Закономерности роста и развития




ВВЕДЕНИЕ

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ И ГИГИЕНЫ

Возрастная анатомия, физиология и гигиена- наука, направленная на изучение физиологических особенностей детей и подростков, закономерностей их становления в процессе индивидуального развития и особенностей реакции физиологических функций на педагогические воздействия.

Задача курса: сформировать представление об особенностях развития детского организма на различных этапах онтогенеза.

Основные методы исследования ВАФГ.

1) Метод поперечного исследования - представляет собой параллельное, одновременное изучение тех или иных свойств у детей различных возрастных групп.

2) Метод продольного исследования - заключается в длительном (многие месяцы, иногда - годы) наблюдении за одними и теми же детьми.

Тема 1.

ПОНЯТИЕ ОБ ОНТОГЕНЕЗЕ, РОСТЕ И РАЗВИТИИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

План:

1) Понятие «Онтогенез». Периоды онтогенеза.

2) Развитие и процессы его обеспечивающие.

3) Закономерности роста и развития.

 

Понятие «Онтогенез». Периоды онтогенеза

Онтогенез - это индивидуальное развитие организма, включая весь комплекс последовательных и необратимых изменений, начиная с момента образования зиготы и до смерти организма. В ходе онтогенеза реализуется наследственная программа развития организма в конкретных условиях среды.

Стадии онтогенеза человека ученые подразделяют на два крупных этапа: 1) пренатальный и 2) постнатальный.

1) Пренатальный (антенатальный, эмбриональный, внутриутробный) этап - начинается с момента оплодотворения и заканчивается рождением. Данный этап в среднем длится 280 дней (9 месяцев). С 1 по 2 месяц внутриутробной жизни развивающийся организм называется зародышем (эмбрионом), а с 3 до 9 месяца — плодом (foetus), поэтому тот период развития называют плодным, или фетальным.

Интранатальный период- с начала родовой деятельности до рождения ребёнка.

2) Постнатальный (постэмбриональный, послеродовый) этап начинается с момента рождения и длится до конца жизни. Он подразделяется на несколько возрастных периодов: новорожденность (неонатальный период с 1-й мин дыхания до 28 дней), грудной возраст, детский возраст (детство), подростковый возраст, юношеский возраст, зрелый возраст (зрелость), пожилой возраст, старческий возраст (старость) и долгожители.

Промежуточным этапом между пренатальным и постнатальным периодом является перинатальный период начинается с 22 полных недель беременности (154 дня) и завершается на 7-й день после родов.

 

Развитие и процессы его обеспечивающие

Важными свойствами живого организма являются рост, развитие, размножение, обмен веществ и энергии.

Развитие - это процесс количественных и качественных изменений, связанных с усложнением функций и взаимодействию всех его систем. Оно осуществляется благодаря трем процессам: росту, дифференцировке органов и тканей, формообразованию (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Рост- это количественный процесс, связанный с увеличением кол-ва клеток и их размеров. Так, в одних органах и тканях (кости, легкие, волосы,ногти и т.д.) рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань и т.д) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.

Выделяют 3 периода ускоренного роста детей: до 1 года, от 6 до 7 лет, от 11 до 13 лет (препубертатный скачок роста) в течение которых размеры тела увеличиваются наиболее интенсивно.

После каждого «скачка» роста наступает период интенсивной дифференцировки органов и тканей, определяющей степень созревания органов и систем. Таким периодами являются: от 1 года до 4 лет, от 8 до 10 лет и от 14 до 20 лет.

Процессы роста и созревания протекают непрерывно в течение первых 20 лет. Так, например, у женщин ростовые процессы заканчиваются к 18-22 годам, а у мужчин к 20-25 годам.

Закономерности роста и развития

Рост и развитие ребенка протекают в соответствии с определенными закономерностями:

1) Гетерохронность (неодновременность) роста и развития (П.К.Анохин)- созревание разных систем происходит неодновременно, они включаются поэтапно, в зависимости от потребности организма обеспечивая более адекватное приспособление в различные возрастные периоды. Например, после рождения у ребенка активно развиваются функции дыхательной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, формируются структуры ЦНС, т.к. это жизненно необходимо для адаптации ребенка к изменяющимся условиям среды, однако в этот возрастной период лимфатическая система не формируется (только к 10-12 годам).

2) «Энергетическое правило ске­летных мышц» (И. А. Аршавский) - осо­бенности энергетических процессов, деятельность дыха­тельной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры. Т.е. мышечная (физическая) активность обеспечивает здоровье человеку.

3) «Закон свертывания функций за ненадобностью» (И.А.Аршавский)- при невостребованности какой-либо функции она либо не развивается, либо вообще угасает. Например, после травмы, инсульта человеку приходится заново учиться ходить, что очень сложно, но возможно.

4) Надежность биологической системы (А.А.Маркосян)- это такой уровень регулирования процессов в организме, при котором обе­спечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилиза­цией резервных возможностей организма.

Она построена на следующих принципах:

А) Взаимозаменяемость органов и структур - каждая функция организма, при неблагоприятных факторах может заменяться. Например- у слепых людей существенно возрастает чувствительность органов слуха, обоняния, осязания.

Б) Дублирование - многие процессы и функции могут дублироваться несколькими органами. Например, выведение из организма продуктов метаболизма осуществляется не только почками, но и легкими, кожей, жкт.

В ) Избыточность - благодаря ей любая функция может колебаться в относительно больших пределах- это обеспечивает приспособление организма к факторам окружающей среды. Например, в крови одного человека столько тромбина- фермента, участвующего в свертывании крови, что его достаточно для осуществления этого процесса у 500 человек.

Г) Парность органов (легкие, почки, конечности, уши, глаза и т.д.)- при утрате функции одного органа второй принимает на себя его функцию. Например, человек может жить с одной почкой, с одним глазом и т.д.

Д) Относительно быстрый возврат к норме - возвращение к исходному состоянию зависит от сдвига и от степени развития организма. Заболевание у человека не останавливает его развитие, оно продолжается т.к. все системы работают надежно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: