Официально-деловой стиль. Цели занятия.




Цели занятия.

Учебные:

- формировать представление о языке как разветвленной стилистической системе;

- повторить и закрепить понятия о значимости русского языка и культуре речи, знать и определять стили речи;

- уметь грамотно употреблять лексические конструкции, фразеологизмы, паронимы;

- научиться определять роль культуры речи для медицинского работника;

- анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности.

Воспитательные:

- воспитывать понимание важности владения культурой речи;

- воспитывать убеждение в необходимости личностного роста и саморазвития, совершенствования своих профессиональных навыков на любом этапе обучения и профессиональной карьеры.

Развивающие:

- развивать память, логику, лингвистическое мышление и культуру речи студентов;

- развивать умение студентов осмысливать знания, полученные на занятии.

- развивать умения высказывать свое мнение и обосновывать его;

- развивать коммуникативные компетенции студентов, их интеллектуальные способности.

 

Список литературы:

Основная:

1.Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы. Учебное пособие для студентов среднего профессионального уч. заведения [Текст] Т.М. Воителева. 3-є издание, Стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 176 с.

2.Введенская Л.А. Культура речи: учебное пособие [Текст] / Л.А.Введенская.

- Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 448 с.

3.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие [Текст] / И.Б. Голуб. - М.: Логос, 2003. - 432 с.

4.Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс [Текст] / Е.Н.Зверева. - М.: Издательский Центр ЕАОИ, 2008. - 219 с.

Дополнительная:

1.Русский язык и культура речи: учебник для вузов [Текст] / под ред. В.И.Максимова, А.В.Голубевой. - М.: Высшее образование, 2007. - 356 с.

2.Сорокина А.В. Основы делового общения: Конспект лекций [Текст] / А.В. Сорокина. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 224 с.

Интернет-ресурсы:

1.Справочно-информационный интернет-портал «Культура письменной ре-чи» [Электронный ресурс] // https://www.gramma.ru/RUS/.

 

 

План

1. Изучение особенностей функциональных стилей речи.

2. Определение принадлежности текста к функциональному стилю речи.

 

Мультимедийная презентация

По теме «Функциональные стили речи, их признаки и сфера использования.

Жанры стилей речи»

Разговорный стиль

Разговорный стиль служит, прежде всего, для непосредственного общения с окружающими нас людьми. Он характеризуется непринужденностью и неподготовленностью речи.

В нем часто употребляется (лексика):

- разговорные слова: молодые, затеять; нынче;

- слова в переносном значении: окно - в значении перерыв;

- слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами: книжечка,

хорошенький, чайку;

- слова нередко не только называют предметы, действия, признаки, но и

содержат их оценку: молодчина, ловкач;

(характерны именно для разговорного стиля).

Особенностью синтаксического построения разговорного стиля

являются;

- употребление простых предложений;

- использование неполных предложений, поскольку разговорная речь – это

чаще диалог;

- для разговорного стиля характерны обращения, побудительные и вопросительные предложения. Часто в разговорной речи используются

вводные слова, междометия, модальные частицы (Представь, завтра

экзамен. Да я же не готов!);

- кроме того, важную роль играют жесты, мимика, заменяющие собою часть

информации, которую можно было бы выразить словами. Очень редко

используются сложные предложения, а если используются, то это в основном бессоюзные предложения (Прихожу домой, вижу - опять брат приводил своих друзей).

Научный стиль

Используется в сфере науки, его цель – сообщение научной информации. Жанры научного стиля – монография, научная статья, диссертация, диплом, доклад, реферат, рецензия, аннотация и др.

Научному стилю присущи точность, строгость, лаконичность выражений, следовательно, в научном стиле не приемлемы изобразительно-выразительные средства, слова с экспрессивной окраской, лексика в переносном значении.

В области лексики научный стиль характеризуется:

- наличием специальной лексики, терминов: склонение, спряжение;

- употреблением слов в прямом значении, т.к. научная речь не допускается

двусмысленности и должна быть предельно точна.

Для синтаксиса научных работ характерно широкое употребление:

- сложноподчиненных предложений;

- обособленных второстепенных членов;

- вводных слов, указывающих на последовательность и логическую связь мыслей.

Официально-деловой стиль

 

Официально-деловой стиль обслуживает широкую область

юридических, административных, дипломатических отношений.

Используется в официально-деловой среде для общения граждан с учреждениями и учреждений между собой, цель данного стиля – сообщение являются закон, указ, доверенность, заявление, акт, протокол и др.

Особенность официально-делового стиля – точность, достоверность информации, е объективность, исключающая двоякость толкования, а потому в нем неуместны изобразительно-выразительные средства, слова и экспрессивной окраской.

В лексике этого стиля:

- много слов и устойчивых сочетаний, закрепленных именно за этим стилем:

ходатайство, заявление, предъявить иск; мы, нижеподписавшиеся;

- употребляются слова в прямом значении;

- употребляются составные предлоги: в случае, при условии.

В области синтаксиса для делового стиля характерны:

- употребление глагольных словосочетаний с именем существительным:

Объявить благодарность (поблагодарить), прошу разрешения (прошу разрешить);

-безличные предложения со значением необходимости приказа:

необходимо срочно подготовить, следует принять меры;

- предложение в официально-деловом стиле всегда повествовательные,

распространённые, как правило, осложненные причастными и

деепричастными оборотами или однородными членами предложения.

 

Публицистический стиль

Используется в агитационно-массовой деятельности и средствах

массовой информации, его цель – воздействовать через призыв. Жанрами публицистического стиля являются: передовая статья, очерк, выступление и др.

Любой текст публицистического стиля имеет яркую эмоциональную окраску (нередко доходящую до пафоса).

В произведениях публицистики обычно ставятся две задачи:

- сообщение, информация об определенных социальных заявлениях;

- открытая оценка излагаемых вопросов, что активно воздействовать на слушателя, чтобы привлечь собеседника к поддержке той позиции, которую занимает и отстаивает автор.

В лексике этого стиля:

- много слов и фразеологических оборотов общественно - политического характера: прогрессивное человечество, борьба за мир;

- используются устаревшие слова и формы для усиления выразительности:

верные сыны Отечества;

- широко распространены торжественно-приподнятые слова: священный долг, держава, свершилось;

- используются образные средства для эффективного воздействия на собеседника.

В синтаксическом строении текстов публицистического стиля

преобладают:

- несложные синтаксические конструкции, риторические вопросы и восклицания, частицы, вводные слова, повторы, употребление однородных членов предложения.

 

Художественный стиль

Художественный стиль используется в художественном творчестве, его цель – воздействовать на читателей через созданные образы.

Жанры художественного стиля зависят от рода: проза, лирика или драма. Это будут роман, повесть или рассказ, элегия, ода, трагедия, комедия или драма соответственно.

В художественном стиле распространены:

- изобразительно-выразительные средства (метафоры, эпитеты и др.);

- языковые средства (нейтральная лексика, диалектные и жаргонные слова, эмоционально окрашенные слова и т.п.);

- слова в переносном употреблении;

- слова со значениями сравнения, сопоставления;

- глаголы совершенного вида с приставкой за-, обозначающие начало действия.

В синтаксисе:

- эмоционально-окрашенные предложения.

 

Приложение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: