ЛЕТ ВИКТОРУ ПОПКОВУ. ЖИЗНЬ. СМЕРТЬ. БЕССМЕРТИЕ




 

«Жизнь — свеча. Всё, что отведено свыше, — это полная длина. Но вдруг подует ветер, дёрнется рука, воск затопит фитиль или выстрелит инкассатор, и жизнь обрывается раньше срока...


· Виктор Ефимович Попков. Убит 12 ноября 1974 года в возрасте 42 лет выстрелом инкассатора.

· Виктор Ефимович Попков. Третьяковка купила его первую из 30 картин, когда автору было всего 27 лет.

· Виктор Ефимович Попков. До сих пор самый дорогой живописец в фигурально-реалистическом искусстве.

· Виктор Ефимович Попков. Один из родоначальников «сурового» стиля.

· Виктор Ефимович Попков. Работал всего 17-18 лет, но успел создать порядка 3000 произведений.

· Виктор Ефимович Попков. Единственный живописец, рассказ о котором начну с конца.

 



Последние дни. Смерть. Бессмертие.

По свидетельствам близких друзей, в последние дни с живописцем происходило что-то непонятное, он стал особенно нервным и тревожным. Трудно сказать, являлось ли это предчувствием скорой смерти или дело было в очередном жизненном кризисе, но вел себя он не так, как обычно. За неделю до гибели Виктор Ефимович позвонил А. Руткину и сказал, что хочет попрощаться, потому что уходит из жизни, велел похоронить его в Велегоже.

Сорвавшийся после такого звонка к Попкову на Брянскую Руткин застал художника сидящим в мастерской одетым в пушкинский фрак. В тот вечер художник прочитал другу несколько своих стихов и много жаловался на одиночество.

В день смерти, 12 ноября 1974 года, Виктор Попков шел подписывать договор с Комбинатом живописного искусства, где встретился со знакомым художником, поздравившим его с прекрасными работами. и предложившим отметить творческий успех в кафе. Вскоре к ним присоединились еще двое знакомых, соблазненных возможностью выпить в хорошей компании.

Для Попкова, крайне болезненно воспринимавшего молчание критики и художественной общественности, воцарившееся вокруг «Бабки Анисьи», в тот момент было важно и нужно любое одобрение коллег. Обрадовавшись возможности поговорить о том, что его волновало, Виктор Ефимович предложил поехать к нему на Брянскую улицу. Все вместе они вышли из кафе и стали ловить машину. Попков подошел к первому попавшемуся автомобилю, который, как оказалось, был инкассаторским...

Незадолго до этого произошло событие, косвенно повлиявшее на случившееся с художником: в Севастополе было совершено нападение на инкассаторов, везших из банка крупную сумму денег. Дорогу, по которой они ехали из банка, завалило осыпью, когда же инкассаторы вышли из машины, чтобы расчистить путь, они все были убиты. После этого действовала инструкция: в случае опасной ситуации инкассаторам открывать огонь без предупреждения.

Когда грянул выстрел, знакомые, собиравшиеся к Попкову в гости, фактически бросили истекавшего кровью художника. Водитель вызванной «Скорой помощи», будучи в полной уверенности, что везет какого-то ночного грабителя, не особенно торопился. Драгоценное время, за которое художника еще можно было спасти, оказалось потеряно. Пуля попала в сонную артерию и пробила легкие. Виктор Ефимович умер в больнице.

Виктор Ефимович родился в Москве 9 марта 1932 года. Зная, как складывалась жизнь русских крестьян в первой половине ХХ века, можно предположить, как непросто было одному из четырех крестьянских детей выбрать в жизни дорогу творчества.

Надо отдать должное матери, почувствовавшей искренний и серьезный интерес сына к занятиям живописью и поддержавшей его в этом начинании. В третьем классе он начал посещать изостудию, находившуюся на заводе имени Калинина в Подлипках, и уже тогда у него появилась четкая цель — научиться рисовать профессионально и сделать живопись главным делом своей жизни.

В 1948 году Попков поступает в художественно-графическое педагогическое училище, незадолго до этого открывшееся в Москве. Не помешала даже «двойка» за сочинение — Виктора все-таки принимают на курс.

Будущий художник и его близкие жили как миллионы советских людей того времени: бедно, голодно, крайне стесненно. В Пролетарском районе Москвы, недалеко от станции Челюскинская, в бараке площадью одиннадцать квадратных метров жила семья Попкова — шесть человек: Степанида Ивановна, сам Виктор, старший брат Николай с женой и маленьким сыном и младшая сестра Тамара.

По воспоминаниям брата, в институт художник ездил в разных валенках, с ломтем хлеба, намазанного салом. Приезжал из института и сразу садился рисовать. Когда семья ложилась спать, он, чтобы не мешать родным, выходил в общий коридор барака и там продолжал работать. Зимой, в неотапливаемом коридоре, Виктору приходилось рисовать в валенках и тулупе, но и такие трудности не могли ему помешать, он был бы готов работать даже на морозе: слишком притягателен был для него сам процесс рисования, создания образов...

Во время учебы Виктор Ефимович знакомится со своей будущей женой Кларой Калинычевой, и по окончании училища, в 1952 году, они вместе поступают в Суриковский институт. В 1957-м отпраздновали свадьбу, а еще через год родился сын Алексей.

В Суриковском училище начинаются путешествия Виктора Ефимовича по стране, которые продолжатся всю его жизнь и сыграют огромную роль в творческой судьбе. Уже после первого курса художник едет на практику в Белоомут, в 1956 году посещает строительство Иркутской ГЭС, потом были поездки на трассу Абакан—Тайшет (1959), на стройку Братской ГЭС (1960), на целину Казахстана (1961) и многие другие.

Из этих художественных экспедиций он возвращался переполненным впечатлениями, почувствовав атмосферу грандиозных строек, развернувшихся в послевоенные десятилетия, с большим количеством этюдов, многие из которых в дальнейшем привели к созданию прославивших его картин.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: