Давайте опять посмотрим на те два места Писания, с которых мы начинали первую часть, Деяния 20:28:
Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
И мы говорили о том, что Павел направлял их внимание в первую очередь на них самих и затем на паству. Если мы не будем внимать себе (вникать в себя), то, в конечном итоге, мы не сможем пасти и стадо.
Затем, в 1-м Послании к Тимофею 4:16 Павел опять использует ту же самую фразу, но в единственном числе, адресуя ее одному человеку – Тимофею:
Вникай в себя и в учение…
И опять-таки, учение, которое мы преподаем, имеет большое значение, но наша собственная жизнь стоит на первом месте. Итак, в первую очередь вникай в себя, а затем в то, чему ты учишь.
…Занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
Если мы неуспешны в спасении самих себя, то представляется весьма проблематичным спасти тех, кто слушает нас. Основываясь на своих откровениях и на своем жизненном опыте, я говорил о тех вещах, в которых нам необходимо вникать в себя.
Я упомянул три вещи.
Во-первых, и на этом я сделал самое большое ударение, – это культивирование слышания голоса Божьего. И мы проследили через все Писание, что во все времена и во всем разнообразии Божьих методов работы с человеком, которые могут в чем-то различаться, тем не менее есть одно постоянное и неизменное требование – это слушать голос Господа. Нам просто необходимо культивировать чувствительность к слышанию и различению голоса Господа, а также способность отличать Его от других голосов.
|
Порой мне кажется, что Господь говорит ко мне, но я не уверен до конца, что это Его голос. Иногда я думаю, что это слишком хорошо, чтобы быть правдой. И одним из критериев является ответ на вопрос: Долговечно ли это? Стабильно ли это? Или это что-то, что просто вспыхнуло в моем разуме и затем пропало? Поэтому у меня есть “ящик ожидания”, в который я помещаю эту мысль, это внутреннее впечатление. И могу сказать, что вещи, которые действительно Господь проговорил мне, им может быть и сорок лет, но они все еще так же свежи и так же насущны, как и тогда, когда Он проговорил мне их в первый раз. Так мы можем проверить это.
То, что пишет Дух Святой в наших сердцах, – твердо и постоянно.
Во-вторых, мы говорили с вами о том, что следует молиться о чем-то прежде, чем это произошло.
В-третьих, мы говорили о хождении в своем призвании. Необходимо быть очень внимательным, чтобы войти в свое призвание и не выходить за его пределы. Это совсем не означает, что Бог будет держать вас все время в одних и тех же границах. Если вы будете верным, то, скорее всего, Он расширит ваши пределы. Но убедитесь в том, что это действительно Бог расширяет ваши пределы.
Мы читали очень простые слова из Книги Исход 23:31, где Бог говорит: “Я проведу пределы твои”. Когда я вернулся назад в Иерусалим, для меня стало очень явным, что я нуждаюсь, чтобы Бог очертил здесь мои пределы. Очень легко в таком городе, как Иерусалим – и это не единственное место – растратить всю энергию на разные хорошие вещи и помощь разного рода людям, но не действовать в пределах своей ответственности.
Продолжая этот список, я хотел бы подчеркнуть: вполне возможно, что его нельзя один к одному скопировать в вашу жизнь и ждать тех же результатов, какие соблюдение этих принципов произвело в моей жизни. Но, с другой стороны, как я уже говорил, Дух Святой может дать вам то понимание, какое необходимо именно вам. Возможно, то что я скажу, будет казаться слишком простым, но важные вещи всегда простые – это действительно так.
|
Ключ четвертый:
“Благодаря всегда за все…”
Следующее, что я хотел бы выделить, это практикуйте благодарное отношение.
Я помню то время, когда был новообращенным. Я получил спасение в Британии, всего за несколько недель перед тем, как командование отправило меня за море, где я вынужден был находиться в пустынях Северной Африки, Египта и Ливии практически все следующие два года. У меня не было возможности посещать церковь, иметь пасторскую опеку или слушать проповедников. Я был предоставлен самому себе в окружении неверующих людей, не имея ничего, кроме своей Библии. Все мое духовное общение ограничивалось короткими встречами с другим солдатом-христианином из соседнего подразделения, который был водителем.
И я помню, что дошел до предела от давления пустыни, однообразия нашей жизни и постоянной ругани. Мой брат-христианин переживал то же самое. Тогда мы решили сделать радикальную вещь для того этапа моей христианской жизни – мы решили поститься в течение одного дня и просить Бога показать нам, что было неправильным. Причем я не был вполне уверен в том, что можно достичь Бога таким образом.
Итак, когда мы встретились вместе вечером в конце поста и начали молиться, то получили откровение на ином языке и его истолкование, которое начиналось так: “Почему вы не благодарите Меня и не прославляете Меня?” И Бог показал очень ясно, что наша проблема не в нашей ситуации, а в нашем отношении. Мы не благодарили Его. И я думаю, что во многих случаях, когда христиане чувствуют что-то неправильное в своей ситуации, то проблема в действительности не в ситуации – проблема в нашем отношении.
|
Я наблюдал это, когда служил в двух местах в качестве миссионера. Я много общался с миссионерами. Миссионеры – это, в определенном смысле, лучшие люди, но одновременно и одни из самых проблемных Божьих людей. У них практически всегда есть проблемы. Это такие проблемы, как недовольство, плохая работа или плохое начальство, или что-либо другое. Но я видел, что их первоначальной пробле- мой было то, что они не были благодарными.
Давайте посмотрим на некоторые места Писания. Прежде всего давайте откроем Послание к Ефесянам 5:17-21. Это место Писания говорит об исполнении Духом Святым. Я думаю, что нам следует уделить этому внимание:
Итак не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
Я понимаю так, что следующие стихи говорят о воле Господней. И если мы не познаем ее, то мы будем нерассудительными и немудрыми.
И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом...
Так много христианских церквей основное внимание уделяют негативной стороне и игнорируют позитивную сторону, хотя каждая из них важна. Плохо напиваться вином, но настолько же плохо быть не наполненным Духом Святым.
Какой признак того, что человек исполнен Духом Святым? Я верю, что следующие три стиха показывают, что значит быть исполненным Духом Святым. Недостаточно того, что вы исполнились Духом и заговорили на языках, например, в 1972 году. Не это важно. Какие признаки жизни, исполненной Духом Святым сегодня?
…Назидая самих себя…
Несколько лет назад я получил побуждение изучить, что является подтверждением исполнения или наполнения Духом Святым в Новом Завете. Я анализировал людей, ситуации и результаты, связанные с этим.
Это исследование дало интересные результаты. Я обнаружил, что везде, где говорится об исполнении Духом Святым, следующая фраза всегда говорит о каком-то действии ваших уст. Если я правильно помню, есть восемь человек, о которых говорится в Библии, что они были исполнены Духом Святым. Пятеро из них умерли мученической смертью. Поэтому перед тем как просить наполнения Духом Святым – посчитайте издержки. Я изучил характеристики этих людей, некоторые из них очень интересные. Я нашел, что это были люди великой прямоты речи, такие как Иоанн Креститель, который буквально сказал следующее: “Дети змеиные, зачем вы пришли сюда?” Это действительно очень интересно. Это исследование помогло мне взглянуть с разных сторон на то, что включает в себя исполнение Духом Святым.
Поэтому здесь мы находим ясный пример: после слов “Будьте исполнены Духом Святым”, следующим идет слово “говоря”. И мы знаем, что “от избытка сердца говорят уста”. Вы можете проверить, что это истинно для каждого места, где речь идет о наполнении или исполнении Духом.
…назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными...
Я думаю, что имеет смысл говорить самому себе, даже если никого больше нет, кроме вас. Исаия говорил, что Господь стал его силой и его песней. Это ключевой стих для моей жены Руфи. Господь – ее сила и ее песня. Все, что бы она ни делала – она поет. И это изменяет атмосферу. Я рад иметь жену, которая поет псалмы, гимны и духовные песни.
…поя и воспевая в сердцах ваших Господу…
В другом переводе сказано так: “...поя и производя мелодию в ваших сердцах”. Это для меня, потому что с моим голосом я не очень мелодичен, но я пытаюсь быть мелодичным в моем сердце.
Затем обратите внимание на следующее:
...благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа…
Таким образом, после пения и прославления идет благодарение. И затем последний признак:
…повинуясь друг другу в страхе Божием.
Поэтому я говорю, что человек, который не исполнен благодарностью, который не благодарит постоянно и не имеет отношения подчинения – такой человек не исполнен Духом Святым.
Итак, вот три первостепенных признака того, что ты исполнен Духом Святым, не когда-то в 1972 году, но сегодня – это хвала, благодарение и подчинение.
В тот момент, когда вы теряете благодарное отношение – знайте, что вы уже не исполнены Духом. Возможно, вы были исполнены. Может быть, вы начали этот день, исполнившись Святым Духом. Но в данный момент вы уже не исполнены Им. Подумайте о том, что если вы несете сосуд, наполненный водой, и кто-то подтолкнул вас, немного воды пролилось – тогда то, что выплеснулось из сосуда, говорит о том, чем он наполнен. Если вас слегка подтолкнули, а изнутри вас выплеснулся ропот, тогда вы не исполнены Духом Святым, поверьте мне!
Давайте посмотрим в 1-е Послание к Фессалоникийцам 5:16-22, одни из самых коротких стихов в Новом Завете:
Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла.
Джон Уэсли, как вы знаете, придерживался доктрины достижения совершенства во всем, которая, как я полагаю, является очень реалистичным учением. Его учением стали злоупотреблять и извращать позднее. Однажды один человек бросил ему вызов: “Что вы подразумеваете под христианским совершенством?” Он ответил: “Все очень просто: постоянная радость, непрестанная молитва и благодарение за все”. И поверьте мне – движется к совершенству всякий, кто делает это. Вы не должны игнорировать эти заповеди, потому что они являются ясными требованиями Писания.
И затем сразу же после слов “за все благодарите”, сказано “Духа не угашайте”. В данном контексте я понимаю так, что когда вы перестаете радоваться, перестаете молиться или перестаете благодарить, то вы угашаете Духа Святого.
И в связи с благодарением говорится, что это воля Божья во Христе Иисусе для вас. Какова воля Божья? Воля Божья для вас – благодарить за все. Теперь вы понимаете, что вы можете быть в правильной позиции, в правильном служении, в правильном общении, но если при всем этом вы не благодарите, то вы находитесь вне воли Божьей. Не из-за вашей ситуации, но из-за вашего отношения.
Не могу сосчитать, сколько человек я встречал, которые говорили: “Я не в воле Божьей”. Но когда мы начинали анализировать ситуацию, то видели, что дело не в ситуации, а в отношении. Когда вы перестаете быть благодарными – вы выходите из воли Божьей, вне зависимости от того, какая ситуация сложилась.
Я нашел, что быть благодарным – это прекрасно. Благодарность делает людей прекрасными. Это дает им особую благодать. Вы, возможно, знаете, что греческое слово “благодарить” (“евхаристио”) напрямую связано со словом “благодать” (“харис”). В латинском языке слово “гратия” означает “благодарение”, это слово перешло во все языки, основанные на латинском, например, “грация”, “грэйс” и т.д. Итак, если вы не благодарите, то вы находитесь вне благодати Божьей. Благодать Божья проявляется в благодарении.
На меня оказало сильное впечатление то, что в языках африканских народов, среди которых мы трудились в Кении, нет слова “благодарю”. Они должны были заимствовать его из других языков. Можете ли вы представить, что значит жить среди людей, у которых нет слова “спасибо”. Это дало мне понимание, что когда благодать Божья действительно оказывает влияние, только тогда у людей появляется слово “благодарю”. Только благодать Божья производит благодарность.
Теперь давайте посмотрим еще на одно место Писания. 2-е Послание к Тимофею 3:1,2,4:
Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие...
В другом переводе говорится об опасных или яростных временах. И источник опасности не в угрозе ядерной войны. Причина наступления опасных времен заключается в развращении характера людей. Лично я верю, что грех имеет разлагающее свойство. Я обнаружил, что ключевым словом для описания плотской натуры и ветхого человека является слово “тленный”, “разлагающийся”. И когда процесс разложения начался, то он прогрессирует, не останавливаясь. Поэтому имеет место прогрессирующее разложение людского характера, о чем свидетельствует наша история.
И когда говорится, что в последние дни мы увидим, как расцветут буйным цветом все аморальные качества человека, которые отмечены в этом списке, то, в известном смысле, это неизбежный результат разложения грехом, который, однажды заразив человечество, продолжает свою разрушительную работу. И, в конечном итоге, мы получим весь этот печальный перечень.
Обратите внимание, что он начинается и заканчивается тем, что люди любят. Стих 2:
Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы…
Переходим к концу списка, стих 4:
…более сластолюбивы (любящие удовольствия более), нежели боголюбивы...
Возьмем эти три качества: любовь к себе, любовь к деньгам и любовь к удовольствиям. Насколько применимо это к нашей современной американской культуре? Я мог бы сказать, что эти три словосочетания лучше всего характеризуют всю современную культуру: любовь к себе, любовь к деньгам и любовь к удовольствиям.
Вслед за этим следует список остальной моральной нечистоты: люди будут хвастливы, горды, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы и т.д. Обратите внимание, где стоит неблагодарность – между непослушанием родителям и нечестием. Вы не можете быть неблагодарным и святым одновременно. Это две взаимоисключающие вещи. Благодарное отношение необходимо культивировать. В действительности мы должны принять решение развивать внутри себя благодарное отношение. Мы должны увидеть это в Писании, а затем довериться Божьей благодати, только она может произвести это в нас.
Оглядываясь назад на мое хождение с Господом, могу сказать, что сейчас я намного более благодарный человек, чем был, когда Господь спас меня. Хотя я знаю, что есть еще много сторон моего характера, с которыми Господь должен разобраться. Сказать правду, я был очень неблагодарным, критически настроенным, злопамятным человеком. Для того чтобы произошли коренные изменения в моем характере, потребовалось много терпения и благодати со стороны Господа. Когда я говорю людям, которые знали меня раньше, о том, каким стал благодаря Господу, они не могут поверить в это. Но это правда.
Я говорю это, чтобы вдохновить вас и себя, потому что порой, когда мы смотрим на то, что Бог ожидает от нас, мы думаем, что Он слишком многого хочет. Однако Божьей благодати хватит для того, чтобы достичь всего этого. Ее не просто было достаточно или будет достаточно – ее достаточно прямо сейчас. И как я сказал, слова “благодать” и “благодарение” напрямую связаны меду собой. Думаю, что лучший способ получить Божью благодать – это быть благодарным.
Ключ пятый:
“Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба”
Давайте рассмотрим еще один урок, которому Бог и жизнь должны были научить меня. Я думаю, что он очень важен. В течение последних лет это стало очень наглядным и ясным для меня. Я мог бы выразить это так: позвольте Богу избирать вместо вас. Вы, возможно, слышали такое выражение: “Бог дает самое лучшее тому, кто оставил выбор за Ним”. Я верю, что в этом высказывании сокрыта глубокая истина.
Однажды на меня оказали большое впечатление слова Иоанна Крестителя в Евангелии от Иоанна 3:27. Нам необходимо рассмотреть эти слова в контексте, поэтому начнем с 26-го стиха:
...и пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане, и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему.
Другими словами: ты теряешь свою популярность, твой рейтинг падает. Ты уже не номер один – им стал Другой. Что ты скажешь по этому поводу? Что ты чувствуешь теперь?
Думаю, что ответ Иоанна – это прекрасный образец для нас (Иоан. 3:27):
Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
Когда я начал серьезно размышлять над этим заявлением, то подумал: “Не думаю, что это на самом деле именно так. Потому что вижу множество людей, которые обладают тем, что, по моему мнению, они с неба не получали. Это касается и служения, и церковной жизни”.
И когда я вел своего рода спор с Господом об этом, то почувствовал, что Он обращает мое внимание на слово “принимать”. Тем самым Господь сказал мне, что человек не может принять ничего, пока это не будет дано ему свыше. Господь показал мне, что человек может захватить что-то, но это не то же самое, что принять. Но если тебе дается что-то свыше, тогда ты имеешь право принять это. И Бог указал мне, что те вещи, которые люди получили путем захвата, – они не смогут удержать. навсегда останется только то, что было дано свыше.
Я должен был культивировать правильное отношение в моем служении. Позвольте быть честным: видеть кого-то более успешным в служении, чем ты сам – это своего рода вызов, особенно если являешься человеком, стремящимся к успеху. Я – именно такой человек. Я был рожден таким, я всегда стремился к успеху. Я всегда жду только успеха. Не во всем, но в тех вещах, которые, как я считаю, заслуживают того. И порой, кажется, что кто-то, кто не так достоин этого, более успешен. Неужели, у вас никогда не возникало таких проблем? Что же с этим делать? Я думаю, что ответ в том, чтобы культивировать такое отношение: человек не может ничего принять, если это не дано ему свыше. Думаю, что я достиг такой стадии, где мне не интересно ничего, кроме того, что дается мне свыше. Потому что другое отношение, в конце концов, принесет мне больше головной боли и расстройства, чем благословений.
Ключ шестой:
“То, что Мой Отец дал Мне, – больше всего”
Рука об руку с этим идет еще кое-что, о чем бы я хотел упомянуть. Евангелие от Иоанна 10:29 – эти слова стали совершенно ясными для меня. Иисус говорит о тех, кого Отец дал Ему:
...Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего...
Это обычное прочтение этого места. Но, как это часто случается с греческим языком, есть еще одно прочтение, которое немного отличается. В некоторых изданиях Библии другое возможное прочтение подобного отрывка обычно печатают на полях. Итак, вот как звучит другое возможное прочтение этих слов:
То, что Мой Отец дал Мне – больше всего.
Я не оспариваю традиционный перевод. Но когда я нашел этот, то эти слова натолкнули меня на определенные мысли. “То, что дает Отец, – это больше всего”. Эта версия перевода ни в коем случае не отодвигает в сторону другую, каждый вариант лишь дополняет другой. Но я прочитал этот перевод именно в той ситуации, когда почувствовал побуждение отдать то, что, как я верил, было волей Божьей для меня. Это было очень трудное и болезненное решение. Но в тот момент, когда я принял это решение, то увидел это место Писания: “То, что Отец дал, – больше всего”.
Я пришел к такому заключению: если я прав, веря, что Отец дал мне это, – в таком случае нет такой силы во всей вселенной, которая смогла бы помешать мне, в конечном итоге иметь это. Я уповал на это, и так оно и произошло. Это действительно реально: то, что Отец дает – это окончательно для всей вселенной. Когда вся пыль осядет, и все битвы закончатся – все будет так, как было дано Отцом. Нет силы во вселенной, которая была бы способна изменить это. Я должен прийти в то место, где я бы не желал ничего, кроме того, что Отец дает мне. И того, что Он дает мне, – этого достаточно. Это приносит мне мир и безопасность.
Другие люди могут казаться преуспевающими в путях, которые я не могу одобрить. Не знаю, имели ли вы когда-нибудь такую проблему, но я вижу то, как некоторые люди используют очень плотские и порой нечестные методы и достигают успеха. Я вижу людей, отвергающих вещи, которые я считаю очень важными, кроме того они и учат вопреки этому. Но это больше не беспокоит меня, потому что то, что Отец мне дал, – это больше всего. Так это и будет. И имея мой собственный сад, за которым моя обязанность ухаживать, я не должен ходить вокруг и проверять бурьян в садах других людей. При таком отношении я имею мир и безопасность.
Мне нравится рассматривать вещи под таким углом зрения. Таким образом можно обнаружить то, о чем я просто должен сказать: одна из самых больших проблем, которая препятствует успешному служению, это неуверенность. Я пришел к заключению, что мне нравится сотрудничать с людьми надежными и уверенно идущими к цели. Труднее всего поддерживать отношения с неуверенным человеком.
Я задаюсь вопросом (и это очень важный вопрос!): позволит ли Бог, чтобы Его служители, в конечном итоге, ухватились за безопасность, основанную лишь на человеческих взаимоотношениях? Я повсюду нахожу множество людей, вошедших в различные взаимоотношения только из-за чувства безопасности, которое эти отношения им дают. Это звучит примерно так: “Брат, возьми ответственность за меня, а я буду делать все, что ты скажешь мне”. Возможно, иногда это и неплохо, но я хочу заметить, что Бог не позволит вам остановиться на этом уровне. Вы должны прийти к тому, что источником вашей безопасности будут ваши взаимоотношения с Господом, когда уже не имеет большого значения то, как люди относятся к вам. А если вы уповаете на ваших братьев или ваше собрание, и они дают вам уверенность и ощущение безопасности, то рано или поздно Бог позволит им ударить вас в спину, просто для того, чтобы показать вам, что не они являются первоначальным источником уверенности и безопасности.
Мы несем огромную ответственность друг за друга. Я верю, что часто нам действительно необходимо взращивать людей, окружив их защитой и дав им чувство безопасности. Но никогда не позволяйте людям искать источник их уверенности и безопастности во взаимоотношениях с другими людьми, пусть даже очень хорошими.
Недавно я написал книгу “Звуки арфы Давида”, которая является молитвенным размышлением над псалмами. Там есть мой комментарий к первой строке Псалма 22: “Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться...” Для меня это свидетельство самой полной безопасности, которое когда-либо и кем-либо делалось: я ни в чем не буду нуждаться, если Господь мой Пастырь. Никогда в моей жизни не будет нужды, которая останется не восполненной. На основании чего я имею такую уверенность? На основании моих взаимоотношений с Господом. Господь – Пастырь мой. Это не отвергает взаимоотношений с другими людьми, но говорит о том, что взаимоотношения с Господом занимают первое место. Взаимоотношения с другими людьми должны произрастать из взаимоотношений с Господом.
Какие могут быть признаки неуверенности? Вызовы, которые вы получаете, пугают вас, и вы ищете одобрения на человеческом уровне. Я рад одобрению от других людей. Спасибо всем людям, которые приходят ко мне и говорят: “Спасибо вам, брат Принс, – это прекрасное учение”. Я ценю такую поддержку и не хочу препятствовать ей, но не это главное.
Я обнаружил, что люди, не имеющие внутреннего чувства безопасности, склонны к тому, чтобы быстро выходить из себя или разражаться вспышками гнева. Не потому, что это плохие люди, но потому, что они не имеют внутренней безопасности. Если что-то идет не так, как по их мнению должно идти, то они склонны терять контроль над собой. Даже если это касается воспитания собственных детей. По моему мнению такое поведение является величайшим врагом настоящих взаимоотношений. И это получило сильное развитие в нашей современной культуре. Большинство людей в Америке сегодня не имеет внутренней безопасности.
Я думаю, что слова “Мой Отец” о чем-то говорят. Иисус сказал: “Мой Отец, Который дал их…” или “То, что Мой Отец дал, – это больше всего”. Мне приносит величайшее утешение знать, что я имею Небесного Отца, Который заботится обо всем, Который начинает все и производит все именно таким образом, как Он предопределил. Веря в это, я обнаружил, что расстраиваюсь намного меньше из-за чего-то, чем двадцать лет назад.
Давид сказал, что нечестивые могут преуспевать недолго, но они увянут подобно траве. Полагаю, что я прожил достаточно долго, чтобы видеть, как это происходит.
Давид говорит: “Я был молод, а сейчас я стар, но никогда не видел праведника забытым или его потомков просящих хлеба”. Он не просто развивает теорию, но говорит о результатах собственных наблюдений. Бог говорит в Книге Притч: “Его дети будут иметь твердую уверенность, они будут иметь место убежища”. Он – Бог Всемогущий.
В контексте этого давайте посмотрим на другое место Писания. Не думаю, что большинство из нас пребывали достаточно долго в перечисленных здесь блаженствах, и меня это касается в первую очередь. Евангелие от Матфея 5:5:
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Кто будет наследовать землю? – Кроткие! – Не сильные и не те, кто сумел захватить! И вовсе не те, кто могут продвинуть собственную кандидатуру – но кроткие. Мы побеждаем, уступая,– есть такой христианский гимн.
Подумайте об Аврааме. Он шел вместе с Лотом. Точнее говоря, Лот просто увязался за Авраамом. Бог пообещал Аврааму землю Ханаана. Но когда им пришлось разделиться, Авраам мог бы очень просто сделать такое заявление: “Я – старший! Я здесь главный! Бог обещал эту землю мне! А ты поищи себе что-нибудь другое”. Но благодаря своему чувству защищенности он сказал Лоту: “Можешь выбирать”. Вот настоящее чувство внутренней уверенности и защищенности! Он был на все сто процентов уверен, что Божье обетование не пройдет мимо него.
Захватчики – это люди глубоко незащищенные внутри. Поэтому не захватывайте! Не протягивайте рук, не соперничайте! Прочитайте Псалом 36, в нем говорится, чтобы вы “не терзались из-за нечестивого”. Продолжайте идти дальше, потому что обетование очень близко. Послание к Евреям говорит нам об успокоении в наследии. Упование в Библии всегда направлено вперед. В связи с этим есть три ключевых слова: наследие, покой и достижение совершенства. И упование, согласно Посланию к Евреям, всегда простирается вперед.
Обратите внимание, что когда говорится об Иисусе, что Бог сделал Его Наследником всего и через Него сотворил вселенную, то мы видим, что Наследник появляется до сотворения. Конец появляется перед началом. Согласно Посланию к Евреям это упование противопоставляется религиозной деятельности и религиозным людям, которые увязли в своей религиозной активности. Цель Послания к Евреям: вытащить таких людей из мертвой религии и освободить их для движения вперед. Послание призывает: “Давайте идти дальше – именно это надо делать!” Однако конечная цель этого движения – наследие, покой, совершенство. Они переплетены, вы не сможете разделить их. Ваш покой находится только в вашем наследии. И только в вашем наследии и покое вы сможете найти совершенство, законченность и полноту.
Давайте посмотрим на пару мест Писания, которые говорят о покое и наследии, – о тех вещах, к которым лично я стремлюсь. Второзаконие 12:9:
Ибо вы ныне еще не вступили в место покоя и в удел, который Господь, Бог твой, дает тебе.
Вы можете проверить всю книгу Второзаконие, которая является книгой подготавливающей Израиль к вхождению в их наследство, – везде покой нераздельно связан с наследием. Другими словами, для народа Божьего нет успокоения вне его наследства. Для любого из нас нет покоя вне нашего наследия. Только тогда, когда вы войдете в ваше наследие, тогда вы обретете истинный покой.
Второзаконие 25:19:
Итак, когда Господь, Бог твой, успокоит тебя от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, чтоб овладеть ею…
Таким образом, покой только в наследии. Если вы беспокойны, то вам необходимо отыскать ваше наследие. Вы не сможете успокоиться – Бог не позволит вам успокоиться где-то на полпути к вашей обетованной земле.
Перейдем к Новому Завету. В 3-й и 4-й главах Послания к Евреям двенадцать раз использовано слово “покой”, и оно не повторяется больше нигде в этом послании. Вся тема покоя сконцентрирована в этих двух главах. И вот что говорится в Послании к Евреям 4:9:
Посему для народа Божия еще остается субботство (покой).
Большинство переводов говорят о субботнем отдыхе. Подразумевается хранение субботы. Я допускаю, что дьявол может препятствовать исполнению Божьих целей, но, в конечном итоге, он никогда не сможет расстроить их. Поэтому Бог терпеливо идет дальше. И однажды Он скажет: “Мой народ, наконец, входит в Мой покой. Хотя когда-то под предводительством Иисуса Навина они не смогли овладеть им полностью”. Уже после времен Иисуса Навина Давид говорит об этом в Псалме 94. Послание к Евреям также говорит о том, что покой все еще ждет народ Божий.
В связи с этим мне хотелось бы сказать еще немного о покое. Я полагаю, что это та сфера жизни, в которой большинство служителей не достигают Божьей цели. Бог сказал израильтянам, когда они были непослушны, что они не давали своей земле суббот (положенного по закону седьмого года отдыха), когда жили там, поэтому Он переселит их на семьдесят лет, и земля получит свои субботы, пока их там не будет. Я говорил многим служителям: “Если ты не будешь соблюдать свой покой, делая перерывы для отдыха от всех своих трудов, то Бог поместит тебя в больницу, и ты получишь три месяца субботнего покоя, вообще оставив все свои дела”.
Итак, как мы соблюдаем субботу? Это очень интересный вопрос. Он трудный для того, чтобы дать однозначный ответ. Мы с Руфью были в Иерусалиме – это, наверное, единственный город в мире, где к субботе относятся серьезно. Как вы знаете, на самом деле еврейские сутки начинаются с заката солнца. Дам вам такой совет: если вы хотите получить день отдыха, то начните с вечера предыдущего дня. Тогда вы достигнете большего успеха. Бог знал, что Он делает, когда сказал: “Был вечер, и было утро – день первый”. Потому что на следующее утро вы будете уже отдохнувшим. Если же вы попытаетесь начать отдыхать с утра, то пройдет много времени, пока вы сможете успокоиться.
В Иерусалиме весь общественный транспорт перестает работать с заходом солнца в пятницу и не возобновляет свою деятельность, пока не пройдет суббота. Это относится и ко всем общественным заведениям. Над городом воцаряется тишина. Это одно из самых прекрасных переживаний, которым я наслаждаюсь. Мы с Руфью всегда ждем этого дня.
Но суббота, как день покоя, имеет силу в том случае, если она принята всем обществом, в котором вы живете. Если вы отдыхаете, а все вокруг вас суетятся, то вы понимаете, какой это отдых! Вы сможете получить что-то, но не слишком много. Поэтому мы ревнуем о нашей субботе в Израиле. Мы почти считаем дни и ждем этого времени.
В этой связи должен сказать: я верю, что Бог предписал соблюдение субботы так, как это записано в законе Моисеевом, только Израилю. Церковь имеет субботу, но это другого рода суббота. Бог сказал в конце книги Левит, что суббота должна быть знамением между Ним и Израилем. И исторически соблюдение субботы держало евреев отдельным народом более явным способом, чем любое другое предписание. На самом деле, если бы они не соблюдали субботу, то я сомневаюсь, можно ли было сегодня найти на земле евреев. Мы можем видеть, как Божья мудрость и Его цели работают.
Если у вас не было привилегии жить в Иерусалиме, вы можете только немного позавидовать, но вы не сможете что-то изменить в этом, потому что в современной Америке все заведения открыты 24 часа в сутки, семь дней в неделю, и транспортный поток не иссякает никогда. Люди не успокаиваются ни днем, ни ночью. Это самое беспокойное общество, какое когда-либо существовало, вот все что я могу сказать. И это автоматически заражает всех.
Позвольте мне поделиться еще одной мыслью с вами, потому что это очень важно для меня. Я проповедовал в нашем собственном собрании в городе Форт-Лодердейл о том, как соблюдать субботу вместе, как община. Я думаю, что делать это весьма желательно. В основном христиане, окружающие вас, по отдельности делают это в воскресенье, в большей или меньшей степени. В таком случае я могу сказать: начните с субботнего вечера.
Если вы не знакомы близко с еврейской культурой, то, вероятно, не знаете, что суббота называется королевой недели. Адвентисты седьмого дня, насколько я знаю, соблюдают ее и не любят ее. Евреи любят ее, они рады ей. Они относятся к ней с почтением. Это – королева.
Они начинают вечер пятницы с очень хорошо приготовленной трапезы. Это лучшая еда всей недели. Если бедные семьи могут позволить себе только один хороший ужин в неделю, то этот ужин готовят на вечер пятницы. Жена и мать несет на себе бремя подготовки к субботе. Она убирает свой дом, моет детей, наряжается и готовится. Но при этом ее именуют королевой субботы.
Думаю, что великим источником силы для еврейского народа является то, что очень многое в их религии сосредоточено в их домах, и не слишком многое в местах их общих собраний. Женщина не делает практически ничего в синагоге. Если она приходит, то она сидит отдельно в особом месте за своеобразной разделяющей завесой. Но в своем доме – она королева. Такие традиции, несомненно, оберегают еврейский народ и способствуют их сплоченности, которая во все века их рассеяния хранила их среди других народов.
То чудо, что евреи сохранились как народ спустя целые века рассеяния по всему миру, стоит того, чтобы над ним задуматься. Моя первая жена была датчанкой, и она говорила, что если бы датчан рассеяли среди всех народов мира, то через сто лет не нашли бы ни одного датчанина. Еврейский народ был рассеян две тысячи лет и возник опять как явный, узнаваемый, отдельный народ.
Когда Валаам, окинув взором Израиль, произнес свое невольное пророчество благословения, он сказал следующее (Чис. 23:9):
...народ (Израиля) живет отдельно и между народами не числится (к другим народам не причисляется).