РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (зарплата).
В системе технико-экономических расчетов на предприятии важное место занимает калькулирование.
Калькулирование – это определение стоимости отдельных изделий.
Для целей планирования полной себестоимости полиграфических работ расходы на производство и реализацию продукции объединяют в калькуляционные статьи с учетом их производственно-технологического назначения и места возникновения. При этом экономически однородный вид затрат может включаться в несколько статей одновременно. Так, например, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих основного производства учитывается самостоятельно, а зарплата остальных категорий промышленно-производственного персонала отражается в статьях: общепроизводственные расходы. Амортизация основных средств, затраты на топливо, электроэнергию также отражаются в нескольких калькуляционных статьях в зависимости от места их образования.
Применяют следующие калькуляционные статьи:
Ø расходы на материалы;
Ø расходы на покупные изделия, полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера сторонних организаций и предприятий;
|
Ø расходы на основную заработную плату производственных рабочих;
Ø расходы на дополнительную заработную плату производственных рабочих;
Ø отчисления на социальные мероприятия;
Ø содержание и эксплуатация машин и оборудования;
Ø общепроизводственные расходы.
Каждое предприятие самостоятельно определяет статьи калькуляции.
Расходы предприятий, включаемые в себестоимость продукции, делятся на прямые и косвенные.
К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции и учитываемые прямым путем по ее отдельным видам: стоимость основных материалов, топлива и энергии на технологические нужды, заработная плата основных производственных расходов и т.д.
К косвенным расходам относятся затраты, которые невозможно или нецелесообразно прямо относить на себестоимость конкретных видов продукции: расходы цеховые, общезаводские, на содержание и эксплуатацию оборудования.
Расчет себестоимости полиграфической продукции подразумевает использование прайс-листов на основные виды продукции, выпускаемой предприятием. Основным назначением прайс-листа является обеспечение оперативной работы с заказчиком. Однако прайс-лист не позволяет учесть всех особенностей полиграфического исполнения заказа. Поэтому цена, установленная на заказ с помощью такого документа, может считаться лишь предварительной, требующей дальнейшего уточнения.
К факторам, обеспечивающим снижение себестоимости, относятся:
|
Ø применение новейших технологий,
Ø экономия сырья, топлива, электроэнергии,
Ø повышение производительности труда,
Ø снижение потерь от брака и простоев,
Ø улучшение использования основных производственных фондов,
Ø сокращение расходов на сбыт продукции,
Ø упорядочение затрат на аппарат управления и др.
Себестоимость изделия может снижаться и за счет сокращения условно-постоянных расходов в результате роста объемов производства и реализации. Во избежание возникновения серьезного перерасхода средств предприятия могут использовать различные нормы и нормативы затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Если говорить о средней структуре себестоимости издательской продукции как примерном соотношении различных видов затрат в общей их сумме, то она может быть представлена таким образом:
Ø авторский гонорар - 12% (с учетом относительно низкой цены на книгу, в денежном выражении гонорар авторов сегодня чрезвычайно низок в сравнении с мировым уровнем);
Ø редакционные расходы – 10% (уменьшение расходов в этой части неизбежно ведет к снижению уровня качества книжной продукции);
Ø расходы на типографские работы, бумагу и переплетные материалы – 58% (часть расходов, которая постоянно растет и на которую издатель практически не может оказывать влияния);
Ø общеиздательские расходы – 12% (так как растут затраты, связанные с энергетикой, транспортом, арендой, то эти расходы постоянно возрастают);
Ø коммерческие расходы – 8% (из-за жесткой конкурентной борьбы на рынке вряд ли возможно сокращение этих затрат).
|
Расходы на обработку и оформление авторского и издательского оригиналов и подготовку оригинал-макета относят к редакционным расходам, которые включают в себя:
1. Износ основных средств, используемых в реакции, в виде амортизационных отчислений.
2. Расходы на оплату труда редакционно-производственного персонала (штатного и не состоящего в штате), включая отчисления на социальное страхование и обеспечение.
3. Расходы на содержание и ремонт оборудования и инвентаря редакции, основных средств производственного назначения.
4. Расходы по приобретению на договорных условиях готовых оригинал-макетов, художественных и графических оригиналов.
5. Прочие расходы (бумага, расходные материалы для принтеров, ксероксов и т.д.)
Рассмотрим подготовку оригинал-макета книги «Лесси». Автор – Эрик Найт (табл. 2.1.).
Таблица 2.1.
Основные показатели подготовки оригинал-макета
Показатели | Характеристика показателей | Персонал |
Название | «Лесси». Автор – Эрик Найт | В разработке участвовали: Иллюстратор – 1 чел. Редактор – 1 чел. Корректор - 1 чел. Верстальщик 5-го разряда – 1 чел. Оплата по должностным окладам: Иллюстратор – 12 000 руб. Редактор – 12 000 руб. Корректор – 10 000 руб. |
Количество страниц | ||
Тираж | 30 000 | |
Формат издания | 84 х 108/32 | |
Красочность книжного блока | 1+1 | |
Красочность обложки | 4+0 | |
Красочность форзацев | 0+0 | |
Время на подготовку оригинал-макета | 9 дней | |
Принтер: HP Color LaserJet Pro M476dw | ||
Компьютер: Everest Home & Office 4060 | ||
Сканер:Fujitsu ScanSnap S1100 | ||
Программное обеспечение для издательства | ||
Надбавка за профессиональное мастерство | 20% | Верстальщику за 5-й разряд |
Расчет затрат по статьям и калькулирование себестоимости оригинал-макета книги:
1. Износ основных средств используется в редакции в виде амортизационных отчислений. Износ основных фондов рассчитывается в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации статья 259.2. Предприятие может использовать один из следующих методов начисления амортизации: линейный (равномерный); не линейный; способ уменьшаемого остатка; амортизация, основанная на сроке полезного использования; амортизация, рассчитанная пропорционально объему выпущенной продукции.
Предприятие может принимать нормы и методы амортизации, предусмотренные законодательством. В соответствии со статьей 258 Налогового кодекса Российской Федерации и Постановлением правительства Российской Федерации от 01.01.2002. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» все основные фонды предприятия делятся на десять групп с использованием различных норм амортизации.
Нормы амортизации установлены в процентах к балансовой стоимости по каждой группе основных фондов на начало отчетного периода (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Нормы амортизационных отчислений основных фондов предприятия, %
№ группы | Нормы амортизационных отчислений за месяц, % |
I | 14,3 |
II | 8,8 |
III | 5,6 |
IV | 3,8 |
V | 2,7 |
VI | 1,8 |
VII | 1,3 |
VIII | 1,0 |
VIV | 0,8 |
Х | 0,7 |
Предприятие из пяти методов использует линейный метод начисления амортизации, который основан на начислении амортизации в зависимости от срока эксплуатации основных средств.
Оборудование и программное обеспечение относится к II группе, поэтому месячная норма амортизации составит 8,8% от балансовой стоимости. Данные расчетов представим в табличной форме (табл. 2.3).
Сумма амортизационных отчислений на тираж рассчитывается пропорционально затраченному времени на изготовление оригинал-макета.
Таблица 2.3.
Расчет суммы амортизации оборудования и программного обеспечения (ПО), используемого для изготовления оригинал-макета
№ п/п | Название оборудования и ПО | Кол-во, шт./комплект | Балансовая стоимость 1 шт./комплекта, руб. | Сумма амортизационных отчислений за месяц (21 рабочий день), руб. | Норма использования оборудования, дни | Сумма амортизационных отчислений оборудования и ПО с учетом нормы их использования, руб. |
5 =(п.3 х п.4) x 8,8% | 7 = п.5 / 21 день х п.6 | |||||
Принтер HP Color LaserJet Pro M476dw | 28 000,00 | 2 464,00 | 0,125 | 14,66 | ||
Компьютер Everest Home & Office 4060 | 24 000,00 | 8 448,00 | 3 620,57 | |||
Сканер Fujitsu ScanSnap S1100 | 12 000,00 | 1 056,00 | 100,57 | |||
Программное обеспечения (ПО) | 77 000,00 | 6 776,00 | 2 904,00 | |||
Итого | х | х | 18 744,00 | х | 6 639,80 |
Общая сумма амортизационных отчислений составила 6 639,80 руб. (табл. 2.3.) при условии организации бесперебойной работы оборудования в издательстве.
2. Расчет заработной платы
2.1. При расчете заработной платы работников издательства применяется сдельная и повременная формы оплаты труда.
При сдельной форме оплаты труда зарплата рассчитывается с учетом количества продукции (или работы), изготовленной (сделанной) за определенный промежуток времени и сдельной расценкой за единицу (2.1).
ЗПсд = Qф х Сед,.......................................................................... (2.1)
где Qф – фактическое количество изготовленной (сделанной) продукции (работы), ед.;
Сед – сдельная расценка за единицы изготовленной (сделанной) продукции (работы), руб.
Сдельная расценка за изготовление единицы продукции (работы) определяется по формуле (2.2):
Сед = Нч х Тср,............................................................................. (2.2)
где Нч – норма времени на изготовление одного изделия (работы), час;
Тср – часовая тарифная ставка работника соответствующего разряда, руб.
Часовая тарифная ставка работника соответствующего разряда определяется по формуле (2.3):
Тср = Тс х К1,............................................................................... (2.3)
где Тс – часовая тарифная ставка работника 1 разряда на предприятии;
К1 – тарифный коэффициент работника соответствующего разряда.
Повременная форма оплаты труда предусматривает зависимость зарплаты работников от установленной тарифной ставки за единицу времени работы (обычно, час) и длительности отработанного времени в расчетном периоде (месяце) (2.4).
ЗПповр = ФРВ х Тс,..................................................................... (2.4)
где ФРБ – фактический фонд рабочего времени работника, час,
Тс – часовая тарифная ставка работника, руб./час.
Разновидностью повременно-переменной системы оплаты труда является система оплаты труда по должностным окладам:
1). Найдем зарплату иллюстратора на период изготовления оригинал-макета.
Если оклад иллюстратора 12 000,00 руб., рабочих дней 21, при 8 часовом рабочем дне, тогда тарифный заработок на период изготовления оригинал-макета в течение 9 дней составит:
ЗП = 12 000 / 21 день х 9 дней = 5 142,85 руб.
2). Найдем зарплату редактора на период изготовления оригинал-макета.
Если оклад редактора 12 000,00 руб. рабочих дней 21, при 8 часовом рабочем дне, тогда, тарифный заработок на период изготовления оригинал-макета в течение 9 дней составит:
ЗП = 12 000 / 21 день х 9 дней = 5 142,85 руб.
3). Найдем зарплату корректора на период изготовления оригинал-макета:
Если оклад корректора 10 000,00 руб. рабочих дней 21, при 8 часовом рабочем дне, тогда, тарифный заработок на период изготовления оригинал-макета в течение 9 дней составит:
ЗП = 10 000 / 21 день х 9 дней = 4 285,71 руб.
4). Определим зарплату верстальщика 5-го разряда, если норматив времени на изготовление (набор) одной страницы книги первого уровня сложности – 21,27 минуты или 0,35 часа (21,27 минуты / 60 минут = 0,35 часа).
Часовая тарифная ставка работника 1-го разряда на данном предприятии – 68,21 руб. (табл. 2.4).
Таблица 2.4.
Тарифная сетка предприятия
Разряды | ||||||
Тарифные коэффициенты | 1,10 | 1,20 | 1,35 | 1,54 | 1,80 | |
Часовые тарифные ставки, руб. | 68,21 | 75,03 | 81,85 | 92,08 | 105,04 | 122,78 |
Часовая тарифная ставка верстальщика 5-го разряда:
Тср = Тс х К1 = 68,21 руб. х 1,54 = 105,04 руб.
Сдельная расценка за изготовление 1-ой страницы книги I группы сложности:
Сед = Нч х Тср = 0,35 час х 105,04 руб. = 36,76 руб.
Рассчитаем зарплату верстальщика за изготовление оригинал-макета книги:
ЗПсд = Qф х Сед = 352 страниц (I уровень сложности) х 36,76 руб. = 12 939,52 руб.
Н (надбавка)= 12 939,52 х 20% = 2 587,90 руб.
Общая зарплата персонала издательства на изготовление оригинал- макета составляет:
ФОТ = 5 142,85 + 5 142,85 + 4 285,71 + 12 939,52 + 2 587,90 = 30 098,83 руб.
2.2. Расчет отчислений на социальные мероприятия.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.12 №625н «Об утверждении классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска» «Издательская деятельность» - код по ОКВЭД – 22.1. – относится к 1-ому классу.
Страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на предприятии и профессиональных заболеваний составляет для I класса – 0,2%.
Размер отчислений на социальные мероприятия следующий:
1. В пенсионный фонд = 22%.
2. В фонд социального страхования = 2,9%.
3. В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования = 5,1%.
4. В фонд социального страхования (взносы на травматизм) = 0,2%.
Всего отчислений на социальные мероприятия - 30,2%.
Следовательно, отчисления составляют: 30 098,83 руб. х 30,2% / 100% = 9 089,85 руб.
3. Расходы на содержание и ремонт оборудования и инвентаря редакции, основных средств производственного назначения.
3.1. Рассчитываем сумму затрат на электроэнергию.
Количество часов работы определим исходя из 8-часового рабочего дня и данных таблиц 2.3. «Расчет суммы амортизации оборудования и программного обеспечения (ПО), используемого для изготовления оригинал-макета», графа «Норма использования оборудования». Так, для принтера количество часов работы составит 1 час (8 часов х 0,125 дня), для компьютера – 72 часа (8 часов х 9 дней), для сканера – 16 часов (8 часов х 2 дня).
Данные оформим в табличной форме (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Расчет суммы затрат на электроэнергию.
Наименование | Количество, ед | Мощность 1 ед., кВт-час | Кол-во часов работы, час | Потребление электроэнергии, кВт | Цена за 1кВт, руб. | Сумма затрат, руб |
5 = п.2 х п.3 х п.4 | 7 = п.5 х п.6 | |||||
Принтер | 0,39 | 0,39 | 4,54 | 1,64 | ||
Компьютер | 0,64 | 184,32 | 4,54 | 777,83 | ||
Сканер | 0,45 | 7,20 | 4,54 | 30,38 | ||
Итого | х | х | х | 191,91 | х | 809,85 |
3.2. Прочие затраты на содержание оборудования.
Прочие затраты на содержание оборудования рассчитываются в размере 5% от суммы амортизации: 6 639,80 х 5% = 331,99 руб.
3.3. Общие расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования: 809,85 + 331,99 = 1 141,84 руб.
4. Расходы по приобретению на договорных условиях готовых оригинал-макетов, художественных и графических оригиналов.
В нашем примере данные расходы отсутствуют.
5. Прочие расходы (бумага, расходные материалы для принтеров, ксероксов и т.д.).
5.1. Определим расходы на бумагу.
При формате 84х108/32 один печатный лист включает в себя 32 листа книги, поэтому для распечатки 352 страниц книги необходимо: 352 страниц / (32 листа х 2 стороны) = 5,5 печатных листов или: 5,5 п.л. х 32 листа книги = 176 стандартных листов А4.
Если упаковка бумаги (500 листов формата А4) стоит 500 руб., то один лист формата А4 стоит 1,00 руб. (500 руб. / 500 листов = 1,00 руб.).
Затраты на приобретение бумаги (с учетом, что распечатываются 2 варианта) составят: 176 листов А4 х 2 варианта х 1,00 руб. = 352,00 руб.
Для изготовления обложки используется 4 бумажных листа (для 2-х вариантов) по цене 15,00 руб. за 1 лист на общую сумму: 4 листа х 15,00 руб. = 60,00 руб.
Для изготовления форзаца используется 8 бумажных листов (для 2-х вариантов) по цене 8 руб. за 1 лист на общую сумму: 8 листов х 8,00 руб. = 64,00 руб.
Общие расходы на бумагу: 352,00 руб. + 60,00 руб. + 64,00 руб. = 476,00 руб.
5.2. Рассчитываем потребление и стоимость краски:
Стоимость 1500 оттисков черной краски составляет 220 руб., значит, на 1 лист формата А4 затрачивается: 220/1500 = 0,15 руб.
Расход цветной краски на 1 лист формата А4 при стоимости 1000 оттисков 2 200,00 руб. составляет: 2 200 / 1000 = 2,20 руб.
Определяем затраты на краску на печать двух вариантов книги (с учетом печати двух обложек):
А) затраты на черную краску составят:
176 листа А4 х 2 стороны х 2 варианта + 2 обложки х 1 стороны х 2 листа = 704 + 4 = 708 страниц
708 страниц х 0,15 руб. = 106,20 руб.
Б) затраты на цветную краску
2 обложки х 1 стороны х 2 листа = 4 страницы.
4 страницы х 2,20 руб. = 8,80 руб.
Общая сумма затрат на краску: 106,20 руб. + 8,80 руб. = 115,00 руб.
Общая сумма редакционных расходов на изготовление оригинал-макета книги составляет 47 561,32 руб. (табл. 2.6.).
Таблица 2.6.
Общая сумма редакционных расходов на изготовление оригинал-макета книги
Статьи затрат | Общая сумма затрат, руб. |
1. Амортизация основных средств | 6 639,80 |
2. Зарплата с доплатами | 30 098,83 |
3. Отчисления на социальные мероприятия | 9 089,85 |
4. Затраты на электроэнергию | 809,85 |
5. Прочие затраты на содержание оборудования | 331,99 |
6. Затраты на бумагу | 476,00 |
7. Затраты на краску | 115,00 |
Общая сумма затрат | 47 561,32 |
Тираж | 30 000 экземпляров |
Сумма редакционных расходов на 1 экземпляр книги, руб. | 1,59 |
Сумма редакционных расходов на единицу книжной продукции в нашем примере составит: 47 561,32 / 30 000 = 1,59 руб.
Рыночная цена аналогичной российской книги – 50,00 руб., в т.ч. с НДС. Стоимость без НДС: 50/110% =45,45 руб.
Средняя торговая надбавка по книгам – 30%. Отсюда отпускная цена предприятия = 45,45 / 130% = 34,96 руб.
Средняя рентабельность издания – 20%. Можно предположить, что себестоимость книги составляет: 34,96 / 120% = 29,13 руб.
Удельный вес редакционных расходов в себестоимости книги составит: 1,59 / 29,13 х 100 = 5,46%.
Если говорить о средней структуре себестоимости издательской продукции, то удельный вес редакционных расходов составляет до 10%. В нашем примере – 5,46% < 10%, что свидетельствует о целесообразности данного оригинал-макета на издание книги.