«Из чего сделано?».
Цель: Учить детей группировать предметы по материалу, из которых они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.
Ход игры: Понадобятся предметы, сделанные из разного материала. Короткуая беседа до начала игры, в процессе которой уточняются знания детей о том, что все окружающие предметы сделаны из разного материала.
В ходе игры дети должны назвать из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек.
«Найди такую же».
Цель: Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и отличия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.
Ход игры: Для этой игры подбирают разнообразные игрушки, среди которых должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять и убирать игрушки, чтобы усложнить задание.
-Дети, сегодня мы будем вместе с вами учиться быстро выполнять задания. Здесь стоят на столе игрушки. Я сосчитаю до трех, а вы в это время должны отыскать две совсем одинаковые игрушки. Дети, увидевшие две одинаковые игрушки, поднимают руки, а затем подходят и называют их.
«Что кому?»
Цель: Учить соотносить орудия труда с профессией людей, воспитывать интерес труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.
Ход игры: На столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий –игрушки: набор медицинских инструментов, набор инструментов для работы в огороде, набор кухонной посуды, стиральная машина. Утюг, пылесос, молоток, рубанок, гвозди.
Ребенок берет какой-либо предмет и называет его. Остальные дети должны назвать для чего он нужен для работы. Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия труда..
|
«Кто, что слышит?».
Цель: Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначить словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит); развивать сообразительность, выдержку.
Ход игры: На столе стоят различные предметы, при действии которых издается звук: звенит колокольчик, шуршит книга, которую листают, играет дудочка, звучит пианино, гусли и др.,т е все, что есть звучащее, можно использовать в игре. За ширмой сидит взросдый, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись.
«Узнай, что изменилось».
Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др. Воспитывать наблюдательность, активное запоминание; развивать речь и активный словарь.
Ход: В игре используется кукольный персонаж Петрушка. Он все время что-то переставляет, передвигает, а потом забывает и просит ребят подсказать ему, куда он поставил свои игрушки.
- Я принес сюда игрушки: матрешку, пирамидку и куклу Машу. Посмотрите, где они стоят. Где стоит Маша?- Посередине стола. А пирамидка?- Справа от нее,- отвечают дети. –А как можно сказать, где стоит матрешка?- Она стоит слева от Маши.
- Сейчас я закрою ширмой, что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменится. Хорошо (перестановку производить несколько раз).
|
Игру можно проводить в том случае, если у детей имеются определенные знания и умения ориентироваться в пространстве.
«Горячо-холодно».
Цель: Закреплять знания детей о растениях, находящихся в групповой комнате; воспитывать любознательность, находчивость, связную речь.
Ход: Растения, находящиеся в групповой комнате, воспитатель ставит так, чтобы они были хорошо видны. Некоторые переставляют на новые места, но так, что бы они были хорошо видны. Некоторые переставляют на другие места, но так, чтобы к ним можно было легко подойти. Затем говорит:
- Дети, сегодня мы поиграем в новую игру. Она называется «Горячо-холодно». Что бы не ошибиться, надо знать правила. Выбирается водящий считалкой. Он выйдет за дверь, мы спрячем матрешку под какое-нибудь растение. Когда скажем «Заходи», водящий будет искать матрешку. Если он ушел от матрешки далеко, то мы будем говорить «Холодно». Если он ее увидит, то должен сказать под каким растением она спряталась.
Для игры сначала следует взять 4-5, а затем до 8 растений. Это герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин, азалия, китайский розан, колеус, алоэ, аспарагус, душистая герань, бегония рекс. Нашедший матрешку должен сказать: «Я нашел матрешку под бегонией». После этого он отдает матрешку воспитателю.
«Парные картинки».
Цель: Воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на картинках сходства и различия; активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые.
Ход: Дети сидят за столом. На котором расположены картинки (10-12). Все они разные, но есть и одинаковые. Воспитатель прости кого- либо из ребят найти и назвать одинаковые картинки и показать их всем играющим. Парные картинки откладываются в сторону. Затем воспитатель перемешивает все картинки и незаметно подкладывает еще одну парную картинку. Разложив их все лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Дети рассказывают о предметах, отмечают, чем они схожи, чем отличаются.
|
«Кто что делает».
Цель: Уточнить, закрепить знания детей о сельскохозяйственном труде; развивать мышление, смекалку, сосредоточенность, желание играть со сверстниками.
Ход: Игра начинается с краткой беседы о сельскохозяйственном труде, в ходе которой дети вспоминают о разных профессиях, машинах, помогающих сельским труженикам в их работе. Затем воспитатель напоминает правила игры, усвоенные раньше в других играх с картинками. Усложнение в этой игре заключается в том, что число частей увеличивается до 10-12. Выигрывает тот, кто первым покажет картинку. Получает значок победителя.
«Не ошибись».
Цель: Уточнять, закреплять знания детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом; развивать находчивость, сообразительность, внимание.
Ход: У воспитателя карточки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей,
Волейбол, гимнастика, гребля и.т.д. Игра проводится по типу разрезных картинок, но только разрезаны они иначе – в середине картинка со спортсменом. Кто первым сложит картинку, тот выигрывает. По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия к разным профессиям. Например, строитель; подобрать все инструменты, необходимые ему для работы- лопата, мастерок, малярная кисть,ведро; машины, которые облегчают труд строителя- подъемный кран, эксковатор, самосвал, бетономешалка и др.
На картинках изображены люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течении всего года: дворник, печник, повар, почтальон, продавец, врач, учитель, строитель, тракторист, слесарь и др.
«Домино».
Цель: Закреплять знания детей о средствах передвижения: автомобили, поезда, самолеты, вертолеты, теплоходы, катера, отмечать их особенности; продолжать воспитывать умение дружно играть, подчиняться правилам игры.
Ход игры: Для этой игры необходимо изготовить карточки, как в любой игре типа «Домино». Карточка разделена на две половины: на каждой из них изображены разные виды транспорта. Игра рассчитана на 4-6 участников. Карточек должно быть 24. Если играют четверо, раздают по 6 карточек. Игра проходит по типу игры «Домино». Кто положит последнюю карточку, а у других еще есть, тот и выигрывает, получает фишку. При повторении игры карточки перемешиваются. Дети не глядя, отсчитывают 4-6 карточек и игра продолжается.
«Лото».
Цель: Разрозненные знания детей о транспорте, школе, домашних животных, о семье систематезировать; активизировать речь детей, упражнять в правильном назывании предметов. Употреблять обобщающие слова.
Ход игры: Карты дети берут сами. Выбирают водящего, по сигналу которого все начинают быстро искать маленькие карточки и закрывать ими клетки. Кто первым закроет клетки, тот и выигрывает, получает фишку.
Игра повторяется несколько раз, при этом меняются карты. В конце игры подсчитывают, у кого больше фишек, тот и победил.
«Охотники и пастух».
Цель: Упражнять детей в группировке диких зверей и домашних животных; учить правильно пользоваться обобщающими словами: дикие звери, домашние животные; воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.
Ход: Воспитатель объясняет правила игры:- Сегодня у нас новая интересная игра «Охотник и пастух». Кто знает кто такой охотник? Да, он охотится в лесу. Вспомните, каких диких зверей вы знаете. Почему они называются дикими? Правильно, потому что они живут в лесу, далеко от дома человека. Значит кто охотится за дикими зверями? А кто такой пастух? Каких животных пасет он?
Дети отвечают, воспитатель просит всех ребят сказать хором слова «домашние животные и дикие звери».
Итак, пастух пасет домашних животных, а охотник охотится за дикими зверями. Вот сейчас выберем для игры пастуха и охотника. Правила игры: на этой половине фланелеграфа, справа-луг, слева - лес, где живут дикие звери. По сигналу воспитателя «Ищите!» дети будут брать и ставить на фланелеграф картинки с изображением животных. А вы следите за ними, правильно ли отобраны картинки. Если кто-то ошибается, значит он плохой пастух или охотник.
Для первого раза следует положить небольшое количество видов животных (4-5).В следующий раз надо добавить по 2,3 вида, чтобы усложнить задание. В конце игры можно пересчитать, сколько диких зверей и сколько домашних животных.
«Что лишнее?»
Цель: Учить детей замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда.
Ход: На больших картах нарисованы люди разных профессий, а в клеточках- необходимые им для работы предметы и орудия труда. Среди них есть и такие, которые для этой профессии не нужны. Например, в центре- рисунок, на котором изображена медсестра, лечащая больного, а в клеточках нарисованы все необходимые для работы предметы и среди них гантели.
Играющие дети должны заметить и закрыть чистым квадратом ненужный предмет.
«Когда это бывает?»
Цель: Закреплять знания о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток.
Ход: На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры на участке, сон, уборка групповой комнаты, катание на санках, приход родителей и др. К каждой части суток должно быть несколько сюжетных картинок. Дети выбирают себе каждый любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» дети поднимают картинку и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, делают утреннюю зарядку, умываются, чистят зубы, завтракают, занимаются и т.д.
Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки.
Затем все карточки перемешиваются, и игра продолжается так, чтобы слова назывались в обратной последовательности. Воспитатель говорит, например, «вечер», а потом «утро», т.е усиливает тем самым внимание к словесному сигналу.
«Зеркало».
Цель: развивать речевую и двигательную активность.
Ход: Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центре круга. Все остальные произносят:
- Ровным кругом друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Вовочка покажет,
Будем дружно выполнять.
Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.
«Где можно купить?».
Цель: закреплять знания о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных. Бывают разные продуктовые магазины: «Овощи- фрукты», «Булочная», «Молоко». Промтоварные: «Одежда», «Обувь», «Детский мир», «Спорттовары». Учить называть магазин по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям делать не сложные покупки.
Ход: Вначале игры проводится беседа о том, знают ли они, где их мамы покупают продукты, необходимые вещи, предметы, какие они знают магазины, как называются магазины, находящиеся вблизи от дома. Помогают ли они своим родителям в покупке хлеба, молока и других продуктов. После беседы воспитатель показывает большие карты, на которых нарисованы разные магазины. Дети по витринам магазинов узнают, что в них продается.
-А сейчас, дети, поиграем. Игра проводится по типу игры «Лото». Раздав карточки, воспитатель дает сигнал: «Игру начинай». Дети подходят к столу и кладут свои карточки на клетки большой карты. Там, где нарисован «Молоко», кладут карточки с изображением бутылок, пакетов молока, сыра, масла, сметаны, творога. Воспитатель проверяет правильность действия детей.
Игра помогает усвоить знания о том, что нужно людям, покупают в магазинах, магазины бывают разные.
Карточка№18.
«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».
Цель: Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы(время, лицо); развивать творческое воображение, сообразительность.
Ход: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:
-Сегодня мы поиграем так, тот, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?». Мы ему ответим: «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем».
Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова.
-Что я делаю?- спрашивает он у детей.
_ Дрова пилите.
-Давайте все будем пилить дрова. Приглашают водящего.
- Где вы были? Что делали?
-Где мы были мы не скажем, а что делали покажем.
- Дети изображают пилку дров, водящий отгадывает.
Для продолжения игры выбирают другого водящего. Когда водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать.
«Сколько?»
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом. Упражнять детей в счете.
Ход: Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение.
- Вот жаворонок с нивушки
Взвился и полетел.
Вы слышите как весело он песенку запел?
Три зайца от охотника прыжками в лес бегут.
Скорей, скорее зайчики, в лесу вас не найдут!
Две лодочки по озеру широкому плывут,
Гребцы сидят на лодочках и весело гребут.
Четыре скачут лошади во весь опор летят.
И слышно как по камешкам подковы их стучат.
Воспитатель спрашивает сколько было жаворонков, сколько зайцев, сколько лодочек, сколько скакало лошадей. Выслушав ответы детей, предлагает поиграть:
-Я буду вам читать стихотворение, а вы будете изображать то жаворонка, то зайцев, то лодочки, то лошадей. Когда вы услышите слова о жаворонке, вы полетите по одному, а когда я скажу о зайцах, вы объединитесь по трое в одну группу и поскачите,как зайчики, когда скажу про лодочки, вы объединитесь по двое и, изображая гребцов, гребите веслами, когда про лошадок, то объединитесь по четыре и скачите, изображая лош
«Что сажают в огороде?».
Цель: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению). Развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Ход: - Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да». Если же то, что в огороде не растет, то скажите «Нет!». Кто ошибется, тот проигрывает. Воспитатель начинает:
-Морковь,- Да!-Огурцы,- Да!-Сливы,- Нет!
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!» Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей», «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и т. д.
«Какое время года?»
Цель: Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход: У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?»- и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.
1-Дел у меня не мало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю.
Белю поля, дома
Зовут меня…(зима)
2.Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна, зовут меня…(весна).
3.Я соткан из зноя, несу тепло с собою.
Я реки согреваю, «Купайтесь»-приглашаю.
И любите за это вы все меня. Я…(лето).
4.Несу я урожаи, поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.
Но не касаясь сосен и елочек. Я…(осень).
«Когда это бывает?»
Цель: Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход: Воспитатель спрашивает ребят, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т.д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года.
- А теперь я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я говорю: «Весна» и положу камешек Вове. Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передает камешек сидящему рядом и тот вспомнит, что-нибудь о весне.
Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не сможет ответить, воспитатель помогает вопросами.
«Какой предмет?».
Цель: Учить представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определенному признаку(величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.
Ход: Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит:
-Дети, предметы, которые нас окружают бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, широкие. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом. В руках воспитателя камешек. Он дает тому ребенку, который должен отвечать.
-Длинный,- говорит воспитатель и передает камешек соседу.
-Платье, веревка, день, шуба,- вспоминают дети.
- Широкий, -предлагает воспитатель детям следующее слово.
Дети называют: дорога, улица, речка, лента.
«Нарисуй картинку палочками».
Цель: Учить схематически изображать различные предметы или сюжеты с помощью палочек разной длины. Формировать
Ход: Воспитатель раздает детям комплекты палочек и показывает разные картинки. Затем спрашивает, могут ли они на столе выложить предметы, которые видят на картинках.
В-1. Дети получают разные картинки. Вначале они выкладывают палочками простые формы, затем более сложные. Когда картинки из палочек будут готовы, картинки образцы помещают на фланелеграфе. Дети меняются местами и отгадывают, кто какую картинку выложил.
В-2. Дети индивидуально или парами «рисуют» палочками разные группы предметов (соответствующие картинки выкладываются перед ними)- разную посуду (кастрюля, стакан, блюдце), разную мебель (кровать, стул, телевизор), разную одежду (юрюки, юбка, шапка). Затем они отгадывают где выложен то или иной предмет.
«Какая игрушка?»
Цель: Развивать речь, воображение детей, учить представлять себе предметы по их схематическим изображениям.
Ход: Воспитатель предлагает детям поиграть. Говорит, что им будут показывать картинки, а они должны придумать, на какие игрушки похожа та или иная картинка.
Взрослый показывает первую картинку и спрашивает ребят, на какие игрушки она похожа. Опрашивает детей по кругу, обращая внимание на то, чтобы ответы не повторялись. При показе второй картинки отвечает первым следующий по кругу ребенок. Таким образом, у каждого из детей будет возможность начинать отвечать первым. Вего можно предлагать 6-8 картинок.
«Сложи картинку».
Цель: Учить анализировать элементарную контурную схему.
Ход: Дети рассаживаются за столиками, воспитатель сообщает, что сейчас они будут складывать картинки. Показывает первую картинку- вагончик. Картинка устанавливается так, чтобы дети хорошо ее видели, пока будут выполнять задание. Для складывания первой картины воспитатель раздает детям по прямоугольнику и по 2 кружочка. Дети конструируют картинку, а взрослый наблюдает за качеством работы: картинка должна точно соответствовать образцу. Когда все ребята выложат первую картинку, педагог отмечает тех, кто это сделал быстрее и правильнее остальных. Затем, собрав все детали от предыдущего задания и раздав комплекты для выполнения следующего, предлагает сложить новую картинку.
«Придумай сам».
Цель: Учить детей видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры. Формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот.
Ход: В-1. Дети усаживаются вокруг стола, каждый ребенок получает какой либо предмет. Воспитатель спрашивает: «У кого предмет похож на карандаш?». Ребенок, имеющий палочку, отвечает: «У меня»- и показывает, как рисует. Педагог дает ему картинку, на которой изображен карандаш. Затем предлагает: «Кто может со своим предметом поиграть, как с мячиком?». Ребенок, имеющий шарик, показывает, как он это может сделать. Он тоже получает карточку с изображением мячика. Точно также воспитатель обыгрывает остальные предметы, давая возможность каждому ребенку 3-4 раза увидеть в своем предмете сходство с другими предметами или игрушками.
В-2. Воспитатель выкладывает на стол сразу несколько предметов(например, брусок, камешек, палочку, лоскуток, коробку) и спрашивает, что из этих предметов могло быть мылом, булкой, картошкой, одеяльцем, трубкой для врача, ванночкой и т.д.
«Замри».
Цель: Учить понимать схематическое изображение позы человека.
Ход: Взрослый, ведущий игру, объясняет детям правила, согласно которым все должны бегать по комнате, а по команде ведущего «1,2,3 замри» остановиться. Произнося эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением человек в какой-нибудь позе. Ребята должны замереть в такой же позе. Те, кто принял неправильную позу, выбывают из игры.
Игра неоднократно повторяется, но только с новой карточкой. Соответственно дети принимают другую позу. В конце игры остаются 1-2 ребенка, которые и оказываются победителями.
«Волшебная мозаика».
Ход: Учить детей создавать схематические изображения предметов.
Цель: Воспитатель раздает детям наборы из геометрических фигур (по несколько квадра тов, треугольников, кругов, прямоугольников разных величин) и говорит, что у каждого есть теперь волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигуры(кто какие хочет) приложить друг к другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное. Это могут быть домики, машинки, человечки, поезда и т.п. Детям средней группы достаточно сложить какой-нибудь предмет и сказать, что это такое.
«Рыба, птица, зверь».
Цель: Закреплять знания детей о птицах, рыбах, диких и домашних животных. Развивать мышление, смекалку.
Ход: Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать, в данном случае птицу. Причем названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или названия повторяются, то ребенок выбывает из игры, оставляя свой «фант» ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту».
«Говори наоборот».
Цель: Развивать у детей мышление и воображение.
Ход: Предложить детям поиграть: «Я буду говорить слово, а вы тоже говорите, но только наоборот, например, большой- маленький». Можно предложить следующие пары слов: толстый - тонкий, черный- белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.
«Кто кем будет?».
Цель: Развивать у детей мышление и воображение.
Ход: Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет)… яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, желудь, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д»? При обсуждении ответов ребенка важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, кроеодил, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
Вариантом этой игры является игра «Кем был?». Смысл этой игры заключается в том, чтобы ответить на вопрос, кем, чем был раньше: цыпленок(яйцом), лошадь (жеребенком), корова(теленком), дуб(желудем), рыба(икринкой), яблоня(семечком), лягушка(головастиком), бабочка(гусеницей), хлеб(мукой), шкаф(доской), велосипед(железом), рубашка(тканью), ботинки(кожей), дом(кирпичем),сильный(слабым).
«Какие бывают слова?»
Цель: Продолжать работу над дикцией(совершенствовать произношение слов и словосочетаний); развивать интонационную выразительность, фонематический слух; вызывать интерес к слову.
Ход: Педагог спрашивает у детей, что они знают о словах (слова разные, слов много).Предлагает вспомнить и назвать разные слова. Особо поощряет тех детей, которые произносят слова громко, ясно, отчетливо, не повторяя уже сказанного. Затем прсит назвать только ласковые слова (солнышко, березка, слоненок); слова, звучащие громко (гром, тигр, гроза); звонкие слова (зонт, зайка, звонок); тихие слова (мышонок, уснули, шепчет).
Воспитатель проводит упражнение не торопясь, вместе с детьми радуясь каждому удачно подобранному слову; просит некоторых ребят повторить их. В конце отмечает,какие интересные слова вспомнили дети, как хорошо и отчетливо произносили их. Педагог предлагает детям дома вместе с родителями повторить их.
«Эхо».
Цель: продолжить работу над дикцией (совершенствовать произношение слов и словосочетаний); развивать интонационную выразительность речи, фонематический слх; вызывать интерес к слову.
Ход: В начале игры выбирается ребенок на роль эхо. Остальные дети произносят какое-нибудь слово четко и внятно, но не громко. Ребенок в роли должен громко повторить его, как бы вернуть обратно. («Занавеска»,- говорит Таня. «Занавеска», - отвечает ребенок- эхо). 5-7 человек называют разные слова и «получают их обратно. Если ребенок- эхо допустил ошибку, назвал другое слово (например, вместо слова мишка произнес мышка), то он передает свою роль другому.
Важно научить детей вслушиваться в звучание произносимых слов, поэтому и предлагается говорить слова полушепотом, негромко. В этом упражнении каждый ребенок может проявить речевую активность, так, как все дети называют по 1-2 слова. Воспитатель записывает эти слова и зачитывает, подчеркивая их разнообразие. Особо поощряется ребенок- эхо, услышавший все слова и не допустивший их искажения.
«Это слово звонкое или тихое».
Цель: продолжить работу над дикцией (совершенствовать произношение слов и словосочетаний); развивать интонационную выразительность речи, фонематический слух; вызвать интерес к слову.
Ход: Воспитатель сообщает детям, что Чебурашка хочет научиться произносить разные слова: «Помогите ему в этом. Вспомните разные слова и громко и ясно проговорите их для Чебурашки».
Дети называют слова. Воспитатель отмечает, что ребята произнесли много слов и никто не повторил сказанного. Он зачитывает записанные за детьми слова.
«Валя произнесла слово «рыба»,»- говорит педагог. – Как вы думаете, это слово тихое или громкое? Послушайте, как я его произнесу (произносит громче обычного: р-ры-ыб-ба-а). Произнесите так же. Да, это слово громкое. А слово гр-ро-ох-хо-оч-че-ет громкое? Какие еще слова вы можете вспомнить?
Дети: гром, гремит, гроза, тигр.
Каждое слово воспитатель произносит четко, чтобы ясно было слышно, что оно действительно звучит громко. Далее педагог произносит сразу несколько слов и предлагает вслушаться в них, поясняя, что они звучат звонко (зонт, зайка, звонок).
Просит детей подобрать звонкие слова. Затем предлагает назвать только ласковые слова (Иванушка, Аленушка, птенчик, синичка, олененок). Обычно дети радуются каждому удачно найденному слову. Они повторяют их, отчетливо произнося все его звуки. В конце упражнения воспитатель снова перечисляет громкие, звонкие, ласковые и тихие слова. Сообщает, что Чебурашка теперь понял, что это такое- называть разные слова.
«Подскажи последнее словечко».
Цель: продолжить вызывать интерес к слову. Учить самостоятельно называть разные слова. Познакомить с тем, что слова произносятся в определенной последовательности: друг за другом.
Ход: Воспитатель просит детей подсказать ему последние слова в стихотворных строчках: «Не хотел котенок мыться- убежал он от…(корытца)», «Я рубашку сшила мишке, я сошью ему (штанишки)», «Голосок твой так хорош- очень сладко ты…(поешь)», «Наша Маша маленька, на ней шубка…(аленька)». Педагог благодарит детей за то, что они помогли отыскаться всем словам, и еще раз повторяет стихотворные строки из произведений С. Маршака, З. Александровой.
«Какое слово потерялось?».
Цель: продолжать вызывать интерес к слову. Учить самостоятельно называть разные слова. Познакомить с тем, что слова произносятся в определенной последовательности: друг за другом..
Ход: На прогулке воспитатель предлагает детям подсказать слова, которые потерялись: «Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку…(гладко)»; «Нет, напрасно мы решили прокатить кота в …(машине): кот кататься не привык- опрокинул …(грузовик)»; «Целый день поет щегол в клетке на окошке. Третий год ему пошел, а он боится…(кошки)»; «Спать пора, уснул бычок, лег в кроватку на…(бочок)».
Вот сколько слов вы мне подсказали, все слова теперь нашлись, и я вам прочитаю стихи Агнии Барто со всеми словами».