйти за пределы едва
іарождавшего.ся тогда современного буржуазного общества;
почему она, не имея никакой собственности, должна была
уже подвергнуть сомнению учреждения, воззрения и пред-
сіавлеиия, общие всем покоящимся на классовых противо-
речиях общественным формам. Хилиастические мечтания
|)аннего христианства представляли для этого удобный опор-
ный пункт". Вместе с тем Энгельс разъясняет, что „пред-
иосхищение коммунизма фантазией стало в действитель-
ности предвосхищением современных буржуазных отно-
тспий"Ч
В Герборнском университете Коменский изучал мыслите-
лей древнего мира: Аристотеля, Платона, Цицерона, Сенеку
II др. Основательно познакомился с сочинениями гумани-
стов— Петра Рамуса и Людовика Вивеса-.
Однако богословие в те времена господствовало. „Это
верховное господство богословия во всех областях умст-
венной деятельности, — говорит Энгельс,— было в то же
время необходимым следствием того, что церковь явля-
лась наивысшим обобщением и санкцией существующего
феодального строя"
Это объясняет нам, почему и Коменский излагает свои
педагогические взгляды в религиозно-богословской обо-
лочке и часто приводит в подтверждение своих педагоги-
ческих взглядов тексты из так называемого „свяиіенного"
писания.
Не следует забывать, что Коменский жил и творил в то
время, когда, значительно подорванная реформационным
движением, католическая церковь повела ожесточен-
ную борьбу с малейшими отклонениями в вопросах
вероисповедания, а тем более—с проявлениями свободрмы-
слия. Огнем и мечом католическая церковь уничтожает
представителей научного мировоззрения. 17 февраля 1600 г.
был сожжен на костре смелый мыслитель Джордано Бруно.
В 1616 г. прошел первый процесс над величайшим астро-
номом Галилеем. В том же году католическая церковь
осудила учение Коперника. 1619 г. погиб на костре
автор „Диалогов о природе"—вольнодумец Лючинио Ванини.
В 1621 г. в Париже был сожжен Жан Фонтанье, обвинен-
ный в атеизме. В 1633 г. суд инквизиции вторично при-
влекает к ответственности Галилея, который под страхом
1К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с, Соч., т. VIII, 1930, стр. ] 30—131.
2 Пояснение имен см. в конце книги в „Указателе имен".
ЗК. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с, Соч., т. VIII, 1930, стр. 128.
смерти вынужден был отречься от своего правильного
учения. Это—далеко не полный список преступных убийств
и процессов, осуществленных католической церковью и
феодальной знатью.
Католическая церковь явилась вдохновительницей Три-
дцатилетней войны, непосредственно обрушившейся на го-
лову Коменского. Он потерял родину и обречен был в тече-
ние всей жизни на изгнание. С начала Тридцатилетней
войны жизненный путь Коменского тесно связался с чеш-
ским народом. Коменский искал для него поддержки
у отдельных представителей государств, противодейство-
вавших католической реакции, стремился всеми силами
облегчить положение своего народа.
Богословие и католическая реакция не заглушили в Ко-
менском здорового чутья реальной действительности. Фи-
лологические занятия натолкнули его на весьма плодо-
творный замысел собирания материалов дл я раскрытия
богатств и красот своего родного чешского языка. Еще
на университетской скамье он начал работу над ориги-
нальным для того времени сочинением „Linguae Bohemicae
Thesaurus" („Сокровищница богемского языка"). Это сделало
Коменского одним из первых филологов новых живых
национальных языков. К сожалению, это сочинение, над
которым Коменский работал более 40 лет, погибло в огне
при разгроме Лешно поляками в 1656 г. Там же, в универ-
ситете, под влиянием Альштеда зародилось у Коменского
и характерное для научного движения XVII в. стремление
создать энциклопедию знаний на родном чешском языке,
доступную широким народным массам.
В 1893 г. были открыты отдельные главы сочинения
Я. А. Коменского под заглавием „Amphiteatrum Universitatis
rerum" („Зрелище вселенной")^.
Интерес юного Коменского к реальным знаниям между
прочим сказался и в том, что впоследствии, будучи сту-
дентом в Гейдельберге в 1614 г., он приобрел известное
сочинение Коперника „De revolutionibus orbium coelestium"
(„О круговращении небесных светил").
Заслуживает также упоминания большая работа, кото-
рую Коменский проводил в связи с чтением книг. По со-
вету Альштеда и Жеротинского, он вел записи в виде вы-
писок и заметок о прочитанном, сопоставляя свои личные
наблюдения с мнением авторов. Эти записи Коменский вел
на чешском языке для того, чтобы, как он сам об этом
пишет, они впоследствии могли быть использованы „доро-
гими соотечественниками".
1 Отрывки этого сочинения опубликованы в „VeSkere Spisy", т. I,
стр. 55—129.
в 1612 г. на съезде немецких князей во Франкфурте
на Майне с проектом реформы преподавания выступил
Ратихий. И Коменский зачитывается как самим проектом
Ратихия, так и отзывами об этом материале выдающихся
профессоров того времени.
В 1613 г. Коменский предпринимает путеществие по Ев-
ропе и доходит до Амстердама. По возвращении из путе-
шествия он зачисляется в Гейдельбергский университет.
Этот университет так же, как и Герборнский, по направ-
лению богословской мысли был более родственен идеям чеш-
ских братьев. Болезнь заставляет Коменского прервать за-
нятия в Гейдельберге. Чтобы поправить здоровье, нужно
было переменить обстановку и отвлечься от изнуряющих
занятий. Коменский отправляется пешком из Гейдельберга
в Прагу, а оттуда возвращается на родину в Моравию.
Таким образом, Коменский завершает свое образование
путешествиями. Эти путешествия дали возможность Комен-
скому составить правильное впечатление о богатствах и
разнообразии природных условий, о промыслах и занятиях
лю^;ей, об особенностях нравов и языка, культуры и быта.
Все это, несомненно, расширило научные познания Комен-
ского, придало им жизненность и практическую значи-
мость.
Вся жизнь и деятельность Я. А. Коменского теснейшим
образом связана с исторической судьбой богемских (чеш-
ских) братьев, являвшихся в религиозно-политическом отно-
шении прямыми потомками гуситов. Известно, что чешский
богослов Ян Гус за свое учение, решительно отступавшее
от догматов католической церкви, по постановлению Кон-
станцского собора в 1415 г. был сожжен на костре.
Последователи Гуса разделились на два течения: умеренных
н более радикальных. Радикальные последователи Гуса,
названные впоследствии таборитами, вели борьбу с като-
лической церковью не только по вопросам религии, но и
по вопросам социально-политической жизни.
„У таборитов, — по замечанию • Энгельса, — под тео-
кратической оболочкой выступает даже республиканизм,
получивший дальнейшее развитие в конце XV и начале
XVI века у представителей плебейства в Германии" ^ Так
как табориты объединили преимущественно плебейские, де-
мократические слои, то против них выступили с вооружен-
пым_и силами знать и буржуазия. Истомленные 15-летней
борьбой, табориты в конце концов были разбиты.
1 к. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с, Соч., т. VIII, 1930, стр. 130. 11
Название „богемские братья" упрочилось за остатками
таборитов с 1459 г. Они жили как одна большая семья,
сосредоточившись в гористой местности Замберг на северо-
востоке Богемии.
„Чешские братья" вели энергичную трудовую жизнь,
укрепляли в своей среде принцип взаимопомощи, особо
заботились о детях в семье и в школе. В общинах чешских
братьев впервые начинает осуществляться всеобщее началь-
ное обучение. Сравнительно небольшое общество энергич-
ных людей стало вместе с тем и национальным объединением,
способствовавшим развитию чешского языка и литературы.
В церковной организации братства соблюдался принцип
выборности администрации, которая должна была забо-
титься о больных и бедных.
Вопросы, затрагивавшие братство в целом, в зависи-
мости от их важности, рассматривались на общих собраниях
или по округам^
По возвращении в 1614 г. в Преров, Коменский был на-
значен руководителем школы, в которой он раньше получил
среднее образование. Коменский с увлечениелМ отдается
педагогической деятельности. Здесь он применяет в своей
работе приемы, выдвинутые Ратихием. Составляет и свое
методическое руководство под заглавием „Огатта11сае
1ас1иог18 ргаесер1а" („Правила более легкой грамматики").
К сожалению, это сочинение утеряно, и мы знаем о нем
лишь из упоминания Коменского в предисловии к Ам-
стердамскому изданию его педагогических сочинений
в 1657 г.
Когда Коменскому исполнилось 24 года, братство из-
брало его в священники. А в 1618 г. его перевели в один
из цветущих городов Богемии, в Фульнек, на должность
священника с исполнением ректорских обязанностей в школе
братства.
В этом городе Коменский отдает все свои силы и вни-
мание членам своей общины, насаждает среди них до тех
пор неизвестное в этой местности пчеловодство. Он
с любовью занимается со своими учениками. Летом выводит
их за город и учит познавать и любить природу.
Все свободное время Коменский посвящает чтению.
Особенное внимание он уделяет изучению испанского фи-
лософа и педагога Людовика Вивеса. Знакомится с педа-
гогическими воззрениями Йог. Вал. Андреэ, которого, как
н Вивеса, он цитирует в своей „Великой Дидактике". Спо-
койствие жизни в г. Фульнеке вполне благоприятствовало
сосредоточенному чтению и размышлениям.
Одновременно здесь же Коменский занимался рисова-
нием и в частности картографией. Он прекрасно выполнил
карту Моравии, которая была напечатана в 1627 г. под
названием „Moraviae nova et post omnes priores accuratissime
delineatio" („Новая карта Моравии, тщательно исполненная
на основании прежних"). Эта карта много раз переиздавалась,
и ею пользовались в течение всего XVII в.
1618 год был последним спокойным годом деятельности
Я. А. Коменского, так как в том же году засверкали мол-
нии Тридцатилетней войны, обрекшей Коменского на ски-
тания до конца его жизни.
Первые удары Тридцатилетней войны обрушились на
Чехию, как на государство с наиболее радикальным проте-
стантским населением, непосредственно принадлежавшее
Габсбургам. Продвижение императорских войск в северо-
западном направлении к торговым водным путям угрожало
интересам Дании, Швеции, Голландии, Англии, Франции.
Этим объясняется роль этих государств в Тридцатилетней
войне и вместе с тем—в борьбе с католической реакцией,
а также, как увидим ниже, и то, почему Коменский в те-
чение всей последуюн1ей своей жизни находится в тесном
общении с представителями именно этих государств. С 1625
но 1629 г. в Тридцатилетней войне принимает деятельное
участие Дания; с 1629 но 1635 г. — Швеция и наконец
самый длительный период войны, с 1635 по 1648 г., протекал
при участии Франции.
К началу войны Чехия имела самостоятельность, предо-
ставленную ей по так называемой „Грамоте величества".
Когда чехов стали притеснять, они протестовали против
этого. На сейме магнатов, дворян и горожан произошла
так называемая „дефенестрация", т. е. выбрасывание из окна
двух советников, поддерживавших императора. С этого
момента и считается начало Тридцатилетней войны. В сле-
дующем, 1619, году Фердинанд Штирийский, несмотря па
протест Чехии, был избран императором и вместе с тем,
вопреки установившимся традициям, претендовал на чеш-
скую корону. Чехи отказались его признать, и призвали
в качестве короля Чехии курфюрста Пфальцского, главу
протестантской унии князей, зятя английского короля
Якова I.
Собрав войско, чехи вначале действовали успешно. Но за-
тем, в 1620 г. Фердинанд, опираясь на помощь своих союзни-
ков по католической лиге, Максимилиана Баварского и Аль-
брехта Испанского, разбил чешские войска в известной
битве при Белой горе. Фридрих Пфальцский позорно сбежал
в Голландию.
После этой битвы Чехия подверглась самым жестоким
притеснениям. Последовали казни, высылки с реквизицией
имущества и владений, изгнание священников, солдатские
постои... В 1621 г. испанские войска берут и сжигают
г. Фульнек. В огне погибают библиотека и рукописи жив-
шего там Коменского. Сам он спасается бегством, скрываясь
в окрестностях города.
В начале 1622 г. война приносит чуму, от которой поги-
бают жена, новорожденный ребенок и старший сын Комен-
ского.
После непродолжительных скитаний по Моравии, Ко-
менский находит приют во владениях графа Жеротинского
в Брандизе на Орлице. Здесь Коменский предается раз-
мышлениям о непрочности человеческой жизни. Эти раз-
мышления нашли свое выражение в сочинении, опублико-
ванном позже в Лешно в 1631 г. под Названием „Лабиринт
мира и рай сердца".
Между тем следовали один за другим декреты, жестоко
преслеловав1пне непокорных чехов. По замечанию француз-
ского историка Дени, пи в одной части габсбургской мо-
нархии католическая реакция не отличалась такой жесто-
костью и продолжительностью, как в Чехии. Это объяс-
няется уем, что нигде реформационное движение не пу-
стило таких глубоких корней, как в Чехии.
Пребывание Коменского в Брандизе на Орлице не мог-
ло больше продолжаться. Поэтому некоторое время он
скрывался на границе Силезии и Моравии. На совещании
старейшин братства в марте 1625 г. в деревне Дуб-
равица на Упе Коменский вместе с двумя другими пасто-
рами был избран для ведения переговоров в Лешно с Поль-
шей о предоставлении убежища изгнанникам. По дороге
^в Лешно Коменский виделся с прорицателем, Христофором
Коттером, предсказывавшим благоприятный для изгнанников
исход войны. Нужно заметить, что это был момент исклю-
чительного кризиса для Коменского и его народа. Поло-
жение Чехии было безнадежно. И при своем идеалистиче-
ском мировоззрении, Коменский готов был искать утешения
даже в прорицателях, тем более, что прорицания Коттера
соответствовали его страстному желанию видеть свою ро-
дину свободной.
По тем же причинам несколько позже Коменский по-
верил аналогичным пророчествам страдавшей галлюцина-
циями Христины Понятовской и еще позже—пророчествам
своего нжольного товарища Драбика. Впрочем, чтобы по-
пять это суеверие Коменского, следует вспомнить, что это
-была эпоха, когда Кеплер занимался астрологией, а Ньютон
•комментировал Апокалипсис Иоанна.
Во время своих путешествий в Лешно Коменский два
раза побывал в Берлине. Во время своего второго пребы-
вания в Берлине Коменский виделся с женой экс-короля
Фридриха Пфальцского и, по ее поручению, отвез в Гол-
ландию экс-королю сообшение о прорицании Коттера.
После этих путешествий, несмотря на опасности, Комен-
ский вместес другими „братьями" ещеХ)коло трех лет нахо-
дил приют во владениях сочувствовавшего братьям графа
Садовского в Слупне. Один из изгнанников, Иоанн Стадий,
занимался воспитанием детей графа и часто обращался за
советом к Коменскому. Однажды летом, во время прогул-
ки, Коменский и Стадий побывали в замке Вильчиц
и познакомились с хранившейся там известной библиоте-
кой дворянина Цильвара Зильберштейна. Здесь им попа-
•лась в руки незадолго перед тем изданная по-немецки ди-
дактика Ильи Бодина. Ознакомившись с содержанием этой
дидактики, Коменский решил написать такую же книгу
(дидактику) для своих соотечественников. Это намерение
было одобрено близкими к нему людьми, и здесь же в Слуп-
не Коменский набросал план дидактики и написал многие
главы.
Между тем преследования протестантов усиливались.
31/VII 1627 г. был опубликован императорский указ, ко-
торым католическое вероисповедание признавалось един-
ственным официальным вероисповеданием в Чехии. Знати и
городским сословиям предоставлялось 6 месяцев, в течение
которых они могли либо принять католичество, либо от-
казаться от своих имений и имущества и покинуть страну.
А крестьяне, не получившие права уходить из страны,
под угрозой жестоких притеснений обязаны были прини-
-мать католическое вероисповедание. Поэтому в феврале
1628 г. более 30 000 семей протестантов разных сосло-
вий: дворяне, купцы, ремесленники и крестьяне, покинули
родину. „Чешские братья" направились в Польшу, а Морав-
ские — в Венгрию. На границе, по словам Коменского, они
с горных вершин бросили последний взгляд на свою мно-
гострадальную родину; пали на колени, орошая родную
землю своими слезами...
В Польше Коменский вместе со своими соотечествен-
никами поселился в г. Лешно (по-латыни Lesna, по-немецки
Lissa). Первый период пребывания Коменского в Польше
является наиболее плодотворным временем для его педа-
гогических работ. Здесь Коменский преподает в гимназии.
Как член братства, вместе с двумя помощниками он зани-
2 Ян Амос Коиекския Uy
мается подготовкой молодых людей, посылаемых для до-
вершения образования за границу, а также ведет наблю-
дение за ходом их образования за границей. Эти обязан-
гіости отнимали у Коменского немного времени, и он
имеет возможность отдаться чтению. Он внимательно
изучает педагогические сочинения Ильи Бодина, Цецилия
Фрея, Ратихия, Любима, Рениуса, Гельвинуса и Йог. Вал.
Андреэ. К этому времени Коменскому уже хорошо были
известны взгляды на воспитание представителей церковной
реформации: Лютера, Кальвина и Меланхтона, опыт школ
иезуитов, а также реформированных школ в Женеве и в
Страсбурге. Он познакомился и с сочинениями наиболее
прогрессивных представителей педагогики XVI в.: Рабле и
Монтэня.
Наиболее сильное влияние на Коменского имели, не-
сомненно, Ратихий, Андреэ и Людовик Вивес.
Дидактические взгляды Ратихия неоднократно подверга-
лись видоизменениям и дополнениям как им самим, так и
пропагандистами его методов — гессенскими профессорами
Гельвигом и Юнгиусом. К. Раумер формулирует взгляды.
Ратихия в девяти следующих кратких положениях:
„1. Все согласно естественному порядку или течению.
2. Не более как одно что-либо за раз.
3. Должно многократно повторять одно и то же.
4. Все сначала на отечественном языке.
5. Все без принуждения.
6. Ничто не должно быть заучиваемо наизусть.
7. Однообразие во всех предметах.
8. Сначала предмет сам по себе, а затем уже руково-
дящие правила.
9. Все посредством опыта и исследования путем наве-
дения"Ч
Коменский неоднократно обращался к изучению дидакти-
ческих взглядов Ратихия, даже пытался установить с ним
личную переписку. Но по неизвестным причинам Ратихий
не ответил на письма Коменского. Не подлежит сомнению,
что дидактические взгляды Ратихия оказали на Коменского
значительное влияние. ^
В „Великой Дидактике" (см. „Привет читателям", § 14)
Коменский в образной форме подчеркивает преемствен-
ность своих взглядов по отношению ко взглядам Андреэ
п говорит о своем воодушевлении этим оригинальным пе-
дагогом. По свидетельству историков, Андреэ был исполнен
воодушевления и энергии и других заражал тем же. Он
восставал против механического обучения латинскому
. языку в ученых школах и такого же механического пре-
подавания катехизиса в начальных школах. Он был про-
тивником чисто словесного обучения и настаивал на изу-
чении прежде всего доступных детям реальных предметов
н их употребления в жизни.
Андреэ выступает против схоластической диалектики,
господствовавшей в школах, и высказывается за изучение
в школах естествознания и математики. В основу обучения
он полагает родной язык, что не исключает изучения ла-
тинского, греческого и еврейского языков, принятых в уче-
ных школах того времени в качестве обязательных пред-
метов. Он — сторонник всеобщего обучения без различия
происхождения и пола. Женщина, по его мнению, должна
быть так же образованна, как и мужчина. Андреэ восстает
против бесчеловечной жестокости учителей. Свои мечты
о всеобщем обучении Андреэ изложил в сочинении „Reipublicae
christianopolitanae descriptio („Описание христианского
государства"). В этом сочинении Андреэ подражает „Госу-
дарству солнца" Томазо Кампанеллы, но значительно
суживает идеи последнего. Андреэ не выходит из рамок
существовавшей в то время идеологии. Религиозное вос-
питание он считает сущностью и целью всего воспи-
тания, хотя полагает, что для христианина опасны не
науки, а ложное пользование ими.
Андреэ являлся вдохновителем благотворительной орга-
низации, так называемого „приюта красильщиков". Это
учреждение существовало в течение двух столетий и до-
ставило материальную помощь тысячам учащихся, учителям,
а также больным и покинутым вдовам и сиротам. Кипучая
деятельность Андреэ, нередко направленная на защиту инте-
ресов плебейской части общества, его смелые, часто пла-
менные, сатирические нападки по адресу.привилегированных
противников вызывали преследование его со стороны как
светских, так и духовных властей, обвинявших его в ереси.
Но Андреэ до смерти не слагал оружия и умер с характер-
ными словами: „Нам отрадно, что имена наши начертаны
в книге жизни".
Если от Ратихия, Андреэ, Томазо Кампанеллы и неко-
торых других Коменский мог взять идеи практической
педагогики, то у ряда других мыслителей XVI в. и
своего времени Коменский нашел теоретические основы для
своих дидактических взглядов. И здесь на первое место
нужно поставить ученого испанца — гуманиста Людовика
Вивеса (1492 1540). Его сочинение „De ап1ша et vita"
(1538) („О душе и жизни") считается предвестником новой,
эмпирической, психологии. Вивес стремился освободить
психологию от метафизики и теологии. Его не интересо-
иал вопрос, что такое душа, и он считал более важным
:!нать, как действует душа. Поэтому Вивес требовал, что-
бы опыт был основой всякого познания. Эмпирически-пси-
хологические взгляды проводил он и в своих педагогиче-
ских сочинениях. Именно эти идеи Коменский и цитирует
из Вивеса Ч
Коменский изучал и сочинения Томазо Кампанеллы
(1561—1626). Широкая картина его „Государства солнца",
не могла не повлиять на Коменского своими идеями всеоб-
щего образования и изучения мира в его наглядном изобра-
жении.
Людовика Вивеса, Томазо Кампанеллу и Бэкона Верулам-
ского Коменский считает славными реставраторами фи-
лософии (philosophiae restavratores gloriosi). О Бэконе Ко-
менский в течение всей своей жизни не переставал отзы-
ваться с уважением. Его „Instauratio magna" („Великое вос-
становление" ® Коменский назвал „блестящей авророй но-
вой эры". Коменский признавал, что Бэкон дал ключ к по-
ниманию природы и хотя не открыл всех ее тайн, но по-
казал, каким путем нужно итти, чтобы их раскрыть, ука-
зав на наблюдения и индукцию ^
Чтение авторов античного мира и нового времени вплот-
ную подводит Коменского к основным задачам научно-фи-
лософской мысли того времени.
В ту эпоху складывались основы новой науки и новой
философии в противоположность обветшавшему схоласти-
ческому мировоззрению средних веков. Все передовые фи-
лософы XVII столетия (Бэкон, Декарт, Локк, Спиноза, Лейб-
ниц) занимались проблемой метода научного познания ми-
ра как средства, с помощью которого можно было бы до-
стигнуть господства человека над природой. Подобно
передовым мыслителям своего времени, Коменский в
области философии ищет научного метода для педагоги-
ки, чтобы посредством обучения сделать человека не толь-
ко разумным, но и способным вести практически полезную
деятельность в условиях вновь складывающихся общест-
венных отношений.
Это характерное для передовых мыслителей XVII в. стрем-
ление посредством верного метода мышления подчинить
природу практическим потребностям человека отмечает
К.Маркс в „Капитале". „...Декарт, как и Бэкон,—говорит
он,— в изменении способа производства и в практическом
господстве человека над природой видел результат перемен
в методе мышления"\
* * *
Политические и военные обстоятельства благоприятно
сложились для Чехии с того времени, как в Тридцатилет-
нюю войну была вовлечена Швеция. В 1630 г. шведская армия
победоносно прошла Германию, вторглась в Богемию, взяла
Прагу, восстановила в Богемии протестантское вероиспове-
дание. У изгнанников появилась надежда на устойчивость
военных достижений Швеции и на скорое возвращение на
родину. Коменский торопится дописать последние главы
„Дидактики", тем более что развитие школьного образования
представлялось ему единственным надежным путем для вос-
становления Чехии и благополучия народа. Однако этому
труду Коменского, предназначавшемуся первоначально для
родного народа, еще долго не пришлось увидеть свет^.
Коменский в это же время написал одно из лучших своих
произведений („Schola materni gremil") „Школа материнского
лона" (или „Materna Schola", или „Schola infantiae" — „Мате-
ринская школа", по-чешски „Informatorium Skoly materske",
по-немецки „Informatorium der Mutterschule").
Для иллюстрации некоторых своих положений, выска-
занных в „Дидактике", Коменский задумал написать не-
большой учебник латинского языка. В основу этого учеб-
ника он положил правильную мысль: дать учащимся слова
в сочетании с реальными предметами. В это время один из
его друзей обратил его внимание на аналогичную книгу
ирландцев, бежавших в Испанию, братьев Гильома и Жана
Батэза и их сотрудника Стефана. Однако, ознакомившись
с этой книгой Коменский не совсем был ею удовлетворен
и в скором времени написал свою книгу. Первоначально
эта книга была издана в 1631 г. под названием „Janua Ип-
guarum et scientiarum omnium reserata" („Открытая дверь
языков и всех наук"). С изумительной быстротой она рас-
пространилась во всех странах Западной Европы, так что
Коменский не в состоянии был контролировать все изда-
ния. Кроме того, она была переведена на ряд восточных
языков. По замечанию Пьера Бэйля, „если бы Коменский
издал одну только эту книгу, он и тогда обессмертил бы
себя". „Открытая дверь языков" служила учебником в те-
чение XVII и XVIII вв. почти во всех странах. В Англии
в самом начале она вышла двумя изданиями. В Лейпциге
в 1635 г. она была названа „золотой книгой". Из Англии
она занесена была в северо-американские колонии. Первое
фрашгузское издание появилось в Женеве в 1635 г., а затем
в Париже в 1642 г. Книга была принята даже в школах
иезуитов. Кроме того, два раза была переиздана во Франции
в XIX в.: в 1815 и в 1898 гг. Сам Коменский находил,
однако, эту книгу трудной для начинающих изучать латин-
ский язык, и в 1633 г. издал работу: „Januae linguarum ге-
seratae Vestibulum, quo primus ad latinam linguam aditus tirunculis
paretur" (Вестибулюм для новичков, подготовляющихся
к изучению Открытой двери). Как показывает самое назва-
ние „Вестибулюм", эта книга предназначалась в качестве
первоначального подготовительного руководства для присту-
пающих к изучению „Открытой двери языков".
В это же время Коменский работает над собиранием
чешских пословиц, предполагая впоследствии издать „Adagiorum
Bohemicorum farrago" („Собрание богемских пословиц").
За недостатком средств эта книга осталась неизданной.
В 1631 г. чума распространяется в Польше. Напуганные
поляки не принимают никаких мер борьбы с бедствием и
готовы обвинять в несчастьи „чешских братьев", которые
ухаживали за больными. Коменский пишет трактат о при-
чинах заразы чумой, защищает своих соотечественников и
дает советы, как избежать заразы.
Интерес Коменского к реальным знаниям сказался в его
работе по физике, написанной им в 1632 г., „Physicae ad
lumen divinum reformatae synopsis" („Обзор физики"). Этот же
предмет он преподавал в высшем классе в школе вЛешно:
Rerum naturalium scientia, quod a natura est non ab arte. (По-
знание естественных вещей из природы, а не из науки).
Физика Коменского имела исключительный успех. Она
была издана: 1) в Лейпциге в 1633 г., 2) в Амстердаме в том
же, 1633, году, 3) в Париже в 1647 г., 4) в Лондоне в 1651 г.
на английском языке, 5) расширенное издание на латинском
языке в Амстердаме в 1663 г., 6) новейшее издание в 1702 г.
в Галле.
В то же время Коменский написал: „Astronomia ad lumen
physicum reformanda („Астрономия должна быть реформи-
рована в свете физики"). Это сочинение утеряно.
4632 год принес изгнанникам удар за ударом: победы
императорских войск заставили шведов отступить в Саксо-
нию, оставив Прагу; 16 ноября был смертельно ранен Густав-
Адольф в битве под Лютценом, 25/XI умер экс-король Бо-
гемии Фридрих Пфальцский. Все это лишало изгнанников
надеисды на скорое возвращение на родину.
При таких тяжелых обстоятельствах осенью 1632 г. си-
нод избрал Коменского в старейшины общины с обязан-
ностями секретаря. И тут к заботам о молодых людях, по-
лучающих образование за границей, у Коменского присо-
единилась еще одна большая работа: вместе со своими
помощниками Коменский должен был подготовить к изда-
нию — на чешском языке с переводом на латинский язык —
„Устав братства" и „Историю преследований чешской
церкви".
Между тем, Коменский затевал уже новую научно-пе-
дагогическую работу, которой он любовно занимался до
конца своей жизни, но, к сожалению, так и не успел за-
кончить. Первоначально он хотел назвать эту работу, „Janua
rerum", т. е. „Дверь вещей", по примеру „Janua linguarum"..
А затем, когда он узнал, что профессор Лоренберг в Ро-
стоке опубликовал аналогичное сочинение под заглавием
„Pansophia Sive Pädia philophica" (Всеобщая мудрость, или
философское воспитание), Коменский в противоположность
этому решил составить энцик.юпедию всех наук, вдохно-