О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА




ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №14

 

20 сентября 2017 года г. Петрозаводск

 

По результатам рассмотрения ряда обращений заинтересованных лиц (КРОО «Союз»; коллективного обращения граждан, направленного Овечкиной И.В.; ООО ««ТК АвтоПассаж») на предмет оценки действий Администрации Петрозаводского городского округа (далее АПГО) по факту принятия решения об отмене автобусного маршрута №26 требованиям антимонопольного законодательства, Карельским УФАС России установлено следующее.

29.05.2017 АПГО приняла постановление №1713 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в Петрозаводском городском округе» (далее – Документ планирования). Приложением №2 к указанному документу является Перечень маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в Петрозаводском городском округе, которые подлежат отмене, включающий маршрут №23 (ООО «АТП №4 «ТосноАвто») и маршрут №26 (ООО «ТК АвтоПассаж»).

АПГО направила в Карельское УФАС России мотивированную позицию относительно принятия решения об отмене указанных автобусных маршрутов.

Орган местного самоуправления отметил, что вышеуказанный нормативно-правовой акт предварительно прошел оценку регулирующего воздействия (далее - ОРВ), проект акта получил положительное заключение Контрольно-счетной палаты Петрозаводского городского округа (от 21.04.2017).

Решение Комиссии АПГО (в состав Комиссии входит директор ПМУП «Городской транспорт») по закрытию автобусного маршрута №26 принято по результатам рассмотрения обращения ПМУП «Городской транспорт»,в котором указывалось, что функционирование автобусного маршрута №26 привело к снижению пассажиропотока на отдельных троллейбусных маршрутах и в настоящее время оказывает на них негативное влияние (в частности, на троллейбусный маршрут №4).

По мнению АПГО, отмена маршрута № 26 не вызовет прерывания устойчивого пассажирского сообщения между обслуживаемыми им районами города, так как данный маршрут дублирует на своем пути следования регулярные автобусные маршруты №1, №25, №2, №20, №19.

АПГО подтвердила, что автобусный маршрут №26 полностью не дублирует троллейбусные маршруты, процент наложения автобусного маршрута №26 на троллейбусные следующий: №1 - 46,8 %; №2-41,7%; №4 - 65,6 %; №5 - 38,8 %; №6 - 36,7 %; №8 - 36, 7%.

Автобусный маршрут № 26 дублирует на своем пути следования также и другие автобусные маршруты, а именно: №1, №25, №2, №20.

В связи с этим, при принятии Комиссией АПГО решения об отмене автобусного маршрута №26 учитывалось дублирование им не только троллейбусных маршрутов, а также и других автобусных маршрутов.

Также по запросу Карельского УФАС России АПГО сообщила, что автобусные маршруты №25 и № 12 на 100 % дублируют троллейбусные маршруты №4 и №1.

На текущий момент стоимость разовой услуги по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах №9 и №26 составляет 20 руб., на остальных автобусных маршрутах - 25 руб., на троллейбусных маршрутах - 20 руб.

По информации органа местного самоуправления, маршруты регулярных троллейбусных перевозок с 2013 года по настоящее время не менялись. С 2014 года АПГО не отменялись автобусные маршруты регулярных перевозок Петрозаводского городского округа. Вариант изменения автобусного маршрута №26 АПГО не рассматривался.

АПГО признала, что при открытии автобусного маршрута №26 учитывалось дублирование им отдельных троллейбусных маршрутов. Предложение о введение автобусного маршрута № 26 было рассмотрено Комиссией (протокол от 29.12.2014) на основании результатов анализа обращений граждан в АПГО.

Поскольку Закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Закон №220-ФЗ) не устанавливает требования о проведении экономического обоснования при принятии решения по установлению, изменению, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок, оно не проводилось.

Проанализировав позицию АПГО, представленные документы, Карельское УФАС России установило следующее.

В соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Пунктом 7 части 1 статьи 14 Устава Петрозаводского городского округа к вопросам местного значения также отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах Петрозаводского городского округа.

Во исполнение указанных актов Постановлением АПГО №3632 от 15.07.2013 был объявлен открытый конкурс на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок на территории Петрозаводского городского округа. Конкурсная документация включала в себя 20 лотов: автобусные маршруты: №1-№5, №8, №10, №12, №14-15, №17, №19-23; №25-27, №29.

Постановлением АПГО №1560 от 15.04.2016 утвержден Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Петрозаводского городского округа (Реестр маршрутов).

Согласно указанному реестру маршрутов, на текущий момент на рынке регулярных перевозок Петрозаводского городского округа осуществляют деятельность 10 хозяйствующих субъектов, из них 9 хозяйствующих субъектов выполняют перевозки по автобусным маршрутам и 1 хозяйствующий субъект - троллейбусами:

1) ООО «Транспортная компания» (г.Петрозаводск, ул.Путейская, д.5, оф.1): обслуживает 3 автобусных маршрута №1, №21, №22;

2) ООО «АТП» (г.Петрозаводск, ул.Путейская, д.5): обслуживает 3 автобусных маршрута: №2, №5, №8;

3) ООО «ТК АвтоПассаж» (г.Петрозаводск, а/я 7): обслуживает 1 автобусный маршрут: №26;

4) ООО «АТП 2» (г.Петрозаводск, ул.Путейская, д.5, оф.1): обслуживает 2 автобусных маршрута: №4, №14;

5) ООО «ТК «Паллада» (г.Петрозаводск, ул.Онежской флотилии, территория завода «Авангард»): обслуживает 3 автобусных маршрута: №3, №20, №25;

6) ООО «ТК Вираж» (г.Петрозаводск, ул.Заводская, д.4): обслуживает 1 автобусный маршрут №9;

7) ООО «АТП 3» (г.Петрозаводск, ул.Путейская, д.5): обслуживает 2 автобусных маршрута: №10 и №19;

8) ООО «Авто Сити» (г.Петрозаводск, ул.Путейская, д.5): обслуживает 2 автобусных маршрута: №12 и №15;

9) ООО «АТП 4 «Тосноавто» (Ленинградская обл., г.Тосно, ш.Барыбина, д.58): обслуживает 4 автобусных маршрута: №17, №23, №27 и №29;

10) ПМУП «Городской транспорт» (г.Петрозаводск, ул.Московская, д.14): обслуживает 7 троллейбусных маршрутов: №1-6, №8.

 

Согласно статье 12 Закона №220-ФЗ, порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.

Решением Петрозаводского городского Совета от 07.06.2016 №27/50-789 утвержден Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок в Петрозаводском городском округе» (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 главы 2 указанного Порядка установление, изменение, отмена маршрутов осуществляются АПГО (уполномоченный орган) в соответствии с Законом №220-ФЗ, настоящим Порядком на основании анализа данных о количестве перевезенных пассажиров и наполняемости маршрутов, планов строительства объектов жилищного фонда, социального и торгового назначения, объектов дорожной инфраструктуры, предложений депутатов Петрозаводского городского Совета, юридических и физических лиц, иной информации в отношении организации регулярных перевозок, а также в целях оптимизации сети общественного транспорта в Петрозаводском городском округе.

Глава 5 Порядка регламентирует вопрос об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок; одним из оснований для отмены маршрута является включение в документ планирования регулярных перевозок решения об отмене маршрута (п.3).

Уполномоченный орган (АПГО) уведомляет об отмене маршрута юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее 180 дней до дня вступления указанного решения в силу.

29.05.2017 АПГО приняла постановление №1713 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальном маршрутам в Петрозаводском городском округе» (далее – Документ планирования). Документ утвержден в целях удовлетворения потребности населения в регулярных перевозках.

Приложением №1 Документа планирования являются маршруты регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам: всего 28 маршрутов, 7 из которых – по регулируемым тарифам (троллейбусные).

Приложением №2 к указанному документу является Перечень маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в Петрозаводском городском округе, которые подлежат отмене:

- маршрут №23 «ул.Кемская-Соломенное» (ООО «АТП №4»Тосноавто»), дата отмены – январь 2018 года;

- маршрут №26 «л.Кемская-Древлянка-8» (ООО «ТК АвтоПассаж»), дата отмены - январь 2018 года.

Письменные пояснения АПГО и представленные по запросам антимонопольного органа документы подтверждают тот факт, что решение об отмене указанных автобусных маршрутов было принято по итогам рассмотрения неоднократных обращений хозяйствующего субъекта – ПМУП «Городской транспорт».

В материалах рассматриваемых Карельским УФАС России заявлений имеется Сводка предложений, поступивших в ходе публичных консультаций, проводившихся в ходе процедуры ОРВ муниципального правового акта – проекта постановления АПГО об утверждении Документа планирования.

В указанной Сводке содержатся предложения 17 лиц (организаций): Фипенко М.А., Совет ветеранов микрорайона «Кукковка», Молочникова Л.А., Совет ветеранов войны и труда микрорайона «Ключевая», Бояринова Н.В., Ландышко Л.А., Совет ветеранов Голиковки и Зареки, Ветеранская организация Петрозаводской трикотажной фабрики, ВИА «Россияночка», Соломонова А.А., Общественная организация инвалидов, Совет ветеранов центра, ООО «ТК АвтоПассаж», Совет ветеранов верхней Ключевой, Васильева Н.М., КРОО «Союз», Институт экономики Карельского научного центра Российской академии наук.

Существенным является и тот факт, что предложение о введении (открытии) автобусного маршрута №26 было рассмотрено Комиссией АПГО (протокол от 29.12.2014) на основании результатов анализа обращений граждан (населения) в АПГО.

Указанным можно объяснить, что именно по причине востребованности для населения указанного маршрута, все предложения к проекту нормативно-правового акта (Документ планирования) сводились к сохранению автобусного маршрута №26.

Вместе с тем, несмотря на многочисленные предложения вышеуказанных лиц, разработчик проекта акта – АПГО, отклонила все предложения с одинаковой мотивировкой: «Предложение не учитывается. В соответствии со статьей 11 Закона №220-ФЗ маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления. Комиссией по организации транспортного обслуживания населения на территории Петрозаводского городского округа сделан вывод о том, что отмена маршрута №26 не вызовет прерывания устойчивого пассажирского сообщения между обслуживаемыми им районами города, так как данный маршрут дублирует на своем пути следования регулярные автобусные маршруты №1, №25, №2, №20, №19».

В рамках публичных консультаций по проекту нормативно-правового акта ООО «ТК АвтоПассаж», обслуживающее автобусный маршрут №26, также направило в АПГО свою аргументированную позицию относительно необходимости сохранения автобусного маршрута №26, особо акцентировав внимание на том, что перевозка пассажиров по указанному маршруту является единственным видом деятельности предприятия, и его закрытие приведет к устранению хозяйствующего субъекта с рынка оказания услуг по перевозке пассажиров в Петрозаводском городском округе. Кроме того, стоимость проезда на автобусах маршрута №26 на 20% дешевле проезда на автобусах иных перевозчиков, в связи с чем Общество в качестве альтернативного варианта предлагало рассмотреть вопрос о закрытии иных автобусных маршрутов, которые также дублируют друг друга и троллейбусные маршруты. Маршрут №26 сдерживает рост цен на проезд в автобусах на городских маршрутах, его отмена повлияет на конкурентную среду в отрасли. Предлагаемое правовое регулирование пассажирских перевозок ограничивает действия субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности: перевозчик не будет вкладывать средства в развитие предприятия, замену подвижного состава с целью улучшения качества предоставления услуг зная, что в любой момент его могут устранить с рынка; возникнут существенные риски введения предпринимательской и инвестиционной деятельности … допускается возможность избирательного применения норм с целью лоббирования коммерческих интересов отдельных предпринимателей.

ООО «ТК АвтоПассаж» имеет в штате обученных, аттестованных специалистов; арендованные гаражные боксы позволяют производить качественное техническое обслуживание и ремонт ТС. Для обслуживания маршрута были инвестированы средства в приобретение автобусов (ПАЗ 3205) в количестве 16 машин по средней стоимости 1,5 млн.руб. каждый, всего на сумму 24 млн. рублей. Иной работы на городских или пригородных маршрутах для этого подвижного состава не предусматривается, соответственно приобретенные транспортные средства должны быть проданы за пределы Республики Карелия Карелии. При увольнении личного состава в связи с сокращением штата предприятия (ликвидации предприятия) работодатель обязан выплатить работника пособие размером в трехмесячную зарплату (сумма за весь период - 3,6 млн.рублей).

Общество акцентировало внимание, что убытки ООО «ТК АвтоПассаж» как инвестора приведут не только к ликвидации предприятия как субъекта конкретной деятельности, но и сделают невозможным использование высвободившихся средств для инвестиций в какой-либо иной бизнес, так как эти средства полностью уйдут на погашение убытков от ликвидации. В результате увольнения работников предприятия, налоги (примерно 200 тысяч рублей в месяц) не поступят в казну города».

Указанная позиция хозяйствующего субъекта свидетельствует о том, что Общество работало на долгосрочную перспективу, приобрело 16 автобусов, при формировании стоимости проезда учитывало прежде всего экономические интересы населения. Обслуживаемый предприятием автобусный маршрут является единственным, и его отмена приведет к прекращению деятельности Общества, устранению хозяйствующего субъекта с рынка регулярных перевозок пассажиров в Петрозаводском городском округе.

В заключении об ОРВ проекта постановления АПГО об утверждении Документа планирования от 21.04.2016 Контрольно-счетная палата Петрозаводского городского округа отметила, что в ходе публичных консультаций, проводимых с 23 марта 2017 года по 07 апреля 2017 года от заинтересованных лиц (в том числе физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности) поступило 17 предложений, которые разработчиком учтены не были.

Письмом от 14.06.2017 АПГО уведомила ООО «ТК АвтоПассаж» об отмене с 01.01.2018 автобусного маршрута №26, его исключении из Реестра муниципальных маршрутов.

Таким образом, АПГО не приняла во внимание позицию хозяйствующего субъекта, указывающего на негативные последствия, которые возникнут в связи с закрытием единственного обслуживаемого им автобусного маршрута; при этом, указала, что при закрытии автобусного маршрута №26 учитывался экономический интерес ООО «ТК АвтоПассаж».

 

 

Конституцией РФ гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (часть 1 статьи 8). В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

Целями ФЗ «О защите конкуренции» среди прочих являются свобода экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1).

Согласно пункту 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу пункта 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Как следует из пункта 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», признаками ограничения конкуренции, среди прочих, являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В силу части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются:

- введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров (п. 1);

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (п. 2);

- установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (п. 5);

- создание дискриминационных условий (п. 8).

Согласно реестру маршрутов, на текущий момент на рынке регулярных перевозок Петрозаводского городского округа осуществляют деятельность 10 хозяйствующих субъектов, из них 9 хозяйствующих субъектов выполняют перевозки по автобусным маршрутам - ООО «Транспортная компания», ООО «АТП», ОО О «ТК АвтоПассаж», ООО «АТП 2», ООО «ТК «Паллада», ООО «ТК Вираж», ООО «АТП 3», ООО «Авто Сити», ООО «АТП 4 «Тосноавто» и 1 хозяйствующий субъект - ПМУП «Городской транспорт» - троллейбусами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которых (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за её пределами.

В рассматриваемом случае в качестве товара выступают услуги по перевозкам пассажиров электротранспортом (троллейбусами) на регулярных внутригородских маршрутах, а также услуги по перевозке пассажиров автобусами.

Карельским УФАС России ранее, в 2014 году, исследовался вопрос относительно взаимозаменяемости услуг по перевозке пассажиров автобусами и троллейбусами; было установлено, что услуги автобусов и троллейбусов обладают разными потребительскими свойствами (например, низкая маневренность электротранспорта), по эксплуатационным показателям (обязательное наличие контактных сетей для электротранспорта), требование к оборудованию проезжей части, срокам службы подвижного состава, затраты на содержание парка; тарифы на перевозку пассажиров троллейбусами являются регулируемыми.

Антимонопольный орган пришел к выводу, что услуга по перевозке пассажиров электротранспортом (троллейбусами) не имеет товара заменителей.

Согласно Уставу ПМУП «Городской транспорт» предприятие является коммерческой организацией, учредителем является муниципальное образование Петрозаводский городской округ. Предприятие создано в целях обеспечения населения услугами общественного транспорта, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Таким образом, ПМУП «Городской транспорт» является хозяйствующим субъектом в понимании пункта 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции».

Для достижения вышеуказанных целей предприятие осуществляет такие виды деятельности, как перевозки пассажиров и багажа в городском, пригородном, междугородном сообщении автобусами и троллейбусами по маршрутам регулярных перевозок.

Многочисленные публикации в СМИ указывают на альтернативы в организации транспортного обслуживания, предусматриваемые АПГО после отмены автобусного маршрута №26, среди которых:

- продление автобусных маршрутов №12 и №19 до микрорайона «Скандинавия», автобусов 7-го маршрута - до района «Чистый город»;

- вывод на маршрут №26 муниципальных автобусов, закупаемых для ПМУП «Городской транспорт».

Исходя из информации, представленной ПМУП «Городской транспорт» процент дублирования автобусных маршрутов с троллейбусными следующий:

- с троллейбусным маршрутом №2 – автобусный маршрут №23 на 45,9%, а №26 – на 41,7 %;

- с троллейбусным маршрутом №3 – автобусный маршрут №23 на 54; при этом автобусный маршрут №3 дублирует на 81,9%;

- с троллейбусным маршрутом №4 автобусный маршрут №26 – на 65,5 %; при этом автобусный маршрут №25 дублирует на 100 %;

- с троллейбусным маршрутом №5 автобусный маршрут №23 – на 91,4 %;

- с троллейбусным маршрутом №8 автобусный маршрут №23 – на 51,7%, при этом автобусный маршрут №27 – на 69,7%.

Таким образом, автобусный маршрут №23 частично дублирует четыре из семи троллейбусных маршрута, при этом в отношении двух троллейбусных маршрутов процент дублирования с иными автобусными маршрутами у автобуса №23 значительно меньше (по сравнению с автобусами №3 и №27).

Автобусный маршрут №26 частично дублирует всего 2 из 7 троллейбусных маршрута (№2 и №4). При этом автобусные маршруты, обслуживаемые иными перевозчиками, превышают процент дублирования маршрута, обслуживаемого автобусами №26. Более того, троллейбусный маршрут №4 полностью дублирует автобусный маршрут №25 (на 100%).

Фактически решение АПГО об отмене двух автобусных маршрутов принято по инициативе и в пользу одного хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги электротранспортом» - ПМУП «Городской транспорт», указанные действия оказывают негативное влияние на конкуренцию, поскольку полностью устраняют с рынка регулярных перевозок пассажиров в Петрозаводском городском округе хозяйствующего субъекта, ранее обслуживающего автобусный маршрут №26 – ООО «ТК АвтоПассаж» (Общество обслуживало всего один маршрут), предоставляя тем самым преимущественные условия осуществления деятельности иным хозяйствующим субъектам.

Учитывая частичное дублирование маршрутов как троллейбусных, так и автобусных, за счет увеличения пассажиропотока значительно возрастет прибыль ПМУП «Городской транспорт» на троллейбусном маршруте №4, а также прибыль хозяйствующих субъектов, обслуживающих автобусные маршруты № 1, №25, №2, №20, №19. Несмотря на 100% дублирование автобусного маршрута №25 с троллейбусным (№4), 100% дублирование автобусного маршрута №12 с троллейбусным (№1), АПГО без учета мнения населения и наличия объективных причин, предпочло отменить автобусный маршрут №26 с более низкой стоимостью проезда (20 рублей вместо 25). При этом органом местного самоуправления не рассматривался вариант изменения указанного маршрута, отмены маршрутов, обслуживаемых иными перевозчиками.

АПГО приняла решение в интересах муниципального предприятия без учета мнения частного перевозчика, обслуживающего автобусный маршрут №26; вопреки мнению населения, в интересах которого был открыт указанный маршрут и осуществляется организация транспортного обслуживания в Петрозаводском городском округе в целом.

Прогнозируя рост прибыли муниципального предприятия за счет увеличения пассажиропотока на троллейбусах, АПГО фактически навязывает населению услуги электротранспорта, ограничивает их право выбора товара/услуги (определения предпочтительного вида транспорта). При этом АПГО не отрицает, что рассматривает альтернативные варианты обеспечения транспортного обслуживания населения после отмены автобусного маршрута №26, признавая тем самым важность и востребованность подлежащего отмене маршрута для населения; рассматривает перераспределение пассажиропотока на иные автобусные маршруты, в связи с чем возникает вопрос о экономической составляющей – цели увеличения прибыли ПМУП «Городской транспорт».

Рассматривая в качестве альтернативного варианта вывод на автобусный маршрут №26 муниципальных автобусов (учитывая, что в Уставе ПМУП «Городской транспорт» предусмотрен такой вид деятельности как перевозка населения автобусами), АПГО, путем устранения хозяйствующего субъекта - ООО «ТК «АвтоПассаж» с рынка, предоставит преимущественные условия осуществления деятельности муниципальному предприятию.

Компенсируя «исчезнувший» автобусный маршрут №26 за счет модернизации иных автобусных маршрутов (например, изменения маршрута, продления пути следования маршрутов №12 и №19), АПГО тем самым предоставит преимущественные условия осуществления деятельности иным перевозчикам (ООО «Авто Сити» и ООО «АТП 3»). Указанные хозяйствующие субъекты получат возможность извлекать дополнительную прибыль за счет увеличившегося пассажиропока.

В отношении автобусного маршрута №23 у АПГО имелось реальное обоснование для его отмены: на маршруте №23 фактически работает один автобус с неравномерными интервалами движения (порядка двух часов), перевозящий при этом минимальное количество пассажиров, что ставит под сомнение эффективность и востребованность данного маршрута.

Кроме того, отмена автобусного маршрута №23 не повлечет устранения хозяйствующего субъекта с рынка, поскольку он обслуживает еще три регулярных автобусных маршрута в Петрозаводском городском округе.

Отмена автобусного маршрута №26 оценивалась АПГО только с точки зрения возможных негативных последствий на пассажирское сообщение.

Обоснование отмены автобусных маршрутов по причине их дублирования с троллейбусными нельзя признать состоятельным и достаточным, поскольку частичное дублирование отмечается по отношению к каждому автобусному маршруту, более того сама АПГО указала, что автобусные маршруты №25 и №12 на 100% дублируют троллейбусные маршруты №4 и №1). Кроме того, предоставление услуг электротранспортом и автобусами не является взаимозаменяемым.

Немаловажным является то обстоятельство, что ООО «ТК «АвтоПассаж» осуществляет перевозку пассажиров по маршруту №26 на законных основаниях, по итогам участия в конкурентной борьбе.

На основании распоряжения АПГО №63-р от 24.02.2015 был проведен отбор заявок для организации и исполнения перевозок и багажа по маршруту №26.

В приложении к указанному распоряжению содержались условия отбора заявок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности АПГО был определен маршрут регулярных перевозок, условия работы на маршруты (ежедневно, включая выходные и праздничные дни; начала и окончание работы); количество транспортных средств на маршруте - 15 единиц, вид транспорта. В случае отказа победителя от подписания договора предусматривался штраф в пользу АПГО в размере 1000 000 рублей.

На участие в отборе поступило 3 заявки: ООО «ТК АвтоПассаж», ИП Храпенков С.В., ООО ТК «Вираж». По итогам отбора ООО «ТК АвтоПассаж» признано победителем, поскольку предложило лучшие условия – стоимость разовой поездки 10 рублей против 12 рублей, предложенных иными участниками отбора (протокол от 19.03.2015).

Между АПГО с ООО «ТК «АвтоПассаж» заключен договор на организацию и исполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок на территории Петрозаводского городского округа № 26 от 20.03.2015 № 21 сроком действия до 19.03.2018. В приложении №4 к указанному договору указан перечень транспортных средств, обслуживающих №26, который состоит из 18 транспортных средств - марки ПАЗ от 2002 до 2012 г.в.

Указанное свидетельствует о том, чтоООО «ТК «АвтоПассаж» наряду с иными хозяйствующими субъектами участвовало в конкурсе на право осуществления перевозки пассажиров и багажа по автобусному маршруту №26, с победителем был заключен договор на 3 года. Подавая заявки на участие в конкурсе, участники планировали свою деятельность как минимум на срок заключаемого договора, предпринимали действия по приобретению транспортных средств (15 единиц), нанимали водителей, арендовали площади для стоянки транспорта, несли расходы на их обслуживание, страхование и прочее. Лоты и маршруты были сформированы самой АПГО, утвердившей документацию; при этом АПГО подтвердила, что на момент открытия маршрута и проведения отбора знала о дублировании выставленных на конкурс автобусных маршрутов с троллейбусными.

ПМУП «Городской транспорт» как хозяйствующий субъект, Уставом которого предусмотрена возможность осуществления деятельности по перевозке пассажиров автобусами и троллейбусами, не вправе в одностороннем порядке воздействовать на условия обращения товара (услуги) на соответствующем рынке, диктовать свои условия (в свою пользу) осуществления предпринимательской деятельности иными хозяйствующими субъектами.

Вышеуказанные действия АПГО приводят или могут привести к недопущению, ограничению устранению конкуренции, в том числе, путем создания дискриминационных условий, предоставления преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам; необоснованному препятствованию в осуществлении деятельности иными хозяйствующими субъектами; установлению для приобретателей товаров (населения, пассажиров) ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (услуги).

Таким образом, в действиях АПГО содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в принятии акта - постановления АПГО №1713 от 29.05.2017 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в Петрозаводском городском округе», отдельные положения которого могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно – приложение №2 к указанному документу в части принятия решения об отмене автобусного маршрута №26 с января 2018 года, что в силу статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» является основанием для выдачи органу местного самоуправления предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», Карельское УФАС России предупреждает о необходимости в течение месяца с момента получения настоящего предупреждения совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, путем приведения постановления АПГО №1713 от 29.05.2017 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в Петрозаводском городском округе» в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства, а именно - исключения из приложения №2 к указанному акту положений (пункта 2), предусматривающих отмену автобусного маршрута №26.

 

 

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

О выполнении предупреждения сообщить в Карельское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

Руководитель управления А.Б.Пряхин

 

 

Справка: Справка: С вступлением в силу в январе 2016 года «четвертого антимонопольного пакета» расширился институт предупреждения. Теперь предупреждение распространяется на органы власти и недобросовестную конкуренцию. Если предупреждение не исполнено, антимонопольный орган возбуждает в течение 10 дней дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Институт предупреждения направлен на предупреждение органа власти о возможном нарушении антимонопольного законодательства и не налагает на него каких-либо обязательств при своевременном исполнении.

 

 

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

О выполнении предупреждения сообщить в Карельское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: