Выпишите факторы, влияющие на эффективность коррекционно-развивающей работы и ее основные направления в раннем и дошкольном возрасте.
Факторы, влияющие на эффективность коррекционно-развивающей работы:
v Развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).
v Гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных).
v Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением
Основные направления в раннем возрасте:
v Формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность;
v Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания;
v Формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации);
v Развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова);
v Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия);
v Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук;
v Развитие зрительно-моторной координации.
v Развитие навыков опрятности и самообслуживания.
Основные направления в дошкольном возрасте:
v Развитие двигательной деятельности (общей моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук);
v Развитие навыков самообслуживания и гигиены;
v Развитие игровой деятельности;
v Формирования конструирования и изобразительной деятельности;
v Развитие всех сторон речи и коррекция речевых нарушений;
v Расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
v Развитие сенсорных функций;
v Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.
v Формирование элементарных математических представлений;
Выберите одно из направлений коррекционно-развивающей работы:
развитие всех сторон речи и коррекция речевых нарушений;
Коррекционно-развивающая программа для детей 5-6 лет.
Пояснительная записка
Дети, у которых двигательная недостаточность связана с поражением центральной нервной системы чаще имеют недостатки речевого развития и когнитивных функций.
У детей с церебральным параличом задержано и в той или иной степени нарушено овладение всеми двигательными функциями: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки самостоятельного сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических и речевых функций.
Для детей с НОДА характерны различные нарушения познавательной и речевой деятельности. Для формирования познавательной и предметно-практической деятельности важное значение имеет согласованность движений руки и глаза. У детей с церебральным параличом в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиты недостаточно, поэтому дети отказываются не в состоянии следить глазами за своими движениями, что препятствует выработке навыков самообслуживания, развитию манипулятивной деятельности, конструирования и рисования, а в дальнейшем тормозит формирование учебных навыков (чтения, письма) и познавательной деятельности.
В сложной структуре нарушений у детей с церебральным параличом значительное место занимают речевые расстройства, частота которых составляет до 80%. Изучению речевых нарушений при ДЦП посвящено много специальных исследований (Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, И. А. Панченко, Е. Ф. Ар-хипова и др.).
Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение определенных структур мозга, но и более позднее формирование или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности. Это онтогенетически молодые отделы мозга, которые наиболее интенсивно развиваются уже после рождения (премоторно-лобная, теменно-височная области коры головного мозга). Отставание в развитии речи при ДЦП связано также с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности и социальных контактов.
Цель коррекционно-развивающей работы
Цель- обеспечение условий до дошкольного образования, для развития всех сторон речи и коррекции речевых нарушений