СЕМИНАРЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДО XX в.




 

 

Возникновение русского государства и летописание 11 – 12 вв.

Предыстория

Тема 1.

1. «Повесть временных лет», русское летописание и источники домонгольского времени.

2. Проблемы изучения русского летописания. Три редакции ПВЛ (концепция Шахматова). Развитие летописания в 11 -12 вв. (реконструкции Шахматова, Приселкова, Лихачева и их последователей).

3. Структура и особенности древнерусской летописи как исторического источника.

4. Сюжеты ранней древнерусской истории в «Повести временных лет».

5. Варяжский вопрос (норманисты и антинорманисты) и происхождение древнерусского государства.

6. Прочитать отрывки из «Повести временных лет». Какова структура летописания и основные формы повествования? (Файл прикреплен.)

Конспект:

Зиборов В.К. История русского летописания 11 – 18 вв. (файл прикреплен).

Задание:

Прослушать лекцию историка П.С. Стефановича https://www.youtube.com/watch?v=KCXIgTJulwM

Тема 2. Церковь, общество и государство на Руси

Цель занятия: Проследить, как осуществлялась христианизация Руси и выяснить функции церкви в средневековом обществе

Вопросы для обсуждения:

1. «Крещение Руси» и его последствия. Структура и функции церкви.

2. Средневековый священник и проблемы его прихожан

3. Пути христианизации: «методика» обращения со вчерашними язычниками.

4. Литература (файлы прикреплены). Вы читаете и просматриваете только те страницы, которые здесь указаны. Конспектируете эти работы.

Введение христианства на Руси. М., 1987. С.8-20.

Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII вв.: Принятие христианства. М., 1980. 2 глава

Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси. X-XIII в. М.. 1989. 1 глава

Романов Б.А.Люди и нравы Древней Руси (Историко-бытовой очерк). М.1947, 156-165.

В прикрепленном файле: Романов-2013 на стр. 130 -- 159.

Тема 3. Русь и Орда XIII-XV вв.

Цель занятия: Оценить позиции и аргументацию современных историков по вопросу о значении и последствиях ордынского господства для Руси

Вопросы для обсуждения

1) В чем состояло, по мнению авторов, влияние ордынского господства на средневековую Русь (в экономике, политике, культуре)?

2) Как отразилось ордынское господство в древнерусских источниках: основные сведения.

Конспектировать:

Кучкин В.А. Монголо-татарское нашествие в освещении древнерусских книжников (любое издание в интернете или по прикрепленному файлу).

Назипов И.И. Русские земли по отношению к улусу Джучи (файл в pdf прикреплен).

Тема 4. Русь и Литва на рубеже XIV – XV вв.

I. Великое княжество Литовское

 

1. Сделать краткое сообщение о Ягайло и Витовте (по доступным источникам).

 

2. Прочитать и законспектировать отрывки из книги Э. Гудавичюса "История Литвы".

с. 105 - 110 Кревский договор и акции Ягайло по крещению Литвы.

с. 116 -- 123 Языческая культура Литвы.

с. 136 - 142 Война 1409 -- 1411 гг.

 

3. Для желающих выступить: познакомиться с основными положениями монографии Пашуто: с. 363 -- 365, с. 366 -- 398.

 

II. Битва на Куликовом поле

 

Прочитать текст Основной редакции "Сказания о Мамаевом побоище".

1. Символика текста.

2. Основное содержание: лица и события.

3. Авторские оценки участников битвы. Личности Ольгерда и Олега Рязанского в "Сказании".

 

Тема 5. Иван III. На пути к суверенитету

 

1.Русь накануне нашествия Ахмата.

Законспектировать фрагмент книги Алексеева «Освобождение Руси от ордынского ига». С. 25 – 44 (файл прикреплен).

2. Русские источники об Угорщине. Повесть о стоянии на Угре и Послание Вассиана Рыло Ивану III. Прочитайте источники.

3. Иосиф Волоцкий – церковный идеолог эпохи Ивана III. Идеал княжеской власти (прочитать отрывок из послания Иосифа Волоцкого великому князю. Послания Иосифа Волоцкого. С. 183 – 185. Файл прикреплен). Сравните этот текст с Посланием вельможе о его рабах. Прочитайте и проанализируйте текст. С. 152 – 154.

4. Грозная и справедливая власть в «Повести о Дракуле» Федора Курицына. На какие стороны власти Влада Цепеша обращает внимание автор. Какие выводы мог сделать русский читатель Повести?

 

Тема 6. Крепостное право: причины появления и его роль в истории России

Цель занятия: Определить причины появления крепостнических отношений и их эволюцию в XVI-XVIII вв.

 

Вопросы для обсуждения:

1) Причины утверждения крепостного права в России

 

2) Институт холопства. Обсуждение книги Колычевой.

3) Как формировалось крепостное право в России в 16-18 вв.?

Найти определения:

Община (традиционная и сельская).

Аллод

Рента

Вотчина

Служилый

Поместье

Барщина

Заповедные летаоссРоссииР

РРоссии

 

 

Литература для конспектирования:

Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса (любое издание) Раздел «О происхождении крепостного права» С. 82 – 119. Файл прикреплен.

Круглый стол «Крепостное право в истории России». Файл прикреплен (Перхавко В.Б. «Круглый стол» на тему«Крепостное право в истории России» // Труды Института российской истории. Вып. 10 / Российская академия наук, Институт российской истории; отв. ред. Ю.А.Петров, ред.-коорд. Е.Н.Рудая. М., 2012. С. 475-490). Файл прикреплен.

Конспектировать не надо, для обсуждения. Читать обязательно тем, кто делает по этой книге доклад (по желанию): Колычева Е.И. Холопство и крепостничество. М., 1971. Файл прикреплен.

ТЕМА 7: Россия в эпоху Василия III и Ивана IV.

Задания к семинару:

1. Политика Василия III. Основные события его царствования. Идеология. Церковь во времена Василия III. Конспектировать главу из книги Филюшкина -- Василий III. С. 289-325. Файл прикреплен.

2. Опричнина Ивана Грозного, борьба с уделами. Конфликт Ивана Грозного и церкви в годы опричнины. Разгром Новгорода: причины. Конспектируете отрывок книги Зимина А.А. Опричнина Ивана Грозного. С.212-305. Файл прикреплен.

3. Ливонская война. Ее предпоследняя фаза. Политика Ивана Грозного в 70-е гг. 16 века. Конспектируете отрывок книги Зимина А.А. и Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. С. 134--139. Файл прикреплен.

4. Борьба Ивана Грозного за укрепление своей власти. Конспектируете: Хорошкевич А.Л. Царский титул и боярский мятеж 1553 г. // Отечественная история. 1994. № 3. Статья. Файл прикреплен.

Вопросы для обсуждения:

1. Конфликт государства и церкви в годы Опричнины.

2. Бегство Курбского. Полемика с ним. Смысл переписки.

3. Разгром Новгорода. Причины.

4. Иван Грозный и Владимир Старицкий. Опричный террор и его предпосылки.

5. Рассказать о позиции исследователей по книгам, файлы прикреплены.

 

Читать источники:

Первое послание Курбского.

Летопись об учреждении опричнины.

Записки Горсея.

Записки Штадена.

Дополнительно (найти самостоятельно):

Повесть о взятии Царьграда турками

Сказание о Магмете-салтане Ивана Пересветова

Тема 8

Смутное время: гражданская война и Смоленская осада в 1609-1611 гг.

Источники Смуты: формирование исторического канона, русские книжники о событиях Смутного времени

1) Участие казачества в гражданской войне. Казачество как социальная сила. Познакомиться с основными положениями книги Станиславского.

2) Как связана Смоленская осада с основными событиями Смуты после детронации Василия Шуйского? Ход и участники осады. Познакомиться с основными положениями Главы 4 книги Александрова.

Конспектируем:

1) Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории. М., 1990. С. 3 -- 45.

2) Александров С.В. Смоленская осада 1609—1611 гг. М., 2011. С. 179 -- 223.

 

Тема 9

 

Украина в середине 17 века. Польская война и воссоединение с Украиной. Внешняя политика Алексея Михайловича. Церковный раскол середины 17 в. Ч. 1

 

1) Законспектировать фрагмент книги Яковенко. С. 415 – 521.

2) Проанализировать текст Жития протопопа Аввакума. Знать основные факты о жизни Аввакума.

3) Прочитать источники. Ответить на вопросы.

 

Тема 10

Украина в середине 17 века. Польская война и воссоединение с Украиной. Внешняя политика Алексея Михайловича. Церковный раскол середины 17 в. Ч. 2

1) Законспектировать фрагмент книги Крамера. С. 53 – 177 (файл прикреплен).

2) Прочитать и законспектировать фрагмент книги Бахтиной. С. 173 – 191 (файл прикреплен).

3) Прочитать Пятую челобитную и ответить на вопросы.

 

Тема 11--12. Реформа системы управления в первой четверти XVIII: традиции и новации

Цель занятия: Определить цели административных реформ Петра I и установить степень их эффективности

 

Вопросы для обсуждения:

1. «Регулярное» или «полицейское» государство Нового времени

2. Зачем и почему Пётр I создавал новую систему управления?

3. Чем эта новая система отличалась от старой приказной?

4. Была ли эта новая система более эффективной?

5. Обсуждение статьи С.А. Нефедова: генезис регулярного государства, европейский политический концепт и его воплощение в России.

 

Конспектировать:

 

Е. Анисимов. Петр Великий (личность и реформы) (Глава «Полиция есть душа гражданства»). Файл прикреплен. С. 282 – 316.

Прочитать (конспектировать не надо):

Нефедов С.А. Происхождение «регулярного государства» Петра Великого (файл прикреплен).

 

Русский флот при Петре:

В 1716 г. Россия совместно с Англией и Данией продолжала вести боевые действия против Швеции. В целях нанесения удара по противнику предполагалось наступление русской армии на Стокгольм со стороны Ботнического залива и высадка объединенного русско-датского десанта на южное побережье Швеции. Для осуществления этого замысла в июле в датские воды вошла Балтийская корабельная эскадра в составе семи линейных кораблей, трех фрегатов и трех шняв. Вместе с прибывшими из Архангельска несколькими кораблями силы, собравшиеся в Зунде под командованием Петра I, составили 22 корабля. Вскоре к русскому отряду присоединились прибывшие для охраны торгового судоходства от шведских каперов и фрегатов английская и голландская эскадры, а затем и датские корабли. Всего в объединенном русско-датско-англо-голландском флоте было 70 кораблей. Авторитет Петра в корабельном и флотском деле был так высок, что он был избран командующим объединенными морскими силами антишведской коалиции! Избран был теми самыми англичанами и голландцами, у которых учился!

Усилия русских корабелов и фанатизм (другого слова и не подберешь!) Петра не пропали даром. В крупнейшей морской битве Северной войны - при Гангуте - со стороны русских участвовали уже 18 мощных линейных кораблей, 6 фрегатов и 99 гребных судов. И в честь одержанной Петром победы в 1714 г. со стапелей Адмиралтейства спускается на воду настоящий гигант — 90-пушечный линейный корабль «Гангут». Гангутская победа открыла путь русскому флоту к берегам Швеции, на которые производились набеги галерного флота. Корабельный флот в период 1714-1720 годов также имел ряд удачных сражений. После морского боя у острова Гренгам 35 русских галер с 14 шведскими кораблями, закончившегося захватом русскими 4 шведских фрегатов, и набега 60 галер на шведское побережье был заключен Ништадтский мир, по которому к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Финляндия и Приневский край. Без флота победа в Северной войне была бы просто невозможной, и, более того, сделало бы выход России к берегам Балтики абсолютно бесполезным.

В последующие годы строительство флота не прекращалось. К 1721 г. он состоял из новых, недавно построенных кораблей, число которых в тот момент вдвое превышало количество боеспособных шведских судов. Среди неопубликованных материалов «Кабинета Петра I» обнаружена «Сравнительная роспись шведского и русского флота, сочиненная в Кабинете, 1721 г.». На основании этой росписи можно довольно точно установить состав русского флота в начале 1721 г.: 28 линейных кораблей (от 96 до 46 пушек), 10 фрегатов, 10 шняв, 2 бомбардирских судна, 4 прама или блокгауза. Ко времени кончины царя-судостроителя (1725 г.) русский регулярный боевой флот, объединявший 1104 корабля и малых судна (в т.ч. 48 линейных кораблей), стал наиболее организованным и самым передовым в мире, превратив Россию в великую морскую державу. Численность команд кораблей доходила до 28000 человек!

По архивным данным, в 1724 г. флот России уже насчитывал 34 линейных корабля, 15 фрегатов, 4 прама и 10 шняв. На стапелях адмиралтейства тогда находилось пять линейных кораблей и один фрегат (в 32 пушки, готовый к спуску). Петербургская верфь ежегодно отстраивала по четыре линейных корабля. За четверть века российский флот шагнул из небытия сразу в претенденты на 1-е место в мировом споре за владение морем. Факт тем более поразительный, что, в отличие от других государств Европы, Россия не имела заморских колоний и просто в силу своей континентальности могла обойтись меньшими военно-морскими силами. Но противостояние, во многом – вынужденное, с сильнейшими мировыми державами не оставило России такого выбора. И еще с петровских времен повелось так, что либо российский флот находится в числе 3-х сильнейших флотов мира, либо практически перестает существовать.

 

Тема 13--14: РОССИЯ ПОСЛЕ ПЕТРА

 

1) Русско-турецкая война 1735--1739 гг. Её причины и последствия.

2) "Бироновщина".

3) Россия при Елизавете.

4) Личность Петра III.

 

Конспектировать:

И. Курукин. Эпоха дворцовых бурь. Главы 5 и 6.

Е. Анисимов. Россия без Петра. С. 405 -- 433. Файл прикреплен.

Е. Анисимов Россия в середине 18 века. С. 43 -- 78. Файл прикреплен.

А. Мыльников. Петр III

https://pryahi.indeep.ru/history/mylnikov.html

 

Тема 15. Реформы Александра I, их сторонники и противники. Выбор пути развития России в начале XIX в.

Цель занятия: оценить проекты реформ М.М. Сперанского и аргументы их противников

 

Вопросы для обсуждения:

1. Обсуждение реформ Александром I и его советниками в начале царствования

2. Философия истории и модель реформ М.М. Сперанского.

3. Проблема характеристики общественно-политических взглядов Н.М. Карамзина.

4. Обстоятельства прихода к власти Николая I.

Прочитать:

Записки Николая I о восстании декабристов (файл прикреплен).

 

Конспекты:

Андреева Т.В. Власть и реформы в России первой половины XIX в. (файл прикреплен).

Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России (файл прикреплен).

Задание: прослушать лекцию историка А.Б. Зубова о Карамзине и Александре I (по желанию)

https://www.youtube.com/watch?v=S_rrdOQFwd8

 

Тема 16. Великие реформы

Цель занятия: Оценить позиции и аргументацию историков по вопросу о значении и последствиях реформ 60-70-х гг. XIX в.

 

Вопросы для обсуждения

1. Предпосылки реформ.

2. Замыслы преобразований: содержание, основные подходы и этапы подготовки крестьянской реформы.

3. Личность Александра II.

Читать и законспектировать основные положения:

Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России С. 24 – 53.

Читать для докладов:

Чулков Г. Психологические портреты. (глава «Александр II»).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: