Тревожность – это устойчивое состояние длительного эмоционального дискомфорта.
Человеку тревожному свойственны частые или постоянные плохие предчувствия, ощущение неопределенности. Такой взгляд на мир, как правило, копируется ими у родителей.
Первые психологические беспокойства ребенка обычно связаны с отсутствием мамы.
Тревожность бывает разная. Она вызвана различными причинами, а, значит, нуждается в разных способах коррекции.
· Врожденная тревожность обусловлена генетически. Для детей - меланхоликов это наследственная врожденная черта. Такие ребята с самого младенчества медленно адаптируются к любым изменениям во внешнем мире, почти всегда испытывают дискомфорт психологического рода, их легко «выбить из колеи». Их психика крайне неустойчива.
- Ситуативная тревожность – связана с конкретной ситуацией, в которой ребенок пережил сильный эмоциональный всплеск. После громкого лая соседской собаки, к примеру, он начинает бояться всех без исключения собак. После прививки - боится всех врачей.
Такая тревожность подлежит коррекции, но до конца от нее избавиться нельзя. У каждого из нас есть такие знакомые взрослые, которые в свои 30-40 лет боятся летать на самолете или посещать стоматолога
- Очень часто тревожность «по ситуации» бывает учебной. Это состояние сложное и длительное. Ребенок испытывает дискомфорт в преддверии событий, связанных со школой. Больше других от учебной тревожности страдают ученики начальной школы. Потом, по мере приобретения опыта, взрослея, они чувствуют себя более компетентными, и страх уменьшается.
Тревожные дети делятся на несколько типов:
· Невротики. Это дети с ярко выраженной «соматикой» - у них бывает нервный тик, они заикаются, страдают энурезом.
|
В общении с такими ребятами важно их выслушать, чего бы это ни стоило. Нельзя заострять внимание на их соматических нарушениях. Требуется ощущение комфорта, они должны чувствовать себя в полной безопасности, и знать, что их принимают такими, какие они есть.
Из корректирующих игр невротикам показаны рисование, ролевые игры, в которых они каждый раз будут побеждать свои страхи. Пример: ребенок боится идти к врачу, начинает плакать и заикаться. Попросите его нарисовать доктора, разыграйте сценку «В кабинете у врача». Делайте это вместе, побуждайте кроху как можно подробнее «проговаривать» свои страхи.
·
С точки зрения психологов, могут иметь органические нарушения легкого характера: проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой. Таким ребятам нужно создавать атмосферу успеха, чаще их хвалить и доброжелательно поддерживать в их начинаниях. Если они смогут поверить в себя, то перестанут бояться, и их поведение выровняется. Им пойдут на пользу занятия спортом, так как повышенная активность, за которой они прячут свои страхи, нуждается в выходе.
|
· Закрытые дети. Малыши, которых можно отнести к категории замкнутых. Они вообще не реагируют на критику, избегают участия в жизни коллектива. Не хотят участвовать в общих играх и развлечениях. Предпочитают роль наблюдателя. Трудно идут на контакт, как со сверстниками, так и с взрослыми. Могут вообще отказываться от общения.
С такими детьми важно найти точки соприкосновения - интересующую их тему. Это может быть что угодно – от динозавров до самолетов, и через нее потом строить общение.
· Застенчивые дети. Милые тихони, которые, нравятся всем без исключения. Они теряются, когда нужно публично прочитать стихи, не проявляют инициативу, при этом очень исполнительны, старательны и обязательны. Имеют определенные коммуникативные проблемы. Боятся общения с незнакомыми и малознакомыми людьми, испытывают сильные (вплоть до панических) приступы страха, когда слышат, как кто-то повышает голос, даже если ругательства звучат не в их адрес. Плаксивы. Любая мелочь может довести их до слез.
Застенчивым малышам будет легко и комфортно в компании сверстников со схожими хобби и интересами. Со стороны взрослых нуждаются в похвале, поощрении их достижений и постоянных подсказках - как найти выход из той или иной ситуации. Самостоятельно им трудно разобраться, как поступить.
Признаки тревожности
Вашего ребенка можно признать тревожным, если у него есть хотя бы три из перечисленных ниже особенности:
· Нежелание идти в школу или детский сад, особенно после болезни или каникул.
|
·
· Чрезмерная любовь к порядку. Он не терпит, когда кто-то берет его игрушки и уже тем более ставить потом их не на свое место.
· Хроническое волнение. Ребенок сильно нервничает в преддверии конкурсов, важных событий в жизни семьи. По многу раз переспрашивает новую для себя информацию, требует подробных разъяснений каждой детали.
· Повышенная утомляемость.
· Отсутствие настойчивости и целеустремленности. Если что-то не получилось с первого-второго раза, ребенок вообще забрасывает это дело.
· «Комплекс вины». Малыш считает, что всех бедах и проблемах близких виноват именно он.
У тревожности есть и физические признаки. Присмотритесь к малышу более внимательно:
· У тревожных детей есть мышечные зажимы в области шеи и лица.
· У них влажные и холодные ручки.
· Часто тревожные дети жалуются на страшные сны и плохой аппетит.
· Частые «гости» беспокойного чада - диарея, расстройство желудка.
· Тревожные дети сильно потеют, когда появляется минимальный повод для волнения.
· У тревожных мальчиков и девочек, как правило, тихий голос и напряженный взгляд.
· Тревожные ребята чрезвычайно плаксивы.