ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ




1. Сущность и содержание процесса управления

Важным компонентом системы управления является про­цесс управления. Процесс управленияэто деятельность объединенных в систему субъектов управления (линейных и функциональных руководителей, а также другого управлен­ческого персонала), направленная на смену качественных состояний управляемого объекта, на достижение целей коллектива путем реализации определенных функций с ис­пользованием соответствующих методов и принципов уп­равления.

Процесс управления отличается специфическим содержа­нием, в котором выделяются аспекты: методологический, функ­циональный, экономический, организационный, социальный и информационный.

Методологический аспект состоит в том, что процесс управления реализуется по этапам в определенной последова­тельности: целеполагание, оценка ситуации, определение про­блемы, выработка управленческого решения.

Цель — это представление руководителя таможенного органа о том, какой должна быть управляемая система.

Управленческая ситуация — это совокупность всех условий (внутренних и внешних, объективных и субъектив­ных) в конкретной сфере управления, сложившихся в опре­деленное время и требующих соответствующих действий Руководителя.

Управленческие ситуации бывают простыми и сложными; Хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу; требующими кратковременных, долгосрочных, глобальных, час­тичных, комплексных действий или разовых мер.

Проблема — это основное противоречие между
ситуацией и целью. Разрешение основного противоречия автоматически ведет за собой разрешение всех остальных противоречий. Фор­мулировка проблемы определяет выработку решения.

Выработка управленческого решения — это поиск путей разрешения проблемы, а также организационная ра­бота, связанная с практической реализацией найденного пути.

Функциональный аспект — это реализация общих функций управления в определенной последовательности.

Экономический аспект определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потреб­ности ресурсов управляемой системы и оценкой их использо­вания.

Организационный аспект заключается в использова­нии организационно-распорядительных методов воздействия на управляемую систему в последовательности: регламентирова­ние, нормирование, инструктирование и ответственность.

Социальный аспект процесса управления определяется участием человека во всех его этапах, независимо от той или иной степени автоматизации управления.

Информационный аспект состоит в определенной пос­ледовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (поиск, сбор, сортировка, первичная обра­ботка и передача информации).

Все множество операций, присущих процессу управления, можно сгруппировать следующим образом: операции целеполагания; операции информационной работы; операции аналити­ческой работы и проектирования вариантов решения; операции выбора варианта действия; операции организационно-практи­ческой работы.

 

Целеполагание в таможенных органах

 

Общая и конкретные цели управления таможенными ор­ганами определяются Таможенным кодексом Российской Фе­дерации и другими законодательными и правовыми норматив­ными документами Президента РФ, Правительства РФ и ГТК России.

Цель должна быть теоретически обоснованной, определен­ной, количественно измеримой, ясной, значимой и достижимой содержательной основой цели в определенной ситуации управ­ления должна быть цель более высокой ступени управления, т. е. цель более высокого уровня управления.

Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и внешней политики страны и напрямую связана с выполнени­ем ее важнейших социально-экономических и внешнеэкономи­ческих программ и планов. Главной целью управления в систе­ме таможенных органов, т. е. целью стратегического управле­ния, является обеспечение реализации экономической полити­ки РФ. В настоящее время это тот желаемый результат целесообразной деятельности таможенной службы, который должен быть достигнут в переходный период.

Достижение этой цели управления реализуется решением соответствующих комплексов задач, связанных с выполнением заданий таможенному органу как фискальному органу по форми­рованию доходов федерального бюджета; с повышением роли та­моженной службы как правоохранительного органа; с работой по упрочению интеграции таможенной службы России с таможенны­ми службами других государств; дальнейшим удовлетворением социальных запросов сотрудников таможенной службы.

В зависимости от той роли, которую играет цель в процессе управления, выделяют несколько типов уп­равления. В таможенных органах наиболее часто применяется "управление по отклонениям", "программное управление" и "целевое управление".

Управление по отклонениям имеет место на всех уров­нях иерархии управления таможенными органами, так как стро­ится главным образом по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается большого значения.

Программное управление основано на тщательной разра­ботке заданной программы с расчленением ее по уровням системы управления с указанием последовательности ее выполнения.

Этот тип управления, наряду с вышеуказанным, является часто применяемым в управленческой деятельности таможен­ных органов.

Наиболее рельефно этот тип управления просматривается в решении фискально-контрольных задач по формированию до­ходной части федерального бюджета, в развитии региональных таможенных управлений, создании и оборудовании сети авто­переходов через таможенную границу и др.

В целевом управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход управленческой деятельности. Содержанием целевого управления является его исключи­тельно высокая аналитичность при определении проблемы уп­равления, предельно строгое и четкое формирование цели уп­равления; структуризация проблемы управления, построение "дерева целей"; строгое согласование "дерева целей с "деревом задач", достаточно высокая корреляция между "деревом целей"," "деревом задач" и организационной структурой управ­ления; каждое звено организационной структуры системы уп­равления должно объединяться с другими звеньями более высо­кого порядка.

В целевом управлении большую роль играет прогнозирова­ние.

В практике управления его типы применяются нередко в сочетании. Наиболее эффективным сочетанием является соче­тание программного и целевого типов управления, которое по­лучило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее время для таможенных органов имеет исключитель­но важное значение.

Таким образом, из двух рассматриваемых компонентов сис­темы управления — структуры и процесса — более динамич­ным является процесс управления. Поэтому развитие процесса управления влечет за собой и развитие структуры управления. Изменения в структуре должны осуществляться тогда, когда в существующую структуру процесс управления уже не уклады­вается, когда структура создает существенные помехи, стано­вится тормозом развития управления, а следовательно, и всей системы управления в целом.

В настоящее время в таможенной системе наблюдается со­вершенствование динамических характеристик управления, прежде всего — за счет внедрения АСУ и информационной технологии управления.

В заключение необходимо подчеркнуть, что совершенствуя те или иные характеристики процесса управления, необходимо постоянно учитывать взаимосвязи процесса и структуры систе­мы управления и находить моменты перестройки структуры. Поэтому в настоящее время в ходе модернизации таможенных органов значительное внимание уделяется совершенствованию процесса управления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: