Тема 4. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В БЕЛАРУСИ С IX ПО XVIII вв.




1. Просвещение и воспитание в древнебелорусских княжествах с IX по XIII вв.

2. Просвещение и школа на белорусских землях в составе Великого Княжества Литовского (вторая половина XIII в. –1569 г.).

3. Просвещение и образование на белорусских землях в период Речи Посполитой. Педагогические взгляды белорусских просветителей XVII в.

4. Просвещение и педагогическая мысль на белорусских землях в XVIII в.

Рекомендуемая литература

1. Асвета i педагагiчная думка на Беларусi: Са старажытнасцi да пачатку ХХ ст.: Бiблiягр. паказ: У 2 частках / Пад рэд. Снапкоўскай С.В. (адк. рэд.), Сянькевiч Г.Р., Паўловiч С.I., Марчанкi М.Р. – Мiнск: Нац. iн-т адукацыi, 1995. – Ч.1. – 172 с.; Ч. 2. – 205 с.

2. Кулiнковiч, К.А. Гiсторыя педагогiкi: падруч. для студэнтаў пед. спец. выш. навуч. устаноў. / К.А. Кулiнковiч, А.А. Грымаць – Мiнск: Выд. У.М. Скакун, 2000. – 256 с.

3. Орлова, А.П. История педагогики: учеб. пособие для ст-в высш. учеб. заведений по пед. спец-м / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина; под общ. ред. А.П. Орловой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. –380 с.

4. Сегянюк, Г.В. Гiсторыя педагогiкi: вучэбны дапаможнiк. – Мазыр: РВФ «Белы вецер», 2000. – 432 с.

5. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. И.Е. Лакин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Минск: Вышэйшая школа, 1971. – 608 с.

 

1. Просвещение и воспитание в древнебелорусских княжествах с IX по XIII вв.

В IX в. на землях сегодняшней Беларуси жили в основном племена кривичей, дреговичей, родимичей. Длительное время они сохраняли собственные политические организации – княжества, имели вождей и собственные войска, а позднее в конце IX начале X вв. были включены в состав Киевской Руси.

Истоки белорусской национальной школы берут свое начало в древнерусском государстве, так как именно там были заложены основы дальнейшего развития всей средневековой системы образования на Руси, в том числе на ее западных землях. Педагогика народов, которые проживали на территории сегодняшней Беларуси в IX – XII вв., зарождалась и развивалась при взаимодействии двух культур: языческой культуры восточных славян и христианской, распространившейся после принятия новой государственной религии – православия (988 г.).

В X–XII вв. в Западной Руси создаются крупные независимые княжества – Полоцкое и Турово-Пинское, а также ряд мелких – Минское, Друцкое, Гродненское и др. Укрупнение и рост городов, развитие торговли и ремесел вызвали потребность в образованных людях, которые необходимы были в государственном аппарате, в сфере законодательства, дипломатии и т.д.

В X–XI вв. г. Турове, Пинске, Полоцке, Слуцке, Мозыре, Минске зарождается обучение детей и переписка книг, как способ передачи и сохранения знаний. Детей обучали церковным знаниям, хозяйственной деятельности. Первоначально заботу о распространении христианства и об устройстве школ взяло на себя государство, а затем, по мере упрочения древнерусской церковной организации, решение этого вопроса полностью перешло в ее ведение. На этой основе школы открывались при княжеских дворах, при церквях и монастырях.

В ряде школ давали не только элементарную грамоту, но и церковнославянский, греческий и латинский языки, риторику, диалектику, грамматику. Наибольшую известность в этом плане получили Спасо-Ефросиньевский и Бельчицкий монастыри, а также Софийский собор в Полоцке, который являлся важным культурным центром во все последующие столетия. Там были заложены основы первой на территории Беларуси библиотеки, где имелось множество книг на разных языках, велась летопись, переписывались и распространялись книги, существовала школа.

Выдающаяся роль в развитии просвещения в Полоцком княжестве принадлежит внучке Полоцкого князя Всеслава Братиславовича – Предславе (ок.1110 – ок.1167). Для своего времени она была очень образованным человеком: поселившись в 12-летнем возрасте после пострижения в монахини в Софийском соборе под именем Ефросиньи, она стала сама писать книги, причем переводила много трактатов с греческого и латинского языков; создала школу по переписыванию книг; сложила полоцкую летопись. Ефросинья Полоцкая собрала большую библиотеку, основала два монастыря, Спасскую церковь и церковь Святой Богородицы, открыла при женском монастыре школу для девочек, в которой она наряду с другими монахинями обучала воспитанниц.

Школу для девочек она создала раньше, чем подобные школы были созданы при женских монастырях в Киеве и Суздале. В этой школе программы обучения были передовыми для того времени: помимо древних языков, девочки изучали риторику, медицину, историю, сведения о природе. Большое внимание она уделяла не только обучению письму и чтению девочек, но и нравственному воспитанию. Чему следует воспитывать в нравственном плане мы можем проследить из следующих строк ее письма: «чистоте душевней, ступанию кротку, гласу сиренну, слову благочестному, ядению и питью безмолвну, при старейших молчати, муждейших послушати, ко старейшим покорнием, к меньшим без лицемерия, мало вещати, а много разумети» (Хрестоматия по древней белорусской литературе).

На склоне жизни Ефросинья решила совершить паломничество: поклониться мощам Иисуса, и отправилась в Иерусалим. Святой земле она успела поклониться, но заболела и умерла «недалеко от гроба господня». Позднее ее останки были перевезены в Полоцк в Спасо-Ефросиньевский монастырь, основанный ею. Православная и католическая церкви провозгласили Ефросинью Полоцкую святой. Мощи ее и сегодня покоятся на Полоцкой земле. Одним из литературных памятников XII в. является «Житие Ефросиньи Полоцкой», созданное неизвестным автором.

Значительное развитие в этот период получило образование на Туровской земле. В Турове, как и в Полоцке в 1000 г. была создана епископская кафедра. Тут действовали два монастыря, где переписывали книги. При дворе туровского князя служили высокообразованные по тем временам греки. Значительный вклад в развитие просвещения внес виднейший просветитель того времени Кирила Туровский (1130–1182) – поэт, философ, проповедник, третий епископ Турова. Его книги стали известны далеко за пределами княжества. Очень популярны были его «Поучения», посвященные воспитанию у человека нравственных качеств.

Опираясь на христианскую мораль К. Туровский в своих трудах выступал против зла и насилия, лжи и лени; призывал получать знания из книг, называя их «сокровище вечной жизни». Проповеди К. Туровского были очень популярны, церковь их широко доводила до народных масс, так как они оказывали большое влияние на простых людей. В них он убеждал народ в необходимости приобщения к грамоте, знаниям, давал рекомендации и советы относительно чтения книг, уделял огромное внимание вопросам религиозно-нравственного воспитания. Благодаря этому выдающемуся просветителю на Туровской земле письменность распространилась задолго до создания печатного станка, о чем свидетельствуют письмена, найденные в Пинске, Слуцке, Бресте. Развивалась сеть светских и церковно-монастырских библиотек, которые обменивались между собой рукописями. Самая древняя рукописная книга, найденная на территории современной Беларуси – Туровское Евангелие (XI в.).

К числу ранних памятников письменности на белорусских землях относится Полоцкая (XII в.), Туровская и Новогородская летописи (XIII в.). Литература XII–XIII вв. была представлена на белорусских землях церковно-учебными произведениями и житием святых.

Таким образом, в IX–XIII вв. на белорусских землях стали развиваться педагогические идеи по воспитанию и обучению подрастающего поколения, получила широкое распространение деятельность выдающихся просветителей. В XII в. на белорусских землях возникли первые гуманитарные школы университетского типа (по примеру Западной Европы). Первая такая школа была создана в 1130 г. в Смоленске.

В конце 30-х – 40-х гг. XIII в. начинается новый период в истории Беларуси, главным моментом которого является формирование на ее соседних территориях нового государства – Великого княжества Литовского, Русского и Жеймотского (далее – ВКЛ). Его создание – закономерный итог социально-экономического и политического развития земель современных Беларуси и Литвы в XII–XIII вв. В начале XIII в. Полоцкое княжество первое из восточнославянских земель приняло на себя удар борьбы с крестоносцами – Орденом Меченосцев. Затем монголо-татарское нашествие разорило Юго-Восточную Русь. В таких условиях междуусобные войны восточных славян с Литвой отошли на задний план, возникла необходимость объединиться для обороны. Во второй половине 40-х гг. XIII в. г. Новогородок (совр. Новогрудок) вокняжается литовский князь Миндовг. В 1248 г. Миндовг объединил земли верхнего Понеманья (современные восточно-литовские и северо-западные белорусские земли) вокруг Новогородка. Так образовалось Великое княжество Литовское, представляющее собой славяно-балтийский военно-политический союз.

 

2. Просвещение и школа в белорусских землях в составе Великого Княжества Литовского (вторая половина XIII в. –1569 г.).

О расширении просвещения и развитии письменности на белорусских землях в этот период свидетельствуют рукописные памятники, которые сохранились и дошли до наших дней: «Пинская грамота» (юридический документ Пинского княжества XIV в.), Оршанское рукописное «Евангелие», а также белорусское летописание XIV–XV вв. «Хроника Быховца». Преобладающую часть всей белорусской славянской письменности по-прежнему составляла церковно-религиозная и богослужебная литература. Светская книга было очень редким явлением.

В период ВКЛ на белорусские земли активно проникали идеи Возрождения и Реформации, вследствие этого, здесь получили развитие разные по своей идейной направленности школы: православные, католические, протестантские (возникшие на закате ВКЛ и активизировавшие свою деятельность в конце XVI в.).

Православные школы были церковно-приходскими, монастырскими, а также частными, открываемыми при княжеских дворах. Церковные и монастырские школы содержались за счет церкви и находились под властью епископов. В основном в них учились дети духовенства и знатных горожан, которые готовились стать служителями клира. В этих школах учили элементарной грамоте, греческому языку, религиозным наукам. Школы при княжеских дворах готовили грамотных людей для хозяйственной и общественной деятельности, ведения летописей. В них также обучали элементарной грамоте, а в некоторых – древним языкам.

Помимо школьного, получило распространение и индивидуальное обучение с помощью мастеров грамоты.

Католические школы на территории Беларуси открываются с XIV в. Однако длительное время влияние католической школы на белорусов было незначительным. В Восточной Беларуси до XVI в. костелы практически отсутствовали. При костелах открывались соборные или кафедральные школы. Первой кафедральной католической школой была Виленская, которая открылась в 1387 г., она имела повышенный уровень. Аналогичные школы были созданы в Полоцке, Витебске, Бресте, Минске. Они состояли из трех классов и находились в подчинении капитула. В них изучались латинский язык, грамматика, греческий и польский языки, арифметика, музыка, сочинения древних философов. Некоторые школы полностью использовали программу «семи свободных искусств». Эти школы были общеобразовательными, готовили не только служителей культа, но и грамотных людей для государственной службы.

В развитие просвещения на белорусских землях того периода внесли вклад ряд выдающихся людей – писателей, поэтов, общественных деятелей. В их числе Николай Гусовский (ок. 1480–1533) – белорусско-польский поэт-гуманист, автор поэмы «Песня о зубре» (1523). Поэма была написана на латыни, а затем, по причине популярности, была переведена на польский, чешский, литовский и др. европейские языки. Н. Гусовский как представитель эпохи Возрождения, создал эту поэму как гимн родной земле, как гимн личности, всесторонне и гармонично развитой, свободной. Поэт выступал за классическое латинское образование на основе «семи свободных искусств», считал необходимым освоение античной культуры и философии, интеллектуального опыта Европы. Он выступал за идеи патриотизма, гармоничных отношений человека и природы. С большой любовью он писал о природе родного края, о народных традициях, о жизненных трудностях простого народа.

О развитии уровня культуры Литовско-Белорусского государства в то время свидетельствует развитие книгопечатания. Его возникновение было связано с деятельностью выдающегося белорусского первопечатника, просветителя и гуманиста Франциска Скорины (ок. 1490–1551).

Ф. Скорина уроженец Полоцка, выходец из купеческой семьи. Он закончил Краковский университет в 1506 г. со степенью бакалавра, первый из славян получил степень доктора медицинских наук в Падуанском университете (1512). Печатную деятельность он начал в 1517 г. в Праге. Им было напечатано 23 книги под общим названием «Библия русская», которая включала Псалтирь, Шестоднев и др. книги. В 1521 г. он основывает типографию в Вильно и издает «Малую подорожную книжицу», включающую 13 богослужебных книг и «Апостол» (1525). Издавая библейские книги, Скорина ставил перед собой просветительские, а не религиозные цели. Библию он расценивал как учебное пособие, которое учит людей читать, думать, отличать добро и зло.

Свои просветительские взгляды Скорина изложил в 49 предисловиях и 62 послесловиях к книгам, которые им были введены впервые. Новшество его книг также в том, что им были напечатаны «аргуманты» – краткие содержания и пояснения к каждой главе Библии, а на полях книг Скорина давал толкование малознакомых греческих и церковных слов. Все книги Скорины были украшены великолепными гравюрами, заставками и иллюстрациями, автором которых был он сам. Скорина проповедовал любовь к Родине. В предисловии к своим книгам он обращался к читателям: «Братья Русь», говоря тем самым о единстве славянских народов. Идеалом Скорина считал мыслящего, интеллектуального, целенаправленного человека. Важнейшим моральным качеством человека в соответствии с христианской моралью он считал «любовь к ближнему».

Скорина положил начало распространению книгопечатания. В XVI в. по подобию его типографий были основаны типографии в Гродно, Полоцке, Минске, Пинске, Могилеве, Ошмянах, Заславье, Белиничах. Печаталась грамматика, буквари.

Выдающимся деятелем Реформации в Белорусских и Литовских землях был Симон Будный (ок. 1530–1593) – философ, педагог, историк, переводчик, автор многочисленных литературных, философско-публицистических и учебных произведений. Занимался проблемами совершенствования школьного образования, выступал за право на получение образования простым народом. Он выступал против схоластической школы, которая отрицательно относилась к национальному языку и признавала только латынь. Родному языку он придавал большое значение. Исходя из устоев народной педагогики, Будный считал основой воспитания трудовую деятельность. С. Будный – автор первого школьного учебника на белорусском языке – Катехизиса (Несвиж, 1562), по которому учащиеся протестантских школ изучали кальвинистское вероучение и белорусский язык.

Василий Тяпинский (ок. 1540–1603) – также известный белорусский деятель Реформации, переводчик, издатель. Перевел на белорусский язык и издал в своей типографии «Евангелие» от Матфея, Марка, Луки. В. Тяпинский поддерживал взгляды гуманистов эпохи Возрождения: отстаивал право белорусского народа на просвещение и образование на родном языке, призывал власти открывать национальные школы, развивать печатание книг на родном языке, пробуждать национальную гордость и самобытность белорусского народа путем развития своей культуры, поддержания традиций и культурных достижений славян.

Николай Радзивилл (1515–1565) – выдающийся государственный и религиозный деятель, меценат науки и культуры. Один из самых знаменитых представителей известного магнатского рода. Занимал должности виленского воеводы, канцлера. Играл первые роли в политической жизни Великого княжества Литовского. Содействовал развитию и укреплению реформационного движения на белорусских землях и в Литве, особенно распространению кальвинизма. Своим авторитетом повлек массовый переход шляхты в протестантизм. Основал типографии в Бресте, Несвиже. Напечатал на свои средства Библию (1563). Оказывал покровительство деятелям культуры, в том числе С. Будному.

Как мы видим, выдающиеся просветители этого периода обращают особое внимание на становление национальной культуры и развитие своего родного языка, его изучение. В это исторический период происходило окончательное формирование лексического фонда белорусского языка (русского – для европейских государств), который трансформировался из общеславянского древнерусского языка. Его быстрому распространению на всей этнической территории Беларуси содействовало то, что он был официальным государственным языком в ВКЛ, куда входили белорусские земли.

Одновременно с формированием белорусского языка в XIV– первой половине XVI вв. происходит процесс становления материальной и духовной культуры белорусского народа, вследствие появления новых способов организации земледелия, белорусской народной одежды, национальной кухни, развития архитектуры и литературы, особенно устного поэтического народного творчества. В этом отношении особенно выделяются литовско-белорусские летописи, содержащие отдельные произведения, например, панегирик «Похвала Витовту». В этот период в ВКЛ появляется переводная литература, как церковного содержания (например, «Повесть о Варлааме и Иосафе»), так и светского (например, «Александрия», «Повесть о Трое» и др). Также в этот период развивается ткачество, вышивка, живопись, скульптура, графика и гравюра, которая активно используется в книгопечатании.

 

3. Просвещение и образование на белорусских землях в период Речи Посполитой. Педагогические взгляды белорусских просветителей XVII в.

В середине XVI в. между ВКЛ и Московским государством возник конфликт за право обладания прибалтийскими землями (Ливонией). В 1558 г. царь Иван Грозный начал войну с Ливонией, Ливонский орден оказался на грани краха и обратился за помощью к сейму ВКЛ. В ответ на это Иван Грозный направил свои силы на ВКЛ и в 1563 г. был взят Полоцк, русские войска стали угрожать Вильно. ВКЛ оказалось в сложном положении, выход был один – обратиться за помощью к Польше.

1 июля 1569 г. была подписана уния, в соответствии с которой Польское королевство и Великое княжество Литовское объединялись в одно государство – Речь Посполитую под властью одного государя – польского короля и великого князя литовского с общим органом законодательной власти – сеймом, единой внешней политикой и денежной единицей. Однако ВКЛ сохраняло свое войско, судебную систему, административный аппарат, печать с «Погоней», свой государственный язык – белорусский.

Основные события этого периода (Брестская церковная уния 1596 г., Реформация, Контрреформация и др.) оказали на судьбу белорусского народа огромное влияние, в том числе и на развитие просвещения. В связи с этим на белорусских землях в этот период существовали различные типы школ: протестантские, униатские, католические, домашние и самые прогрессивные – братские.

Протестантские школы создавались общинами протестантов, которые начали образовываться на территории Беларуси в начале XVI в. (в Бресте, Несвиже, Витебске, Полоцке, Минске и др.). Помимо школ при каждой общине открывалась церковь, госпиталь, при некоторых типография. На первом месте в протестантских школах было религиозное обучение, которое велось на белорусском или польском (родном) языке.

Протестантские школы были нескольких типов: лютеранские, кальвинистские, арианские. В лютеранских школах изучали катехизис, грамматику, арифметику, древние языки. Однако лютеранство было на белорусских землях меньше распространено, чем кальвинизм (лютеранство – одно из направлений реформации, утверждающее спасение человека через обращение к Богу без помощи церкви, источником веры считалась Библия, которую каждый верующий мог истолковывать по-своему; кальвинизм – основное направление реформации на белорусских землях с середины XVI в. в основе которого – учение о божественном предопределении, упрощенный религиозный культ без алтаря, икон, святых, таинств, кроме причастия и крещения).

Кальвинистские школы были начальными (чтение, счет, письмо, религия) и повышенного уровня. Среди школ повышенного уровня выделялись Виленская и Слуцкая, которая имела филологический уклон. Здесь изучались древние языки и литература, польский, немецкий, староеврейский языки, риторика, этика, история и др. предметы.

В 60-е гг. XVI в. на белорусских землях появляется новое течение реформации – арианство, приверженцы которого также стали открывать свои школы (арианство – радикальное направление реформации, проповедовавшее общность имущества, осуждающее крепостничество, выступающее против государственной власти). Арианские школы были также двух видов: начальные и средние (гимназии). В гимназиях изучали древние языки, философию, риторику, право, теорию музыки, историю, этику, географию, природоведение, физику, математику, медицину. Такой обширной программы не было в школах других общин.

Братские школы. В XVI в. на территории Беларуси и Украины возникли братства – православные религиозные организации. Братства стали открывать свои школы. Первая возникла в Вильне в 1584 г., вторая – во Львове в 1586. Затем в Могилеве (1590), Бресте и Минске (1591) и др. городах. В Полоцке мощное братство создалось при Богоявленской церкви (1633). При ней была построена братская школа. Во второй половине XVII в. в ней обучал детей выдающийся белорусский педагог, философ и писатель Симеон Полоцкий.

На первое место в братских школах ставилось обучение национальному языку. Педагогами братских школ в XVI – XVII в.в. были разработаны славянские грамматики: «Граматыка доброглаголевого эллинословенского языка» (1591 г.– Львов), грамматика Лаврентия Зизания (1596 г.– Вильня), грамматика Мелетия Смотрицкого (Киев). В братских школах преподавались также греческий и латинский языки, грамматика, красноречие, история, диалектика, основы арифметики, геометрии, астрономии, музыка, житие святых. Обучение в школах осуществлялось на родном языке.

Братские школы стали самым распространенным типом учебных заведений. В них обучались бесплатно, в основном дети ремесленников, торговцев и православной шляхты. Каждая школа имела свой устав (статут). В нем подробно были представлены требования к учителям, к родителям учащихся; организация школьного рабочего дня и т.д. Деятельность братских школ осуществлялась на основе классно-урочной системы, которая была разработана Коменским и начинала распространяться по Европе.

Создание братских школ завершило формирование в Беларуси трех основных форм организации школьного обучения: государственной или элитарной, церковной и демократичной. Государственные школы – «Школы учения книжного» создавались за счет княжеской казны и служили интересам княжеских семей. Пример церковной школы – евангелическая школа (гимназия) в Слуцке. В 1617 г. Януш Радивил основал в Слуцке евангелический собор и при нем мужское училище, которое готовило учителей. В нем учились дети горожан, селян и белорусской шляхты. Они изучали закон божий, латинский, польский и греческий языки, арифметику, риторику, историю, математику, законоведение. Демократичные школы существовали в виде домашних училищ. Они были основаны «добровольцами», чаще всего людьми богатыми. В них учили чтению, письму, счету, молитвенному песнопению. За обучение бралась плата (100 –150 руб. в год).

К середине XVII в. большинство православных школ были переданы униатам. Брестская церковная уния 1596 г. – соглашение, подписанное на церковном соборе об объединении на территории Речи Посполитой православной и католической церкви, признающее верховную власть Ватикана и католических догматов при сохранении православной обрядности и богослужения на церковно-славянском и родном языках. Это привело к созданию еще одного направления в христианстве – униатства, которое учитывало национальные особенности белорусов в языке, культуре и т.д., а также привело к созданию униатских школ, деятельностью которых руководила униатская коллегия, созданная в Риме.

Униатские школы были также двух типов. В начальных школах давали элементарное образование, в школах повышенного типа изучали риторику, право, философию и богословие, историю. В основном школы предназначались для бедного населения. В деятельности униатских школ активное участие принимал орден базилиан, который в плане образования масс во многом был сходен с орденом иезуитов, также активно открывавшем на белорусских землях школы.

Первые иезуитские школы были открыты в Вильно (1570), Полоцке (1581), Несвиже (1584) и др. городах, всего 20 коллегий с XVI по начало XVIII вв. Иезуитские школы были двух типов: низшие и коллегии. Низшие имели три класса, коллегия имела пять классов (низший – 3 года, средний и высший), где изучали этику, богословие, физику, математику, а также древние языки, риторику, логику, философию и др. Обучение было бесплатным, принимали учащихся с разным вероисповеданием. В XVII в. иезуиты имели ведущую роль в распространении образования на территории Речи Посполитой.

На развитие просвещения на белорусских землях в этот период оказывали значительное влияние выдающиеся общественные деятели.

Выдающейся личностью этого периода был Лаврентий Зизаний (ок.1560–1634) – известный церковный деятель, языковед, переводчик, учитель братских школ во Львове и Вильно, автор ряда учебников для школ: «Азбука» (1596), «Грамматика словенска» (1596). Грамматика словенска» – первый учебник по славянской грамматике, сыграл важную роль в развитии белорусского языка. Написан он в форме вопросов и ответов, на каждое правило давалось множество примеров и упражнения для закрепления. Учебник был популярен во многих странах: в Сербии, Болгарии, Польше и др. Л. Зизанием в 1627 г. был издан «Катехизис», где не только излагалась сущность православия, но и давались сведения из истории, астрономии, природоведения. Л. Зизаний является автором и первой славянской энциклопедии «Лексис», где давалось толкование 1061 слова. Научно-педагогическая литература Л. Зизания имела огромное значения для распространения светского образования.

Мелетий Смотрицкий (ок. 1572–1633). Максим Григорьевич Смотрицкий – белорусский церковный и общественный деятель, ученый-филолог, педагог Виленской братской школы, сыгравший важную роль в объединении патриотических сил против католической и униатской реакции в белорусских землях. Учился в Острожской академии, затем в Виленской иезуитской академии, университетах Германии (Лепцигском, Нюрнбергском, Виттенбергском), получил ученую степень доктора медицины. В 1620 г. стал православным архиепископом Полоцким, Витебским, Мстиславским. Автор книг «Верификация», «Фринос» и др. религиозно-церковного содержания. Главный труд М. Смотрицкого – «Грамматика словенския правильная синтагма» (1619) стала ведущим учебником по грамматике в период XVII – первой половины XVIII вв., неоднократно переиздавалась в Вильно, Кременце, Москве. Всю жизнь боролся против церковной унии, которую признал под конец жизни.

Епифаний Славинецкий (?–1675) – церковный и литературный деятель, переводчик, филолог, педагог. Биографические данные первого периода жизни неизвестны. Имя Епифания получил при пострижении в монахи в Киево-Печерском монастыре. Существует предположение, что образование он получил в Киевской братской школе, затем в Киево-Могилянской академии. Учился в европейских университетах (Краковском?). С 1642 по 1649 гг. преподавал в Киево-братской коллегии греческий и латинский языки. Выдающееся педагогическое произведение Е. Славинецкого – «Гражданство обычаев детских».

Симеон Полоцкий (1629–1680). Самуил Емельянович Петровский – Ситнианович – поэт, драматург, переводчик, публицист, общественный деятель. Родился в Полоцке. В 1640–1650 гг. учился в Киево-Могилянской академии, в 1653 г. закончил Виленскую иезуитскую академию. В 1656 г. принял иночество с именем Симеон и стал преподавателем в Полоцкой братской школе. Одни из произведений, затрагивающие вопросы воспитания – «Обед душевный» и «Вечеря душевная».

Казимир Лыщинский (1634–1689) – белорусский политический деятель, атеист, сторонник идей утопического социализма, педагог. В своем поместье открыл школу для детей разных сословий, в которой сам преподавал языки и основы семи свободных искусств, отвергал религиозное обучение. Оставив орден иезуитов, он написал трактат «О несуществовании Бога», где утверждал, что Бог не существует, а является только иллюзией, рожденной фантазией людей. За свои атеистические взгляды он был арестован католическим духовенством и сожжен на костре в Варшаве.

Илья Копиевич (1651–1714) – П.Ф. Копиевский – известный белорусский просветитель, книгоиздатель, преподаватель Слуцкой кальвинистской школы, автор многих учебников, активный проводник реформ Петра I. Изведав гонения он жил в Амстердаме, затем получил приглашение в Москву. Им было написано и издано более 20 учебников по грамматике, риторике и т.д., словарей, научных пособий. Особое внимание он уделял природоведению, математике, астрономии, географии и литературе. Им также был разработан первый шрифт – гражданская кириллица – в котором, в отличие от церковного шрифта, буквы были округлыми.

Во второй половине XVII в. резко усилилась полонизация и окатоличивание населения восточных земель Речи Посполитой. Белорусский язык постепенно вытеснялся из государственного делопроизводства и официального употребления. Несмотря на имевшиеся достижения в науке и культуре, интеллектуальная жизнь в этот период характеризовалась регрессией, забывались достижения эпохи Возрождения и Реформации, усиливались религиозные идеи периода Средневековья.

 

4. Просвещение и педагогическая мысль на белорусских землях в XVIII в.

До последней четверти XVIII в. белорусские земли находились в составе Речи Посполитой. Лидирующее место в системе школьного образования в первой половине XVIII в занимали иезуитские школы. Центром образования и науки на белорусских землях была Виленская иезуитская академия, которая имела статус университета. Академия славилась в Восточной Европе ученостью своих преподавателей и выпускников. Одним из известных профессоров академии был Матей Сарбевский (1595–1640). Не менее известной была и Полоцкая иезуитская академия, при которой были открыты музей, картинная галерея, библиотека, типография, театр.

Однако на белорусских землях в этот период кроме иезуитов и базилиан активную деятельность в области образования осуществляли ордена доминиканцев и пиаров, также открывая свои школы.

До середины XVIII в. доминиканские трехклассные школы были в Гродно, Новогрудке, Волынцах. Ушачах. В них обучали языкам (русскому, немецкому, французскому, польскому, латинскому), истории, географии, математике, естествознанию.

Первые пиарские школы (коллегиумы, уездные училища, конвикты) возникли в начале XVIII в. Так, пиарские школы были открыты в Щучине (1718), Вороново (1730), Могилеве (1752), Полоцке, Поставах, Витебске и др. городах. В учебные планы этих школ вводились религия, христианская мораль, латинский, польский, немецкий, французский, греческий языки, арифметика, география, физика, философия, история Польши. Были предметы для изучения по желанию: архитектура, живопись, музыка, физические упражнения, верховая езда и др.

Философско-педагогическая мысль на белорусских землях в первой половине XVIII в. развивалась на фоне взаимодействия украинской, белорусской, польской культур. Среди выдающихся мыслителей этого периода выделяются:

Георгий Конисский (1717–1795) – ректор Киево-Могилянской академии, сторонник просвещения простого народа. Поддерживал реформы Петра I в российском образовании и говорил о необходимости подобных реформ в Речи Посполитой.

Казимир Нарбут (1738–1807) – известный белорусский просветитель, педагог, принявший активное участие в работе образовательной (Эдукационной) комиссии. Особую популярность получила его учебник «Логика», использовавшийся в белорусских и литовских школах. Он критиковал сословную систему образования, физические наказания в школе, выступал за гуманное отношение учителей к ученикам.

Во второй половине XVIII в. под влиянием идей Просвещения началось постепенное обновление системы образования в Речи Посполитой. Происходил процесс постепенного освобождения философии и естествознания от средневековой теологии и схоластики. В этом отношении интересна деятельность Мартина Почобута-Одляницкого (1728–1812), организатора и директора Виленской обсерватории, долгое время работавшего ректором Виленской иезуитской академии.

Просветительские реформы в Беларуси второй половины XVIII в. происходили очень сложно. Это было связано с изменениями в социально-экономической и политической жизни общества. В 1768–1771 гг. на территории Речи Посполитой происходили вооруженные столкновения между православной и протестантской конфедерациями, созданными при поддержке Российской империи и Пруссии, заинтересованными в разделе территории Речи Посполитой. В 1772 г. в Санкт-Петербурге был подписан трактат между Австрией, Пруссией и Российской империей, согласно которому России отошли от Речи Посполитой восточнобелорусские земли.

В 70-е гг. XVIII в. в Беларуси стали открываться первые русские школы, создаваться народные училища. В соответствии с российским образовательным уставом 1786 г. на белорусских землях было создано два главных и шесть малых народных училищ (в Могилеве, Полоцке, Черикове, Орше, Мстиславле, Чаусах, Копыле). Провозглашалась доступность народных училищ всем слоям городского населения, независимо от вероисповедания и возраста.

Однако просвещение на белорусских землях продолжало находиться под влиянием католических учебных заведений. Это объяснялось тем, что в период вхождения Беларуси в состав Речи Посполитой происходило насаждение польского языка в качестве родного, обращение белорусов из православного вероисповедания в католическое. Все это привело к тому, что белорусский язык и белорусские национальные школы закрывались, преобладало польско-латинское книгопечатание. Не смотря на воцарение России на белорусских землях, польское католичество не хотело сдавать свои позиции. В помещичьих дворах и костелах открывались тайные католические школы, где учили детей польскому языку и римско-католическому катехизису.

Новые веяния в просвещении на белорусских землях во второй половине XVIII в. происходят благодаря созданию комиссии по национальному образованию (Эдукационной комиссии) в 1773 г., которая подготовила ряд реформ. Обучение в школах в результате реформ должно было иметь светский характер и выйти из-под влияния церкви. Проведению реформ способствовал роспуск ордена иезуитов, имущество и школы которого были переданы Эдукационной комиссии. Руководство делом просвещения из рук духовенства передавалось государственным органам. В школьном образовании стали большое место занимать предметы естественнонаучного цикла. За 20 лет деятельности комиссией были открыты школы во многих городах Беларуси. Особый интерес в этот период вызывают основанные в 70-е гг. XVIII в. в Гродно и Поставах меценатом А. Тизенгаузом профессиональные учреждения: медицинская, ветеринарная, акушерская, музыкально-театральная школы, а также школы черчения и рисования, финансовых контролеров.

Ведущим деятелем Эдукационной комиссии был Станислав Канарский (1700–1773), организатор пиарского училища в Варшаве. В своих трудах «Школьные статуты», «Аб выхаваннi сумленага чалавека i добрага грамадзянiна» он обосновал необходимость практических занятий в школе, этического и эстетического воспитания личности.

Активными деятелями Эдукационной комиссии были также Гжэгаш Пирамович (1735–1801), который в своем труде «Абавазкi настаунiка» показывал новый педагогический подход к обучению и воспитанию, как способам перестройки всего общества, и Станислав Станчиц (1755–1826), решитель<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: