Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №77» городского округа город Стерлитамак РБ
Конспект
тематического дня
В средней группе № 10
Тема: «День ветра»
составила воспитатель
высшей категории
Р.Р. Азильгареева
2019г.
Цель:
формирование природоведческих знаний, представлений о таком физическом явлении, как ветер.
Задачи:
образовательные:
-закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира;
-активизировать и расширять словарный запас;
-совершенствовать грамматический строй речи;
развивающие:
-развивать познавательный интерес;
- развивать умение высказывать свои мысли, выстраивать цепочку суждений;
- развивать наблюдательность;
- развивать навыки конструирования;
воспитательные:
- воспитывать начала экологической культуры.
I половина дня.
Утро:
1 Беседа на тему: «Что такое воздух? Его значение для человека».
2 Самостоятельная деятельность детей:
· рассматривание иллюстраций на тему: «Воздушные виды транспорта»;
· игра «Надуй воздушный шарик».
3Утренняя гимнастика + Дыхательная гимнастика:
· Упражнение «Ветер дует нам в лицо»;
· Подвижная игра «Самолёты на аэродром!».
НОД
Занятие «Воздух-невидимка».
Показ презентации на тему: «Воздух-невидимка»
Проведение опытов с воздухом.
Цели:
· закрепить понятие «воздух» как часть неживой природы,
· объяснить свойства воздуха и его роль в жизни человека, связь с живой природой.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь,
А потом в обратный путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель: Правильно, это воздух! Почему он невидимый? (Он прозрачный.) Как его за это качество называют? (Невидимка.) А где он находится? (Ответы детей.) Да, он везде: в нашей групповой комнате, между полом и потолком, между мебелью. Он на улице, в поле, в лесу и в нас самих. А зачем нам воздух? Правильно, воздухом дышат люди, животные, птицы, растения – всё живое на Земле. А чем вы вдыхаете воздух? (Носом.)
Опыт № 1
с пакетиками
Воспитатель: Что у нас в мешочках?
Дети: Воздух.
Воспитатель: А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? Почему его называют невидимкой?
Дети: Воздух прозрачный, значит через него всё видно.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня?
Дети: Стакан.
Воспитатель: А из чего он сделан?
Дети: Из стекла.
Воспитатель: Значит стакан стеклянный. Посмотрите через него, вы видитечто-нибудь.
Дети: Да!
Воспитатель: Значит стакан, какой?.
Дети: Прозрачный.
Воспитатель: А как вы думаете, этот стакан пустой? Есть ли в нём что-нибудь?
(ответы детей)
Воспитатель: А мы сейчас проверим.
Опыт № 2
Со стаканом
Воспитатель: На столе мисочки с водой и стаканчики. Надо перевернуть стакан вверх дном и медленно отпускать его в миску. Держать стакан надо очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет. (ответы детей) Воспитатель: Мы узнали, что в стакане есть воздух, и отпускает туда воду. А теперь немного наклоним стакан, что появляется в воде?
Дети: (пузырьки)
Воспитатель: Правильно, воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. А как ещё можно увидеть воздух?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте возьмём трубочку, опустим её в воду и подуем. Что выходит из воды с пузырьками?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами выдохнули воздух, потому что все люди дышат воздухом. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? Дети: Нет!
Воспитатель: (берёт салфетку). А с салфеткой видно?
Дети: Да!
Воспитатель: А ещё можно увидеть, как мы дышим зимой - что выходит изо рта? Дети: Пар.
Опыт № 3
С корабликами
Воспитатель: Мисочки у нас превращаются в море. А вы будете ветры. Давайте подуем на воду. Что получается?
Дети: Волны.
Воспитатель: Чем сильнее дует ветер, тем больше волны (но во всём нужно знать меру). А теперь отпустите парусные кораблики, если подуть на него, что произойдёт?
Дети: Кораблик плывёт.
Воспитатель: Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный?
Дети: Начинается ветер и корабль может потерпеть крушение.
Воспитатель: А теперь возьмём веер и помашем им над водой. Почему появились волны? Веер движется и подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Значит ветер - это движение воздуха. Почему же воздух движется? Давайте проведём ещё один опыт.
Опыт № 4
Со свечей
Воспитатель: Зажмём свечу и поставим её на подставку на стол. Поместим её в ламповое стекло, под которое подложим брусочки. Подержите над ламповым стеклом руку. Что вы чувствуете при этом?
Дети: Из лампового стекла идёт воздух.
Воспитатель: А теперь подержим под ламповым стеклом кусок бумаги, разрезанный на тонкие полоски. Что будет происходить?
Дети: Полоски отклонились вверх.
Воспитатель: Значит, воздух нагревается и нагретый воздух поднимается вверх. Ребята, а как вы думаете, если мы приоткроем дверь, залетит ли к нам ветерок?
(ответы детей)
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
Беседа "Что такое ветер".
Цель: закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира.
Вспомнить отрывки из сказок А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"- "Ветер, ветер, ты могуч ", "Сказка о царе Салтане" - "Ветер по морю гуляет".
Пальчиковая гимнастика "Ветер по лесу гулял. "
Цель: развивать мелкую моторику, речь. Игры с нетрадиционнымфизоборудованием - выработка воздушной струи.
Д/игра "Что перепутал художник".
Цель: развивать наблюдательность, умение делать выводы. Работа с поговорками "Ищи ветра в поле", "Ветер в голове".
НОД
1. Конструирование из бумаги "Вертушка". Цель: развивать умение изготавливать поделку из бумаги методом оригами, вызвать эмоциональный отклик.
Воспитатель: Загадки про воздух
1. Неизвестно где живёт,
Налетит – деревья гнёт.
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь.
2. Без рук, без ног,
А ворота открывает.
3. Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой.
4. Ветки ломает –
Пыль поднимает.
Слышишь его,
А не видишь его.
Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение про воздух:
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, так что же такое воздух? Какими свойствами он обладает? Как связан с живой природой? Почему летают воздушные шарики и мыльные пузыри? Молодцы! Много узнали и запомнили! А теперь поиграем в игру «Кто надует самый большой мыльный пузырь»!
Игра «Мыльные пузыри».
Прогулка 1
1. Наблюдение за ветром на прогулке.
2. Игры на улице с воздушными змеями и мыльными пузырями, вертушками.
II половина дня
Постепенный подъём детей:
- Воздушные ванны;
- Гимнастика пробуждения;
- Дыхательная гимнастика.
Чтение художественной литературы:
Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (глава «Путешествие на воздушном шаре»).
Игры детей с поделками в различных игровых ситуациях, в том числе, предложенных воспитателем.
Вечерняя прогулка.
- Наблюдение за погодой, ветром (направление, сила ветра);
- Сравнение с утренними наблюдениями;
- Подвижные игры «Не урони воздушный шарик!»,«Раздувайся пузырь, да не лопайся!».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Консультация "Занимательные опыты с детьми: откуда берется ветер".
2. Мастер-класс "Вертушка-своими руками".
3. Выставка рисунков "Ветер, какой он?"