Подходы к понятию мотивации




Содержание

Введение

1. Теоретические основы мотивации труда персонала в организации

1.1 Подходы к понятию мотивации

1.2 Сущность мотивационных процессов

1.3 Проблемы совершенствования управления персоналом фирмы

2. Анализ уровня мотивации работников в КГБОУ СПО ХДСТ "Хабаровский дорожно-строительный техникум"

2.1 Общая характеристика КГБОУ СПО ХДСТ "Хабаровского дорожно-строительного техникума" (до августа 2012 года - Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище №40)

2.2 Анализ и оценка стимулирования работников КГБОУ СПО ХДСТ "Хабаровского дорожно-строительного техникума"

2.3 Основные направления совершенствования системы стимулирования в КГБОУ СПО ХДСТ "Хабаровский дорожно-строительный техникум"

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.

Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.

Незаметный для неопытного глаза процесс потери интереса работника к труду, его пассивность приносит такие ощутимые результаты, как текучесть кадров; руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает.

Чтобы не допустить потерю потенциальных прибылей, менеджер должен добиться максимальной отдачи от своих подчиненных. Для эффективного управления таким дорогим ресурсом как люди менеджеру необходимо выделить определенные параметры работы, поручаемой подчиненным, изменяя которые он может воздействовать на психологические состояния исполнителей, тем самым, мотивируя, либо демотивируя их.

В общем случае мотивация - понятие, используемое для объяснения последовательности поведенческих действий, направленных на конкретную цель, которая может меняться в зависимости от различных обстоятельств, ситуаций. В понятие "мотивация" входят моменты активизации, управления и реализации целенаправленного поведения человека. С помощью мотивации можно ответить на вопрос: почему так, а не иначе поступает данный человек.

Любой руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих подчинённых, должен не забывать о наличии для них стимулов трудиться. Традиционно считается, что раз работник получает оплату за свой труд, значит, он должен быть доволен. В случае плохого отношения к служебным обязанностям его можно уволить. Значит, стимулы у него есть.

Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу. Опираясь на заинтересованную поддержку руководства, не боясь санкций, следует организовать работу так, чтобы у работника не пропало желание реализовать свои планы.

Каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели, для достижения которых работник приложил максимум усилий. Успех без признания приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если менеджер владеет необходимыми знаниями в области мотивации персонала и успешно применяет их на практике.


Теоретические основы мотивации труда персонала в организации

Подходы к понятию мотивации

 

Как основная функция менеджмента мотивация связана с процессом побуждения подчиненных к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование в определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей - их интересы - мотивы деятельности - действия.

 

№ п Понятие Автор/ Название издания
  Мотивация - внешнее или внутреннее побуждения экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей. Б.Ю. Сербинский
  Мотивация - состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации. Э.А. Уткин
  Мотивация - вербально поведение, направленное на выбор мотивов для объяснения реального трудового поведения. О.В. Ромашов
  Мотивация труда - это одна из важнейших функций менеджмента, представляющая собой стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей. Б.М. Генкин
  Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Н.Н. Шаш
  Мотивация - процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. А.П. Егоршин
  Мотивация - оценка индивидуальных и культурных различий в стремлении к достижениям. С точки зрения психологии Д.К. Мак-Клелланд

 

На основе анализа данных определений понятия "мотивация" можно выявить определенные сходства и различия. Различием является характеристика понятийного объекта. На сегодняшний день, мотивация рассматривается отечественными и зарубежными авторами либо как состояние личности, определяющее степень направленности субъекта к деятельности, либо как процесс побуждения к деятельности.

Уткин дает широкое определение "мотивации".

Генкин считает, что "мотивация труда" является одной из важнейшей функций менеджмента.

Мак-Клелланд рассматривает понятие "мотивация" с точки зрения психологии и дает такое определение, как оценка различий в стремлении достичь чего-либо.

1.2 Сущность мотивационных процессов <https://otherreferats.allbest.ru/management/00057362_0.html>

 

Мотивы труда можно разделить на биологические и социальные. Биологические мотивы соотносятся с физиологическими позывами и потребностями (голод, жажда, сон, секс и т.д.). То есть, например, для того чтобы удовлетворить чувство голода, человек должен сделать какую-либо простую работу - собрать плоды, поймать рыбу или же заработать денег другим способом и на них купить себе еды. Но первично его подвигает к труду биологический мотив. К социальным можно отнести следующие:

1. Коллективизм - потребность быть в коллективе.

. Личное самоутверждение (самовыражение) характерно для большого числа работников, преимущественно молодого или зрелого возраста.

. Мотив самостоятельности присущ работникам, готовым жертвовать стабильностью и высокими заработками взамен установки быть хозяином и иметь свое дело.

. Мотив надежности (стабильности) противоположен предыдущему.

. Мотив приобретения нового (знаний, вещей) лежит в основе маркетинга, используется производителями новых товаров и услуг.

. Мотив справедливости проходит через всю историю цивилизации. Несоблюдение справедливости ведет к демотивации.

мотивация персонал стимулирование

7. Мотив состязательности генетически присущ каждому человеку. Это основа организации соревнования на предприятии.

Тип мотивации - это преимущественная направленность деятельности индивида на удовлетворение определенных групп потребностей.

Можно выделить три основных типа мотивации работников:

. работники, ориентированные преимущественно на содержательность и общественную значимость труда;

. работники, ориентированные по большей части на оплату труда и другие материальные ценности;

. работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.

Из этого следует, что, например, создание рабочих мест с более сложными задачами и большой ответственностью имеет положительный мотивационный эффект для многих работников, но вовсе не для всех. Руководитель всегда должен иметь в виду элемент случайности. Для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что эффективно для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других.

Можно привести и другую классификацию типов мотивации работников:

. "Инструменталист". Мотивация такого работника ориентирована на голый заработок, желательно наличными и незамедлительно. Он индифферентен к форме собственности, работодателю, другим поощрениям. По профессии к таким мотивационным типам относятся грузчики, в частности портовые, объединяющиеся в бригады (артели), водители такси и другие люди, занимающиеся частным извозом.

. "Профессионал". Работник такого типа считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей. К этой профессиональной группе относятся люди, занимающиеся творчеством в разных проявлениях. Это и программисты, и ученые, и музыканты (композиторы), и художники. Хотя среди двух последних категорий часто встречаются люди, ориентированные в своей деятельности на успех и признание окружающих. Но многие истинные создатели творят ради самого процесса творчества независимо от внешней реализации своих творений. Для них достижением является именно положительное решение стоящей перед ними творческой задачи.

. "Патриот". Основа его мотивации к труду - высокие идейные и человеческие ценности. Это люди, преследующие целью своей деятельности принести людям добро и гуманизм. В советское время таких людей было достаточно много в любой сфере деятельности. Сейчас их значительно меньше, это учителя школ и преподаватели вузов, руководители детских кружков, врачи, работающие в системе государственного здравоохранения, военные. То есть все те, кто работает ради того дела, которым он занимается, так как считает его необходимым людям, несмотря на то что при этом они получают от государства и общества очень скромное материальное вознаграждение. - "Хозяин". Мотивация такого типа основана на достижении и приумножении богатства, собственности. Потребности таких работников практически не ограниченны. Это класс предпринимателей, то есть людей, которые идут на риск ради того, чтобы выиграть и увеличить собственное богатство, при этом принося реальную пользу обществу путем создания новых продуктов и предоставления дополнительных рабочих мест, хотя в отличие от предыдущего типа работников они думают в первую очередь не о благе общества, а о своем собственном благополучии.

. "Люмпен". Такой работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследуют чувства зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе. Он не любит ответственности, индивидуальных форм труда и распределения. Как правило, к таким людям относятся так называемые неудачники, которым в силу тех или иных обстоятельств не удалось занять подобающее место в обществе. Они часто поддерживают различные экстремистские группировки, способствуя на выборах их приходу к власти. В нашей стране очень много таких людей достаточно пожилого возраста, вспоминающих добром только советский строй и не пытающихся осмыслить происходящие в обществе перемены. К ним относятся те, кто в советское время имел привилегии, входя в номенклатуру, военные, вышедшие в отставку в небольших чинах, а также люди, находящиеся до сих пор под влиянием коммунистических идей (бывшие общественные работники и агитаторы), или "добровольные" безработные. Мотивация - это создание таких условий, регулирующих трудовые отношения, в рамках которых у работника появляется потребность самоотверженно трудиться, поскольку для него это единственный путь достижения своего оптимума в удовлетворении потребностей. Это процесс сопряжения целей компании и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения общих целей. Это создание условий отождествления интересов организации и работника, при которых то, что выгодно и необходимо одному, становилось столь же необходимо и выгодно другому.

Факторы влияющие на мотивационную политику компании:

. Факторы внешней среды:

Сфера прямого воздействия (поставщики, потребители, конкуренты, законы, административные государственные органы, профсоюзы);

Сфера косвенного воздействия (состояние экономики, НТП, международный климат, политические факторы, социокультурные факторы).

. Факторы внутренней среды:

Бизнес-стратегия и цели компании (долгосрочность и амбициозность целей, социальный пакет, культура управления, система обучения и развития персонала, эффективность мотивационной системы);

Специализация и технологии (культура условий труда, степень риска и безопасность, культура средств труда и трудового процесса);

Персонал (профессионально-квалификационная структура, способности и потенциальные возможности, уровень развития потребностей, лояльность и преданность компании, культура межличностных коммуникаций).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: