Итоговая контрольная работа по литературному чтению
За 3 класс 2019 – 2020 уч.г.
Вариант 1
Фамилия, имя _______________________________
Прочитай тексты и выполни задания 1–8.
МУЗЕЙ «ЭКСПЕРИМЕНТАНИУМ»
Стоимость входных билетов в музей | |
Билет для взрослого | 500 руб. |
Билет для школьника | 400 руб. |
«Экспериментаниум» – интерактивный московский музей, посетив который, можно узнать много интересного об окружающем мире и законах природы.
Музей открыл свои двери для посетителей в марте 2011 года. Здесь проводится много разных мастер-классов и шоу. Например, юным сладкоежкам будет интересно заглянуть на шоу «Сахарид». Шоу длится 40 минут. За это время вам покажут яркие опыты с сахаром и даже научат готовить сахарную вату.
А если захочется поучаствовать в научных экспериментах, то стоит побывать на шоу «Детская химия». В течение 40 минут здесь расскажут о превращениях веществ, а посетители сами смогут провести увлекательные опыты.
ВЫСТАВКИ МУЗЕЯ
В музее «Экспериментаниум» представлены различные выставки. Экспонаты можно не только рассматривать, но и трогать руками и даже проводить с ними различные эксперименты!
«Акустика» Вы узнаете всё о звуке, его восприятии, сможете понять, как работают музыкальные инструменты. | |
«Водная комната» Здесь вы узнаете о том, как образуются водовороты и морские волны, как работает шлюз¹. | |
«Головоломки» На выставке можно посоревноваться в сообразительности и собрать необычные пазлы. | |
«Космос» Вы погрузитесь в завораживающий мир звёзд, увидите уникальные фотографии знаменитого телескопа «Хаббл», который был выведен на земную орбиту с целью наблюдения за космическими объектами. |
1 Это сооружение, которое устанавливают на реке или канале. Оно служит для пропуска судов при разном уровне воды. Состоит из камеры (камер) с воротами.
|
1. |
Отметь знаком ☒ верное завершение предложения.
Телескоп – это…
¨одна из планет Солнечной системы
¨космический корабль для полёта к далёким звёздам
¨устройство для наблюдения за небесными телами
¨устройство для наблюдения за мельчайшими организмами
2. |
В каком году был запущен на земную орбиту космический телескоп «Хаббл»?
Ответ: _________________ г.
3. |
Прочитай утверждения А и Б.
А) Шоу «Сахарид» и шоу «Детская химия» имеют одинаковую продолжительность по времени.
Б) Только на шоу «Детская химия» можно увидеть, как проводят опыты.
Какие из утверждений верны?
Отметь знаком ☒ верный ответ.
¨только А
¨только Б
¨и А, и Б
¨ни А, ни Б
4. |
Установи соответствие между выставкой музея и тем, что на ней могут сделать посетители: для каждой позиции из первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.
Название выставки | Действия посетителей |
А) «Акустика» Б) «Головоломки» В) «Водная комната» Г) «Космос» | 1) Рассмотреть фотографии знаменитого телескопа «Хаббл». |
2) Узнать, что такое шлюзы и как они работают. | |
3) Собрать необычные пазлы. | |
4) Узнать интересную информацию о звуке. |
Запиши в таблицу цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
5. |
Отметь знаком ☒ фотографию, на которой изображён шлюз.
|
¨ ¨
¨ ¨
6. |
Отметь знаком ☒ верное завершение предложения.
Слово «акустика» произошло от греческого слова...
¨ mηχανη – орудие.
¨ κόσμος – мир.
¨ ἀκούω – слышу.
¨ φύσις – природа.
7. |
На уроке окружающего мира учитель рассказал о музее «Экспериментаниум». Антону очень захотелось попасть туда. Он вместе с мамой пойдёт в музей.
Сколько рублей они потратят на входные билеты в музей «Экспериментаниум»?
Ответ: ___________руб.
8. |
После посещения музея Аня провела опрос среди своих одноклассников. Она хотела узнать, какая выставка понравилась ученикам её класса больше всего. Результаты опроса представлены в таблице.
Результаты опроса
«Какая выставка понравилась тебе больше всего?»
Название выставки (варианты ответа) | Количество ребят, которые выбрали эту выставку |
Головоломки | |
Акустика | |
Космос |
На основе полученных данных была построена диаграмма.
Отметь знаком ☒ ту диаграмму, которая соответствует результатам опроса.
Прочитай текст и выполни задания 9–16, С1–С2. |
Друзья-товарищи
– Слепые мои глаза, глупая голова! – причитал Медведь.
– Что с тобой случилось? – буркнул головастый Филин.
– Один я остался. Пропали мои друзья.
– Поделись, Миша, бедой. Может, и полегчает, – говорит Филин.
– Ты знаешь, я самый сильный в лесу. И было у меня много друзей. Куда ни повернусь – все в глаза заглядывали. Раньше, бывало, Сорока чуть свет все лесные новости на хвосте приносила. А про мою силу и щедрость во́роны на весь лес каркали.
|
Это интересно! Голос ворона достаточно громкий, трубный. На весь лес раздаётся глубокое «крух», «ток» или «кар». А ещё вороны способны изображать крики других птиц и подражать речи человека. |
– И это верные друзья были? – Филин выспрашивает.
– Закадычные друзья! – горько заплакал Медведь. – Как начнут: «Ты у нас самый умный, сильный и красивый». Сердце пело!
– Хоть меня ты другом не считаешь, – говорит Филин, – но обещаю послужить я тебе по-дружески. Отыщу всех, расспрошу.
Взмахнул Филин широкими мягкими крыльями и полетел. Увидел Сороку.
– Эй, Сорока, ты с Медведем дружила?
– Мало ли с кем я дружила… – осторожно отвечает Сорока.
– А что ж теперь его бросила?
– Мало ли кого я бросаю… Я ведь не простой друг, а доверительный. Доверяла ему все секреты. Сообщала, в каком дупле пчёлы мёд спрятали, когда рыба на нерест косяками пошла. Медведь меня слушал, а потом угощал. А теперь он угощать не может, потому что его охотники угнали в другой лес. Зачем мне с ним дружить?
Полетел Филин дальше. Увидел Ворона.
– Здравствуй, Ворон! Что ж ты с Медведем дружить перестал?
– А для чего он мне теперь? Я ведь не простой друг, а друг обеденный. После Медведя и мне косточки оставались. А теперь, наверное, другим достаются. Пусть другие и каркают про него. А я себе другого медведя поищу!
Поспешил Филин к Медведю.
– Нет у тебя больше друзей! – говорит Филин. – Да и не было никогда!
– Как же так, а Сорока, а Ворон?
– Друг – когда просто друг. А эти…Сдаётся мне, что у вас, медведей, других друзей и быть-то не может. Не друзья вам нужны, а угодники. Уж больно вы, медведи, на похвалу слабы.
Медведь заворчал сердито, а Филин продолжает:
– Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет. Понял?
– Ещё бы! – обрадовался Медведь. – Мёд, медок … Слаще любой правды!
Филин тяжело вздохнул и устало закрыл глаза.
(по Н. Сладкову)
9. |
Что произошло с Медведем в начале рассказа?
Отметь знаком ☒ верный ответ.
¨ Медведь прогнал своих друзей.
¨ Он предложил Филину дружбу.
¨ Все друзья Медведя пропали.
¨ Медведь ругал Сороку и Ворона.
10. |
В начале рассказа Медведь во время разговора с Филином был сильно огорчён. Выпиши слово или словосочетание из текста, которое подтверждает это.
Ответ: ______________________________________________
11. |
Почему Сорока перестала дружить с Медведем?
Отметь знаком ☒ верный ответ.
¨ Медведь не слушал новости, которые она сообщала.
¨ Медведь перестал рассказывать ей секреты.
¨ Сорока улетела жить в другой лес.
¨ Сорока перестала получать от Медведя угощения.
12. |
Прочитай ещё раз ту часть текста, где изображён значок
Почему Медведь сердито заворчал?
Отметь знаком ☒ верный ответ.
¨ Он был зол на своих друзей.
¨ Его обидели слова Филина.
¨ Ему захотелось поесть мёда.
¨ Он не любил, когда его хвалили.
13. |
Прочитай предложения.
¨ Филин нашёл Ворона.
Сорока и Ворон хвалили Медведя.
¨ Филин решил помочь Медведю.
¨ Сорока рассказала о дружбе с Медведем.
¨ Медведь узнал о том, что случилось с его друзьями.
Установи правильный порядок событий, о которых говорится в рассказе. Цифра 1 уже поставлена, поставь цифры 2, 3, 4, 5 для остальных событий.
14. |
Прочитай текст в рамке рядом с изображением ворона.
На какой вопрос отвечает информация из этого текста? Отметь знаком ☒ верный ответ.
¨ Какие звуки может издавать ворон?
¨ Какие птицы обладают самым громким голосом?
¨ Крику каких птиц подражает ворон?
¨ Был ли Ворон верным другом Медведю?
15. |
Рассказывая Филину о своих друзьях, Медведь называет их закадычными. Каким словом лучше всего заменить слово «закадычный»? Отметь знаком ☒ верный ответ.
¨ загадочный
¨ двуличный
¨ потерянный
¨ близкий
16. |
Какое изречение могло бы стать названием рассказа?
Отметь знаком ☒ верный ответ.
¨ Старый друг лучше новых двух.
¨ Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
¨ Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
¨ Без друга на сердце вьюга.
С1 |
Отметь знаком ☒ слово, которое больше других подходит для описания характера Филина.
¨ отзывчивый
¨ ворчливый
¨ честный
Объясни свой выбор на основе прочитанного текста.
Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________
С2 |
Яна, прочитав рассказ, сказала: «Я думаю, что после слов Филина Медведь изменил свой взгляд на дружбу и понял, каким должен быть настоящий друг».
Согласен ли ты с высказыванием Яны?
Отметь знаком ☒ ответ ДА или НЕТ, и объясни свой выбор на основе текста.
¨ Да
¨ Нет
Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговая контрольная работа по литературному чтению
За 3 класс 2019 – 2020 уч.г.
Вариант 2
Фамилия, имя _______________________________