Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольников средствами сказкотерапии




Пфанштель Людмила Васильевна,

воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад № 95»

Братченко Татьяна Викторовна,

воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад № 95»

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольников средствами сказкотерапии

«Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа...»

В.Д. Берестов

Что такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову – лечение сказками.

Сказка наиболее доступна для восприятия ребёнка. Это делает её привлекательной для работы, направленной на обучение, развитие, воспитание и коррекцию. Кроме того, работа со сказкой развивает личность, создаёт невидимый мост между ребёнком и взрослым, сближает родителей и детей. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Сказкотерапия – это процесс образования между сказочными событиями и поведением в реальной жизни [1, с. 35].

Воспитание сказкой – это деятельность, направленная на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля и многое другое. Форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу [3, с. 4].

Таким образом, работая со сказкой можно оказать на ребенка определенное воздействие. У детей не возникает ощущение давления.

Цель нашего проекта по сказкам – формирование нравственных качеств (доброта, щедрость, милосердие, правдивость, трудолюбие) у детей дошкольного возраста посредством сказок.

Задачи проекта:

• Развивать у детей интеллектуальные, познавательные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.

• Формировать у дошкольников эмоциональное, гуманное, доброжелательное отношение к сверстникам, близким.

• Научить детей видеть нежелательные последствия неприемлемого поведения.

Свою работу мы условно разделили на два направления: работа с детьми и работа с родителями.

Работу с детьми мы проводили через разные виды деятельности, в том числе через НОДы.

Во второй младшей группе мы учили детей слушать сказки, отвечать на вопросы, учили разбирать поступки героев. Ведь такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогают педагогу показать: как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добро и миролюбие побеждает («Волк и семеро козлят»). Сказка не даёт прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки [2, с. 15].

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложившейся ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказках «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козёл»), забота о близком поощряется («Бобовое зёрнышко»).

Так, во второй младшей группе мы проводили занятия из серии «Путешествие в сказку», где ребята учились с персонажами воспроизводить звуки животных, считали, осваивали нормы поведения в быту, в общественных местах. Это было намного интереснее и увлекательнее, чем обычное занятие.

В средней группе работа с детьми продолжалась в форме яркого общения: мы уже не просто эмоционально читали сказки, а добавляли действия. В результате такой формы работы дети лучше воспринимают прослушанные сказки, стихотворения, развивается эмоциональная отзывчивость, положительное отношение к героям сказок.

На занятиях по математике «Весёлая страна» мы тоже использовали форму сказки. Ребята посещали сказочный лес, где на дереве выросли цифры, учились вместе с ёжиком считать грибы на лесной полянке (такие сказки как «Колобок», «Теремок», «Репка» знакомят детей с порядковым счётом, с помощью сказки «Три медведя» ребята легко усваивают понятия о размере).

В старшей группе мы разработали занятия по усвоению таких понятий, как миролюбие, героизм, храбрость, смелость, взаимовыручка. («Крокодил Гена и его друзья» - миролюбие, взаимовыручка; «Заяц-хвастун» - храбрость; «Иван царевич и серый волк»)

Каким бы опытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными. Мы считаем, что занятия в нетрадиционной форме с использованием сказок помогли нам повысить активность детей, привлечь их внимание, расширить словарный запас, духовно-нравственные понятия (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность).

Итогом работы с детьми за год в данном направлении является участие в фестивале детского театрального творчества «Театральная весна». Инсценировки небольших сказок и разыгрывание их по ролям помогает выражать характеры сказочных героев, развивает речь детей и творческие способности. Такая работа сплачивает коллектив, дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело». Во второй младшей группе мы показывали сказку «Как цыплята маму искали». В средней группе мы поставили сказку С.Я. Маршака «Кошкин дом». В этом году у нас запланирована сказка на военную тематику «Как богатыри дракона победили».

Мы тщательно готовимся к фестивалю сказок: разучиваем стихи, песни и танцы, репетируем роли, готовим декорации, костюмы, украшаем музыкальный зал.

Конечно, ни одно наше мероприятие не может обойтись без участия родителей. Чтобы родители стали нашими активными помощниками и участниками нашего проекта, мы ежегодно организуем дни открытых дверей. Каждый раз родители удивляются, насколько увлекательно и интересно проходит жизнь детей в детском саду. Они с удовольствием стали участвовать в наших мини-проектах, например, таких как «Читайте детям сказки». На протяжении всего этого времени мы приглашаем родителей в группу в вечернее время для совместного чтения с детьми. Дети с нетерпением ждут, когда придут их родители читать книги для всех. Следующий мини-проект – «Книга своими руками». Совместное изготовление книжек-малышек для детей это ещё одна игра. Сначала всё придумывается, распределяются роли – кто и что делает. Большинство семей с энтузиазмом и творчеством подошли к оформлению книжек – малышек.

Во второй младшей группе мы показали сказочную прогулку. Родители даже не думали о том, как интересно она проходит. Они с удовольствие вместе с детьми приняли участие в подвижной игре «Баба Яга и гуси-лебеди».

В средней группе мы показывали зарядку. Родители настолько были увлечены, что вместе с нами стали выполнять упражнения.

В этом году родители присутствовали на всех режимных моментах. Они были удивлены, насколько увлекательно и интересно детям на занятиях. Родители после того как стали посещать дни открытых дверей, поменяли своё отношение к детскому саду. Они стали другими, более отзывчивыми.

Досуговое направление в работе с родителями, по нашему мнению, оказалось самым эффективным, привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации.

Во второй младшей группе мы проводили развлечение по русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», где родители приняли активное участие в изготовлении атрибутов.

В средней группе проводили совместную викторину по сказкам, где родители показывали знания сюжетов и героев сказок.

В этом году мы организовали соревнование между родителями по сказке «Репка» – чья команда креативнее покажет сказку.

Нам хочется отметить, что родители по другому начали относиться к самой сказке, к ее прочтению вместе с детьми, а больше всего им нравится обыгрывание героев из сказок (как положительных, так и отрицательных). Положительные даются, конечно, легче, чем отрицательные.

Было проведено родительское собрание совместно с детьми по сказкам А.С. Пушкина «Пушкинские встречи», где родители приняли активное участие в инсценировках фрагментов сказок «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Ни один родитель не остался равнодушным.

Дети и родители в восторге, от таких мероприятий, дети испытывают гордость за своих родителей, а родители, благодарят, за то время, которое им удалось побыть с детьми.

Кроме того, мы хотим показать, как проходят наши творческие выставки детей и родителей. Родители изготавливают макеты по сказкам из шоколадной глазури для лепки, а декор из сахарной мастики. Это относится и к проекту «Огород на окне», где все сказочные герои из сказки «Репка» помогали выращивать растения.

Главное достоинство нашего опыта заключается в том, что посредством событий в сказке детьми усваиваются духовно– нравственные категории. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. В результате такой работы мы формируем у детей миролюбие, доброту, отзывчивость и любовь к окружающему миру.

Использованные источники:

1. Алеексеенко В.В. Играем в сказку: воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. Алексеенко, Я. Лощинина. – Москва, 2008. — 220с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: "Златоуст", 1998. — 352 с.

3. Литвинцева Л. А. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов скакотерапии.— СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. — 144 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: