ЧЁРНЫЙ КИРПИЧ РЖАНОГО ХЛЕБА




Художник и поэт

 

 

"Автопортрет": «Я БЫЛ ПРЕДАН ДОРОГЕ ЧТО ВЕЛА МЕНЯ» --

Станислав Гончаров | художник и поэт

 

 

Станислав Кириллович Гончаров (1940, Алчевск |тогда Ворошиловск|, УССР -- 2003, Сергиев Посад |тогда Загорск|, РФ) -- яркий луч одержимого искусством художника вангоговского типа, почти напрочь исчезнувшего в наш век, нацеленный исключительно и полностью не на внутреннюю погружёность в предмет и художественное высказывание, пронзающую искренность, горение, а на обязательные для статусности известные параметры во всех их видах и проявлениях, чем бы и как это ни пахло и ни оборачивалось по сути, Гончаров -- человек, с которого необходимо брать пример, заражаясь той самой магической, исто наркотической, сжигающей человека до самого тла (что и произошло) силой -- энергией творчества.

По разному можно оценивать труд художника, его достижения и результаты естественно с разных точек зрения, но колоссальный объём сделанного, несгибаемый и неодолимый, неостановимый никакими препятствиями рабочий напор, верность и яростность следования избранному делу и пути -- то, чему мы, идущие следом, должны бы внимать, учиться, перенимая.

Поэтому, видится мне, важно рассказывать о Станиславе Гончарове, показывать его плоды, которые он нам оставил необъятным своим наследием.

Прошедший год -- 15 -ая годовщина кончины Станислава Кирилловича, этот год -- 45 -летие его жизни и творчества в Сергиевом Посаде, а следующий -- 80 лет со дня его рождества -- вот такой вот триптих юбилеев, который сопровождается акциями, встречами, выставками, дарениями, публикациями, что прежде всего проходят и состоятся ещё в местах, с ним связанных: Донбасс, Сергиев Посад, Юг России, Москва.

 

 

19 06 2019

репродукция: " АВТОПОРТРЕТ " (фрагмент) (не подписано не датировано) (предположительно: конец 50-х -- начало 60-х годов ХХ века) картон масло кисти | Луганский художественный музей | с благословения наследников ~ Артём Киракосов

ФотоАльбом "ГОНЧАРОВ КАТАЛОГ" № 0005

https://vk.com/album15993373_266347444

 

 

 

 

художник и поэт | Станислав Гончаров

„В СЕМ ХРИСТИАННЕЙШЕМ ИЗ МИРОВ /// ПОЭТЫ-- ЖИДЫ!“

3 3 года счастливой жизни под сенью Преподобных Сергия Радонежского и Андрея Рублёва

 

 

Поэты -- жиды! “ -- справедливо и очень уместно приводит знаменитую Цветаевскую цитату в своей поистине великолепной статье к 50 -летию Станислава Гончарова его тонкий поклонник, знаток, исследователь, ценитель, искусствовед Виктор Соловьёв.

Поэты -- иноки, инаковые, они другие, не как все: „Только крайняя нужда, окончательная грань нищеты, в которой я оказался, смиряет меня с путами необходимости -- быть как все...“ (Станислав Гончаров).

Так! -- и хватит судить человека по сделанному, давайте говорить о нём по н Е ск А занному, не совершённому и не завершённому, что не далось и не успелось, -- высоко и предельно и видеть в нём тот запал, потенциал, что был, будем же знать его таким, каким он Предполагался и Мечтался Богом! -- каким должен был бы стать и быть, словно живой святой, пусть каждый из нас пишется иконой Ему великой гениальной кистью...

По Гончарову стреляли, травили беспрерывно, отняв многое, необходимое, может быть даже самое важное, главное, без чего он так и не смог, не стал тем, кем желал, более десятилетия (11 попыток: да его просто обкрали этим!) не принимая ни учиться дальше ни в один художественный ВУЗ, ни в "Союз" (художников)!

Он, помыкавшийся (Украина, Россия, Белоруссия), -- как никто другой имел право (и необходимость) на систематическое, качественное высшее художественное образование в одной из дивных наших столиц, однако так и не получил опеки, поддержки, помощи тех, кто компетентнее, мудрее, опытнее, талантливей (возможно), старше -- наставников, педагогов, учителей. Зияющая рана та не затягивается и посмертно! -- и невосполнимый ничем пробел.

Рубцовский нарыв, язвы...

Пристанище своё он обретает на земле святой преподобного Сергия, в Сергиевом Посаде, к своим вечным скитаниям по влияниям и кумирам присовокупляя центральное влечение, тяготение -- древнерусское искусство, Рублёва, русскую иконопись, селясь в тогдашнем Загорске, под сенью Лавры, и отсюда, обретя покой и духовную силу, свою Родину, сразу же пишет на радостях известною картиною своею «Письмо Ван Гогу » (1975), возлюбленному кумиру ушедших трёх от рождения десятилетий.

А много ли вы знаете нецерковных художников, награждённых церковными наградами? А вот Святейший Владыка Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий почувствовал то, о чём я только что сказал выше, увидел в Гончарове полёт (неземного) и свет (невечерний)...

В 2000, за несколько лет до кончины, через четверть века жизни Гончарова на Радонежье, под сенью Пресвятой Троицы, за усердные труды во славу Святой Церкви Христовой старейший и авторитетнейший правящий архиерей Русской Православной Церкви Божией Милостию смиреннейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) награждает поэта и художника особой Грамотой в Благословение и на дальнейший творческий подв И г и п О двиг!

Мятежная, плачущая, изнывающая душа, простреленная навылет многократно, тоскующая и рыдающая и поющая, найдёшь ли, отыщешь покоя тут, в земном...

И это был почти что конец.

Тайте, тайте, свечи -- безутешными -- золотые по безвременно ушедшему, сгинувшему, падшему!

Гетто избранничеств! Вал и ров.

Пощады не жди!

В сем христианнейшем из миров

Поэты -- жиды!

("ПОЭМА КОНЦА", 1924) -- Марина Цветаева.

 

_ Вот и вышло бы каждому по делам его /// Если бы не Свет Этой Чистой Звезды...

_ И может правда /// Что нет путей кроме торного...

 

 

19 06 2019

20 06 2019

АвтоТекст № 0309

https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_40362

песня: "ВОЛКИ ДА ВоРОНЫ /// ЧТОБЫКТО-НИБУДЬ ДОШЁЛ ДО ЧИСТОЙ ЗВЕЗДЫ" | Аквариум БГ | «Русский Альбом» | 1992

ФотоАльбом "ГОНЧАРОВ КАТАЛОГ" № 0006

https://vk.com/id15993373?z=album15993373_266366301

репродукция: диптих«ВОСХОЖДЕНИЕ » 1993 -- 2002 (левая часть "Муза Озимого Света" правая часть "Андрей Рублёв") завещание художника... | с благословения наследников ~ Артём Киракосов

На FaceBook:

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2528746493823149&id=100000634702752

 

 

 

 

ГОНЧАРОВ Станислав |

художник и поэт СЧАСТЛИВОЙ ЮНОСТИ

1955 -- 1965

Юность, а она всегда счастливая!

Вопреки расхожему и бытующему среди исследователей, искусствоведов и любителей поэта и художника мнению, что настоящий творческий период Станислава Гончарова совпадает с началом его самостоятельной художественной карьеры, работой и жизнью в Ставрополе (с 1965), вдали от Малой Родины, Коммунарска, и Родных Пенатов, Ростова-на-Дону, попробую защитить обратное!

А юность, она, ведь, кстати, всегда не только счастливая, но и самая чистая в творческом, плодотворном смысле поиска и обретений, бывает ещё, что и самая активная, продуктивная, неподдельная, парадоксально хар А ктерная и характ Е рная, исповедально искренняя за всю и на всю жизнь художника, как бы странно это ни звучало...

Весь блок Гончаровских с конца пятидесятых и по начало шестидесятых как бы ученических работ и примыкающих к ним произведений, созданных сразу же после окончание им Ростовского художественного училища, когда Станислав работал всего несколько месяцев художником-оформителем в родном ему Коммунарске (ныне Алчевск Луганской Народной Республики) на одном из старейших предприятий Донбасса (основано в 1895), Коммунарском металлургическом заводе, написав там с натуры множество этюдов и создав серии композиций на темы тяжкого труда металлургов (перекличка с угольщиками, землепашцами, ткачами Ван Гога), с жизнью которых соприкоснулся так близко, -- это цельная, состоявшаяся творческая биография, достойнейшая отдельных публикаций и показов.

Гончаров идеально одарённый и подготовленный, о таком "ученике" можно только мечтать, все его работы так называемого учебного и краткого, примыкающего к этому постученическу периоду, могут и должны стать образцами: он исключительно техничен и технологичен, разнообразно (что определяюще для профессионализма и креативности композитора), легко и безукоризненно компонует любые выдуманные и натурные сюжеты, -- как простые, так и сложные, -- чувствует саму пластику мазка, чудом, -- кишками буквально, -- музыкально и безошибочно проживая и вылепливая чистым цветом, нужной фактуры абсолютного беспроигрышного замеса форму, всегда кладя массу краски с кисти в цель, как многоопытный, не ошибающийся единственным выстрелом снайпер, вживаясь печёнкой во все её ходы и выходы, его мазки -- то, что не перепишешь лучше!

Безукоризненная школа через ученика великого армянского мастера Мартироса Сергеевича Сарьяна Тимофея Фёдоровича Теряева (что чувствуется, особенно в письме портретов, таких ярких образно, пластических и стилистических художественных решений, что и дальше проходит -- сквозь жизнь...) и художника, который оказал самое радикальное, разительное и неотразимое воздействие на всю историю искусств в последующее... -- гения, голландца Винсента Ван Гога, который так и остаётся ему, Гончарову, светочем ориентации до конца (по накалу и алчной страсти дышать живописно).

Работы этого периода -- покойные и целомудренные! Все "ужасы" неразрешимого до конца им, Гончаровым, были ещё впереди...

21 06 2019

АвтоТекст № 0311

https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_40389

ФотоАльбом ГОНЧАРОВ КАТАЛОГ № «0007»

https://vk.com/id15993373?z=album15993373_266402618

репродукция: ГОНЧАРОВ Станислав Кириллович (Алчевск, ЛНР 1940 -- 2003 Сергиев Посад, РФ) «МОЙ ДЕД. КОНОВАЛОВ ИВАН ЕФИМОВИЧ» (видный стахановец) | 1960 | картон масло кисти | 70 x 50 см | Луганский художественный музей | с благословения наследников ~ Артём Киракосов

На FaceBook:

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2532837946747337&id=100000634702752

 

 

 

 

Студент первого курса

Ростовского художественного училища

Станислав ГОНЧАРОВ

И его ранний шедевр «СТУДЕНТ » 1961

 

 

Парадоксальнейшим образом, двигаясь вспять от признанного, опубликованного и известно всем, как знак и флаг неожиданно выберу произведение, характеризующее Гончарова, да -- из самых ранних, скромных...

И по размеру совсем сдержанное, учебное -- только начинающего автора: 34,5 х 28,2 х 01,8 см, -- и по материалу и технике не богатое: хозяйственная фанера на рейках (планшет), темпера, кисти, лак.

Студент чуть ли ни первого курса, три года поступавший в Ростовское художественное училище, двадцатилетний, берёт темперу (не характерный и не учебный материал того времени на Живописном отделении), жёсткую основу, фанеру (хоть и плохого качества), любовно укрепляет её по периметру сквозь гвоздочками на деревянные планочки, реечки очень элегантных, не грубых параметров (соединение их -- под прямым спилом, просто, не "на шип"), заваливая, стачивая их краешки, работает -- что выдаёт в нём въедливого и пристального, пытливого технолога и экспериментатора -- по сказанному уже живописью произведению масляным лаком золотистого цвета («даммарный»?) неравномерно кистью и заметным экспрессивным, сочным мазком подчёркивая всю статику композиции, делает движениями как бы нимб вокруг главы портретируемого, указывает лак (похоже, кстати и на олифу) в материалах и технике исполнения с оборота углём, что подчёркивает намеренность и осознанность этого технологического хода, тоже не характерного живописи 50 -- 60 в штудиях и даже дальше -- во всей советской живописи, но что является совершенно неотъемлемой часть культуры живописи вообще, особенно возрожденческой, классической, академической, использовавшей весь арсенал средств, дающих след: рисующих материалов, красок, растворяющихся как на воде, так и на масле, так и на лаках, -- и поверх этого -- работа цветными лаками, а как завершение -- покрывная плёнка, у Гончарова лак -- в том числе и цвет, и восстанавливающее первоначальное, свежее, мокрое, сочное, звонкое, более тёмное и тёплое дыхание и звучание живописного слоя под плёнкой покрытие, дающее ощущение, что вещь писана маслом!

Работа снабжена авторской надписью с оборота, выполненной, как и учили тогда, палочкой чёрного сыпучего, мягкого, безвредного, как считалось в те годы (сейчас используют в этих целях чёрный спиртовой несмываемый маркер), "древесного живописного угля": (предположительно) собственный каталожный номер «36 », -- автор: «С. Гончаров », -- название: «Студент », -- дата: «1961 г. », -- материал: «ф. т. л.» (предположительно: фанера, темпера, лак), -- плюс, думается мне, -- ниже и позже нанесённая авторская, -- также древесным живописным углем, -- но более светлого тона, подпись Гончарова типа "автограф" (читается плохо); на обороте видны также и (если не ошибаюсь) не авторские две дополняющие Гончаровскую информацию о картине надписи синей авторучки 70 -- 80 : «Студент АРХУ » ("А"? Ростовское художественное училище) и «34 х 28 » (размер в сантиметрах -- без сомнения), что само по себе уже говорит нам о ценности этой вещи для автора, он (и, возможно, не только он) к ней возвращается и возвращается, обойти её никак нельзя -- это ключевая работа Гончарова: на ней простой страдающий работяга, пусть и названа она и изображён на ней «Студент». Ну это явно -- художник, натура не простая, сочная, трепещущая, поэт (а разве портрет кого-либо не автопортрет свой всегда?)...

Потрет -- яркий образно! Открыто соединяющий две линии творчества того Гончарова: Сарьяновскую и Вангоговскую. Причём отсылы идут не только к известным женским портретам Ван Гога: «Арлезианка. Портрет мадам Жинуа » (1890), «Портрет мадам Трабук» (1889), «Портрет Августины Рулен » (1889), «La Mousme |Японочка| » (1988) и ко многим другим, но и к многочисленным автопортретам самого Ван Гога разным лет (скулы -- тут нечто особенное, харАктерное, натуральное, выделенное в утрирование, как принадлежность национальности "художник", черты породы творческой), узнаются и другие следы, мужских портретов Ван Гога, посуровее.

Лаконично просто и мужественно! С чётким, акцентированным, виртуозно работающим, рисующим проволочно и растительно контуром, длинные, протяжным, певучим формообразующим без продыха на вдох мазком единого и единственного движения, сочность цвета -- никакой "соцреалистической" одури типа: „больше грязи -- больше связи“ и „возьми на кисть -- там смешается“, как нас всех учили...

Композиционно, работая даже такой самый простой для портрета оплечный сюжет, Гончаров понимает, всё, за что берётся художник, как композицию, она и делает произведение выверенно совершенным во всех деталях, складывая разнообразно в произведение. Образ человека? -- печальный, одинокий, глубокий, утончённый, -- но сильный, романтический, -- но волевой.

Тёплые и холодные цвета и краски в руках юноши-Гончарова -- лишь как бы первокурсника (заметим, что в художественной школе он тоже не учился), только вот что начинающего, -- умело перекликиваются между собою, дополняя, споря, выдавая живописно одарённого в нём, надо сказать, он не только отлично, с первых шагов, усвоил практически, наглядно учась у Тимофея Фёдоровича Теряева, ученика Сарьяна, весь ход построения знаменитых темперных Сарьяновских портретов, таких, как: «Портрет Иосифа Манташева » (1915), «Мариам Тазахулахиан » ("Голова девушки") (1912), «Портрет Ивана Щукина » (1911), других, -- но и ‘’сумел научиться учиться‘’ с а м о с т о я т е л ь н о У РЕПРОДУКЦИЙ, в первую голову у Ваг Гога, альбомы которого навсегда, с ранних художнических лет, остаются ему Школой, Учебником, Каноном, Лествицею ВОЗРАСТАНИЯ без непосредственного участия наставника, что куда важнее и пригодилось ему позже, ведь самое главное во и на время образовательных нам лет, как выясняется, когда мелькнут годы с окончания учебного заведения: НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ! -- а это ему далось и удалось, и это он мог и смог, и это ему годилось и сгодилось, тем более, что больше учиться ему нигде и ни у кого так и не пришлось реально в заведениях, куда и когда бы он ни стучался, пытаясь поступить в художественные ВУЗ .

С самых первых шагов -- Гончаров уверенный в себе, не сомневающийся сложившийся, что поражает... Никакого поиска -- (одно) обретение: других в себе и себя в других! Могло ли это нравится Кафедре, Системе, Комиссии? -- ясно нет. -- Шпыняли и гоняли его, как могли! Но он? -- выкручивающийся, озорной, задира, шкодник и артистичный по природе выруливал (как-то, сходило и проходило): хорошо нашпаривал на баяне (помогала -- прошлая -- музыкальная школа?), был незаменимым участником в концертах самодеятельности.

А когда смотришь на единственную, случайно уцелевшую фотографию с защиты Гончаровым его дипломной работы, понимаешь, что он -- нет, не отступался от своего, создал (видно и в малом ч/б формате) мощную, выразительную портретную композицию из трёх голов большого для Училища размера, ростки этой знаковой Гончарову работы находим в многочисленных картонах ранних лет, где он и фас, и в профиль, и в других ракурсах компонует головы, понимая и принимая человека (вспомним и знаменитый автопортрет Мартироса Сарьяна «ТРИ ВОЗРАСТА» и многочисленные выразительнейшие, глубокие пластически, цветово и психологически портреты Петрова-Водкина, у одного из учеников которого молодой Гончаров тоже имел чести обучаться в Ростовском художественном училище!), а также видим уже и другие влияния, -- завораживающие и мощнейшие, которыми он будет поглощён уже позже, в зрелости, -- а эти пришли к Гончарову ещё от одного талантливейшего его педагога -- Германа Павловича Михайлова, ученика Игоря Грабаря, в молодости бывшего под сильным впечатлением от творчества и личностей китов Русского Авангарда: Павла Филонова, Николая Пунина, -- Михайлов привил Гончарову любовь и понимание не только Модерну (отечественному и зарубежному), но и ко Джотто, Пьера делла Франческо, Рублёву, Дионисию...

С горем и грехом пополам еле-еле Гончаров на твёрдое "ТРИ" защищается ото всех нападок и получает свой диплом.

 

 

21 06 2019

06 07 2019

 

АвтоТекст № 0332

https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_40532

ГОНЧАРОВ КАТАЛОГ № 0001

https://vk.com/id15993373?z=album15993373_266677251

репродукция: Станислав Гончаров (1940 2003) «СТУДЕНТ» 1961 | фанера (планшет) подготовки темпера лак кисти | 34,5 х 28,2 х 18 см | реставрация 2019 ~ Артём Киракосов

На FaceBook:

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2557664144264717&id=100000634702752

 

 

 

 

ЧЁРНЫЙ КИРПИЧ РЖАНОГО ХЛЕБА

НА ЧИСТОМ ДЕРЕВЕ СТОЛА

СТАНИСЛАВ ГОНЧАРОВ

= с а м о е с у р о в о е п о л о т н о в е к а =

 

 

Гончаров всегда -- нежд' А нный, неож' И данный. «Неожид' А нный,»... Так захотелось назвать выставку, готовящуюся к юбилею жизни Мастера в Сергиевом Посаде (ноябрь, середин, 2019) в прекрасной Галерее-Клубе "АртБаzа" и на Донбассе, откуда он родом, в Луганском художественном музее (май, середина, 2019) к 80 -летию со дня его рождества, вглядываясь (именно чт о) в его эксперименты с всемогущим русским стихом, вдохновлённые словотворчеством его любимого Велимира Хлебникова!

Никогда не знаешь -- отворачивая работу Гончарова, любого года письма, от стены, доставая со стеллажа хранения, что ждёт тебя, как зрителя, на холсте?

...Так и в этот раз было: вот только я воспел студенческий рай и волшебное цветовое звучание юноши-Гончарова, следовавшего по пятам своему кумиру, Ван Гогу, как вижу тем же годом практически датированный крупную картину "1947. Хлеб ржаной (отмена хлебных карточек)", 1965, подрамник, холст, масло, кисти, обкладка.

Как деликатно Гончаров говорит (совсем ещё молодой, нету 25) о трагической нашей ближней истории, которая касается всех и каждого...

Цветность и радостность сменяется (мгновенно, что характ' Е рно и хар' А ктерно для него, человека чувственного, чувствующего) такой суровостью правды, которой и не сыскать у апологетов так называемого 'сурового стиля', которых широко приветствовали и скупали.

Лаконизмом и брутальной плакатностью это полотно можно назвать самым суровым в истории искусств! Что ему подстать? -- ах да: «Чёрный квадрат»!

Вспоминается и чёрный, начальный Дерен...

Скупаю жёлтая земляная краска охры чистого дерева стола, на котором больше ничего, что этого хлебного камня чернил!

И белила вокруг разлиты причёсанным, мирным, стойко-терпеливым мазком -- как в известном Третьяковском шедевре изобретателя супрематики и абстрактного способа мыслить живописно...

Композиционно Гончаров повторяет Малевича: чёрный кирпич ржаной буханки в центре.

Самое суровое полотно века!

 

 

10 10 2019

11 11 2019

АвтоТекст № 0504

https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_41216

репродукция: Станислав ГОНЧАРОВ | 1940 Алчевск -- 2003 Сергиев Посад | «1947. ХЛЕБ РЖАНОЙ (отмена хлебных карточек) » 1965 подрамник холст масло кисти обкладка 45 _ 37 | 970 _ 870 мм | приведение в экспозиционный вид 10 10 2019 ~ Артём Киракосов

FaceBook:

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2741235402574256&id=100000634702752

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: