Роль исторического музея в современном обществе




Вопрос о роли исторического музея в современном обществе не может стать предметом рассуждения без дополнительного вопроса об историческом знании как определенном способе представления, воспроизведения логики событий прошлого.Этот вопрос ставит перед нами задачу сравнительного анализа исторических концепций на протяжении существования исторической дисциплины, но отподходов историки и философии истории он отличается тем, что ответ на него возможен через проведение исследования в непосредственной связи с организацией музейного пространства.

Последнее представляется здесь объективацией исторического знания посредством расположения музейных предметов в экспозиции и принципа хронологизации событий. Если эта гипотеза оказывается верной, то будем ли вправе говорить отом, что существует зависимость между эволюцией исторического знания, возникновением новых историческихтеорий и историей самого музейного пространства? А также – существует ли связь исторического музея с интеллектуальной традицией в различных странах?

Эти вопросы представляются довольно сложными, но вместе с тем очень вдохновляющими для рассмотрения. Не имея возможности провести глубокий анализ в предложенном формате и не прибегая к спекуляциям игнорируя его рамки, я бы хотела обратиться к нескольким примерам, иллюстрирующим роль сегодняшнего музея, рассмотренного как научная практика. Предложенный вопрос можно сформулировать так: насколько современным является исторический музей с точки зрения состояния актуального научного знания?

Традиция исторических музеев берет начало еще в 1683 году, когда в Оксфорде появляется музей Эшмола. Сегодня этот старейший исторический музей находится в непосредственной связи с научными проектами, существующими при университете. Они создаются на основе коллекции музея, но не ограничиваются только ей[1]. Кроме того, существует программа «Publicresearch» (engagement), главной целью которой является установление связи между исследователями, студентами и более широкой аудиторией, заинтересованной в новых исторических открытиях и дальнейшем взаимодействии. Формами такого взаимодействия могут быть мастер-классы, дискуссии, выставки, фестивали, театральные представления, фильмы и другое[2]. Являясь открытой, эта программа направлена на улучшение качества исследований, предоставление доступа к знанию, а также она позволяет буквально развивать «чувствительность»исследователей к интересам современных людей в целом или отдельных групп населения[3].

Британский национальный музей[4], насчитывающий сегодня порядка десяти больших отделов, посвященных разным географическим областям и видам искусства, сформировался на основе частной коллекции физика, натуралиста сэра Ганса Слоуна в 1753 году. Накопив в течение жизни более 71 тысячи предметов и желая сохранить их, Слоунзавещал всю коллекцию королю Георгию II. На протяжении последующих веков Британский музей значительно расширяется засчет новых направлений, связанных уже не только с историей Великобритании, но и с доисторическими этнографическими и археологическими материалами из европейских и восточных стран[5]. С момента открытия музеяв 1759 году, он предоставляет свободное посещение студентам и всем интересующимся. Кураторы работали над улучшением выставочного пространства, создавали первые популярные гиды с руководством по экспозиции, устраивали публичные лекции. Практика публичного представления коллекции музея получила свое наибольшее развитие в XXвеке, когда появляется «QueenElizabeth II GreatCourt», представляющий собой гигантское мультимедийное пространство, предназначенное дляпросвещенческих, образовательных и развлекательных акций в окружении музейных ценностей.

В отличие от музея Эшмола, изначально имевшего исследовательскую направленность, Британский музей выступает скорее посредником между учеными и государственными фондами.Сегодня существует стипендиальная программа для студентов-историков, гарантирующая участникам профессиональное взаимодействие с музеем в качестве штатного сотрудника. Важным пунктом этой программы является задача развития музейного пространства через новый взгляд на исследование, представление и экспонирование музейных предметов; актуализацию музея в современном контексте посредством медиа, публичных и образовательных проектов[6].

В России первый национальный исторический музей был создан во второй половине XIX века по инициативе организаторов Севастопольского отдела Политехнической выставки, проходившей в честь 200-летия Петра I. Среди них был русский археолог Алексей Уваров, который сформулировал задачу музея в идеологическом ключе – «служить наглядной историей главных эпох русского государства».И. Забелин миссией «Всероссийского Хранилища» полагал следующее: «представить в вещественных памятниках и изображениях невещественный, духовный образ Русскаго Государства и Русской Народности (…) дабы тем самым наглядно и непрестанно содействовать развитию в народе и обществе русскаго самопознания и русского самосознания»[7].История этого музея в последующие годы служит наглядным примером борьбы взглядов на события прошлого, полученного человечествомв своё полное распоряжение. В этой связи интересно сравнение истории ГИМ с Историческим музеем в Нюрнберге времен Второй Мировой Войны, который не подвергся значительной реорганизации с приходом нацистов к власти.

Сегодня исторический музей является местом образовательных и просвещенческих практик, однако кроме этого существует настоящая историческая миссия, ответственность за которую он несет как публичное пространство. Задача исторического музея – сделать человека свидетелем событий прошлого, наделить его взглядом на историю из собственной истории, а потому государственный музей сегодня неизбежно связан с новейшей политической историей. Музеефикация исторического знания – это возвращение забытых имен в интеллектуальное пространство современности. Возвращение и картография полного спектра исторических событий, особенно XXвека, высвобождение из идеологии беспамятства, – только таким способом возможно избежать нового “тоталитаризма”.Лучше всего это выразил Вальтер Беньямин в эссе «Понятие истории»: «Исторически артикулировать минувшее не значит познать его таким, “каким оно было на самом деле”. Задача в том, чтобы овладеть воспоминанием, как оно вспыхивает в момент опасности (…). Даром разжечь в прошлом искру надежды наделен лишь историк, проникнувшийся мыслью, что враг, если он одолеет, не пощадит и мертвых. А побеждать этот враг продолжает непрестанно»[8].

 

 

Вера Гусейнова (группа 204 М)

 


[1] Информация взята с официального сайта Музея Эшмолаwww.ashmolean.org, из раздела “Researchprojects”.

[2] Подробнее о способах вовлечения публики можно посмотреть на сайте Университета в Оксфорде: https://www.ox.ac.uk/research/public-engagement/engaged-research.

[3] В частности, среди причин вовлечения аудитории, указана следующая: «Increasedresponsivenessofresearchtosocietalneeds». См. на сайте: https://www.ox.ac.uk/research/public-engagement/why-engage.

[4] Этот музей стал первым национальным музеем в мире. Статус национального музея

 

[5] Здесь и далее использована информация официального сайта Британского национального музея: britishmuseum.org. Раздел “HistoryoftheBritishMuseum”.

[6] Подробнее о стипендиальной докторской программе можно посмотреть здесь: https://www.britishmuseum.org/research/research_projects/collaborative_doctoral_awards.aspx.

[7]Эта цитата представлена на официальном сайте ГИМ с подписью «Один из основателей и идеологов Исторического музея, профессор И. Е. Забелин, 1885 год».

 

[8] Вальтер Беньямин. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. М.: РГГУ, 2012. С. 240.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: