Нормативная база, регулирующая состав и содержание бухгалтерской отчетности в настоящее время, представлена следующими основными документами:
1. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н
3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»: приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н (с изменениями),
4. ПБУ 23/11 «Отчет о движении денежных средств»: приказ Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 11н;
5. другие ПБУ, связанные с отражением в отчетности отдельных её статей;
6. Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 66н от 02 июля 2010г.
- в ред. Приказа МФ РФ от 05.10.2011 № 124н – для коммерческих организаций
-в ред. Приказа МФ РФ от 17.08.2012 № 113н – для субъектов малого предпринимательства
- в ред. Приказа МФ РФ от 04.12.2012 № 154н – для некоммерческих организаций
В состав годовой бухгалтерской отчетности коммерческих организаций входят:
1. Бухгалтерский баланс (ранее - форма №1)
2. Отчет о финансовых результатах (ранее форма №2 - Отчет о прибылях и убытках)
3. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в составе:
а) отчета об составлениях капитала (ранее - форма №3)
б) отчета о движении денежных средств (ранее - форма №4)
в) пояснения к бухгалтерскому балансуи отчету о финансовых результатах(ранее - форма №5)
4. Пояснительная записка
5. Итоговая часть аудиторского заключения(для организаций, подлежащих обязательному аудиту)
Что касается пояснительной записки и аудиторского заключения, то прямого указания на них в Приказе № 66н не содержится (в отличие от предыдущего приказа №67н от 2003 г.).Однако имеется ссылка на текстовую часть пояснений к отчетности. Кроме того, указания о представлении в составе отчетности пояснительной записки и отражении в ней некоторых видов дополнительной и поясняющей информации содержатся в ряде нормативных актов более высокого уровня, в частности, некоторых ПБУ, а также МСФО.
|
В соответствии с законодательством организация имеет право самостоятельно формировать показатели отчетности на основе рекомендуемых форматов. Например, расширить перечень показателей, представляя статьи более развернуто, выделяя существенные показатели некоторых статей и отражая отраслевую специфику.
Основные тенденции последних 10 лет в регулировании отчетных данных бухгалтерского учета в РФ – это приближение к МСФО.
В соответствии с МСФО-1 «Представление финансовой отчетности», отчетность должна обеспечить пользователей информацией о следующих показателях: активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах, включая прибыли и убытки, и движение денежных средств. Полный комплект финансовой отчетности включает следующие компоненты:
1. Бухгалтерский баланс
2. Отчет о прибылях и убытках
3. Отчет, показывающий либо все изменения в капитале, либо изменения в капитале, отличные от операций капитального характера с собственниками и распределений им.
4. Отчет о движении денежных средств
5. Учетная политика и пояснительные применения.
В целом российская отчетность в настоящее время по основным параметрам соответствует требованием МСФО, хотя имеются определенные различия:
|
- имеет место существенные различия в алгоритмах формирования ряда статей
-для отчетности западных фирм характерна очень детальная аналитика. Большинство балансовых статей сопровождаются подробными расшифровками и аналитическими комментариями, причем аналитические разделы годового отчета, как правило, более объемны, чем сами формы отчетности, и эти расшифровки рассматриваются как неотъемлемая часть отчетных данных.
В полном объеме МСФО в РФ в настоящее время применяется крупными компаниями и банками, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке.
Кроме рассмотренной выше стандартной отчетности кфинансовой отчетности относятся специальные формы отчетности, а также и налоговая отчетность. Специальная отчетность представлена консолидированной финансовой отчетностью и сегментарной отчетностью. (Однако эта отчетность составляется не каждойорганизацией и регулируется специальными нормативными актами).
К качественным характеристикам отчетности (принципам её формирования), соответствие которым делает ее полезной для пользователей, относятся: полнота, достоверность, объективность, понятность, существенность, надежность, нейтральность, сопоставимость, своевременность, унифицированность, публичность и др.
Взаимосвязь бухгалтерской и налоговой отчетности. Бухгалтерский и налоговый учет разделены, однако в информационном плане они определенным образом взаимосвязаны. Эта взаимосвязь проявляется в следующем:
1. в подтверждения данных налогового учета данными первичныхдокументов, формируемых в рамках бухгалтерского учета.
|
2.по ряду налогов определение налоговой базы производится непосредственно по данным бухгалтерской отчетности, поэтому наряду с налоговой отчетностью (налоговыми декларациями) организации в обязательном порядке представляют в налоговые органы и БФО.
3. в бухгалтерской отчетности отражаются некоторые показатели налоговыхрасчетов, а именно, расчетная величина отдельных видов налогов, определенная в налоговых декларациях, отражается в отчетности в качестве обязательств, равных сумме неоплаченной величины налогов.
7. Налоговая отчетность служит информационной базой для проведения углубленного финансового анализа, например, анализа налоговой нагрузки
5. Взаимосвязь прибыли (убытка) до налогообложения и налоговой базы по налогу на прибыль (регулируется ПБУ 18 «Учет расчетов по налогу на прибыль»).
Основная тенденция последних лет в учетной политике – это максимальное сближение бухгалтерского и налогового учета.
Взаимосвязь бухгалтерской и статистической отчетности. На основании данных бухгалтерского учета предприятия оставляют и представляют территориальным органам Государственной статистики статистическую отчетность.
Состав и формы статистической отчетности зависят от сферы деятельности организации, отрасли, принадлежности к малому или крупному (среднему) бизнесу и др. Отдельные формы содержат различные виды информации – финансовую, производственную, маркетинговую, социальную, экологическую и др. Довольно часто перечень форм меняется, корректируется их содержание.
Информация статистической отчетности служит дополнительным источником данных о численности работников, об объемах произведенной продукции и её продажах, о состоянии расчетов за отгруженную продукцию, о других показателях, которые не отражаются в стандартных формах бухгалтерской отчетности.
Таким образом, формы бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности взаимозависимы и взаимосвязаны, содержащиеся в них показатели дополняют друг друга. В совокупности все формы отчетности – достаточно надежная информационная база, дающая разносторонние сведения о деятельности организации.