Машины, станки выходят из строя вследствие износа их деталей. Износ деталей вызывает затраты на ремонт, следовательно, удорожается эксплуатация машин; из-за простоев машин в ремонте снижается производительность предприятия.
Детали оборудования изнашиваются неравномерно; в зависимости от условий работы одни детали изнашиваются быстрее, другие медленнее. В большинстве механизмов износ выражается в увеличении зазора в сочленениях парно работающих деталей.
Быстрому изнашиванию подвергаются бурильные замки, из-за многократного свинчивания - развинчивания, усталости от циклических нагрузок изнашивания резьбы струей промывочной жидкости и наружной поверхности трением о стенки скважины.
Износ от действия промывочной жидкости служит причиной быстрого разрушения деталей буровых насосов: цилиндровых втулок, поршней, клапана, штока.
Для каждой детали устанавливают предельно допустимый износ, т. е. величину износа, при которой дальнейшая эксплуатация этой детали недопустима. Обычно предельные износы деталей устанавливают по следующим признакам:
а) снижение прочности и надежности детали;
б) изменение характера сопряжения;
в) влияние изношенных деталей на работу других деталей узла.
Интенсивность (быстрота) изнашивания деталей оборудования в большой степени зависит от условий и режима их работы. Например, в массовом производстве оборудование изнашивается быстрее, чем в индивидуальном. Это прямой результат того, что в условиях массового производства оборудование эксплуатируется более интенсивно.
Интенсивность изнашивания трущейся пары зависит от материала, характера смазки этой пары, от удельного давления и скорости скольжения, от температуры в зоне сопряжения и от окружающей среды (запыленность окружающего воздуха и др.).
|
Различают следующие виды износа: механический, молекулярно-механический и коррозийный.
Механический износ является результатом работы сил трения при скольжении одной детали по другой. При этом виде износа происходит истирание (срезание) поверхностного слоя металла у совместно работающих деталей, которые поэтому теряют свои геометрические размеры.
Механический износ ускоряется, когда между трущимися поверхностями попадают твердые частицы металла. На поверхностях образуются царапины и бороздки, зазоры между деталями становятся недопустимо большими и нормальная эксплуатация машины нарушается.
Механический износ возникает при работе таких распространенных сопряжений деталей, как вал — подшипник, направляющие - ползун и др. Он появляется и при трении качения поверхностей, так как этому виду трения неизбежно сопутствует и трение скольжения, однако в подобных случаях износ очень небольшой. Подшипники качения обычно выходят из строя потому, что на поверхности шариков и роликов и на поверхности желобков колец образуются небольшие углубления (язвины, сыпь), количество и площадь которых постепенно увеличиваются. Происходит это под действием больших удельных и переменных давлений на рабочие поверхности деталей и в результате того, что на тела качения подшипника попадает грязь, в частности абразивная пыль.
Усталость металла - явление, имеющее место при ударных и переменных по направлению нагрузках на детали. Вследствие усталости металла в нем образуются мельчайшие трещины, затем начинается выкрашивание металла, что может привести к аварийной поломке деталей. Эта разновидность механического износа - осповидный износ - наблюдается часто в зубчатых передачах - на рабочих поверхностях зубьев, в зоне начальной окружности. Усталость металла является также одной из причин поломки валов и осей, разрыва стенок гидравлических цилиндров, поломки штоков молотов, шатунов, разрыва шатунных болтов и др.
|
Механический износ может вызываться и плохим уходом за деталями оборудования. Наступление износа ускоряется нарушениями в подаче смазки, опозданиями в производстве ремонтов и некачественным ремонтом, сильной перегрузкой машин.
Молекулярно-механический износ заключается в прилипании (схватывании) одной поверхности к другой. Это явление наблюдается при недостаточной смазке, при значительном удельном давлении, когда две поверхности сближаются настолько плотно, что начинают действовать молекулярные силы, приводящие к схватыванию поверхностей при трении. При молекулярно-механическом изнашивании возможно либо сравнительно медленное разрушение поверхностных слоев, либо на поверхности появляются глубокие задиры и вырыв значительных участков (наступает «заедание»),
Коррозийный износ обычно появляется у деталей машин и установок, испытывающих непосредственное действие воды, воздуха, химических веществ, температуры. Если температура воздуха в производственных помещениях неустойчива, то каждый раз при ее повышении содержащиеся в воздухе водяные пары, соприкасаясь с более холодными металлическими деталями, осаждаются на них в виде конденсата. Это вызывает ржавление металла, т. е. соединение металла с кислородом воздуха.
|
Под влиянием коррозии в деталях образуются глубокие разъедания, материал приобретает губчатую поверхность, теряет механическую прочность. Эти явления наблюдаются, в частности, у деталей гидравлических прессов и паровых молотов, работающих в среде пара или воды.
Обычно коррозийный износ сопровождается и механическим в силу сопряжения одной детали с другой. В этом случае будет происходить так называемое коррозийно-механическое изнашивание, т. е. образуется комплексный износ.
Основное условие защиты деталей машины от износа, их надежной работы - это регулярная и правильная смазка трущихся поверхностей.
Смазке подвергаются соприкасающиеся (трущиеся) рабочие поверхности деталей машин. Они во время работы разделяются слоем смазочного материала (например, масла), и в результате этого мельчайшие неровности, которые в большом количестве имеются на этих поверхностях, не соприкасаются между собой. Уменьшению трения благоприятствует и подвижность смазки. Наконец, масло очень хорошо отводит тепло и уносит частицы металла, обладающие абразивным (истирающим) действием. В то же время смазка предохраняет детали от коррозии.
Когда поверхности двух сопрягаемых деталей полностью разделены слоем смазки и нагрузка воспринимается смазочной пленкой, имеет место так называемое жидкостное трение.
При недостаточной смазке соприкасающихся поверхностей работающих деталей возникает полужидкостное трение, т. е. трение, при котором только часть соприкасающихся поверхностей разделена слоем смазки. Полужидкостное трение появляется в начале движения машины и после ее остановки, когда под тяжестью механизмов смазочное вещество выдавливается и происходит разрыв масляного слоя.