Экзегетика философии элейской школы




Элейская школа философии

Элейская школа философии – одна из самых старых в Древней Греции. Существовала она в VI – первой половине V века до нашей эры. Создана была эта школа в городе Элее (ныне юг Италии), в честь которого и получила свое название.

Элейцев не интересовала натурфилософия и философское знание касающееся проблем естествознания или смежных, аналогичных проблем бытия, этим они отличались от досократиков (милетской школы, Гераклита, Пифагора и пифагорейцев). Их интересовало само бытие. Кстати, понятие «бытие» в философский обиход ввели именно элейцы. Понятие, которым успешно пользовались в дальнейшем многие выдающиеся ученые и философы, теологи. Огромным плюсом в истории развития элейской школы стал тот факт, что их учения стали фундаментальными в создании такого раздела философского знания как онтология. Особенности философских воззрений элейской школы — это по сути последний и важный этап в формировании античной философии. Ее основными характеристиками можно назвать материализм и скептический подход к чувственному познанию.

Представители Элейской школы философии

Яркими представителями школы элейцев являются: ее основатель Парменид — выдающийся мыслитель того времени (друг и ученик Ксенофана и по свидетельствам Диогена Лаэртского также ученик Анаксимандра), Зенон Элейский (в Элее) и Мелисс Самосский (в Ионии). Иногда к ней причисляют Ксенофана, который был учителем Парменида; из-за этого его даже называют основателем элейской школы.

В действительности Ксенофан не был «формальным» основателем этой школы, но своими идеями повлиял на элейских философов.

В число философов, ставших основоположниками идеи единства бытия, входят: Ксенафон; Парменид; Мелисс; Зенон.

Ксенафон- отличался красноречием, умением увлечь слушателей. Пантеизм философии мыслителя и элеатов заключается в отрицании принятия на веру всех толкований необычных явлений природы, только тщательные исследования способны открыть истину. Он часто резко высказывался в адрес самодержцев, поэтому добиться уважения в обществе не мог. Главным достоянием государства философ считал мудрость правителя и нравственное воспитание граждан.

 

Парменид - этот человек происходил из знатного рода, но за высокие нравственные качества добился уважения и среди простого народа. В своем труде «О природе» мыслитель доказывает несостоятельность теории пифагорейского материализма, указывая на множественность и иллюзорность природной сущности. Он вывел собственную концепцию единства, которая требовала использовать рационализм в качестве ведущего инструмента научного исследования окружающего мира, не доверяя ограниченным чувствам.

 

Работа философа увлекла и его последователя Зенона. Этот мыслитель не ограничился поиском подтверждений противоречивости природы, а вывел своеобразный свод правил, состоящий из 40 апорий. Постановка некоторых из догм полностью соответствует идеям элейской школы о невозможности полностью познать бытие. Но важнейшей частью в развитии философской мысли принято считать всего 9 апорий, не получивших доказательства или опровержения даже на сегодняшний день.

Основные идеи элеатов

· Единство, вечность, неизменность сущего, его непрерывность и неразрушаемость. Эта мысль провозглашалась ещё Ксенофаном, а затем была воспринята всеми элеатами.

· Рационализм в познании и монизм в бытии. Монизм – утверждение, что всё сущее в конечном итоге сводится к первоначалу, к исходному элементу. 3. Наличие движения и множественности как исходный постулат. Зенон в своих апориях показывал, что иное допущение приводит к абсурдным выводам – о том, что движения не существует, нет расстояния и множественности.

· Целое не просто равно сумме частей, оно качественно отличается от всего, что составляет его сущность. Это также показал Зенон в своих апориях: так, одно зёрнышко падает на землю бесшумно, в то время как мешок зерна при падении издаёт оглушительный грохот.

· Пустота тождественна небытию; следовательно, пустоты нет. Познанию подлежит лишь то, что существует.

· Чувства в познании играют второстепенную роль. Они формируют некоторое представление о предмете, впечатление, но это мнение не соответствует истине.

Экзегетика философии элейской школы

Экзеге́тика — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников.

Оформленная концепция познания бытия элейского направления философии, так же как многие другие подверглась критике и анализу современников, последующих поколений мыслителей. Здесь берет начало экзегетика учения элеатов, то есть стиль осмысления обсуждаемых идей. Истолкование основывается на индивидуальной манере мыслить, эпохальной принадлежности критика, историческом развитии общества. Главный философский принцип «отрицать, переосмысливать» и на самом деле он

утрирован, так как философские понятия подвержены постоянному временному изменению. Конкретное учение под воздействием многих парадигм теряет первоначальный смысл.

Значение элейской школы

Историческое и научное значение элеатов чрезвычайно велико. Так, они первыми показали, что обыденное представление о предметах и мироздании в целом не соответствует истине, которая постигается разумом. Элеаты выделили чувственные впечатления, формирующие неполное и нередко ошибочное представление, и разумное постижение вещей, приводящее к истине.

Элеаты положили начало идеалистической диалектике; в частности, Зенона Аристотель называет первым диалектиком. Однако их диалектика отличается от объективной диалектики Гераклита. Идеи элеатов развил Платон, положив их в основу своего идеалистического учения.

При всём этом элеаты не смогли полноценно разрешить вопросы, связанные с открытыми антиномиями (такими, например, как бесконечность и ограниченность пространства, соотношение множества и единичности). Создаваясь как метафизическое, учение элеатов пыталось стать натурфилософским и смешивало понятия двух этих направлений.

В результате закономерным итогом развития элейской школы стало её слияние с другими направлениями философии – софистикой, эристикой (искусством спора) и т. д. Тем не менее, некоторые задачи, поставленные элеатами, в первую очередь Зеноном, остались нерешёнными до сегодняшнего времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: