Шлюпка из ореховой скорлупки




Смастерим мы с братом шлюпку Из ореховой скорлупки.

Шлюпку пустим мы в ручей, Следом побежим за ней.

Надувает ветерок Парус — белый лепесток. Правит шлюпкой морячок — Пестрый маленький жучок.

Из обычной белой или цветной бумаги тоже можно смастерить немало поделок: вырезать снежинки и сал­фетки, сложить забавные фигурки, изготовить яркую аппликацию, склеить рамку для открытки.

Бумажный голубь

Из тетрадного листка Вырезаю голубка.

Отпущу я голубка

В поднебесье, в облака.


— Я в полет тебя пускаю, Если в небе встретишь стаю Сизокрылых голубей, Полетай-ка вместе с ней.

ВОПРОСЫ

Какое искусство называется декоративно-прикладным?

Как возникли народные промыслы?

Какие игрушки называются дымковскими?

Что изготавливают палехские (хохломские, гжельские) мастера?

Какие природные материалы используют народные мас­тера в своем творчестве?

Какие поделки можно сделать из бересты (соломки, иво­вых прутьев, засушенных трав, цветов, колосьев)?

Заколдованный бурундучок.

Жил-был мальчик. Звали его Андреем. Однаж­ды пошел он в лес за грибами, забрел в самую дремучую чащу, да и заблудился.

Что же делать? Присел Андрюша на пенек и приго­рюнился. Вдруг слышит чей-то тонкий голосок: «Мальчик, помоги мне, пожалуйста».

— Ой, кто здесь? — удивился Андрей. Оглянулся по сторонам. Кругом никого — ни птички, ни зверь­ка, ни старичка-лесовичка. Только старый сучок воз­ле пня валяется. Пригляделся Андрюша повнима­тельней, прислушался, и показалось мальчику, будто


сучок шевелится, а, может быть, это ветерок по траве пробегает?

Андрей поднял сучок и повертел его в руках. Сучок как сучок, совершенно обыкновенный. Уже хотел его обратно в траву бросить, как сучок вдруг произнес: «Мальчик, мне нужна твоя помощь!»

Андрюша от удивления растерялся, а потом пришел в себя и спрашивает:

— Это ты, сучок, разговариваешь?

— Я! — отвечает тот. — Только на самом деле я вовсе
не сучок, а симпатичный лесной бурундук. Это Леший
меня заколдовал.

— Ну и ну, — еще больше удивился Андрей. — Зна­
чит, в этом лесу и лешие есть?

— Ну да, есть один. Он-то меня и превратил в сухой
сучок. А тебя, мальчик, как зовут?

О Вы запомнили, как зовут мальчика?

— Слушай, Андрюша, расколдуй меня, пожалуй­
ста! — попросил бурундучок. — А я тебя из леса выве­
ду. Я дорогу знаю.

— Как же я тебя расколдую? — спросил мальчик. —
Я ведь не волшебник. Заклинаний не знаю, да и вол­
шебной палочки у меня нет.

— Не беда! Я тебя научу, — ответил сучок-бурунду­
чок. — Возьми ножик, которым ты грибы срезал, и вы­
режи из этого сучка бурундучка.

— Но я не помню, как бурундук выглядит, — расст­
роился Андрей.

— А ты глаза зажмурь и вспомни! Ведь видел же ты
бурундучка на картинке в книге, по телевизору в
мультфильмах или в зоопарке.


Андрюша закрыл глаза и попытался представить бу-! рундучка.

— Вспомнил, вспомнил! У бурундучка спинка поло­
сатая, — радостно воскликнул мальчик, а потом груст-.
но добавил: — Но вырезать из дерева я не умею.

— А может быть, все-таки попробуешь меня из беды
выручить? — жалобно промолвил заколдованный бу­
рундучок.

— Не расстраивайся. Я попытаюсь тебе помочь, —
сказал Андрей.

Он повертел сучок в руках, присмотрелся к нему по-1 внимательнее и видит: а ведь и вправду сучок на бурун­дучка похож. Взял мальчик ножик и стал вырезать. Вначале — головку, потом туловище, за ним лапки и] хвост. Даже полоски на спине сделал. Получился бу­рундучок, как живой!

— Ура! — воскликнул бурундучок и весело запрыгал
около мальчика. — Аи да молодец, Андрюша! Большое
спасибо! Ты расколдовал меня, как настоящий вол­
шебник! Ну, пойдем, я тебе дорогу домой покажу.

Пошли они по лесу. Бурундучок впереди бежит, мальчик за ним идет. Вдруг видит Андрюша под елью большая шишка лежит. Поднял он шишку и говорит:

— Как на ежика похожа!

— А это и есть мой друг ежик, — отвечает бурунду-1
чок. — Как-то ночью брел Леший по лесу, да в темноте*
на ежика ногой наступил. Больно ногу уколол и очень
разозлился. Превратил ежика в еловую шишку. Я за
друга вступился, так он и меня заколдовал!

— Попробую-ка я твоему другу помочь. Возьму
шишку домой и сделаю из нее ежика, а потом в лес его


принесу и выпущу, — решил Андрюша и положил шишку в корзинку с грибами.

Вскоре они дошли до опушки и распрощались. Анд­рюша пошел домой — ежика расколдовывать, а бурун­дучок вернулся в лес к своим деткам, что давно ждали его в норе под елью.

ВОПРОСЫ

Куда пошел Андрей?

Что случилось с Андрюшей в лесу?

Кого мальчик встретил в лесной чаще?

Кто заколдовал бурундучка?

Как Андрей помог бурундучку?

Кому он еще захотел помочь?

Видели ли вы в лесу сухие сучки и корешки, похожие на зверей и птиц?

 


О декоративно-прикладном искусстве

Кружевоплетение — прекрасное, древнее, но не стареющее искусство. Название кру­жево происходит от слова «окружать». На­рядной отделкой издавна окружают края одежды, салфеток, полотенец, скатертей. В русских летописях упоминание о круже­вах встречается уже в XII веке.

Роспись тканей.

В первой половине XX века расписные тка­ни украшали крестьянский быт. Обычно народные умельцы расписывали холст мас­ляными красками.

Но и в наши дни существует особый вид рос­писи тканей, который называется батик. Некоторые участки ткани покрывают осо­бым составом, через который не проникают красители. Этим составом на ткань (шелко­вую, хлопчатобумажную, синтетическую) наносится рисунок, а потом его раскраши­вают анилиновыми красками.


Гороховецкая плотницкая игрушка.

Гороховецкая деревянная игрушка славит- ся во всем мире. Она возникла в XIX веке в селе Гороховец, неподалеку от Владимира. Излюбленные темы гороховецкой игруш­ки — фигурки коней, птиц, молодых дере­венских модниц в пышных юбках, наряд­ных блузках и высоких кокошниках. Собрание гороховецкой игрушки находит­ся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Хохлома.

Родившееся в Заволжье искусство хохлом-ской росписи знаменито на весь мир. На­звано оно по имени старинного торгового села Хохлома.

Жители небольших селений, расположен­ных по берегам реки Узолеч, испокон веков занимались окраской деревянной точенной посуды.

Как же рождаются нарядные чаши, блюда, бочата, ложки, покрытые золотой роспи­сью?

Сначала на токарном станке мастер-столяр вытачивает формы из липы или березы. Потом форму покрывают тонким слоем глины, пропитывают льняным маслом и


покрывают алюминиевым или серебряным порошком.

Такое гладкое, блестящее изделие распи­сывают красками, покрывают лаком и об­жигают в печи. После обжига лаковая пленка становится желто-медового цвета, а просвечивающий сквозь нее слой металла делается словно золотым. Что же изображают хохломские мастера на своих изделиях? В росписи в основном ис­пользуют растительные орнаменты: травы с красными и черными кустиками, стебля­ми и листьями, создающие своеобразный причудливый узор. В этих узорах округ­лые завитки создают сказочные формы растений, цветов и птиц.



Занятие 7 Литература

Здравствуйте, дорогие ребята!

Должно быть, вы все любите чи­тать или слушать увлекательные сказки, интересные стихи и расска­зы.

О Вспомните, пожалуйста, какие са­мые первые сказки читала вам ма­ма?

«Курочка Ряба», «Репка», «Тере­мок», «Маша и медведь» — простые, короткие, легко запоминающиеся сказки. Вы ведь помните их и сей­час. Верно?

Шло время, вы подрастали и вме­сте с вами «подрастали» сказки, ко­торые вам читали взрослые. Они ста­новились длиннее, сложнее, напол­нялись удивительными приключе­ниями. Многие из вас полюбили сказки «Василиса премудрая», «Ца­ревна-лягушка», «Сивка-бурка», «Снегурочка».

О Кто же сочинил эти сказки?

Представьте себе долгий зимний вечер в небольшой деревушке, зате­рянной среди лесов и бесконечных снежных равнин.


В избе тлеет лучина1" (ведь электричества в те дале­кие времена еще не было!). При свете лучины женщины и девушки занимаются рукоделием: вышивают, шьют, вяжут, а на теплой печи вокруг бабушки собрались ре­бятишки, которые, затаив дыхание, слушают сказку.

Бывали в русских деревнях замечательные скази­тельницы. Послушать их собирались и стар и млад. За сказкой незаметно пролетал темный долгий вечер, не таким монотонным казался ручной труд. Некоторые сказки сказительница сочиняла сама, другие слышала еще от своей матери или бабушки.

Так и передавались сказки из уст в уста**, от бабуш­ки — к внукам и правнукам. Каждая сказительница рассказывала сказку немного по-своему, что-то добав­ляла от себя, что-то, наоборот, пропускала. Поэтому мы и не знаем, кто же автор этих сказок, да одного ав­тора у них и нет. Мы называем такие сказки русскими народными.

Переходя из поколения в поколение, сказки неза­метно шлифовались людьми, и в конце концов обрели законченную и совершенную форму: в народных сказ­ках нет ни одного лишнего слова, все на месте, точно, ярко, красиво, образно и, главное, очень интересно!

У каждого народа свои сказки, свои излюбленные герои. О Кто главный герой многих русских сказок?

Правильно! Иванушка-дурачок. Он удачливый, на­ходчивый и пригожий собой. А дурачком Иванушка только прикидывается!

* Лучина — тонкая деревянная щепка от сухого полена. В ста­рину ее использовали для освещения. ** Уста — рот, губы.


 

Любимый герой белорусских сказок — неунываю­щий и смекалистый Климка, болгарских — хитрый Петр, немецких — простодушный Ганс.

Во многих русских народных сказках главные ге­рои —- животные: заяц, волк, медведь, лиса. У каждо­го зверя свой характер. Давайте припомним, какой.

Серенький зайчик — боязливый и робкий. Волк — глупый и злой. Медведь — добродушный увалень'1'. Ли­са — хитрая плутовка, любого старается обмануть, во­круг пальца обвести.

Среди сказок есть и такие, которые написаны для детей писателями и поэтами. Они называются автор­скими.

Трудно представить себе детские годы без сказок Александра Сергеевича Пушкина. О Какие сказки Л.С. Пушкина вы знаете?

Верно! Это сказки о рыбаке и рыбке, о попе и работ­нике его Балде, о мертвой царевне и семи богатырях, о золотом петушке, о царе Салтане.

Сказки Пушкина

Снег ложился под окном Белым покрывалом, Мама тихо перед сном Сказку мне читала.

То вставали предо мной Древний терем в чаще, То в пещере ледяной Гроб с царевной спящей.

Увалень — неуклюжий и неповоротливый.


Сказка речкою лилась Светлой, тихоструйной, Тонким кружевом вилась, Пела лирой" струнной.

Согревал меня теплом Лад ее сердечный. Сказка пела о былом, Но живом и вечном.

Лунный свет стоял в окне, Серебрил подушки, И с тех пор звучит во мне Дивной сказкой Пушкин.

Одна из первых книжек, которую мама читает ма­лышу, — сборник народных потешек и прибауток, ведь ей хочется позабавить, повеселить ребенка, чтобы он зря не плакал, рос здоровым и жизнерадостным.

Давайте вместе с вами вспомним эти короткие, весе­лые стихи.

Тили-тили-тили-тили

Две козы траву косили.

Козочки молоденькие,

Хвостики коротенькие.

* Лира — символ поэтического творчества, древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент в форме овальной незамкнутой сверху рамы с плавно отогнутыми округлыми кон­цами.


Ты — умница-разумница! Про то знает вся улица, Кот да кошка, Твой друг Ермошка, Да я немножко.

Забавками, потешками, прибаутками мама или ба­бушка сопровождают каждый шаг малыша. Когда ре­бенок просыпается утром, открывает глазки, его спра­шивают:

Кто разбудил тебя дружок — Может, Петя-петушок?

Ах ты, Петя-петушок, Золотой гребешок, Что ж ты рано встаешь, Голосисто поешь, Ване спать не даешь?

Когда ребенка умывают, то произносят:

Водичка, водичка! Умой Ване личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки алели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Собирая малыша на прогулку, надевая перчатки, приговаривают:

Этот пальчик — дедка, Этот пальчик — бабка,


 

Этот пальчик — папенька, Этот пальчик — маменька, А вот это — дочка наша, И зовут ее Наташа.

Укладывая ребенка спать, мама качает его и тихонь­ко нашептывает или напевает:

Котя, котенька, коток! Котя, серенький хвосток, Приходи к нам ночевать, Мою деточку качать.

Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кувшин молока, Да кусок пирога. Уж ты ешь, не кроши, Больше, котик, не проси!

Все эти потешки и забавки придуманы народом в стихах. О Что оке такое стихи и чем они отличаются от прозы?

В стихотворениях есть рифма и размер.

Рифма — это созвучие в конце стихотворных строк, а размер — это определенное расположение звуков в строке. Я думаю, вы легко догадаетесь, в прозе или в стихах написаны такие строки.

Городок-чистюля

Есть на свете городок — Городок-чистюля. Там играет ветерок В окнах чистым тюлем.


Там по улицам бегут Чистые машины, В скверах зелень и уют, И блестят витрины.

Каждый житель там одет Чисто, аккуратно: Шляпа, тросточка, жилет Посмотреть приятно!

Там никто не мнет травы Летом на газонах, Говорят друг другу «Вы» С вежливым поклоном.

Вот такой есть городок —

Городок-чистюля.

Там играет ветерок

В окнах чистым тюлем.

Конечно же «Городок-чистюля» — это стихотворе­ние.

Дорогие ребята, обратите внимание на рифмы: горо­док — ветерок, чистюля — тюлем, бегут — уют, маши­ны — витрины.

О Попробуйте придумать рифму к словам «бочка» и «подружка».

Сказки и стихи пришли к нам из глубокой древнос­ти. Пожалуй, раньше всего возникли былины. Их пе­редавали из уст в уста, и они веками хранились в на­родной памяти.


 

Представьте себе высокий резной княжеский терем. За дубовыми столами сидят князь и его дружина. А весе-, лят князя и его гостей гусляры'". Перебирая струны, они сказывают былины о героях и богатырях, воспевают их : силу, воинскую доблесть, преданность своему народу.

Послушайте отрывок из былины «Добрыня и Змей».

А А А

Рвал, рубил Добрыня хоботы змеиные, Хоботы длинные.

А под конец набрался сил — Все три головы отрубил У чудовища поганого, В гости незваного.

Порубил мечом,

Потоптал конем

Всех змеенышей.

И пошел во глубокие

Норы змеиные,

Разрубил, разломал

Запоры крепкие,

Выпускал из полона змеиного

Народа множество.

Отпускал всех на волю вольную.

Былина — это устное, песенное повествование, в ней есть и рифма, и размер, поэтому мы говорим, что были­ны написаны стихами.

Гусляр — музыкант, играющий на гуслях.


 

С появлением письменности былины, сказки, леген­ды люди стали записывать, тогда и возникли первые литературные произведения.

Со временем они стали разделяться не только на поэзию и прозу, но и на различные жанры.

Жанров в литературе очень много. Многие из вас слы­шали слово роман. Роман — это литературное повество-вательное* произведение со сложным сюжетом и многи­ми героями. А вот рассказ — повествовательное произ­ведение небольшого размера, в котором один-два героя.

Поэма — это большое стихотворное произведение на историческую, героическую или лирическую тему.

О ВОПРОСЫ

Какие сказки и стихи читают самым маленьким де­тям? Почему?

Какие сказки называются народными?

Назовите и опишите героев русских народных сказок.

Какие русские народные сказки о животных вы знаете?

Какими характерами наделены животные в русских на­родных сказках?

Какие вы знаете стихи, потешки и прибаутки?

Чем отличаются стихи от прозаических произведений?

Как вы думаете, что легче запомнить: стихотворение или прозаическое произведение? Почему?

Какие вы знаете литературные жанры?

* Повествовательный — описывающий какие-либо события, являющийся повествованием.


Филин и Скворец

В дупле старого дуба жил Филин. Надо вам ска-

зать, что это был не обычный филин, а Филин-писатель.

Надев очки, он целыми днями стучал по клавишам старенькой пишущей машинки, сочиняя сказки и за­писывая истории о жизни своих соседей — лесных оби­тателей.

Теплыми вечерами, когда любопытная луна загляды­вала в резное оконце из густых зеленых ветвей, на поля­не вокруг старого дуба собирались птицы и звери, чтобы послушать сказку или рассказ, написанные Филином.

Всем было интересно узнать, чем же закончится ис­тория молодого смелого барсука Лари, который упорно не пускал рыжую лису в свою нору под елью.

Ленивой лисице очень не хотелось самой устраивать себе жилье, и она пыталась выжить Лари из глубокой просторной норы. Но барсук не сдавался! Ему помога­ли его друзья — белочка и дятел.

Звери и птицы легко узнавали себя в героях сказок и рассказов, и это делало сочинения Филина еще более захватывающими.

Малыши, подрастающие в гнездах, дуплах и норах, зачитывались знаменитой книжкой лесных сказок, ав­тором которых был старый Филин.

Однажды на опушке леса в домике-дуплянке посе­лился молодой веселый Скворушка.

Ранним утром Скворушка усаживался на зеленую ветку березы и начинал петь песенки или читать сти­хи, которые сочинял сам.


 

Стихи лесного поэта были звонкие, задорные, они легко запоминались, и поэтому многие птички выучи­ли их наизусть и щебетали на разные голоса.

Как-то раз Скворец, недавно вернувшийся в родные края из дальних стран и очень соскучившийся по род­ному дому, сочинил поэму. Он посвятил ее прекрасной и доброй Весне. О Как вы думаете, о чем говорилось в этой поэме?

В поэме Скворушка воспевал и душистый теплый ве­терок, и свежую молодую траву, и светлые погожие деньки, которые щедро дарит нам Весна.

Стихи поэта Скворушки лились легко и свободно, были звучными и красивыми. Звери и птицы со всего леса собирались на опушке послушать радостный гимн Весне. Они благодарили Скворушку за чудесные стро­ки, расхваливали его поэтический дар. О Знаете ли вы, что такое гимн?

Услышала об этом сорока Стрекотуха, которая слы­ла в лесу большой любительницей посплетничать, и тут же полетела к старому сказочнику, чтобы расска­зать новость.

— Ах, ах! Уважаемый Филин! Слышали ли вы о том, что на опушке леса, в домике-дуплянке поселил­ся молодой поэт — Скворец? Сегодня утром он читал свою новую поэму, и, по правде сказать, она произве­ла на всех сильное впечатление! Звери и птицы в вос­торге от его стихов, заучивают их наизусть, — стреко­тала сорока.

Филин внимательно слушал ее и одобрительно ки­вал головой.

Неугомонная сорока продолжала:


— Можно сказать, что поэма Скворушки имеет гран­
диозный успех, она затмит ваши истории и сказки! Не­
ужели вам не обидно, уважаемый Филин? Ведь вы —
старейший писатель нашего леса, а этот Скворец —
просто выскочка!

О Как вы думаете, что ответил Филин?

— Нет, мне нисколько не обидно, — ответил мудрый
сказочник. — Я умею хорошо писать прозу, а Скво­
рушка занимается поэзией — сочиняет стихи. А это
совсем разные вещи! У каждого из нас свое дело. Ты ду­
маешь легко написать хорошее стихотворение? Совсем
не легко! В стихах должны быть и рифма, и размер. Но
это еще не все! Стихи должны быть четкими, красивы­
ми и, главное, со смыслом!

— А что такое рифма? — удивленно спросила Стре­
котуха.


 

О Можете ли вы ответить на этот вопрос?

— Рифма, — объяснил Филин, — это когда у слов в
конце строки одинаковые созвучия.

— Как это? — не поняла сорока.

— А вот так! К слову «сорока» рифма — «белобока»,
к слову «скворец»...

— Поняла, поняла! Сейчас я сама попробую подо­
брать подходящую рифму к слову «скворец».

О Попробуйте и вы подобрать рифму к слову «скворец».

Сорока ненадолго задумалась, завертела головой и вдруг радостно выпалила:

— Удалец! Молодец!

— Аи да сорока! — похвалил птицу Филин. — Очень
удачную рифму нашла. Скворец-удалец! Скворец-мо­
лодец! Но рифма это еще не все, в стихотворении обяза­
тельно должны быть и мысль, и чувство. Кому же по­
нравятся бессмысленные стихи?

— Да! Теперь я понимаю, что хорошие стихи нелег­
ко написать! Так что наш поэт Скворушка и впрямь мо­
лодец и удалец!

— А как же! — подтвердил Филин и, хитро посмот­
рев на сороку, добавил. — Если у кого-нибудь из лес­
ных жителей будет день рождения или юбилей, Скво­
рушка может написать поздравления в стихах.

— Замечательно. Скоро моему сыночку исполнится
два года, попрошу-ка я Скворца написать для него по­
здравительные стихи, — обрадовалась сорока. — А что
еще может написать поэт?

О Знаете ли вы ответ на этот вопрос?

— Может песню сочинить. Ведь тексты для песен то­
же пишут поэты. Может поэт и торжественный гимн


написать. Например, гимн весне или гимн нашему ле­су. А может и сказку в стихах сочинить.

— Здорово! А скажите, Филин, правильно ли я ду­
маю, что поэты и для малышей стихи и песенки пи­
шут, и еще загадки, скороговорки, считалки и небыли­
цы. Помню, я со своими птенцами стишок про сороку-
белобоку разучивала:

Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила...

— Молодец, Стрекотуха, ты все поняла правиль­
но! — ответил Филин.

Довольная сорока улетела заниматься своими дела­ми, а Филин скрылся в дупле и застучал по клавишам пишущей машинки.

С тех пор так в лесу и повелось. На утренней зорьке звери и птицы собирались на опушке слушать новые стихи и песни поэта Скворушки, а вечером рассажива­лись на ветках и пеньках вокруг старого дуба и слуша­ли волшебные сказки Филина.

О ВОПРОСЫ

Почему Филин назван писателем?

Какие истории и сказки писал Филин?

Почему лесным обитателям очень нравились его произ­ведения?

Почему Скворец назван поэтом?

Почему стихи и песенки Скворушки пришлись по душе зверям и птицам?


Литература

Как вы думаете, какой характер был у сороки?

Зачем сорока полетела к Филину?

Почему Филин не завидовал Скворушке?

Как вы думаете, какой характер был у Филина?

Немного о литературе

Белые стихи — стихи без рифмы.

Жанр — вид художественного произведе­ния, характеризующийся теми или иными сюжетными или стилистическими принци­пами.

Лирика — литературные произведения, выражающие чувства и переживания.

Писатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художест­венные произведения.


Повесть — литературное повествователь­ное произведение с сюжетом, менее слож­ным, чем в романе.

Поэма — большое стихотворное произве­дение на историческую, героическую или лирическую тему.

Проза — в отличие от поэзии, не стихо­творная литература.

Поэт — автор стихотворных поэтических произведений.

Рассказ — малая форма эпической прозы, повествовательное произведение неболь­шого размера.

Роман — повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями.

Сказка — повествовательное народно-по­этическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Сюжет — последовательность и связь в описании событий.


Занятие 8 Волшебство театра



Здравствуйте, дорогие ребята!

Давайте сегодня поговорим о теат­ре.

Думаю, что многие из вас уже бы­вали в театре, а тем, кто никогда не видел детский спектакль, постав­ленный на театральной сиене, еще предстоит увидеть это яркое и запо­минающееся зрелище.

Представьте себе, что мама купи­ла билеты в театр, и в ближайшие выходные вы отправляетесь смот­реть какой-нибудь интересный спек­такль. Может быть, «Золушку», «Белоснежку и семь гномов», «Си­нюю птицу» или «Морозко».

Вы открываете дверь театра, разде­ваетесь в гардеробе и оказываетесь в небольшом, нарядном зале, на стенах которого развешены портреты акте­ров и фотографии сцен из спектаклей. Этот зал называется театральным фойе. Перед началом спектакля здесь можно познакомиться с историей теа­тра и творчеством артистов.

Но вот слышится негромкая трель звонка, напоминающая о том, что пора занимать места в зрительном зале. Вы и ваша мама — зрители!


О Что делают зрители?

«Зритель — не пассивный наблюдатель спектакля. Зрители сопереживают тому, что происходит на сцене. Мы аплодируем, смеемся, плачем, настороженно мол­чим — сопереживаем. Это наша реакция. И она понят­на артистам» (Ю.Алянский).

Но пока артистов на сцене нет. Красивый шелковый или бархатный занавес закрыт.

Музыканты настраивают инструменты. Они распо­лагаются в пространстве между сценой и зрительным залом. Это пространство называется оркестровой ямой. Оркестровой, потому что в ней располагается ор­кестр. Слово оркестр происходит от греческого слова «орхестра», так в греческом театре называлась круг­лая площадка, на которой выступали актеры. Ор­кестр — это группа музыкантов, совместно исполняю­щих музыкальное произведение на различных музы­кальных инструментах.

Почему же площадка, на которой располагается ор­кестр в театре, называется оркестровой ямой? Да пото­му, что она располагается ниже сцены и зрительного зала.

После третьего звонка в зале гаснет свет, звучит не­громкая музыка (ее называют увертюрой) и занавес медленно и торжественно поднимается.

Перед вами на ярко освещенной сцене зимний ело­вый бор. Пышным снегом укутаны пеньки, стволы и ветви деревьев. В воздухе медленно кружатся крупные снежинки.

Что за чудо? Из светлого майского дня вы, словно на невидимых крыльях, перенеслись в морозную зиму!


 

А помогли вам сделать это декорации. Так называет­ся оформление сцены, выполненное художниками.

Ведь и деревья в лесу, и пышный снег, так похожие на настоящие, созданы искусными мастерами — ху­дожниками-декораторами.

Из ледяной избушки выходит Дед Мороз. На нем ат­ласная* голубая шуба, отороченная пушистым белым мехом, такая же шапка, в руках ледяной посох. Щеки Дедушки Мороза разрумянились от холода, у него пышная белая борода и усы. Дед Мороз ударяет ледя­ным посохом о землю, и тотчас к нему сбегаются зайча­та и белочки.

И Деда Мороза, и зайчат, и белок играют актеры. Они исполняют роли, создавая на сцене определенные образы**. Актер как бы превращается в своего героя, «перевоплощается», как говорят в театре.

Моя роль

Хоть я маленький пока, Роль мне дали старика,

А ведь я совсем иной — Беззаботный, озорной, Прыгать, бегать я привык, Ну какой же я старик?

Чтобы лучше роль сыграть, Стал за дедом наблюдать:

* Атлас — сорт гладкой ткани.

** Образ — вид, облик. В художественном произведении — тип, характер (есть выражение — артист вошел в образ).


Ходит дедушка, кряхтит, Опирается на палку, У него усталый вид. Мне дедулю очень жалко!

Стал и я ходить, сгибаться И на палку опираться, Стал ворчать я на домашних, Будто в доме самый старший, Стал я охать: «Ой, ой, ой, Чувствую в коленке боль». Все спросили: «Что с тобой?» — Я войти пытаюсь в роль!

Искусство перевоплощения — очень сложное дело.' Помогают актеру перевоплотится в своего героя те­атральные костюмы и грим.

Зайчата наряжены в белые комбинезоны и шапочки с длинными ушами, а у белочек — комбинезоны сереб­ристо-серые. О Кто же придумал костюмы для актеров?

Художников, которые создают костюмы к спектак­лю, называют костюмерами.

«Костюм для роли подбирается отнюдь не по вкусу актера. Эскизы, зарисовки всех видов одежды для персонажей спектакля делает художник, обычно тот, кто оформляет весь спектакль. По его эскизам шьют костюмы в костюмерных мастерских театра» (Ю. Алянский).

Костюм помогает актеру ощутить и передать харак­тер действующего лица.


 

Думаю, вы слышали, что перед началом спектакля (представления) актеров гримируют. О Зачем это делают и что такое грим?

Представьте себе, что Деда Мороза играет молодой человек. Чтобы актер соответствовал своей роли, ему наклеивают густые кустистые брови, белую бороду и пышные серебристые усы, наносят на щеки слой ру­мян, рисуют морщины на лбу. Теперь перед нами уже не юноша, а сказочный Дедушка Мороз. Помог акте­ру перевоплотиться в образ сказочного персонажа грим.

Замечательный артист И.Ф. Монахов писал: «Хоро­шо, правдиво измененное гримом лицо не только помо­гает мне, но вдохновляет меня в моих попытках отой­ти от самого себя.

Удачный грим, в котором я узнаю задуманную внешность создаваемого образа, сразу сообщает мне са­мому характер этого лица...».

Итак, спектакль вам очень понравился, актеры пре­красно исполнили свои роли, но у вас возник вопрос, а кто же автор этого спектакля, кто написал актерам текст ролей?

Писателя, который создает пьесы для театра, назы­вают драматургом. Конечно, вы слышали имя гени­ального английского драматурга Уильяма Шекспира. Он не только писал пьесы, но и стал создателем театра «Глобус» в Лондоне. Шекспир написал около сорока исторических пьес, т рагедий, комедий.

В XVII веке во Франции жил великий драматург Жан-Батист Мольер. Многие роли в своих комедиях он играл сам.


В России, как и во многих других странах, возникно­вение театра связано с играми, хороводами, обрядами.

Сначала у актеров не было постоянного здания теат­ра. Они показывали свои веселые представления в дни ярмарок на городских площадях, в деревянных сараях и балаганах. Бродячих актеров называли скоморохами или комедиантами.

Главным героем таких представлений обычно был хитрый и умный мужичок, который подсмеивался над простофилей барином.

Зрителям очень нравились шутки, смешные сценки, акробатические* номера, выступления дрессированных животных, которыми забавляли их скоморохи.

Самый первый театр в России был создан знамени­тым актером Федором Волковым в городе Ярославле.

Этот театр существует и в наши дни, а Федора Вол­кова мы называем «отцом русского театра».

Самый известный в мире русский драматург — Ан­тон Павлович Чехов.

Одно из самых выдающихся имен в русской драма­тургии — Александр Николаевич Островский. Его пье­сы и сейчас не сходят с театральных подмостков, а па­мятник украшает площадь перед Малым академиче­ским театром, где постоянно ставят его д рамы.

Есть на свете необыкновенные театры, где герои спектаклей — куклы. Театр кукол впервые появился в Древнем Риме, а позднее — в Италии. Главный герой итальянского кукольного театра — неунывающий, бойкий, острый на язычок Пульчинелла.


* Акробатический (прил.) от слова акробатика гимнастика.


цирковая


 

А в России главным героем кукольных представле­ний стал смелый, дерзкий и насмешливый Петрушка.

И Пульчинелла, и Петрушка — это перчаточные куклы. О Как вы думаете, почему они так называются?

Называются они так потому, что актеры надевают их на руку, как перчатку.

В Японии и Китае в кукольных спектаклях нередко использовались куклы-марионетки, которые подве­шивались и двигались с помощью нитей или тонкой проволоки, а артисты, ведущие их, находились над сценой.

Есть еще тростевые куклы. Актеры, находящиеся за ширмой, управляют ими с помощью тростей*.

О Знаете ли вы, кто создал известный кукольный те­атр в России?

Замечательный кукольный театр в России создал актер, драматург и режиссер Сергей Образцов.

О Л кто, по вашему мнению, является самым главным-человеком в театре?

Самый главный человек в театре — режиссер\ «Он выбирает пьесу, назначает на роли актеров, осуществ­ляет постановку на сцене, вместе с художником реша­ет, как будет выглядеть спектакль внешне, какими бу­дут декорации» (Ю.Алянский).

Теперь вы знаете, дорогие друзья, что, для того что­бы зритель смог посмотреть в театре интересный спек­такль, нужен творческий труд многих людей самых

Трость — прямая тонкая палка.


: разных профессий: драматурга, который напишет пье­су; режиссера, который поставит ее; художников, ко­торые оформят спектакль и придумают костюмы для актеров; костюмеров, которые создадут костюмы; гри­меров, которые загримируют актеров; композитора, который напишет музыку для спектакля, и музыкан­тов, которые ее исполнят; работников сцены и освети­телей, и, наконец, актеров, которые сыграют роли.

А мы, зрители, будем волноваться за любимых геро­ев, горевать, если герои попадают в беду, смеяться удачным шуткам и аплодировать актерам.

ВОПРОСЫ

Какой зал называется театральным фойе? Где в театре располагается оркестр? Что такое декорации?

Как называются художники, которые создают декора­ции?

Кто создает костюмы для актеров?

Зачем гримируют актеров?

Кто пишет актерам тексты ролей?

Как в старину на Руси называли бродячих актеров? Где они выступали? Кто был главным героем этих вы­ступлений?

Почему Федора Волкова называют «отцом русского те­атра»?

Какие куклы используются в кукольных спектаклях? Кто выбирает и ставит пьесу на сцене театра?


 

Добрый волк

Э ту необыкновенную историю рассказал мне

один маленький мальчик. Если хотите, послу-шайте ее.

«Однажды мы решили поставить кукольный спек­такль по сказке «Красная Шапочка». Стали роли рас­пределять. Ксюше досталась роль Красной Шапочки, Оксане — мамы, Насте — бабушки, Антону и Степе — охотников, ну а мне — волка.

Ну, скажите на милость, почему я во всех представ­лениях эту роль исполняю? Не хочу я быть злым и веч­но голодным волком, хочу быть охотником, из ружья стрелять — пиф-паф!


Я так ребятам и сказал: «Не хочу быть волком и все тут!»

Но ребята в один голос закричали: «Рома! Ты лучше всех умеешь рычать и очень страшно зубами щелка­ешь. Ну, пожалуйста, будь волком!»

А Ксюша подошла ко мне, взяла за руку и стала про­сить нежным ласковым голоском: «Ромочка, сыграй, пожалуйста, волка, а то представления не получится!» О Как бы вы поступили на месте Ромы?

Делать нечего, пришлось мне согласиться.

Пришел я домой и стал роль репетировать. Сначала перед зеркалом строил страшные рожицы, топал нога­ми, скрипел зубами, а потом побежал на кухню. Там бабушка оладьи пекла. Я как зубами защелкаю, как закричу: «Я злой и голодный волк-волчище, дай мне, бабуля, оладышек, а не то я тебя съем!»

Бабушка испугалась и дала мне румяный горячий оладышек:

— На, волчонок, ешь, только не обижай!

Я оладышек проглотил и зарычал еще страшнее, еще громче:

— Дай еще!

Но бабушка только тряпкой махнула:

— Иди, волчок, в темный лесок, больше не дам тебе
оладий! А то аппетит перед обедом перебьешь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: