А.Ю. Демшина.
«История киноискусства»
Учебно-методическое обеспечение
Рекомендации к самостоятельному анализу кинопроизведений.
1. Определить выходные данные кинопроизведения: год и страна выхода, жанр или жанры, режиссер, оператор, основные актеры, авторы музыки, другое (если есть) — призы на кинофестивалях, участие известных деятелей из других сфер искусства.
2. Определить основную идею фильма (не пересказ сценария) а проблемы которым посвящен фильм.
2.1. Каково общее впечатление от фильма? Какие мысли и чувства он вызывает и почему?
2.2. Какова основная тема фильма?
2.3. Приходит ли фильм к какому-либо явному утверждению, выводу и если да, как это выражено?
3.4. Есть ли в фильме неявный подтекст, предубеждения или допу-щения?
Определить основные средства киновыразительности.
3.1. Особенности сценария. Тип и логика повествования. Сюжетные линии. Если для анализа взята экранизация то необходимо сравнить с первоисточником. Если для анализа взят ремейк - необходимо исследовать первоисточник. Если для анализа берется сиквел или приквел, то необходимо изучить эти части.
3.2. Особенности использования актеров: "актерский" фильм, фильм в котором актеры один из инструментов киновыразительности наряду с другими, использование актера как определенного типажа.
3.3. Особенности визуального ряда. особенности построения внутрикадрового пространства (композиция, крупность, точка зрения, план). Примененные типы монтажа. Использование света и цвета и его символического потенциала. Связь с художественными стилями. Использование произведений искусства для построения кинокадра (интерпретация, копирование). Особенности костюмов и декораций. Использование компьютерных технологий и других технических средств обработки кадра.
|
3.4. Особенности звукового ряда. Его роль в фильме. Внутрикадровая и закадровая музыка. Специфика использование шумов, искусственных и натуральных. Особенности вербальной компоненты фильма (речь, титры).
3.5. Особенности композиции фильма как целостной системы. Внутренний ритм фильма и особенности режиссерского почерка.
4. Анализ фильма в контекста киноискусства. Анализ эстетических, социальных и философских контекстов интерпретации кинопроизведения. Выявление актуальности кинофильма. Сравнение фильма с другими работами режиссера и с другими фильмами направления или жанра. Определение значения фильма в истории киноискусства. Выявление достоинств и недостатков исследуемого кинопроизведения (по системе: тезис аргументы).
Рекомендации к самостоятельному анализу творчества кинорежиссера.
1. Определение особенностей кинопочерка режиссера. специфика содержательного и выразительного компонентов его стиля.
2. Определение его места в истории киноискусства. Принадлежность к определенным течениям и направлением. Сравнение с другими авторами работающими в том же направлении.
3. Анализ конкретных кинофильмов автора (см. "Рекомендации к самостоятельному анализу кинопроизведений")
4. Изучение теоретических источников посвященных творчеству режиссера.
5. Изучение теоретических работ и интервью режиссера.
Звукозрительные средства в кинопроизведении.
Зрительный ряд 1. Пластические средства обеспечивающие динамику действия (жесты, мимика, пластические свойства объектов) 2.Пространственная среда. световые и цветовые отношения. 3. Композиция кадра. Особенности внутрикадрового пространства. Планы. Точка зрения. Длина кадра. художественные особенности кадра. 4. Монтаж. типы и виды монтажа. Внутренний ритм фильма. Динамика и статика. Монтажный стык. | Звуковой ряд 1. Вербальный компонент. Устная и письменная речь. титры. Содержание песен. Стилистика и лексика. 2. Невербальные звуковые элементы. 2.1 музыка. внутрикадровая. закадровая. Роль музыки в киноповествовании. 2.2. Шумы. Естественные и искусственные звуки. Шум как средство киновыразительности. |
Учебно-тематический план дисциплины
|
1. Кинематограф в культуре ХIХ нач. ХХ вв.: история становления киноискусства.
2. «Великий немой»: Становление языка кино в 1910-20 годы.
3. Мировое кино 30-х годов XX века. Изменение киноязыка с приходом в кино звука и цвета.
4. Развитие кино в 40-е годы XX века. Мировая война и роль киноискусства. Неореализм в Италии.
5. «Новая волна» и киноискусство 1950-60-х годов. Новые темы и герои.
6. 1970-е: авторский кинематограф и индустрия кино
7. Кино последних десятилетий XX века. Влияние информационных технологий на изменение киноязыка.
8. Влияние глобализационых процессов и технологий на киноискусство начала ХХI века.
Содержание учебной дисциплины