Вопрос 3 Региональные международные организации




Тема: Интеграционные процессы конца XX – начала XXI вв..

План

1. Предпосылки европейской интеграции

2. Образование Европейского Союза.

3. Региональные международные организации

Вопрос 1 Предпосылки европейской интеграции

Идея единой Европы занимала мысли европейских политиков довольно долго, и лишь во второй половине 20 в. она нашла свое практическое воплощение. Интеграция не может быть порождением одной политической воли, для ее развития необходимы определенные предпосылки:

1. Цивилизационные. Наличие общих духовных и культурных ценностей, совместимость социальных и политических идеалов.

2. Экономические. Возможность взаимодополняющего экономического и научно- технического развития.

3. Исторические. Традиционное взаимодействие, взаимоуважение. Традиционное стремление к единству.

4. Военно-политические. Общность интересов по основным вопросам международной жизни, сотрудничество в военных военно-политических союзах, урегулирование территориальных споров.

5. Геополитические. Возможность развития экономически рентабельной сети транспортных коммуникаций.

Европейская интеграция служит наглядным примером вертикальной интеграции, имеющей несколько аспектов. Она активно развивается, начиная с 1950-хх. ЕЕ начало было положено реализацией плана Маршалла.

 

Вопрос 2. Образование “Европейского Союза”.

Как мы уже вспоминали Предпосылками европейской интеграции стали близкие культурные и религиозные традиции стран Западной Европы, длительный исторический опыт развития хозяйственных связей, итоги мировых войн, которые показали, что силовое противоборство приводит лишь к общему ослаблению региона, а также геополитический фактор (начало холодной войны, раскол мира по блоковому принципу).Начало западноевропейской интеграции положил подписанный в 1951 г. и вступивший в силу в 1953 г. Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали. В 1957 г. был подписан, а в 1958 г. вступил в силу Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). С 1958 по 1968 гг. в Сообщество входили только 6 стран —-Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. В 1973 г. происходит первое расширение: в состав Европейского сообщества входят Дания, Ирландия и Великобритания. В 1979 г. к ЕС присоединяется Греция, в 1986 —Испания и Португалия. Именно в этот период, с 1987 г. (когда был подписан Единый европейский акт) по 1992 г., происходит создание общего рынка. Интеграционные процессы в Европе интенсифицировались после окончания холодной войны. Знаковым событием этого периода стало подписание Маастрихтского договора в 1992 г., который установил цель: учреждение Европейского союза, создание единой валюты, введение гражданства ЕС, повышение роли наднациональных органов. В 1995 г. к ЕС присоединились Австрия, Финляндия и Швеция. В 1999 г., согласно Шенгенской конвенции, был введен единый визовый режим, а в 2002 г. завершился переход на единую западноевропейскую валюту —евро. В 1990-е гг. начались переговоры о «расширении на восток» —приеме в ЕС стран Восточной Европы и Балтии. В результате в 2004 г. в ЕС вступили стразу 10 стран: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. В 2007 г. к ним присоединились Болгария и Румыния. В 2013 членом Евросоюза стала Хорватия. Из последних изменений в составе европейской организации –это выход Великобритании (31 января 2020 года).

На сегодняшний день Европейский союз остается наиболее развитым интеграционным объединением в мире, в его состав входят 27 государств.

Однако не следует забывать, что перед ЕС стоят новые вызовы: выравнивание и сближение экономического уровня «старых» и «новых» стран-участниц, формирование единой позиции по вопросам внешней политики, обеспечение безопасности на региональном уровне.

 

Вопрос 3 Региональные международные организации

. Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней:

1. Торговые соглашения преференциального характера, которые способствуют либерализации торговли внутри региона за счет снижения таможенных тарифов.

2. Зона свободной торговли (ЗСТ). Страны-участницы отменяют таможенные барьеры и количественные ограничения по взаимной торговле. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник ЗСТ устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении.

3. Таможенный союз, в рамках которого унифицируются внешние тарифы, проводится единая внешнеторговая политика —участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран. При этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета.

4. Формирование общего (единого) рынка, который предусматривает устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных факторов производства —инвестиций (капиталов), работников, информации (патентов и ноу-хау).

5. Экономический союз, в рамках которого проводится единая экономическая и валютно-финансовая политика, а также создается система межгосударственного регулирования социально-экономических процессами.

6.Политический союз как высшая ступень региональной интеграции. При переходе от экономического союза к политическому возникает новый многонациональный субъект мирохозяйственных и международных политических отношений, однако пока не существует ни одного регионального экономического блока столь высокого уровня развития. Таким образом, на каждой из этих ступеней устраняются определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. Однако данный процесс не всегда идет в поступательном направлении, интеграция может быть «заморожена» на определенном этапе. Успешность региональной экономической интеграции определяется целым рядом факторов, прежде всего, достаточно высоким уровнем хозяйственного развития стран-участниц, сходством уровня их экономического развития, взаимной выгодностью интеграционных процессов для всех участников.

Какие же основные интеграционные группировки существуют в мире на сегодняшний момент?

Мы уже говорили о Европейском союзе, в настоящее время он является самым «старым» интеграционным блоком, именно его опыт служит главным объектом для подражания другим развитым и развивающимся странам.

Успешный, а главное длительный пример региональной интеграции существует и в Восточной Азии. В 1967 г. после подписания Бангкокской декларации была создана Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Первоначально в нее вошли 5 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Целью данной организации было содействие региональному сотрудничеству, однако в первые годы главным побудительным мотивом функционирования АСЕАН был не экономический, а военно-политический фактор. Постепенно экономическая составляющая становилась все более заметной, сегодня АСЕАН представляет собой успешное экономическое интеграционное объединение. В 1984 г. к АСЕАН присоединился Бруней, в 1995 г. —Вьетнам, в 1997 г. —Лаос и Мьянма, в 1999 г. —Камбоджа. На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. Высшим органом принятия решений в АСЕАН является Конфеминистерские встречи, в том числе ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД) и министров экономики. В период между совещаниями министров руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом. Председателем ПК становится министр иностранных дел той страны, где намечено проведение очередного съезда. В Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем (в мае 2006 г. этот пост занял представитель Сингапура Х.Э. Онг Кенг Йонг), в каждой из стран участниц существует национальный секретариат по делам АСЕАН. Помимо этого, работа ведется в 29 отраслевых комитетах и 122 рабочих группах. Таким образом, в год в рамках АСЕАН проводится около 400 мероприятий. Наряду с образующей Бангкокской декларацией, направления развития АСЕАН базируются на следующих основополагающих документах: Декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии (1971 г., Куала-Лумпурская декларация). Договор о дружбе и сотрудничестве (1976 г.). В договоре обозначены принципы отношений между странами: взаимное уважение, независимость, суверенитет, равенство, территориальная целостность, право на невмешательство во внутренние дела государства, разрешение конфликтов мирным путѐм и т.д. Договор о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (1995 г., Бангкокский договор).В 1992 г. был создан, а в 1994 г. начал свою работу АСЕАНовский региональный форум (АРФ), его основной целью является сотрудничество в области безопасности, в том числе: обеспечение доверия, развитие превентивной дипломатии и выработка подходов для решения конфликтов. Вместе с АСЕАН в последнем форуме участвовали: Австралия, Бангладеш, Восточный Тимор, ЕС, Индия, Канада, КНДР, КНР, Монголия, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Пакистан, Республика Корея, Россия, США. Интеграционные процессы в АСЕАН стали развиваться более интенсивно после Азиатского кризиса 1997 г. Было принято решение о создании Зоны свободной торговли АСЕАН. На первом этапе в нее вошли страны первоначальной шестерки членов АСЕАН. Соглашение о Зоне свободной торговли АСЕАН вступило в силу 1 января 2002 г. Согласно данному документу, Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд договорились о снижении тарифов по 85% номенклатуры товаров. В 2015 г. такие же меры по снижению тарифов будут предприняты остальными странами-участницами АСЕАН. Однако интеграционные процессы интенсифицировались не только внутри самой ассоциации: в конце 1990-х гг. усилилось экономическое сотрудничество между странами АСЕАН, с одной стороны, и Китаем, Японией и Республикой Корея, с другой. Этот механизм сотрудничества получил название «десять плюс три». В начале 2000-х гг. появилась новая формула: «десять плюс один», в рамках которой Китай и страны АСЕАН создают совместную Зону свободной торговли. В настоящее время в станах-участницах АСЕАН проживает более 580 млн. человек, совокупный объем ВВП оценивается в 2,75 трлн. долларов. В 2007 г. интеграционному объединению АСЕАН исполнилось 40 лет. На юбилейной встрече в Сингапуре лидеры стран-участниц приняли Хартию ассоциации и план экономического развития региона на период до 2015 г., согласно которому в ближайшие годы в Юго-Восточной Азии будет создано единое экономическое и социально-культурное пространство. АСЕАН —не единственный пример интеграционного объединения в Восточной Азии.

В 1989 г., во многом ориентируясь на интеграционные достижения ЕС, на 1-й конференции министров иностранных дел и экономики 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Канберре по предложению премьер-министра Австралии Дж. Хоука был создан Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества АТЭС (Asian Pacific Economic Cooperation, APEC). В него вошли шесть стран-участниц АСЕАН (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур и Бруней), а также Япония, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Соединенные Штаты и Канада. В настоящее время АТЭС объединяет 19 стран и 2 территории АТР: десять стран-участниц АСЕАН (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Вьетнам, Бруней Мьянма, Лаос и Камбоджа), Японию, Республику Корея, Австралию, Новую Зеландию, Соединенные Штаты Америки, Канаду, Китайскую Народную Республику, Мексику, Папуа-Новую Гвинею, Чили, Перу, Россию, а также Гонконг, являющийся особым административным районом Китая, и Тайвань. АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Важнейшими формами деятельности АТЭС являются: саммиты глав государств и правительств, встречи министров иностранных дел, торговли и экономики, профильные встречи министров и совещания старших должностных лиц (СДЛ) экономик-участниц Форума. В АТЭС действует институт председателя, функции которого осуществляет страна-организатор очередного саммита и других, сопряженных с ним встреч. Выполнение административно-технических задач возложено на секретариат Форума, находящийся в Сингапуре. На первой встрече в Канберре были определены цели и основополагающие принципы работы форума. Его участники договорились о том, что: во-первых, АТЭС должен поддерживать режим свободной открытой торговли и не превращаться в закрытый торговый блок; во-вторых, АТЭС —экономический форум, который только обсуждает проблемы регионального экономического сотрудничества и связанные с ними другие вопросы с целью дальнейшей либерализации торговли; в-третьих, региональное экономическое сотрудничество должно осуществляться постепенно, путем переговоров на равноправной основе. С 1993 г. ежегодно созываются неформальные встречи глав государств и правительств стран-членов АТЭС. Знаковыми этапами в развитии АТЭС можно назвать: Второй саммит АТЭС в Богоре (Индонезия, 1994 г.), где была принята "Декларация об общей решимости экономических лидеров АТЭС". Богорская декларация определила в качестве долгосрочной цели формирование к 2010—2020 гг. системы свободной и открытой торговли и инвестиций в АТР. Принятие Осакской программы действий в 1995 г., в этой программе были обозначены три базовых направления Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества: торговая и инвестиционная либерализация, содействие торговле и инвестициям, экономическое и техническое сотрудничество. Манильский план действий АТЭС, принятый в 1996 г., в его основу положены индивидуальные планы действий стран-участниц и коллективные планы по либерализации торговли и инвестиций, а также Декларация АТЭС о создании рамочных условий для экономического и технического сотрудничества и развития. Шанхайская декларация 2001 г., где были обозначены не только дальнейшие шаги по формированию в регионе системы свободной торговли и инвестиций, но и впервые за всю историю Форума прозвучали политические заявления, затрагивающие проблему борьбы терроризмом и вопросы международной безопасности. В 2007 г.,в Сиднее, состоялся юбилейный, 15-й саммит глав государств-участниц АТЭС. В итоговой декларации было отмечено, что к 2030 г. страны-участницы сократят выброс парниковых газов на 25%, произойдет либерализация экономик, а также будет усилено взаимодействие в борьбе с терроризмом. Важным итогом для Российской Федерации стало решение о том, что в 2032 г. саммит АТЭС пройдет во Владивостоке. На американском континенте наиболее развитой интеграционной группировкой является Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА). Договор о ее создании между Канадой, Мексикой и США был подписан в 1992 г., вступил в действие в 3994 г. Основными целями НАФТА, официально заявленными в соглашении об его образовании, являются: Снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению между странами товаров и услуг.

Значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах-членах соглашения. Установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли. Обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран. Создание базы для будущего трёхстороннего, регионального и международного сотрудничества в целях расширения и улучшения Соглашения. Интеграционные процессы в НАФТА, по замыслу его организаторов, должны идти по образцу европейской интеграции: создание общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы, технологий, в конечном итоге —сращивание процессов воспроизводства экономики государств-членов, формирование единого хозяйственного механизма трех стран. Однако следует отметить асимметричность взаимопроницаемости трех экономик: взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Другая проблема заключается в неравномерности развития экономик США и Канады, с одной стороны, и Мексики, с другой. Разница в размерах ВВП на душу населения между Мексикой и США достигает 6,6 раза, а с Канадой —4,1 раза. Столь существенный разрыв в уровнях экономического развития стран-членов затрудняет создание единого хозяйственного комплекса. Эти факторы во многом обуславливают то обстоятельство, что единственным экономическим центром силы в данной интеграционной группировке является США. Такая моноцентричность приводит и к тому, что в НАФТА нет специальных надгосударственных институтов. Центральный организационный институт НАФТА —Комиссия по свободной торговле, она следит за выполнением соглашения о ЗСТ, оказывает содействие разрешению споров, контролирует деятельность тридцати комитетов и рабочих групп. В настоящее время НАФТА представляет собой крупнейшую в мире региональную Зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 трлн. долларов. Крупная интеграционная группировка существует и в Латинской Америке. МЕРКОСУР (Южноамериканский общий рынок). Еще в 1960-х гг. в Южной Америке впервые заговорили о создании Зоны свободной торговли, однако интеграционные процессы активизировались лишь в 1980-х гг. В марте 1991 г. между Бразилией, Аргентиной, Уругваем и Парагваем был подписан четырехсторонний договор о создании таможенного союза и общего рынка МЕРКОСУР. Окончательно торговый блок оформился лишь к 1995 г. В 2006 г. к интеграционному объединению присоединилась Венесуэла. Также в качестве ассоциированных членов в него входят Чили, Боливия, Эквадор, Колумбия и Перу. В настоящее время МЕРКОСУР объединяет страны с общим населением 250 млн. человек, на долю которых приходится 75% совокупного ВВП Южной Америки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: