ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ




ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО. Проф. А. А. Красновский

{1592-1670)

I.

Я. А. Коменский родился 28 марта 1592 г. в неболь-

шом городке Нивнице в Моравии (Чехословакия), в семье

члена общины так называемых „богемских (чешских)

братьев". Сотепіиз, а по-чешски — Котепзку, было присвое-

но ему потому, что его родители переселились из ме-

стечка Комны. В студенческих списках Герборнского и

Гейдельбергского университетов его называют еще и

Кі\УПІгЄП8І8 (Нивниченский), КІ\УПІС2ЄПи8 (Нивниченец), а

также Niwanus (Ниванский), а еще позже—Сотепіиз Нип-

поЬго(іеп8і8 Могауиз (Коменский Венгеробродский Морава-

нин). Все эти три местности — Комна, Нивница, Венгерский

Брод — расположены по соседству. Присвоение Яну Амосу

такого рода фамилии объясняется тем, что в те времена

в Моравии фамильные имена еще не были окончательно

установлены.

В точности неизвестно, кто были родители Коменского.

Весьма распространено мнение, что отец его был мельни-

ком. Однако, по исследованиям проф. Новака в архивах

Венгерского Брода, выясняется только, что его отец был

весьма уважаемым членом „чешских братьев", имел дом

на площади этого местечка, в одном весьма важном про-

цессе представительствовал от общины „братьев".

Неизвестно также, как протекало воспитание Комен-

ского в раннем детстве. Предполагают, однако, что обес-

печенное имущественное положение отца Коменского и его

принадлежность к братству обеспечили Яну внимательное

воспитание в семье и в общинной школе.

Двенадцати лет Ян Амос Коменский, после смерти,

в 1604 г., родителей и двух сестер, остается круглым сиро-

той на попечении родственницы в г. Стражнице (Зігагпісе).

Здесь, в Стражннце, в течение одного сезона, 1604/05 гг.

Коменский посещает школу братства, повидимому, повы-

иленпого типа, которая развивает в нем любовь к родному

языку и усиливает вынесенную из семьи религиозность

в духе братства.

Только в 1608 г., после трехлетнего перерыва, 16 лет

от роду, Коменский поступает в латинскую щколу в Пре-

рове. Эта школа находилась под покровительством графа

Карла Жеротинского, просвещеннейшего человека своега

времени, получившего образование в гимназии известного

Иоганна Штурма в Страсбурге и в школах Швейцарии.

Школа в Прерове работала по уставу школы в Сент-Галл

(Saint-Gall). Несмотря на это, она мало чем отличалась от

обычных школ того времени. Глубокое несовершенство

постановки учебной работы, как в этой школе, так и в

других школах того времени, послужило для будущего

реформатора воспитания серьезным толчком к изысканию

более совершенной постановки учебно-воспитательного

дела. Недаром впоследствии Я. А. Коменский с грустью

вспоминал свои школьные годы стихом из Виргилия: „О,

если бы Юпитер возвратил мне прошедшие годы!" И вслед

за грустными воспоминаниями об этой школе Коменский

писал: „Прошедший день не возвратится, и нам остается

помогать подрастающему поколению"...

Уже в Прерове Коменский обнаружил блестящие даро-

вания и исключительную работоспособность. По окончании

школы, 30 марта 1611 г. Коменский поступает в Герборн-

ский университет в герцогстве Нассау, в котором господ-

ствовало кальвинистское богословие, наиболее родственное

религиозным взглядам братства.

В Герборнском университете на Коменского производят

наибольшее впечатление профессора Пискатор и, в особен-

ности, Альштед. Под влиянием этих профессоров зреют

философские и педагогические взгляды Коменского. Эти

мсе профессора ввели Коменского и в курс так назы-

ваемого „хилиазма", т. е. веры в тысячелетнее царство-

вание Христа на земле, когда будто бы и возможно будет

идеальное благополучие человека. Классовые источники

хилиазма. - по разъяснению Фр. Энгельса,—коренятся в тя-

желом положении плебеев того времени: „Плебеи в это-

время,—пип1ет Фр. Энгельс, -- были единственным классом,

сгояншим conepnieHHO вне официального обп1ества. Они

стояли вне как феодальных, так и городских связей.

У них не 6i,M() ни привилегий, ни собственности, пи даже

отягощенного тяжелыми повинностями владения, которое

супюстнонало у крестьян и мелких горожан. Они были

во всех отнон1еннях неимун1ими и бесправными;..." „Это

но.южеши' плебеев,— продолжает Энгельс, — объясняет

<9

\

мам, почему плебейская часть общества уже тогда не

могла ограничиться одной только борьбой против фео-

дализма и привилегированных горожан; почему она, по край-

ік'й мере в мечтах, должна была выйти за пределы едва

іарождавшего.ся тогда современного буржуазного общества;

почему она, не имея никакой собственности, должна была

уже подвергнуть сомнению учреждения, воззрения и пред-

сіавлеиия, общие всем покоящимся на классовых противо-

речиях общественным формам. Хилиастические мечтания

|)аннего христианства представляли для этого удобный опор-

ный пункт". Вместе с тем Энгельс разъясняет, что „пред-

иосхищение коммунизма фантазией стало в действитель-

ности предвосхищением современных буржуазных отно-

тспий"Ч

В Герборнском университете Коменский изучал мыслите-

лей древнего мира: Аристотеля, Платона, Цицерона, Сенеку

II др. Основательно познакомился с сочинениями гумани-

стов— Петра Рамуса и Людовика Вивеса-.

Однако богословие в те времена господствовало. „Это

верховное господство богословия во всех областях умст-

венной деятельности, — говорит Энгельс,— было в то же

время необходимым следствием того, что церковь явля-

лась наивысшим обобщением и санкцией существующего

феодального строя"

Это объясняет нам, почему и Коменский излагает свои

педагогические взгляды в религиозно-богословской обо-

лочке и часто приводит в подтверждение своих педагоги-

ческих взглядов тексты из так называемого „свяиіенного"

писания.

Не следует забывать, что Коменский жил и творил в то

время, когда, значительно подорванная реформационным

движением, католическая церковь повела ожесточен-

ную борьбу с малейшими отклонениями в вопросах

вероисповедания, а тем более—с проявлениями свободрмы-

слия. Огнем и мечом католическая церковь уничтожает

представителей научного мировоззрения. 17 февраля 1600 г.

был сожжен на костре смелый мыслитель Джордано Бруно.

В 1616 г. прошел первый процесс над величайшим астро-

номом Галилеем. В том же году католическая церковь

осудила учение Коперника. 1619 г. погиб на костре

автор „Диалогов о природе"—вольнодумец Лючинио Ванини.

В 1621 г. в Париже был сожжен Жан Фонтанье, обвинен-

ный в атеизме. В 1633 г. суд инквизиции вторично при-

влекает к ответственности Галилея, который под страхом

1К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с, Соч., т. VIII, 1930, стр. ] 30—131.

2 Пояснение имен см. в конце книги в „Указателе имен".

ЗК. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с, Соч., т. VIII, 1930, стр. 128.

смерти вынужден был отречься от своего правильного

учения. Это—далеко не полный список преступных убийств

и процессов, осуществленных католической церковью и

феодальной знатью.

Католическая церковь явилась вдохновительницей Три-

дцатилетней войны, непосредственно обрушившейся на го-

лову Коменского. Он потерял родину и обречен был в тече-

ние всей жизни на изгнание. С начала Тридцатилетней

войны жизненный путь Коменского тесно связался с чеш-

ским народом. Коменский искал для него поддержки

у отдельных представителей государств, противодейство-

вавших католической реакции, стремился всеми силами

облегчить положение своего народа.

Богословие и католическая реакция не заглушили в Ко-

менском здорового чутья реальной действительности. Фи-

лологические занятия натолкнули его на весьма плодо-

творный замысел собирания материалов дл я раскрытия

богатств и красот своего родного чешского языка. Еще

на университетской скамье он начал работу над ориги-

нальным для того времени сочинением „Linguae Bohemicae

Thesaurus" („Сокровищница богемского языка"). Это сделало

Коменского одним из первых филологов новых живых

национальных языков. К сожалению, это сочинение, над

которым Коменский работал более 40 лет, погибло в огне

при разгроме Лешно поляками в 1656 г. Там же, в универ-

ситете, под влиянием Альштеда зародилось у Коменского

и характерное для научного движения XVII в. стремление

создать энциклопедию знаний на родном чешском языке,

доступную широким народным массам.

В 1893 г. были открыты отдельные главы сочинения

Я. А. Коменского под заглавием „Amphiteatrum Universitatis

rerum" („Зрелище вселенной")^.

Интерес юного Коменского к реальным знаниям между

прочим сказался и в том, что впоследствии, будучи сту-

дентом в Гейдельберге в 1614 г., он приобрел известное

сочинение Коперника „De revolutionibus orbium coelestium"

(„О круговращении небесных светил").

Заслуживает также упоминания большая работа, кото-

рую Коменский проводил в связи с чтением книг. По со-

вету Альштеда и Жеротинского, он вел записи в виде вы-

писок и заметок о прочитанном, сопоставляя свои личные

наблюдения с мнением авторов. Эти записи Коменский вел

на чешском языке для того, чтобы, как он сам об этом

пишет, они впоследствии могли быть использованы „доро-

гими соотечественниками".

1 Отрывки этого сочинения опубликованы в „VeSkere Spisy", т. I,

стр. 55—129.

в 1612 г. на съезде немецких князей во Франкфурте

на Майне с проектом реформы преподавания выступил

Ратихий. И Коменский зачитывается как самим проектом

Ратихия, так и отзывами об этом материале выдающихся

профессоров того времени.

В 1613 г. Коменский предпринимает путеществие по Ев-

ропе и доходит до Амстердама. По возвращении из путе-

шествия он зачисляется в Гейдельбергский университет.

Этот университет так же, как и Герборнский, по направ-

лению богословской мысли был более родственен идеям чеш-

ских братьев. Болезнь заставляет Коменского прервать за-

нятия в Гейдельберге. Чтобы поправить здоровье, нужно

было переменить обстановку и отвлечься от изнуряющих

занятий. Коменский отправляется пешком из Гейдельберга

в Прагу, а оттуда возвращается на родину в Моравию.

Таким образом, Коменский завершает свое образование

путешествиями. Эти путешествия дали возможность Комен-

скому составить правильное впечатление о богатствах и

разнообразии природных условий, о промыслах и занятиях

лю^;ей, об особенностях нравов и языка, культуры и быта.

Все это, несомненно, расширило научные познания Комен-

ского, придало им жизненность и практическую значи-

мость.

Вся жизнь и деятельность Я. А. Коменского теснейшим

образом связана с исторической судьбой богемских (чеш-

ских) братьев, являвшихся в религиозно-политическом отно-

шении прямыми потомками гуситов. Известно, что чешский

богослов Ян Гус за свое учение, решительно отступавшее

от догматов католической церкви, по постановлению Кон-

станцского собора в 1415 г. был сожжен на костре.

Последователи Гуса разделились на два течения: умеренных

н более радикальных. Радикальные последователи Гуса,

названные впоследствии таборитами, вели борьбу с като-

лической церковью не только по вопросам религии, но и

по вопросам социально-политической жизни.

„У таборитов, — по замечанию • Энгельса, — под тео-

кратической оболочкой выступает даже республиканизм,

получивший дальнейшее развитие в конце XV и начале

XVI века у представителей плебейства в Германии" ^ Так

как табориты объединили преимущественно плебейские, де-

мократические слои, то против них выступили с вооружен-

пым_и силами знать и буржуазия. Истомленные 15-летней

борьбой, табориты в конце концов были разбиты.

1 к. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с, Соч., т. VIII, 1930, стр. 130. 11

Название „богемские братья" упрочилось за остатками

таборитов с 1459 г. Они жили как одна большая семья,

сосредоточившись в гористой местности Замберг на северо-

востоке Богемии.

„Чешские братья" вели энергичную трудовую жизнь,

укрепляли в своей среде принцип взаимопомощи, особо

заботились о детях в семье и в школе. В общинах чешских

братьев впервые начинает осуществляться всеобщее началь-

ное обучение. Сравнительно небольшое общество энергич-

ных людей стало вместе с тем и национальным объединением,

способствовавшим развитию чешского языка и литературы.

В церковной организации братства соблюдался принцип

выборности администрации, которая должна была забо-

титься о больных и бедных.

Вопросы, затрагивавшие братство в целом, в зависи-

мости от их важности, рассматривались на общих собраниях

или по округам^

По возвращении в 1614 г. в Преров, Коменский был на-

значен руководителем школы, в которой он раньше получил

среднее образование. Коменский с увлечениелМ отдается

педагогической деятельности. Здесь он применяет в своей

работе приемы, выдвинутые Ратихием. Составляет и свое

методическое руководство под заглавием „Огатта11сае

1ас1иог18 ргаесер1а" („Правила более легкой грамматики").

К сожалению, это сочинение утеряно, и мы знаем о нем

лишь из упоминания Коменского в предисловии к Ам-

стердамскому изданию его педагогических сочинений

в 1657 г.

Когда Коменскому исполнилось 24 года, братство из-

брало его в священники. А в 1618 г. его перевели в один

из цветущих городов Богемии, в Фульнек, на должность

священника с исполнением ректорских обязанностей в школе

братства.

В этом городе Коменский отдает все свои силы и вни-

мание членам своей общины, насаждает среди них до тех

пор неизвестное в этой местности пчеловодство. Он

с любовью занимается со своими учениками. Летом выводит

их за город и учит познавать и любить природу.

Все свободное время Коменский посвящает чтению.

Особенное внимание он уделяет изучению испанского фи-

лософа и педагога Людовика Вивеса. Знакомится с педа-

гогическими воззрениями Йог. Вал. Андреэ, которого, как

н Вивеса, он цитирует в своей „Великой Дидактике". Спо-

койствие жизни в г. Фульнеке вполне благоприятствовало

сосредоточенному чтению и размышлениям.

Одновременно здесь же Коменский занимался рисова-

нием и в частности картографией. Он прекрасно выполнил

карту Моравии, которая была напечатана в 1627 г. под

названием „Moraviae nova et post omnes priores accuratissime

delineatio" („Новая карта Моравии, тщательно исполненная

на основании прежних"). Эта карта много раз переиздавалась,

и ею пользовались в течение всего XVII в.

1618 год был последним спокойным годом деятельности

Я. А. Коменского, так как в том же году засверкали мол-

нии Тридцатилетней войны, обрекшей Коменского на ски-

тания до конца его жизни.

Первые удары Тридцатилетней войны обрушились на

Чехию, как на государство с наиболее радикальным проте-

стантским населением, непосредственно принадлежавшее

Габсбургам. Продвижение императорских войск в северо-

западном направлении к торговым водным путям угрожало

интересам Дании, Швеции, Голландии, Англии, Франции.

Этим объясняется роль этих государств в Тридцатилетней

войне и вместе с тем—в борьбе с католической реакцией,

а также, как увидим ниже, и то, почему Коменский в те-

чение всей последуюн1ей своей жизни находится в тесном

общении с представителями именно этих государств. С 1625

но 1629 г. в Тридцатилетней войне принимает деятельное

участие Дания; с 1629 но 1635 г. — Швеция и наконец

самый длительный период войны, с 1635 по 1648 г., протекал

при участии Франции.

К началу войны Чехия имела самостоятельность, предо-

ставленную ей по так называемой „Грамоте величества".

Когда чехов стали притеснять, они протестовали против

этого. На сейме магнатов, дворян и горожан произошла

так называемая „дефенестрация", т. е. выбрасывание из окна

двух советников, поддерживавших императора. С этого

момента и считается начало Тридцатилетней войны. В сле-

дующем, 1619, году Фердинанд Штирийский, несмотря па

протест Чехии, был избран императором и вместе с тем,

вопреки установившимся традициям, претендовал на чеш-

скую корону. Чехи отказались его признать, и призвали

в качестве короля Чехии курфюрста Пфальцского, главу

протестантской унии князей, зятя английского короля

Якова I.

Собрав войско, чехи вначале действовали успешно. Но за-

тем, в 1620 г. Фердинанд, опираясь на помощь своих союзни-

ков по католической лиге, Максимилиана Баварского и Аль-

брехта Испанского, разбил чешские войска в известной

битве при Белой горе. Фридрих Пфальцский позорно сбежал

в Голландию.

После этой битвы Чехия подверглась самым жестоким

притеснениям. Последовали казни, высылки с реквизицией

имущества и владений, изгнание священников, солдатские

постои... В 1621 г. испанские войска берут и сжигают

г. Фульнек. В огне погибают библиотека и рукописи жив-

шего там Коменского. Сам он спасается бегством, скрываясь

в окрестностях города.

В начале 1622 г. война приносит чуму, от которой поги-

бают жена, новорожденный ребенок и старший сын Комен-

ского.

После непродолжительных скитаний по Моравии, Ко-

менский находит приют во владениях графа Жеротинского

в Брандизе на Орлице. Здесь Коменский предается раз-

мышлениям о непрочности человеческой жизни. Эти раз-

мышления нашли свое выражение в сочинении, опублико-

ванном позже в Лешно в 1631 г. под Названием „Лабиринт

мира и рай сердца".

Между тем следовали один за другим декреты, жестоко

преслеловав1пне непокорных чехов. По замечанию француз-

ского историка Дени, пи в одной части габсбургской мо-

нархии католическая реакция не отличалась такой жесто-

костью и продолжительностью, как в Чехии. Это объяс-

няется уем, что нигде реформационное движение не пу-

стило таких глубоких корней, как в Чехии.

Пребывание Коменского в Брандизе на Орлице не мог-

ло больше продолжаться. Поэтому некоторое время он

скрывался на границе Силезии и Моравии. На совещании

старейшин братства в марте 1625 г. в деревне Дуб-

равица на Упе Коменский вместе с двумя другими пасто-

рами был избран для ведения переговоров в Лешно с Поль-

шей о предоставлении убежища изгнанникам. По дороге

^в Лешно Коменский виделся с прорицателем, Христофором

Коттером, предсказывавшим благоприятный для изгнанников

исход войны. Нужно заметить, что это был момент исклю-

чительного кризиса для Коменского и его народа. Поло-

жение Чехии было безнадежно. И при своем идеалистиче-

ском мировоззрении, Коменский готов был искать утешения

даже в прорицателях, тем более, что прорицания Коттера

соответствовали его страстному желанию видеть свою ро-

дину свободной.

По тем же причинам несколько позже Коменский по-

верил аналогичным пророчествам страдавшей галлюцина-

циями Христины Понятовской и еще позже—пророчествам

своего нжольного товарища Драбика. Впрочем, чтобы по-

пять это суеверие Коменского, следует вспомнить, что это

-была эпоха, когда Кеплер занимался астрологией, а Ньютон

•комментировал Апокалипсис Иоанна.

Во время своих путешествий в Лешно Коменский два

раза побывал в Берлине. Во время своего второго пребы-

вания в Берлине Коменский виделся с женой экс-короля

Фридриха Пфальцского и, по ее поручению, отвез в Гол-

ландию экс-королю сообшение о прорицании Коттера.

После этих путешествий, несмотря на опасности, Комен-

ский вместес другими „братьями" ещеХ)коло трех лет нахо-

дил приют во владениях сочувствовавшего братьям графа

Садовского в Слупне. Один из изгнанников, Иоанн Стадий,

занимался воспитанием детей графа и часто обращался за

советом к Коменскому. Однажды летом, во время прогул-

ки, Коменский и Стадий побывали в замке Вильчиц

и познакомились с хранившейся там известной библиоте-

кой дворянина Цильвара Зильберштейна. Здесь им попа-

•лась в руки незадолго перед тем изданная по-немецки ди-

дактика Ильи Бодина. Ознакомившись с содержанием этой

дидактики, Коменский решил написать такую же книгу

(дидактику) для своих соотечественников. Это намерение

было одобрено близкими к нему людьми, и здесь же в Слуп-

не Коменский набросал план дидактики и написал многие

главы.

Между тем преследования протестантов усиливались.

31/VII 1627 г. был опубликован императорский указ, ко-

торым католическое вероисповедание признавалось един-

ственным официальным вероисповеданием в Чехии. Знати и

городским сословиям предоставлялось 6 месяцев, в течение

которых они могли либо принять католичество, либо от-

казаться от своих имений и имущества и покинуть страну.

А крестьяне, не получившие права уходить из страны,

под угрозой жестоких притеснений обязаны были прини-

-мать католическое вероисповедание. Поэтому в феврале

1628 г. более 30 000 семей протестантов разных сосло-

вий: дворяне, купцы, ремесленники и крестьяне, покинули

родину. „Чешские братья" направились в Польшу, а Морав-

ские — в Венгрию. На границе, по словам Коменского, они

с горных вершин бросили последний взгляд на свою мно-

гострадальную родину; пали на колени, орошая родную

землю своими слезами...

В Польше Коменский вместе со своими соотечествен-

никами поселился в г. Лешно (по-латыни Lesna, по-немецки

Lissa). Первый период пребывания Коменского в Польше

является наиболее плодотворным временем для его педа-

гогических работ. Здесь Коменский преподает в гимназии.

Как член братства, вместе с двумя помощниками он зани-

2 Ян Амос Коиекския Uy

мается подготовкой молодых людей, посылаемых для до-

вершения образования за границу, а также ведет наблю-

дение за ходом их образования за границей. Эти обязан-

гіости отнимали у Коменского немного времени, и он

имеет возможность отдаться чтению. Он внимательно

изучает педагогические сочинения Ильи Бодина, Цецилия

Фрея, Ратихия, Любима, Рениуса, Гельвинуса и Йог. Вал.

Андреэ. К этому времени Коменскому уже хорошо были

известны взгляды на воспитание представителей церковной

реформации: Лютера, Кальвина и Меланхтона, опыт школ

иезуитов, а также реформированных школ в Женеве и в

Страсбурге. Он познакомился и с сочинениями наиболее

прогрессивных представителей педагогики XVI в.: Рабле и

Монтэня.

Наиболее сильное влияние на Коменского имели, не-

сомненно, Ратихий, Андреэ и Людовик Вивес.

Дидактические взгляды Ратихия неоднократно подверга-

лись видоизменениям и дополнениям как им самим, так и

пропагандистами его методов — гессенскими профессорами

Гельвигом и Юнгиусом. К. Раумер формулирует взгляды.

Ратихия в девяти следующих кратких положениях:

„1. Все согласно естественному порядку или течению.

2. Не более как одно что-либо за раз.

3. Должно многократно повторять одно и то же.

4. Все сначала на отечественном языке.

5. Все без принуждения.

6. Ничто не должно быть заучиваемо наизусть.

7. Однообразие во всех предметах.

8. Сначала предмет сам по себе, а затем уже руково-

дящие правила.

9. Все посредством опыта и исследования путем наве-

дения"Ч

Коменский неоднократно обращался к изучению дидакти-

ческих взглядов Ратихия, даже пытался установить с ним

личную переписку. Но по неизвестным причинам Ратихий

не ответил на письма Коменского. Не подлежит сомнению,

что дидактические взгляды Ратихия оказали на Коменского

значительное влияние. ^

В „Великой Дидактике" (см. „Привет читателям", § 14)

Коменский в образной форме подчеркивает преемствен-

ность своих взглядов по отношению ко взглядам Андреэ

п говорит о своем воодушевлении этим оригинальным пе-

дагогом. По свидетельству историков, Андреэ был исполнен

воодушевления и энергии и других заражал тем же. Он

восставал против механического обучения латинскому

. языку в ученых школах и такого же механического пре-

подавания катехизиса в начальных школах. Он был про-

тивником чисто словесного обучения и настаивал на изу-

чении прежде всего доступных детям реальных предметов

н их употребления в жизни.

Андреэ выступает против схоластической диалектики,

господствовавшей в школах, и высказывается за изучение

в школах естествознания и математики. В основу обучения

он полагает родной язык, что не исключает изучения ла-

тинского, греческого и еврейского языков, принятых в уче-

ных школах того времени в качестве обязательных пред-

метов. Он — сторонник всеобщего обучения без различия

происхождения и пола. Женщина, по его мнению, должна

быть так же образованна, как и мужчина. Андреэ восстает

против бесчеловечной жестокости учителей. Свои мечты

о всеобщем обучении Андреэ изложил в сочинении „Reipublicae

christianopolitanae descriptio („Описание христианского

государства"). В этом сочинении Андреэ подражает „Госу-

дарству солнца" Томазо Кампанеллы, но значительно

суживает идеи последнего. Андреэ не выходит из рамок

существовавшей в то время идеологии. Религиозное вос-

питание он считает сущностью и целью всего воспи-

тания, хотя полагает, что для христианина опасны не

науки, а ложное пользование ими.

Андреэ являлся вдохновителем благотворительной орга-

низации, так называемого „приюта красильщиков". Это

учреждение существовало в течение двух столетий и до-

ставило материальную помощь тысячам учащихся, учителям,

а также больным и покинутым вдовам и сиротам. Кипучая

деятельность Андреэ, нередко направленная на защиту инте-

ресов плебейской части общества, его смелые, часто пла-

менные, сатирические нападки по адресу.привилегированных

противников вызывали преследование его со стороны как

светских, так и духовных властей, обвинявших его в ереси.

Но Андреэ до смерти не слагал оружия и умер с характер-

ными словами: „Нам отрадно, что имена наши начертаны

в книге жизни".

Если от Ратихия, Андреэ, Томазо Кампанеллы и неко-

торых других Коменский мог взять идеи практической

педагогики, то у ряда других мыслителей XVI в. и

своего времени Коменский нашел теоретические основы для

своих дидактических взглядов. И здесь на первое место

нужно поставить ученого испанца — гуманиста Людовика

Вивеса (1492 1540). Его сочинение „De ап1ша et vita"

(1538) („О душе и жизни") считается предвестником новой,

эмпирической, психологии. Вивес стремился освободить

психологию от метафизики и теологии. Его не интересо-

иал вопрос, что такое душа, и он считал более важным

:!нать, как действует душа. Поэтому Вивес требовал, что-

бы опыт был основой всякого познания. Эмпирически-пси-

хологические взгляды проводил он и в своих педагогиче-

ских сочинениях. Именно эти идеи Коменский и цитирует

из Вивеса Ч

Коменский изучал и сочинения Томазо Кампанеллы

(1561—1626). Широкая картина его „Государства солнца",

не могла не повлиять на Коменского своими идеями всеоб-

щего образования и изучения мира в его наглядном изобра-

жении.

Людовика Вивеса, Томазо Кампанеллу и Бэкона Верулам-

ского Коменский считает славными реставраторами фи-

лософии (philosophiae restavratores gloriosi). О Бэконе Ко-

менский в течение всей своей жизни не переставал отзы-

ваться с уважением. Его „Instauratio magna" („Великое вос-

становление" ® Коменский назвал „блестящей авророй но-

вой эры". Коменский признавал, что Бэкон дал ключ к по-

ниманию природы и хотя не открыл всех ее тайн, но по-

казал, каким путем нужно итти, чтобы их раскрыть, ука-

зав на наблюдения и индукцию ^

Чтение авторов античного мира и нового времени вплот-

ную подводит Коменского к основным задачам научно-фи-

лософской мысли того времени.

В ту эпоху складывались основы новой науки и новой

философии в противоположность обветшавшему схоласти-

ческому мировоззрению средних веков. Все передовые фи-

лософы XVII столетия (Бэкон, Декарт, Локк, Спиноза, Лейб-

ниц) занимались проблемой метода научного познания ми-

ра как средства, с помощью которого можно было бы до-

стигнуть господства человека над природой. Подобно

передовым мыслителям своего времени, Коменский в

области философии ищет научного метода для педагоги-

ки, чтобы посредством обучения сделать человека не толь-

ко разумным, но и способным вести практически полезную

деятельность в условиях вновь складывающихся общест-

венных отношений.

Это характерное для передовых мыслителей XVII в. стрем-

ление посредством верного метода мышления подчинить

природу практическим потребностям человека отмечает

К.Маркс в „Капитале". „...Декарт, как и Бэкон,—говорит

он,— в изменении способа производства и в практическом

господстве человека над природой видел результат перемен

в методе мышления"\

* * *

Политические и военные обстоятельства благоприятно

сложились для Чехии с того времени, как в Тридцатилет-

нюю войну была вовлечена Швеция. В 1630 г. шведская армия

победоносно прошла Германию, вторглась в Богемию, взяла

Прагу, восстановила в Богемии протестантское вероиспове-

дание. У изгнанников появилась надежда на устойчивость

военных достижений Швеции и на скорое возвращение на

родину. Коменский торопится дописать последние главы

„Дидактики", тем более что развитие школьного образования

представлялось ему единственным надежным путем для вос-

становления Чехии и благополучия народа. Однако этому

труду Коменского, предназначавшемуся первоначально для

родного народа, еще долго не пришлось увидеть свет^.

Коменский в это же время написал одно из лучших своих

произведений („Schola materni gremil") „Школа материнского

лона" (или „Materna Schola", или „Schola infantiae" — „Мате-

ринская школа", по-чешски „Informatorium Skoly materske",

по-немецки „Informatorium der Mutterschule").

Для иллюстрации некоторых своих положений, выска-

занных в „Дидактике", Коменский задумал написать не-

большой учебник латинского языка. В основу этого учеб-

ника он положил правильную мысль: дать учащимся слова

в сочетании с реальными предметами. В это время один из

его друзей обратил его внимание на аналогичную книгу

ирландцев, бежавших в Испанию, братьев Гильома и Жана

Батэза и их сотрудника Стефана. Однако, ознакомившись

с этой книгой Коменский не совсем был ею удовлетворен

и в скором времени написал свою книгу. Первоначально

эта книга была издана в 1631 г. под названием „Janua Ип-

guarum et scientiarum omnium reserata" („Открытая дверь

языков и всех наук"). С изумительной быстротой она рас-

пространилась во всех странах Западной Европы, так что

Коменский не в состоянии был контролировать все изда-

ния. Кроме того, она была переведена на ряд восточных

языков. По замечанию Пьера Бэйля, „если бы Коменский

издал одну только эту книгу, он и тогда обессмертил бы

себя". „Открытая дверь языков" служила учебником в те-

чение XVII и XVIII вв. почти во всех странах. В Англии

в самом начале она вышла двумя изданиями. В Лейпциге

в 1635 г. она была названа „золотой книгой". Из Англии

она занесена была в северо-американские колонии. Первое

фрашгузское издание появилось в Женеве в 1635 г., а затем

в Париже в 1642 г. Книга была принята даже в школах

иезуитов. Кроме того, два раза была переиздана во Франции

в XIX в.: в 1815 и в 1898 гг. Сам Коменский находил,

однако, эту книгу трудной для начинающих изучать латин-

ский язык, и в 1633 г. издал работу: „Januae linguarum ге-

seratae Vestibulum, quo primus ad latinam linguam aditus tirunculis

paretur" (Вестибулюм для новичков, подготовляющихся

к изучению Открытой двери). Как показывает самое назва-

ние „Вестибулюм", эта книга предназначалась в качестве

первоначального подготовительного руководства для присту-

пающих к изучению „Открытой двери языков".

В это же время Коменский работает над собиранием

чешских пословиц, предполагая впоследствии издать „Adagiorum

Bohemicorum farrago" („Собрание богемских пословиц").

За недостатком средств эта книга осталась неизданной.

В 1631 г. чума распространяется в Польше. Напуганные

поляки не принимают никаких мер борьбы с бедствием и

готовы обвинять в несчастьи „чешских братьев", которые

ухаживали за больными. Коменский пишет трактат о при-

чинах заразы чумой, защищает своих соотечественников и

дает советы, как избежать заразы.

Интерес Коменского к реальным знаниям сказался в его

работе по физике, написанной им в 1632 г., „Physicae ad

lumen divinum reformatae synopsis" („Обзор физики"). Этот же

предмет он преподавал в высшем классе в школе вЛешно:

Rerum naturalium scientia, quod a natura est non ab arte. (По-

знание естественных вещей из природы, а не из науки).

Физика Коменского имела исключительный успех. Она

была издана: 1) в Лейпциге в 1633 г., 2) в Амстердаме в том

же, 1633, году, 3) в Париже в 1647 г., 4) в Лондоне в 1651 г.

на английском языке, 5) расширенное издание на латинском

языке в Амстердаме в 1663 г., 6) новейшее издание в 1702 г.

в Галле.

В то же время Коменский написал: „Astronomia ad lumen

physicum reformanda („Астрономия должна быть реформи-

рована в свете физики"). Это сочинение утеряно.

4632 год принес изгнанникам удар за ударом: победы

императорских войск заставили шведов отступить в Саксо-

нию, оставив Прагу; 16 ноября был смертельно ранен Густав-

Адольф в битве под Лютценом, 25/XI умер экс-король Бо-

гемии Фридрих Пфальцский. Все это лишало изгнанников

надеисды на скорое возвращение на родину.

При таких тяжелых обстоятельствах осенью 1632 г. си-

нод избрал Коменского в старейшины общины с обязан-

ностями секретаря. И тут к заботам о молодых людях, по-

лучающих образование за границей, у Коменского присо-

единилась еще одна большая работа: вместе со своими

помощниками Коменский должен был подготовить к изда-

нию — на чешском языке с переводом на латинский язык —

„Устав братства" и „Историю преследований чешской

церкви".

Между тем, Коменский затевал уже новую научно-пе-

дагогическую работу, которой он любовно занимался до

конца своей жизни, но, к сожалению, так и не успел за-

кончить. Первоначально он хотел назвать эту работу, „Janua

rerum", т. е. „Дверь вещей", по примеру „Janua linguarum"..

А затем, когда он узнал, что профессор Лоренберг в Ро-

стоке опубликовал аналогичное сочинение под заглавием

„Pansophia Sive Pädia philophica" (Всеобщая мудрость, или

философское воспитание), Коменский в противоположность

этому решил составить энцик.юпедию всех наук, вдохно-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: