Обязательным требованием к любой научной работе является ее практическая и теоретическая значимость. Исследование, в том числе дипломное, проводится только в том случае, если это кому-нибудь нужно.
Обычно психологи стремятся к выполнению следующих задач: описание, объяснение, предсказание и управление поведением определенных людей в определенных ситуациях.
1. Задача: обнаружение и описание психических явлений (психологической сути эмпирических фактов), динамики их возникновения и развития. Этот тип исследований можно назвать описательным (качественным и пр.).
Гипотезы, которые формулирует исследователь – это гипотезы о существовании явления и его качественной специфике (поиск существенных признаков).
Результатом исследования будет создание эмпирической классификации, типологии, периодизации и т.д. Т.е. описание явления и определение его места и специфики по отношению к другим психическим явлениям; или выделение стадий, этапов его развития.
Дизайн исследования: проходит в два этапа. Первый – поисковый – сбор эмпирического материала и его систематизация с целью выделения ключевых признаков для построения классификации. На втором этапе полученная классификация валидизируется (проверяется ее прогностическая ценность). На основе теоретического осмысления материала строятся предположения о возможных связях с известными психологическими переменными, затем проводится корреляционный анализ, позволяющий установить наличие или отсутствие данных связей.
Методики: первоначальный сбор материала максимально охватывающего изучаемое явление (наблюдение, глубинные интервью, биографические методы и др.) + всевозможные методы качественного анализа данных (герменевтика, контент-анализ, анализ продуктов деятельности и др.) + корреляционный анализ для установления связей с теоретически значимыми переменными.
|
Испытуемые: В такого рода исследованиях обычно мало испытуемых, это так называемые «планы с малым n». На втором этапе исследования выборка может значительно увеличиться.
2. Если в качестве задачи исследования ставится задача описания, а объектом исследования выступает специфическая популяция людей, то такой дизайн можно назвать индуктивным корреляционным дизайном. Цель такого исследования обнаружение и описание специфических особенностей выбранной популяции. В данном виде исследований априорные гипотезы часто отсутствуют, а набор измеряемых параметров определяется в лучшем случае здравым смыслом.
Результатом исследования будет обнаружение различий между выбранной популяцией и «нормой», или обнаружение корреляций между несколькими параметрами выбранной популяции (например, между успешностью менеджеров и их локусом контроля) и выдвижение гипотез о возможных интерпретациях полученных результатов. Строго говоря, поскольку априорные гипотезы в таких исследованиях отсутствуют, они должны формулироваться как результат исследования, а затем независимо проверяться. Однако этап независимой проверки, как правило, отсутствует. Авторы ограничиваются формулировкой предсказаний на основе выделенных взаимосвязей (например, описанием «групп риска» или «предикторов успешности» и т.д.)
Методики: обычно измеряется множество различных показателей с помощью целого банка методик, при этом важным моментом является обоснованность и внутренняя непротиворечивость подобранного инструментария. Т.е. в одном исследовании не должны использоваться тесты, разработанные в рамках различных психологических школ (например, психоанализ и бихевиоризм), так как даже если в этих методиках используются одни и те же психологические термины, под ними понимаются совершенно разные психологические конструкты! На этапе обработки данных необходимо применение методов статистического контроля (поправки на множественность сравнений), с целью выбраковки случайных результатов.
|
Испытуемые: В таких исследованиях, как правило, много испытуемых (в условиях диплома порядка 60-80 человек), так как основное требование к выборке ее репрезентативность. Большинство нарушений валидности в этом варианте дизайна связано именно с некорректным подбором испытуемых.
3. В ряде случаев автор исследования может двигаться, отталкиваясь не от наблюдаемых явлений (в которых он стремится обнаружить психологическое содержание), а от теоретических конструктов, выбранных для исследования на основе анализа литературы. В этом случае результатом работы будет установление эмпирических показателей исследуемого (непосредственно ненаблюдаемого) психического явления, и/или установление взаимосвязи между его различными проявлениями, связь между которыми на первый взгляд неочевидна. Таким образом, акцент исследования смещается в сторону проверки гипотез о взаимосвязи двух и более явлений. Исследования такого типа мы называем дедуктивно-корреляционными. Прогностическая ценность исследования определяется тем, насколько изначально неочевидна искомая корреляция. Ее интерпретация строится на основе выбранного теоретического конструкта, который и позволил ее предсказать.
|
Дизайн исследования: строится в два этапа. Первый – анализ литературы и выбор исследуемого теоретического конструкта (непосредственно ненаблюдаемое психическое явление). Второй – формулирование гипотезы о возможных проявлениях данного конструкта (признаках) и характере их взаимосвязей и проверка данного предположения в эмпирическом исследовании. Для этого подбирается одна или несколько групп испытуемых, гипотетически обладающих исследуемыми признаками, подбираются соответствующие психодиагностические методики, затем собираются интересующие исследователя данные и проводится корреляционный анализ.
Количество испытуемых – 50-60 человек.
Методики: подбор конкретных психодиагностических методик должен быть обоснован и непротиворечив. При обработке данных используются: корреляционный анализ, в более сложных случаях – факторный, кластерный, дискриминантный и др.
4. От качественного описания психических явлений психологи стремятся перейти к их количественному описанию, т.е. к измерению. Измерение позволяет сравнивать разных людей или их свойства между собой. Измерение выраженности тех или иных психических признаков – задача психодиагностики.
Особым типом психологического исследования стала разработка психодиагностической методики, а в более широком смысле – операционализация и валидизация всевозможных психологических конструктов (таких как теории личности, интеллекта, мотивации и т.д.). Т.о. этот дизайн – особая разновидность дизайна 3-го типа.
Дизайн исследования: строится в четыре этапа. Первый: анализ литературы и выбор исследуемого теоретического конструкта (непосредственно ненаблюдаемое психическое явление). Второй – операционализация – формулирование гипотезы о возможных эмпирических показателях данного конструкта, разработка способа их измерения (например, придумывание текста опросника), пилотажный сбор показателей (важно охватить весь диапазон возможных проявлений!) и проверка их надежности (выбраковка). Третий – валидизация методики – проверка связи найденных показателей с теоретически релевантными переменными и их ревизия (показатели, не имеющие значимых корреляций с релевантными переменными или имеющие корреляции с теоретически нерелевантными переменными выбраковываются). Четвертый – стандартизация методики – подбор выборки стандартизации, проведение тестирования, формирование тестовых норм.
Испытуемые. В условиях дипломной работы возможен подбор выборки стандартизации из студентов вузов объемом не менее 200 человек.
5. Самая важная задача любой науки – объяснение исследуемой части реальности. Это исследования, в которых ученый пытается выяснить причины тех или иных явлений, факторы, влияющие на их протекание, а также механизмы их функционирования. Гипотезы о причинно-следственных связях между явлениями могут быть проверены только в экспериментальном исследовании.
Результатом исследования будет выведение закономерности, установления факта влияния, детерминации, обусловливания одних переменных другими переменными.
Дизайн экспериментального исследования: строится в два этапа. Первый – теоретический – на основе анализа литературы формулируется теоретическая гипотеза исследования о влиянии одной переменной на другую, из которой автор выводит эмпирически проверяемое следствие. Второй – эмпирический – подбирается или разрабатывается соответствующая экспериментальная процедура (выбирается способ варьирования независимой переменной, т.е. предполагаемой причины, и способ фиксации зависимой переменной, т.е. предполагаемого следствия). Далее проводится исследование, в котором искомый экспериментальный эффект либо обнаруживается, либо нет.
Как правило, макет эксперимента представляет собой один из двух типов: межгрупповой план (когда разные уровни независимой переменной предъявляются разным группам испытуемых) или внутригрупповой план (когда разные уровни независимой переменной предъявляются одной и той же группе испытуемых последовательно). Принципиальным требованием будет наличие форм экспериментального контроля вмешивающихся переменных, который осуществляется как правило за счет подбора экспериментальной и контрольной групп испытуемых и обоснования их эквивалентности (например, с помощью процедуры рандомизации). При определенных условиях, когда эквивалентность групп не может быть доказана, исследователь проводит квазиэксперимент.
Испытуемые: в межгрупповом дизайне: в соответствии с количеством уровней независимой переменной, не менее 25 испытуемых на каждый уровень + контрольная группа. Следовательно, в самом простом случае – не менее 50 испытуемых. Внутригрупповой план может проводиться на 30-35 испытуемых.
6. Наконец последняя задача психологии – задача управления поведением может иметь разные преломления: это задача развития тех или иных психических свойств, а также психологическая коррекция и психотерапия.
Эти задачи обычно решаются в конкретных прикладных исследованиях, в которых исследователь разрабатывает методы психологического воздействия и хочет доказать их эффективность. Поскольку доказательство эффективности психологической методики (тренинга, коррекционной или развивающей программы) подразумевает проверку гипотезы о причинно-следственной связи (именно методика привела к изменению поведения/состояния испытуемого, а не что-то иное), постольку дизайн данного исследования должен соответствовать требованиям классического эксперимента. Т.о. этот дизайн – особая разновидность дизайна 5-го типа.
Дизайн исследования: строится в два этапа. На первом этапе осуществляется разработка коррекционной психологической методики, обосновывается ее влияние на те или иные параметры психических процессов, состояний и свойств человека. Затем подбираются соответствующие диагностические процедуры, позволяющие измерить уровень параметров, на которые будет оказано воздействие. На втором этапе осуществляется проверка эффективности разработанной методики. В самом простом варианте это дизайн для трех рандомизированных групп с тестированием до и после воздействия. Одна группа – экспериментальная (на которую оказывается исследуемое воздействие) и две контрольных – группа «плацебо» (испытуемые думают, что подвергаются воздействию, а на самом деле – нет) и группа «спонтанной ремиссии» (испытуемые не подвергаются никаким воздействиям, а просто повторно тестируются по прошествии того же времени, что и экспериментальная группа).
Испытуемые: не менее 25 в каждой группе, всего от 75 человек.