- Теория организации как область знания и методологическая база управленческой практики. Взаимоотношение теории организации и общей теории управления.
- Социология организаций как частная (специальная) социологическая теория: объект, предмет и задачи.
- Общие принципы системы научного управления Ф.У. Тейлора: анализ феномена «работы с прохладцей»; разработка дисциплинарной системы и системы дифференцированной оплаты труда; комплекс мер по повышению квалификации работников, распределению и служебному продвижению кадров; основные правила общения с подчиненными.
- Социолого-организационная проблематика в работах управленцев-практиков: принципы организации административной деятельности А. Файоля.
- Учение М. Вебера об идеальной бюрократической организации. Принципы бюрократии М. Вебера.
- Теория человеческих отношений. Основные выводы Хоторнских экспериментов Э. Мэйо.
- Общие положения и базовые понятия системного подхода: система, элемент, структура, подсистема. Основные характеристики и свойства систем.
- Организация как социальная система. Базовые элементы системной модели организации. Принципиальные отличия открытых и закрытых организационных систем.
- Структурно-функциональный анализ и его вклад в изучение организаций как социальных явлений. Основные условия выживания организации во внешней среде (по Т. Парсонсу).
- Взаимодействие между системой и системными единицами: понятия функциональной значимости и функциональной автономии.
- Практики исследования организаций на основе анализа конкретных ситуаций. Эмпирическая школа в теории управления организациями (П. Друкер, Т. Бернс, Г. Сталкер).
- Современные подходы к определению понятия «организация»: организация как деятельность, атрибут и социальная группа (по А.И. Пригожину). Специфические черты и характеристики организации как социальной группы.
- Цели как структурный компонент организации. Функции целей организации. Цели-задания, цели-ориентации и цели системы.
- Подходы к классификации целей: по направленности, по критериям, во временной области.
- Дерево целей: характеристика и правила построения.
- Социальная структура организации как важнейший организационный компонент: нормативный и фактический варианты. Основные элементы нормативной структуры организации.
- Сложность структуры организации: параметры дифференциации и интеграции. Три типа дифференциации (по Х. Хендрику). Интеграция и основные параметры ее оценки.
- Линейные организационные структуры и их базовые модификации (продуктовые и линейно-штабные структуры): достоинства и недостатки.
- Линейно-функциональные структуры: сущность и практики использования в современных условиях.
- Гибкие (матричные, проектные) структуры как антипод бюрократической организации.
- Система управления персоналом: определение, цели, ключевые блоки.
- Понятие персонала организации: численность, структура, профессиональная пригодность, компетентность.
- Оборот кадров и мобильность персонала: факторы, последствия, методы регулирования.
- Структура персонала: статистическая и аналитическая. Рабочие и служащие.
- Служба управления персоналом: определение, задачи и функции, структура.
- Модели кадрового менеджмента: менеджер по персоналу как попечитель работников; менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам; менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации.
- Ключевые роли профессионально подготовленных менеджеров по персоналу: от «кадрового стратега» до «кадрового консультанта».
- Кадровая политика организации: понятие, типы, этапы построения.
- Понятие руководства и лидерства в менеджменте: сходство и различие.
- Планирование человеческих ресурсов организации. Количественная и качественная оценка потребности в персонале.
- Анализ содержания работы (job analysis), должностная инструкция (job description) и спецификация работы (job specification).
- Поведенческий подход к руководству и лидерству: понятие «стиль руководства».
- Понятие организационно-кадрового аудита.
- Внутренние и внешние источники набора персонала: плюсы и минусы.
- Факторы, определяющие специфику процесса отбора персонала. Понятие «коэффициента отбора».
- Процесс отбора персонала: определение, этапы и их функции.
- Профессиональная карьера и ее планирование.
- Социальная адаптация работника в коллективе. Понятие первичной и вторичной социальной адаптации. Психофизиологический, социально-психологический, профессиональный и организационный аспекты социальной адаптации.
- Мотивация и стимулирование труда: различие понятий.
- Содержательные и процессуальные теории мотивации.
- Иерархия потребностей А. Маслоу.
- Исследования Ф. Херцберга: гигиенические факторы и мотиваторы как две качественно различных, независимых системы потребностей индивида.
- Сущность процессуальных теорий мотивации на примере теории ожидания В. Врума.
- Соотношение понятий «власть» и «влияние». Баланс власти. Формы власти и влияния: власть, основанная на принуждении, вознаграждении, экспертная власть, эталонная власть, законная власть.