Основания для включения объекта в список наследия




Составляющая часть

Характеристика объекта

 

1.a Страна

Tajikistan

 

1.b Штат, провинция или регион

Республика Таджикистан. Согдийская область, Спитаменский район

 

составляющая часть

Археологический комплекс Городище Ширин и дахмаки Курката

 

 

 

 

 

1e. Карты и планы, иллюстрирующие границы номинируемой

территории и ее буферную зону.

 

 

Карта Спитаменского района с указанием расположения комплекса Городища Ширин 1949 г.

Спитаменский район. Топографическая съемка городища Ширин-1. 1949г

Спитаменский район. Космическая съемка городища Ширин и дахмаки Курката

 

Спитаменский район. Космическая съемка городища Ширин и дахмаки Курката

 

 

Спитамен. Архитектурный комплекс Городища Ширин.:

 

 

Спитамен. План раскопа городища Ширин-1 1949 г.

 

Спитаменский район. Городище Ширин. Разрезы раскопов.

 

Дахмаки Курката. Планы и продольные разрезы

 

 

Зона номинируемого объекта (га)

12,89 (га)

 

Область буферной зоны (ha)

5,54 (га)

 

координаты

 

40009129,31 ʺСевер 69014154.59 ʺ Запад

Высота над уровнем моря: 443м.

Описание

2.a Описание объекта

 

 

Номинация: Городище Ширин и дахмаки Курката

1. Страна: Республика Таджикистан

2. Область: Согдийская

3. Полное название памятника: Античное городище Ширин (древний и средневековый Куркат) и дахмаки Курката.

4. Географические координаты: 40.16209339, 69.25146140

5. Месторасположение: археологический памятник – городище Ширин и дахмаки Курката – один из самых известных и крупных археологических памятников Республики Таджикистан. Это древнее городище, расположенное на возвышенности Ширин и группа пещеро-образных склепов -дахмаков, вырытых на склонах возвышенности Ширин вместе составляют остатки древнего города и его некрополя. Памятник расположен в 3 км к северо-западу от современного населённого пункта Куруш (до 2010 г. – Куркат), Спитаменский район, Согдийская область Республики Таджикистан, на левом берегу р. Ширинсай, 30 км к юго-западу от г.Худжанд. По полученным археологическим материалам памятник (городище и погребальные склепы) датирован в пределах VI-Vв. до н.э. – VIII в н.э.

Городище Ширин является одним из крупных городищ Устрашены. Городище расположено на северном концевом выступе низкой горной гряды, далеко выдающейся в долину Сырдарьи. Высота над уровнем долины около 50 м. Восточный склон в верхней части (23 м) отвесный и образован скальными выступами сланца, западный и северный склоны относительно пологие. С юга городище ограничено глубокой седловиной с крутыми скатами.

Городище неправильной формы, узкое, сильно вытянутое с севера на юг. На подступах с юга на скате имеются остатки стен из камня на лёссовом растворе, с лёссовой верхней частью. Небольшой отрезок оплывшей стены имеется и на южном скате. На восточном фасе – значительные остатки хорошо сохранившейся башни из сырцовых блоков. Городище состоит из округлого холма в северной части и двух сильно оплывших бугров в южной части. Южнее округлого холма все городище перерезано узкой грядой. На северном холме сохранились остатки сырцовых построек. Площадь городища Ширин около 4 га.

Вдоль восточного склона горы Ширин были обнаружены вырубленные в скальных породах склепы, в которых в течение длительного времени складывались очищенные кости умерших жителей городища. Обнаружены, расчищены и изучены 12 склепов. Склепы представляют собой вырубленные на склоне горы сводчатые камеры разных размеров (глубина – до 7,5 м, ширина – до 3 м, высота – до 2.5 м). В склепах были обнаружены человеческие кости и богатый погребальный инвентарь, Дахмаки Курката – некрополь городища Ширин, содержание которых отражают зороастрийский погребальный обряд населения Уструшаны в первой половине I тыс.н.э.

Тип объекта

 

Археологический памятник

 

Тип функциональности

 

Исторические места до исламского периода.

 

Категория

 

Городище и некрополь

 

Датирование - Хронология

 

До нашей эры и начало нашей эры

 

Определение датировки или хронологии

 

VI-Vв. до н.э. – VIII в н.э.

 

Основные строительные материалы и структурные методы

 

Стационарные раскопочные работы на городище Ширин начались в 1969 году. В течение двух полевых сезонов М.А.Абдурасуловым был раскопан целый комплекс сооружений коридорно-гребенчатой планировки крупного монументального сооружения I-III вв. н.э. После небольшого перерыва эти работы были продолжены им в 1975 г. Дальнейшие раскопки археолога Х.Мухиддинова в начале 1979 года в юго-западной части городища выявили остатки южной половины того же комплекса, где располагались культовые и общественные здания. Организующим звеном этого сооружения являлся огромный (29.1х2.5 м) коридор, тянущийся почти на всю ширину цитадели с востока на запад. Стены галереи сложены из крупных пахсовых блоков, южная стена - глухая. Она вместе с остатками небольшого уцелевшего отрезка стены и крайнего восточного обрыва цитадели делит комплекс как бы на два обособленных комплекса: северный и южный. К северу от этого коридора, ближе к западной оборонительной стене городища Ширин А.К.Мирбабаевым открыт просторный зал, стены которого сложены из крупных песчаников. Здесь был раскопан домовой храм огня типа капеллы

Он состоит из пристенного арочного алтаря и множества подковообразных очажков, также имевших культовое значение. В главном, квадратном в плане, помещении с алтарем стоял вкопанный в высокий подиум хум для хранения священной золы. К главному алтарю от жилой половины цитадели (северный раскоп) вела сложная система сводчатых проходов с арочными проёмами. На подходах к главному алтарю, в длинном центральном проходе, снабженном сводчатыми нишками для освещения темного прохода, на полу, у основания южной стены и на торцевой части западной стены прохода, прослеживались остатки трех подковообразных очажков-алтарей. Использование последних в утилитарных целях, как отмечает А.К.Мирбабаев, совершенно исключается. К алтарю, находившемуся у торцевой части прохода, был проложен воздуховод размерами 28x30 см для устойчивого доступа воздуха к топке алтаря. Воздуховод проделан в теле оборонительной стены цитадели. Стены вокруг алтаря имели слой штукатурки из алебастры. Севернее алтаря, впритык к последней, имелась небольшая кладовая в виде оградки, сложенной из прямоугольных кирпичей (50x27x10-12 см). Её высота всего 0,80 м. У проёма перед входом в помещение с главным алтарем стоит тамбур.

 

 

2.b История и развитие

История изучения и публикаций по археологическому памятнику – городище Ширин и погребальным склепам – дахмакам Курката тесно связано с процессом археологического изучения Куркатского оазиса. Памятник был известен как один из интересных и перспективных объектов для будущих археологических раскопок в Таджикистане. В 1940 году городище Ширин посетил краевед и знаток древностей Таджикистана В.Р.Чейлытко. В результате осмотра памятника, но без проведения археологических раскопок, В.Р.Чейлытко пришёл к мнению, что именно здесь, на месте городища Ширин следует искать легендарный город Кирополь, город, якобы построенный древнеперсидским царём Киром II (Великим), основоположником династии Ахеменидов. Описывая поход Александра Македонского, древнегреческие авторы пишут, что Кирополь был самым крупным и хорошо укрепленным среди всех городов и крепостей северной части Согда, восставших против Александра Македонского и оказавших сильное сопротивление его войску. Исходя из осмотра городища Ширин и на основе анализа имени селения Куркат (нынешний Куруш) В.Р. Чейлытко приходит выводу, что Кирополь-Курушкат (Куруш- имя древнеперсидского царя, кат – по согдийски «город») локализуется на месте современного городища Ширин. Это предположение В.Р.Чейлытко было изложено в его статье «Месторасположение древнего городища Кирополя» (Коммунист Таджикистана, 1940. – 4 сентября). Осмотр памятника специалистами-археологами относится к началу научно-изыскательских работ на месте строительства Фархадской гидроэлектростанции на реке Сырдарья, то есть к 1943-1944 гг. Руководитель работавшего здесь Фархадского археологического отряда В.Ф. Гайдукевич дал первое, очень краткое, описание городища Ширин в своей статье «Работы Фархадской археологической экспедиции в Узбекистане в 1943-1944 гг.».

Археологическое изучение городища Ширин началось в 1950 году, когда памятник был описан, обмерен и предварительно датирован сотрудниками Усрушанского археологического отряда Таджикско-Согдийской археологической экспедиции (О.И.Смирнова).

Стационарные раскопочные работы на городище Ширин начались в 1969 году. В течение двух полевых сезонов М.А.Абдурасуловым был раскопан целый комплекс сооружений коридорно-гребенчатой планировки крупного монументального сооружения I-III вв. н.э. После небольшого перерыва эти работы были продолжены им в 1975 г. Дальнейшие раскопки археолога Х.Мухиддинова в начале 1979 года в юго-западной части городища выявили остатки южной половины того же комплекса, где располагались культовые и общественные здания. Организующим звеном этого сооружения являлся огромный (29.1х2.5 м) коридор, тянущийся почти на всю ширину цитадели с востока на запад. Стены галереи сложены из крупных пахсовых блоков, южная стена - глухая. Она вместе с остатками небольшого уцелевшего отрезка стены и крайнего восточного обрыва цитадели делит комплекс как бы на два обособленных комплекса: северный и южный. К северу от этого коридора, ближе к западной оборонительной стене городища Ширин А.К.Мирбабаевым открыт просторный зал, стены которого сложены из крупных песчаников. Здесь был раскопан домовой храм огня типа капеллы. Он состоит из пристенного арочного алтаря и множества подковообразных очажков, также имевших культовое значение. В главном, квадратном в плане, помещении с алтарем стоял вкопанный в высокий подиум хум для хранения священной золы. К главному алтарю от жилой половины цитадели (северный раскоп) вела сложная система сводчатых проходов с арочными проёмами. На подходах к главному алтарю, в длинном центральном проходе, снабженном сводчатыми нишками для освещения темного прохода, на полу, у основания южной стены и на торцевой части западной стены прохода, прослеживались остатки трех подковообразных очажков-алтарей. Использование последних в утилитарных целях, как отмечает А.К.Мирбабаев, совершенно исключается. К алтарю, находившемуся у торцевой части прохода, был проложен воздуховод размерами 28x30 см для устойчивого доступа воздуха к топке алтаря. Воздуховод проделан в теле оборонительной стены цитадели. Стены вокруг алтаря имели слой штукатурки из алебастры. Севернее алтаря, впритык к последней, имелась небольшая кладовая в виде оградки, сложенной из прямоугольных кирпичей (50x27x10-12 см). Её высота всего 0,80 м. У проёма перед входом в помещение с главным алтарем стоит тамбур.

При расчистке склепа-2, некрополя городища Ширин-II и III, был обнаружен медный перстень, на щитке которого было выгравировано изображение алтаря. Согласно мнению Борисова А.Я. и Луконина В.Г., такие знаки обычно толкуются как «знаки храмов», дающие его владельцу (обычно это был жрец-мобед) право руководить богослужением мирян в храме огня. Городище Ширин-1 и храм огня на Актепа района Спитамена находились на одной из оживленных рукавов трассы Шелкового пути, который не мог миновать ни один караван, идущий как на Восток, так и на Запад.

Шурфы 2 и 3, заложенные в разное время на расстоянии 15 м друг от друга выявили мощные слои V-IVвв до н.э. Керамический материал обеих шурфов близок к периоду Афрасиаб I-II. Шурф, заложенный 1975 г. у юго-восточного угла основания цитадели, но сейчас распаханном хлопковом поле, выявил исключительно материалы, близкие к Афрасиабу II. На третьем ярусе была обнаружена кушанская монета чекана Вима Кадфиза или Канишки. Затем работы на цитадели Ширин велись на уровне примерно третьего горизонта культурного наслоения, датируемого V-VII вв. н.э.

В 1975-1979, 1985-1986 гг. исследование городища Ширин и Куркатских дахмаков (погребальных склепов) проводил археолог А.К.Мирбабаев. При раскопках городища и дахмаков были найдены богатые коллекции разных изделий из металла, камней, кости, свидетельствующих о развитом ремесленном производстве, в частности ювелирном. Среди находок немало импортных вещей, свидетельствующих о международной торговле и культурных взаимовлияниях на трассах Шёлкового пути.

В 1974 году были открыты погребальные склепы – дахмаки Курката.

Дахмы Курката состоят из более чем 50 одиночных и групповых захоронений в склепах, вырубленных в виде отдельно стоящих пещерных камер на южном и восточном склонах горы Ширин. Первая дахма была обнаружена при случайных обстоятельствах ранней весной 1974 года учениками местной школы Бахромом Атабаевым и Рахматом Нурматовым. Прибывшие на место находок археологи расчистили два склепа (№1 и №2). В последующие пять лет (1975-1979) на памятнике работал археологический отряд СТАКЭ под руководством археолога А.К.Мирбабаева, который исследовал на обрывистом склоне горы Ширин ещё одиннадцать склепов. дахмаки раскапывались в следующем порядке: 1975 г. склепы № 2 и 3, в 1976 г. – склепы №4,5 и 6, 1977 г. – склеп № 7, в 1978 г. – склеп № 8 и 9, в 1979 г. – склепы №10-12. Наряду с этим проводилась также фиксация и обмер грунтовых склепов, стоящих открытыми юго-западнее склепа №1. В общем, в двенадцати исследованных дахмах (склепах) выявлены остатки более 600 костяков и удивительная по полноте коллекция художественных изделий и украшений и прочих материалов. Куркатские дахмы по типу, местонахождению, обилию краниологического материала и памятников материальной культуры являются уникальными в Средней Азии. По обе стороны подножья горы Ширин выявлены и частично исследованы поля с хумными и оссуарными захоронениями, которые, как и сами дахмы, датируются V-VIII веками. У подножья городища Ширин в теле песчаной породы вырублена Ката, помещение для хранения покойника до его выставления в дахме, т.е. своеобразный морг, предусмотренной Вендидадом. В районе же скопления дахмаков, на самой вершине горного утёса были вырублены несколько ниш, предусмотренные для сбора хищных птиц. Один из таких ниш уцелел и дошёл до наших дней. Находки из дахмаков Курката дали богатый материал по зороастрийскому погребальному обряду и в целом, о духовной и материальной культуре населения данной части бассейна Сырдарьи.

Материалы дахмаков Курката содержат и хранят обширную информацию о духовном потенциале и материальной культуре населения историко-культурной области Уструшаны и всего бассейна Сырдарьи. Духовный потенциал общества является одним из определяющих факторов процесса урбанизации, зависящей в значительной степени от наличия налаженной системы институтов духовной культуры.

Материалы раскопок и изучения городища Шири и его некрополя – дахмаков Курката, показывают, что население этого района имело тесные экономические и культурные связи со многими близкими и отдалёнными регионами. Городище Ширин и дахмаки Курката представляют большой интерес для изучения Великого шёлкового пути. Эти памятники находились в контактной зоне между оседлыми земледельческими районами и кочевой степью, в пункте, где осуществлялись активные контакты земледельцев и скотоводов, и на месте скрещивания многих торговых путей из Востока на Запад и из Севера на Юг. Основные результаты раскопок и интерпретация археологических находок городища Ширин и дахмаков Курката нашли своё отражение в научных и научно-популярных публикациях.

 

История объекта – фотографии

 

 

Спитаменский район. Городище Ширин. Фрагмент гривны.I тыс. до н.э. –начало I тыс. н.э.

 

 

Спитаменский район. Городище Ширин. Камея в медальоне. Лицевая и оборотная стороны. IV-V вв.

 

Спитаменский район. Городище Ширин. Камея в медальоне. Лицевая и оборотная стороны. IV-V вв.

Спитаменский район. Дахмаки Курката. Находки. Бронзовые зеркала

Спитаменский район. Дахмаки Курката. Находки 1949 г.

 

Фото. Городище Ширин и дахмаки Курката 2018 г.

Основания для включения объекта в список наследия

 

3.1.а. Краткое обобщение

 

Археологический комплекс – городище Ширин и Дахмаки Курката – представляет остатки древнего и раннесредневекового города Куркат (Курукат, Курушкат) и его некрополя, является уникальным для региона памятником. Этот памятник урбанизации бассейна средней Сырдарьи, располагавшийся на очень важном участке Великого Шёлкового пути может быть включён в список охраняемых ЮНЕСКО памятников материальной культуры по следующим пунктам:

 

 

3.1.b Критерии

 

Критерий (i)

Археологический памятник – городище Ширин и дахмаки Курката является одним из самых крупных и известных науке археологических памятников. Городище и погребальные склепы –дахмаки изучались археологами Таджикистана на протяжении длительного периода. Материалы раскопок общедоступны. Результаты раскопок и шурфовок на городище и результаты исследований обрядов погребения обобщены и опубликованы в виде научных статей на страницах научных журналов и книг.Авторы раскопок (Абдурасулов, А.К.Мирбабаев и др.) представляли результаты раскопок в своих докладах и выступлениях на археологических форумах высокого формата.

 

Критерий (ii)

Городище Ширин и дахмаки Курката – очень важный центр международной торговли и культуры в зоне контакта оседло-земледельческой и скотоводческо-кочевой культур. Месторасположение древнего и средневекового города Куркат (городище Ширин и дахмаки Курката) было очень удобным и всесторонне выгодным на трассах Великого Шёлкового пути. Здесь, в долине реки Сырдарья пересекались торговые маршруты из горных и степных районов, а близкое расположение у реки позволяло использовать и речной путь для торговли с городами, расположенными вдоль Сырдарьи. На примере географии происхождения находок с раскопок городища Ширин и дахмаков Курката можно оценить размах международной торговли в начале 1 тыс.н.э. Городище Ширин и дахмаки Курката – это археологический памятники реально изучаемый пункт, в полной мере отражающий все стороны деятельности Великого Шёлкового пути.

Критерий (iii)

Городище Ширин и Дахмаки Курката - ключевой археологический памятник, дающий ответы на вопросы синтеза духовной культуры населения бассейна среднего течения р. Сырдарья. Городище Ширин с погребальными склепами представляет собой уникальный многослойный памятник, отражающий историю и культуру почти тысячелетнего периода древней и раннесредневековой Уструшаны. Материалы раскопок памятника содержат уникальную информацию о зороастрийском погребальном обряде, культах и ритуалах местного населения и в целом, о духовной культуры бассейна Средней Сырдарьи.

 

Критерий (iv)

Археологический памятник - городище Ширин с его уникальными погребальными склепами является интересным объектом для туризма. Памятник расположен близко от главной магистральной дороги Душанбе – Чанак-Ташкент с его ответвлениями в сторону Бекабада и Ферганской долины. Это делает месторасположение археологического памятника легкодоступным для посещения. Интересная архитектура (остатки дворцовых жилых и иного назначения построек в шурфах и раскопах) городища и некрополя (склепы), богатые коллекции разнообразных находок будут привлекательны для путешественников, интересующихся прошлым. Таким образом, городище Ширин с погребальными склепами Курката как один из наиболее хорошо изученных археологических памятников Таджикистана на Фергано-Сырдарьинском коридоре Великого шёлкового пути может стать очень значимым объектом международного туризма.

 

Критерий (v)

Возможность реконструкции. Городище Ширин представляет собой отложения культурных слоёв разной толщины, отложившихся на скалистой возвышенности. Раскопками выявлены остатки дворцовой и жилой архитектуры, коридоры и отдельные помещения. В результате природного воздействия стены зданий, возведённые из сырцового кирпича и пахсы в значительной мере оплыли и представляют собой валы и оплывы. Однако есть возможность восстановить архитектуру памятника с использованием местного строительного материала. Работы по реконструкции позволять восстановить первоначальный вид зданий памятника.

 

Критерий (vi)

Значительная часть памятника остаётся не вскрытой, что в перспективе позволит продолжить раскопочные работы и полнее изучить этот замечательный археологический памятник – древнее и раннесредневековое городище Ширин с его погребальными склепами – дахмаками Курката.

 

3.1.d Обоснование Аутентичности (для номинации по

критериям (i) и (vi)

Городище Ширин возникает в середине 1 тыс. до н.э. как поселение и ранний городской пункт оседлоземледельческих племён и формируется материальная и духовная культура, отражённая на многочисленных находках с раскопок памятника. Согласно материалам дахмаков Курката наблюдается процесс замены одних древних культов другими, что свидетельствует о постепенном переходе степного и скотоводческого населения региона к оседлой земледельческой культуре.

Исследуемый памятник и регион в целой, представляют большой научной интерес и в древнем геополитическом плане. В архаический античный периодах значительно возрастает роль городов бассейна Сырдарьи, среди которых ключевое значение имело городище Ширин – средневековый Куркат. Этот городок отмечен во всех средневековых дорожниках и географических трудах как важный торговый пункт на караванных путях между Самаркандом и Худжандом.

3.1.с Обоснование Целостности

Выдвигаемый на соискание объект является единым целым древним археологическим комплексом, включающим городище и некрополь.

Раскопанные и найденные материалы объектов комплекса свидетельствуют, что здесь представлена единая культура местного населения.

Материалы городища Ширин и Куркатских дахм содержат обширную информацию о духовном потенциале и материальной культуре населения Устурушаны и всего бассейна Сырдарьи.

Археологические предметы и вещи из городища Ширин - керамика, монеты и предметы женского украшения свидетельствуют о превосходном мастерстве местных ремесленником.

 

3.2. Сравнительный анализ

Полученные в ходе археологических раскопок материалы дают нам представление об истории, культуре и, особенно, религии и погребальном населения городища Ширин. Сравнительный анализ находок свидетельствует, что при всей уникальности своей культуры, население городища Ширин было неотъемлемой частью Уструшаны и имело тесные связи с соседними областями. Материалы находок с городища Ширин имеют аналогии в соответствующих периодах городища Афрасиаб, Мугтепа, Нуртепа, Калаи Кахкаха и др.

Куркатские дахмы по типу, местонахождению, обилию краниологического материала и памятников материальной культуры являются уникальными в Северной Средней Азии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: