Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии, Банк России и др.
Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В России деятельность ЦБ определяется федеральным законом «О центральном банке РФ (Банке России)».
Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов.
К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.
Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:
- участие государства в капитале ЦБ. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, что свидетельствует о невысоком уровне независимости. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей. Германия, Франция, Великобритания, Бельгия также имеют 100% собственность государства, Япония, Австрия – 50%, Швейцария – 47%;
- процедура назначения (выбора) руководства банка. Порядок выбора и отзыва руководства ЦБ страны влияет на степень политической независимости ЦБ от органов государственного управления. ЦБ в России подотчетен Федеральному собранию. Председателя Банка России назначается и освобождается на (от) должности Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, членов Совета директоров Банка России назначаются и освобождаются на (от) должности Государственной Думой;
|
- степень отражения в законодательстве целей и задач ЦБ. В ряде стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или законах о ЦБ и банковской деятельности, в других (США, Швеции, Италии) формулировка задач ЦБ в законодательстве дана в общих четах;
- права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику. От этого фактора прежде всего зависит политическая независимость банка. Низкая степень независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику у ЦБ Франции и Италии (право выбора направлений вмешательства законодательно передано правительству); в законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику ЦБ, инструктировать его, отменять его решения. Законодательство Австрии и Дании не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику ЦБ, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства. ЦБ ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми, в законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику ЦБ. ЦБ РФ во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В целях совершенствования денежно-кредитной системы Российской Федерации при Банке России создается Национальный банковский совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов;
|
- правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов ЦБ страны. Независимость ЦБ выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость банка. Система непосредственного финансирования правительства ЦБ распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы ЦБ Австрии, Германии и Нидерландов. Банк России также не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Целями деятельности Банка России являются:
|
· защита и обеспечение устойчивости рубля;
· развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
· обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп - банковский надзор;
10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.