Цели занятия.
Учебные:
- формировать представление о языке как разветвленной стилистической системе;
- повторить и закрепить понятия о значимости русского языка и культуре речи, знать и определять стили речи;
- уметь грамотно употреблять лексические конструкции, фразеологизмы, паронимы;
- научиться определять роль культуры речи для медицинского работника;
- анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности.
Воспитательные:
- воспитывать понимание важности владения культурой речи;
- воспитывать убеждение в необходимости личностного роста и саморазвития, совершенствования своих профессиональных навыков на любом этапе обучения и профессиональной карьеры.
Развивающие:
- развивать память, логику, лингвистическое мышление и культуру речи студентов;
- развивать умение студентов осмысливать знания, полученные на занятии.
- развивать умения высказывать свое мнение и обосновывать его;
- развивать коммуникативные компетенции студентов, их интеллектуальные способности.
Список литературы:
Основная:
1.Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы. Учебное пособие для студентов среднего профессионального уч. заведения [Текст] Т.М. Воителева. 3-є издание, Стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 176 с.
2.Введенская Л.А. Культура речи: учебное пособие [Текст] / Л.А.Введенская.
- Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 448 с.
3.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие [Текст] / И.Б. Голуб. - М.: Логос, 2003. - 432 с.
4.Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс [Текст] / Е.Н.Зверева. - М.: Издательский Центр ЕАОИ, 2008. - 219 с.
Дополнительная:
1.Русский язык и культура речи: учебник для вузов [Текст] / под ред. В.И.Максимова, А.В.Голубевой. - М.: Высшее образование, 2007. - 356 с.
2.Сорокина А.В. Основы делового общения: Конспект лекций [Текст] / А.В. Сорокина. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 224 с.
Интернет-ресурсы:
1.Справочно-информационный интернет-портал «Культура письменной ре-чи» [Электронный ресурс] // https://www.gramma.ru/RUS/.
План
1. Изучение особенностей функциональных стилей речи.
2. Определение принадлежности текста к функциональному стилю речи.
Мультимедийная презентация
По теме «Функциональные стили речи, их признаки и сфера использования.
Жанры стилей речи»
Разговорный стиль
Разговорный стиль служит, прежде всего, для непосредственного общения с окружающими нас людьми. Он характеризуется непринужденностью и неподготовленностью речи.
В нем часто употребляется (лексика):
- разговорные слова: молодые, затеять; нынче;
- слова в переносном значении: окно - в значении перерыв;
- слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами: книжечка,
хорошенький, чайку;
- слова нередко не только называют предметы, действия, признаки, но и
содержат их оценку: молодчина, ловкач;
(характерны именно для разговорного стиля).
Особенностью синтаксического построения разговорного стиля
являются;
- употребление простых предложений;
- использование неполных предложений, поскольку разговорная речь – это
чаще диалог;
- для разговорного стиля характерны обращения, побудительные и вопросительные предложения. Часто в разговорной речи используются
вводные слова, междометия, модальные частицы (Представь, завтра
экзамен. Да я же не готов!);
- кроме того, важную роль играют жесты, мимика, заменяющие собою часть
информации, которую можно было бы выразить словами. Очень редко
используются сложные предложения, а если используются, то это в основном бессоюзные предложения (Прихожу домой, вижу - опять брат приводил своих друзей).
Научный стиль
Используется в сфере науки, его цель – сообщение научной информации. Жанры научного стиля – монография, научная статья, диссертация, диплом, доклад, реферат, рецензия, аннотация и др.
Научному стилю присущи точность, строгость, лаконичность выражений, следовательно, в научном стиле не приемлемы изобразительно-выразительные средства, слова с экспрессивной окраской, лексика в переносном значении.
В области лексики научный стиль характеризуется:
- наличием специальной лексики, терминов: склонение, спряжение;
- употреблением слов в прямом значении, т.к. научная речь не допускается
двусмысленности и должна быть предельно точна.
Для синтаксиса научных работ характерно широкое употребление:
- сложноподчиненных предложений;
- обособленных второстепенных членов;
- вводных слов, указывающих на последовательность и логическую связь мыслей.
Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль обслуживает широкую область
юридических, административных, дипломатических отношений.
Используется в официально-деловой среде для общения граждан с учреждениями и учреждений между собой, цель данного стиля – сообщение являются закон, указ, доверенность, заявление, акт, протокол и др.
Особенность официально-делового стиля – точность, достоверность информации, е объективность, исключающая двоякость толкования, а потому в нем неуместны изобразительно-выразительные средства, слова и экспрессивной окраской.
В лексике этого стиля:
- много слов и устойчивых сочетаний, закрепленных именно за этим стилем:
ходатайство, заявление, предъявить иск; мы, нижеподписавшиеся;
- употребляются слова в прямом значении;
- употребляются составные предлоги: в случае, при условии.
В области синтаксиса для делового стиля характерны:
- употребление глагольных словосочетаний с именем существительным:
Объявить благодарность (поблагодарить), прошу разрешения (прошу разрешить);
-безличные предложения со значением необходимости приказа:
необходимо срочно подготовить, следует принять меры;
- предложение в официально-деловом стиле всегда повествовательные,
распространённые, как правило, осложненные причастными и
деепричастными оборотами или однородными членами предложения.
Публицистический стиль
Используется в агитационно-массовой деятельности и средствах
массовой информации, его цель – воздействовать через призыв. Жанрами публицистического стиля являются: передовая статья, очерк, выступление и др.
Любой текст публицистического стиля имеет яркую эмоциональную окраску (нередко доходящую до пафоса).
В произведениях публицистики обычно ставятся две задачи:
- сообщение, информация об определенных социальных заявлениях;
- открытая оценка излагаемых вопросов, что активно воздействовать на слушателя, чтобы привлечь собеседника к поддержке той позиции, которую занимает и отстаивает автор.
В лексике этого стиля:
- много слов и фразеологических оборотов общественно - политического характера: прогрессивное человечество, борьба за мир;
- используются устаревшие слова и формы для усиления выразительности:
верные сыны Отечества;
- широко распространены торжественно-приподнятые слова: священный долг, держава, свершилось;
- используются образные средства для эффективного воздействия на собеседника.
В синтаксическом строении текстов публицистического стиля
преобладают:
- несложные синтаксические конструкции, риторические вопросы и восклицания, частицы, вводные слова, повторы, употребление однородных членов предложения.
Художественный стиль
Художественный стиль используется в художественном творчестве, его цель – воздействовать на читателей через созданные образы.
Жанры художественного стиля зависят от рода: проза, лирика или драма. Это будут роман, повесть или рассказ, элегия, ода, трагедия, комедия или драма соответственно.
В художественном стиле распространены:
- изобразительно-выразительные средства (метафоры, эпитеты и др.);
- языковые средства (нейтральная лексика, диалектные и жаргонные слова, эмоционально окрашенные слова и т.п.);
- слова в переносном употреблении;
- слова со значениями сравнения, сопоставления;
- глаголы совершенного вида с приставкой за-, обозначающие начало действия.
В синтаксисе:
- эмоционально-окрашенные предложения.
Приложение