Царь Соломон иль князь Тавриды”.




02.03.2019

О символике кельтского креста и не только…(часть 29)

После разбора некоторых деталей и тонкостей обратимся теперь к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», где Иномирье перед нами предстаёт во всей красе:

ПОСВЯЩЕНИЕ

Для вас, души моей царицы,Красавицы, для вас однихВремен минувших небылицы,В часы досугов золотых,Под шепот старины болтливой,Рукою верной я писал;Примите ж вы мой труд игривый!Ничьих не требуя похвал,Счастлив уж я надеждой сладкой,Что дева с трепетом любвиПосмотрит, может быть украдкой,На песни грешные мои.У лукоморья дуб зеленый;Златая цепь на дубе том:И днем и ночью кот ученыйВсе ходит по цепи кругом;Идет направо - песнь заводит,Налево - сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит,Русалка на ветвях сидит;Там на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей;Там лес и дол видений полны;Там о заре прихлынут волныНа брег песчаный и пустой,И тридцать витязей прекрасныхЧредой из вод выходят ясных,И с ними дядька их морской;Там королевич мимоходомПленяет грозного царя;Там в облаках перед народомЧерез леса, через моряКолдун несет богатыря;В темнице там царевна тужит,А бурый волк ей верно служит;Там ступа с Бабою ЯгойИдет, бредет сама собой;Там царь Кащей над златом чахнет;Там русской дух... там Русью пахнет!И там я был, и мед я пил;У моря видел дуб зеленый;Под ним сидел, и кот ученыйСвои мне сказки говорил.Одну я помню: сказку этуПоведаю теперь я свету...

(Пушкин А. С. Руслан и Людмила: Поэма//Пушкин А. С. Сочинения в 3 т. – Т. 2. – М., 1964. – С. 7 – 8)

«Сюжет [сказки – поэмы] строится по следующей схеме: колдун, обладающий сверхъестественной силой и практически неуязвимый ни для какого оружия (кроме особого меча), похищает с брачного ложа красавицу княжну - жену богатыря князя Руслана. Людмила спасается от своего похитителя в волшебном саду. Руслан после долгих странствий достигает царства Черномора, находящегося за горами на далеком Севере. Он сражается с колдуном, лишает его волшебной силы и находит жену, погруженную в волшебный сон. Затем Руслан проходит через смерть, оживает, уничтожает несметные полчища врагов под стенами Киева и наконец прекращает волшебный сон своей супруги» - из книги С. В. Жарниковой «Архаические корни традиционной культуры Русского Севера», с. 78.

Долго не будем останавливаться на поэме. Обратим внимание на моменты (возможно, не все), касающиеся нашей дороги между Левым и Правым, Светом и Тьмой и т. д. И посмотрим, какими приёмами и способами подобное описывается здесь - прямо по пунктам - и отметим (из книги С. В. Жарниковой «Архаические корни традиционной культуры Русского Севера», с. 79 – 88):

1. “Что же происходит в поэме А. С, Пушкина с убитым Русланом? Мудрый волшебник там <…> приносит воду из двух ключей, текущих в чудной долине «за дальней цепью диких гор». Вода с дивных гор, <…>, совершает чудо:

И раны засияли вмиг;

И труп чудесной красотою

Процвел…”

(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», с. 71)

2. “В самом начале пути Руслан встречает Финна, и волшебник, говоря о Черноморе - символе жестокости, коварства и зла, - пророчит ему:

«Еще ничей в его обитель

Не проникал доныне взор;

Но ты, злых козней истребитель,

В нее ты вступишь, и злодей

Погибнет от руки твоей.

Тебе сказать не должен боле:

Судьба твоих грядущих дней,

Мой сын, в твоей отныне воле»”.

(А. С. Пушкини «Руслан и Людмила», с. 14)

3. “Финн, прощаясь с ожившим Русланом, говорит ему:

Судьба свершилась, о мой сын!

Тебя блаженство ожидает:

Тебя зовет кровавый пир;

Твой грозный меч бедою грянет;

На Киев снидет кроткий мир,

……………………………….

Врагов смутит твое лицо,

Настанет мир, погибнет злоба”.

(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», с. 71)

При этом стоит обратить внимание, что «кровавый пир» и «грозный меч» здесь явно имеет как прямой, так и переносный смысл подобно тому, какое значение имеет в некоторых фольклорних текстах «кровавая рана» и сам меч, о чём писали выше.

4. “Герой «свой путь отважно продолжает на дальний север » в царство Черномора, где:

Все мертво. Снежные равнины

Коврами яркими легли;

Стоят угрюмых гор вершины

В однообразной белизне

И дремлют в вечной тишине;

Кругом не видно дымной кровли,

Не видно путника в снегах,

Лишь изредка с унылым свистом

Бунтует вихоръ в поле чистом

И на краю седых небес

Качает обнаженный лес.

(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», с. 28)

Но сад колдуна Черномора, находящийся за этими северными снежными горами:

Прекраснее садов Армиды

И тех, которыми владел

Царь Соломон иль князь Тавриды”.

(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», с. 28)

5. “ Наконец, добравшись до царства Черномора, богатырь вступает в бой с колдуном, который поднимает Руслана в небо. Что же видит герой, пролетая над этим северным краем? Они летят «над мрачными лесами, над дикими горами, над бездною морской».

6. Вернемся к древним индоиранским преданиям, в которых рассказывается о северной приполярной прародине арьев. <…> Среди феноменов этой прародины выделяется один, исключительно важный для нас, - священные северные горы, за которыми на побережье Молочного (Белого) моря находится чудесный край. Вот что поведали о них древние предания: на далеком Севере протянулись с запада на восток непроходимые снежные горы. Вокруг их вершин свершает свой годовой путь солнце, над ними в темноте бесконечной зимней ночи сверкают семь звезд Большой Медведицы и расположенная в центре мироздания Полярная звезда. Солнце всходит и заходит здесь раз в году и делит его на непрерывную зимнюю ночь и непрерывный летний день. За этими горами, на берегах Молочного моря, находится счастливая земля, обладающая теплым климатом, свободная от холодных ветров и рождающая обильные плоды. В рощах и лесах именно этой страны помещали «Авеста», «Ригведа» и «Махабхарата» землю своих предков - место обитания богов и героев (С. В. Жарникова «К вопросу о возможной локализации священных гор Меру и Хары индоиранской (арийской) мифологии» // Информационный бюллетень МАИКЦА (ЮНЕСКО), 1986, Выпуск 11, с. 31-44). Согласно преданиям простым смертным не дано взойти на священные северные горы. Лишь самые смелые и мудрые — «вожди народа» - переступали этот предел и попадали в блаженную страну предков, берега которой омывали воды Молочного моря.

Они могли уйти в эту страну навеки. Если же они возвращались назад, в мир живых, то это были уже новые люди, отмеченные неземными, божественными качествами: силой, красотой, умом и т. д. В связи с этим обратим особое внимание на странный сон Людмилы - аналог смерти - и последующую смерть Руслана в поэме А. С. Пушкина. Перед нами, по существу, - та же древняя идея ухода в мир вечности всех, оказавшихся в чудесной северной стране. В данном случае и князь, и его юная супруга оживают в мире людей для новой жизни, пережив смерть и обретя новые качества. Действительно, в начале повествования, при описании битвы богатырей Руслана и Рогдая, А, С. Пушкин подчеркивает, что силы их равны:

Сразились витязи жестоко,

Сердца их гневом стеснены,

Уж копья брошены далеко,

Уже мечи раздроблены,

Кольчуги кровию покрыты,

Щиты трещат, в куски разбиты...

Они схватились на конях,

Взрывая к небу черный прах.

Их члены злобой сведены;

Переплелись и костенеют;

Кому-то пасть...

(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», с. 32 - 33)

Иное дело после возвращения Руслана из мира мертвых. Он становится непобедимым, ему доступно то, что не может совершить целое войско. Вспомним: целый день бьются киевские дружины с осадившими город печенегами и не могут их разбить. И вдруг на следующее утро они видят:

...в поле меж врагами,

Блистая в латах, как в огне,

Чудесный воин на коне

Грозой несется, колет, рубит,

В ревущий рог, летая, трубит...

То был Руслан. Как божий гром,

Наш витязь пал на басурмана…

(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», с. 73)

Здесь преображенный Руслан уже проявляет свою сверхчеловеческую, в некотором роде божественную сущность. Обретает он ее только после посещения далеких северных гор”.

Итак, сумерки (трещина между мирами), дорога между Левым и Правым, Светом и Тьмой это, как мы выяснили из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», в том числе:

- царство Черномора, находящееся за горами на далеком Севере;

- чудная долина «за дальней цепью диких гор»;

- место, куда «не проникал доныне взор»;

- «дальний север»;

- там «всё мертво»;

- сад колдуна Черномора;

-«бездна морская».

 

Фото взято из Интернета

Но есть и современные описания того же: «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь, всё мне ясно стало теперь…» - и т. д. Наши люди продолжают традиции, конечно, не текстами, подобными А. С. Пушкину, но тем не менее…

 

 

Продолжение следует…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: