Творческо-организационные этапы работы балетмейстера по созданию хореографического произведения.




 

Балетмейстеру при создании номера нужно усвоить 4 правила:

1. Определить идею и направить исполнителей на эту идею.

2. Верно раскрыть историческую обстановку, в которой происходит действие.

3. Исполнитель должен четко представить себе образ, характер, биографию, что даст возможность создать правдивый и естественный образный персонаж.

4. Большое значение для создания образа имеет стиль произведения (Недопустимо смешивание стилей).

Актер – создатель сценического образа. Каждый хореографический образ строится на своей особой лексике. Исполнитель должен стать единомышленником балетмейстера, так как замысел передает именно он, и сочиненная балетмейстером хореография становится спектаклем тогда, когда в него вступают актеры. Вникнув в идейное содержание хореографического произведения, артисты создают сценические образы и дают им жизнь. Зритель, уходя из театра, надолго запоминает актеров. Важно, чтобы исполнитель заговорил в танце живыми чувствами своего персонажа.

 

Работа балетмейстера по созданию хореографического номера состоит из 5 звеньев:

1. возникновение замысла, темы, идеи и воплощение их в программе, где так же излагается краткое развитие событий, описывается место, время действий, действующие лица.

2. композиционный план или музыкально – хореографический сценарий, где так же записывается тема, идея, содержание. Композиционный план пишется для композитора.

3. подбор музыкального материала

4. сочинение хореографического текста

5. постановка

Из каких компонентов складывается хореографический номер?

 

1. идея произведения, как она раскрывается через сценические образы, тему, сюжет

2. хореографический текст, который способствует раскрытию идеи, созданию художественного образа, выявляет характер действующих лиц

3. каждое произведение должно иметь свой стиль, несмотря на разнообразие образов

4. музыка

5. рисунок танца

6. драматургия номера

7. исполнители (мастерство исполнителя во многом способствует выявлению замысла балетмейстера)

8. костюмы

9. грим

10. манера исполнения

Тема – это основной круг вопросов, поставленных балетмейстером в произведении. Определяется тема существительным. Темы могут быть различными: тема труда, любви, смерти, героическая, патриотическая, историческая и т. д. Раскрывается с помощью выразительных средств (лексика, рисунок, костюмы, декорации).

Идея – система понятий, выводов, взглядов на определенные события, явления, факты; это то, какой вывод автор подводит в конце произведения. В процессе сценического действия зритель должен прийти к определенному выводу – это и будет идея хореографического произведения. Под словом идея подразумевается мораль, нравственность. Для чего я ставлю номер?

Фабула – это последовательность изображаемых событий или повествование. Отличается от сюжета тем, что сюжет раскрывает глубинное, последовательное течение, раскрывая тему и идейный смысл произведения.

Содержание – это четкое повествование происходящих действий в четкой их последовательности. Оно включает в себя раскрытие темы, идеи, замысла.

Конфликт – это столкновение различных социальных сил, характеров, мыслей, чувств, их борьба, приводящая к победе одной из конфликтующих сторон. Конфликт должен отличаться глубиной и значительностью идейного содержания, остротой и напряженностью. Это обеспечивает эстетическое воздействие произведения на человека. Конфликт присущ в основном сюжетным танцам и миниатюрам.

Форма – это внешнее очертание хореографического произведения, это то, как выражается содержание на сцене. Форма включает в себя все средства выразительности. Хореографическое искусство отличается многообразием форм. С формой тесно и неразрывно связано содержание.

Средства выразительности – лексика, рисунок, музыка, костюм, свет, декорации, атрибутика.

Сюжет – это система событий, через которую раскрывается образ человека, его судьба. В сюжетном танце персонажи наделены индивидуальными характерами. При помощи сюжета воплощаются общественные конфликты, раскрываются герои в действиях и поступках во взаимоотношении между собой. Сюжет раскрывает глубинное последовательное течение, тему и идею.

Жанры – созвучны с жанрами театрального искусства. Многообразие жанров включает в себя: драматические, романтические, комедийные, героические, трагические хореографические произведения. Зачастую жанр хореографического произведения трактует жанр литературного первоисточника, который служит основой для сюжета в постановочной работе.

Виды хореографии – фольклорный танец, классический танец, народно – сценический танец, историко - бытовой танец, современный – бальный танец, деми-характерный танец, джаз – модерн танец. Каждый вид имеет свою историю и этапы развития и становления, но все они идут от плясового фольклора. Все виды и формы танцевального искусства нужны, ибо они лишь средства выражения.

Либретто – краткое изложение действия, описание готового хореографического произведения. В либретто находится материал, необходимый зрителю.

Программа – здесь автор излагает сюжет, определяет время и место действия, раскрывает в общих чертах образы и характеры героев. Удачно написанная программа играет большую роль в работе между балетмейстером и композитором.

Композиционный план – это развернутый хореографический сценарий балета или номера, включающий режиссерскую разработку сюжета. В нем рассказывается, как на сцене будет решаться идея и тема произведения, как будут раскрываться образы действующих лиц. Композиционный план – это режиссерско – балетмейстерское решение будущего хореографического произведения с конкретным заданием композитору, художнику, всей творческой группе.

 

 

I. Первоначально замысел, (неконкретное представление о номере).Причиной о возникновении замысла могут быть:

- произведение искусства;

- жизненные ситуации;

- природные явления;

- слово;

- собственные впечатления

Первоначальный замысел представляет собой видение отдельных деталей произведения или в целом впечатления, которое должно произвести произведение. Тема уже присутствует, но идея ещё неконкретна.

 

II. Разработка темы, идеи, драматургии произведения излагается в программе (литературное описание будущего номера является его драматургической основой). Не всегда решение отдельных эпизодов намеченных в программе окончательно, многое меняется впоследствии, но в основном, содержание должно оставаться.

Программа – 1. Тема;

2. Идея;

3. Время действия;

4. Место действия;

5. Перечисление и образная характеристика действующих лиц (для сюжетной драматургии); образа (для бессюжетной драматургии);

6. Драматургия номера (сюжетная или бессюжетная)

III. Работа с музыкой (2, 3 этапы могут поменяться, а могут идти параллельно).

1. Работа с готовым музыкальным произведением:

а) прослушивание музыкального произведения с целью соответствия с замыслом балетмейстера.

б) прослушивание с целью определить внутреннюю структуру, музыкальной драматургии, характер, анализ музыкального произведения.

 

Анализ музыкального произведения.

№ муз. части Музыкальное предложение Музыкальные фразы Количество тактов Музыкальный размер
  1. 2.   4,4 4/4 2/4

2. Поиск музыкального материала. Наложение драматургии хореографического номера на драматургию музыкального материала. То есть сначала разрабатывается драматургия номера, а затем идёт поиск музыкального произведения.

IV. Совмещение драматургии танца с драматургией музыки.

Уже начинает возникать композиционное решение в пространстве.

Этот этап отражается в композиционном плане (развёрнутый музыкально-хореографический сценарии будущего произведения), включает в себя режиссерскую разработку хореографической программы.

Сценарий с итальянского языка – план, сюжет, схема.

Композиционный план: (на двойном листе)

1. Название номера

2. Объём по времени (хронометраж)

3. Автор музыки

4. Количество участников и их образная характеристика

5. Тема

6. Идея

7. Время действия (исторический период, время года, суток)

8. Место действия (страна, область, село, берег реки, поляна или помещение)

9. Перечисление и образная характеристика действующих лиц (сюжета) или образа в целом (в бессюжетном танце)

10. Драматургия (сюжетная или бессюжетная, в соответствии с музыкальной драматургией)

Пять этапов драматургии соответствуют с музыкальной драматургией

· экспозиция

· завязка

· развитие действия

· кульминация

· развязка

11. Анализ музыкального произведения (таблица: размер, темп, фразы, такты.)

12. Художественное оформление (свет, декорации, костюмы, аксессуары)

13. Список исполнителей

V. Работа над композицией номера (практическая)

VI. Постановочная и репетиционная работа, пишется постановочный план, т.е. график работы над номером.

Постановочный план:

1. Работа с музыкой (концертмейстером, фонограммой)

2. Этюдная работа

3. Постановочная репетиция

4. Индивидуальная работа с солистами

5. Сводные репетиции (разные возрастные группы, хор, оркестр)

6. Репетиция в костюмах

7. Репетиция на сцене со светом и костюмами

8. Генеральная репетиция (последняя репетиция перед выпуском, при полном оформлении желательно с публикой)

9. Премьера

VII. Запись танца: 2 вида записи:

1. Литературное описание

2. Графическое изображение

1. Название номера (Хакасский танец «На аркане»)

2. а) Автор постановки, записи (постановка и запись Ф.И.О.)

б) Постановка (М. Годенко)

Запись танца (Л. Степановой)

3. Очерк танца

- краткое содержание,

- характер,

- манера исполнения,

- количество исполнителей,

- музыкальное сопровождение,

- музыкальный размер.

4. Описание костюмов

5. Описание танца

6. Описание движений

+а) номер по порядку

б) название движений

в) музыкальный размер, на сколько тактов исполняется

7. Музыкальное приложение (ноты)

8. Графическое изображение рисунков (№1, №2, №3…)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: